План открытого урока "Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения"

Волобуева Наталья Юрьевна

План- конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_2024.docx26.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 7» г. Курска

 

 

 

План

открытого учебного занятия по предмету                                       «Специальность. Домра» на тему:                                                                                                   «Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения»

с обучающимся 2 класса ДПП                                                                          в области музыкального искусства «Народные инструменты»                                                                    Чуриловым Арсением,  8 лет обучения                                                                                                                                  

 

 

Преподаватель:

 Волобуева Наталья Юрьевна

Концертмейстер:

Маренкова Лариса Васильевна

 

 

 

 

                                                     г. Курск, 2024 г.

Тема урока: «Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения»

Цель урока: освоение и отработка первоначальных технических и творческих навыков обучающегося на упражнениях, гамме и этюде.

Задачи урока:

Обучающие:

- закрепление устойчивой посадки;

- закрепление основ постановки рук;

- освоение и накопление игровых навыков на инструменте;

- приобретение и закрепление технических навыков;

Развивающие:

  - развитие умений учебной работы в нестандартных условиях;

  - развитие активного слухового, двигательного контроля;

  - развитие внимания, памяти, технических навыков;

Воспитательные:

- воспитание внимания и работоспособности на уроке;

- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

- воспитывать внимательное и бережное отношение к звуку;

Тип урока: формирование и закрепление знаний, умений и навыков.

Форма урока: индивидуальная. 

Методы и технологии обучения:                      - словесные: беседа;

        - наглядные: показ на инструменте с демонстрацией особенностей технических и исполнительских приёмов;

        - практические: гаммы, упражнения;

        - здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук; подбор технического минимума с учётом возрастных особенностей.

Оборудование для организации урока: стул, подставка под ногу, пюпитр, нотные пособия, домра малая, медиатор, фортепиано, ноутбук.

                                               План урока

  1. Организационный момент (2 минуты)                                                                    - объявление темы урока,                                                                                                - цели и задачи урока

  1. Основная часть (30 минут):

Работа над упражнениями:

- постановка рук и посадка за инструментом;

- исполнение упражнений «Бьют часы», «Полицейская машина мчится по улице», «Маленький барабан», «Вверх и вниз по лесенке», «Альпинист», «Завывание ветра». упражнение №1 Г.Шрадика.

-новое упражнение «Я люблю играть на домре»

Работа над гаммой А-dur: звукоизвлечение, штрихи, динамика.

       Работа над Этюдом Д. Кабалевского «Вприпрыжку».

       Просмотр видеозаписи: А. Цыганков «Коробейники» исполняет Глеб Душкин (домра)- 3 минуты.

      3. Домашнее задание (2 минута)

                                           Ход урока

  1. Организационный момент

Тема открытого   учебного занятия: «Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения»

Урок проводится с учащимся 2-го класса Чуриловым Арсением, преподаватель Волобуева Н.Ю., концертмейстер Маренкова Л.В.

Цель урока: развитие и совершенствование технических и творческих навыков обучающегося.

Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные, они отражены в плане урока.

На начальном этапе обучения игре на домре очень важно совершенствовать техническое мастерство, поскольку домра является виртуозным инструментом. И к этому вопросу нужно подходить комплексно: очень важна посадка за инструментом, постановка рук, освоение штрихов, развитие пальцев левой руки и качественное звукоизвлечение. А также нужно учитывать физиологические и возрастные особенности детского организма.

Более детально овладеть домровой техникой помогают упражнения, гаммы и этюды. Процесс работы над ними должен проводиться систематически, быть творческим и познавательным.

2.Основная часть урока.

 Работа над упражнениями.

Вопрос ученику: «Что такое техника?»

Ученик: «Само слово «техника» в переводе с греческого обозначает «искусство», «мастерство».

Техника — это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, различные штрихи, а также динамические оттенки. Техника должна с самого начала идти вместе с музыкальным развитием. Ни то, ни другое неразрывно.

Струнные народные инструменты, особенно домра, требуют при игре значительных мышечных усилий. Однообразная работа правой руки приводит к длительной нагрузке одних и тех же мышц, что способствует быстрому их утомлению. Здесь важно экономно распределять мышечные усилия, не напрягать руку.

Техника левой руки при игре на домре состоит из движений пальцев и движений руки.

Начнем с посадки. Посадка должна быть свободной, непринуждённой и обеспечивающей наименьшую утомляемость при исполнении.

В постановке левой руки необходимо придерживаться следующих правил: 

  1. Кисть и предплечье составляют одну линию. 
  2. Все пальцы закруглены. 
  3. Пальцы (1, 2, 3, 4) слегка развернуты вперед в направлении корпуса инструмента. 
  4. Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки. 
  5. Большой палец находится приблизительно напротив второго  пальца. 

Работу над левой рукой начинаем со 2-го пальца, а затем последовательно будем включать остальные пальцы в игру. 

       Упражнение «Бьют часы». В каждом упражнении следим за посадкой, постановкой рук, звукоизвлечением, динамическими оттенками, ритмом.

Упражнение «Полицейская машина мчится по улице».  Вопрос ученику: «Что ты представляешь, когда играешь это упражнение?» Ученик отвечает.

Упражнение «Вверх и вниз по лесенке» - здесь рука движется вдоль грифа по полутонам.

После второго пальца подключаем к работе третий. Упражнение «Маленький барабан» - следить за четкостью ритма и динамикой.

 Далее упражнение «Лесенка» - работает 3-й палец, рука движется вдоль грифа.

Упражнение «Альпинист». «Представь, что ты альпинист, не спеша поднимаешься в гору и протаптываешь в снегу тропинку».

Переходим к включению в игру 1-го пальца. Этот палец более самостоятельный по сравнению с другими и его надо меньше тренировать и приспосабливать к игровым движениям. Упражнение «Лошадка». 

Включение в игру мизинца - ответственный момент как для преподавателя, так и для ученика, т.к. он самый слабый. Упражнение «Завывание ветра». При этом все пальцы находятся в свободно-активном состоянии, и мизинец обычно сам принимает округлое положение.

Новое упражнение «Я люблю играть на домре» - здесь в игру включены все пальцы, по полутонам идем вверх и вниз.

Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место на грифе. И для этого лучше всего подходят упражнения Г. Шрадика. Их мы будем использовать на протяжении всего периода обучения. При этом необходимо всё время добиваться лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения темпа. 

Работа над гаммой А-dur

Вопрос ученику: «Что такое гамма?»

Ученик: «Гамма-это расположение звуков друг за другом по порядку, вверх или вниз от тоники до тоники».

Гамму и трезвучие будем играть различными штрихами (удары вниз и вверх, дубль- штрих, переменный штрих, тремоло) и динамикой от p до f, с крещендо и диминуэндо.

При игре гамм нужно следить за посадкой, постановкой рук, контролировать слухом звук, ровность и незаметность переходов с ноты на ноту, с одной струны на другую. Пальцы левой руки в восходящем движении остаются на ладах, в нисходящем движении- над ладами. В правой руке запястье должно быть гибким и упругим. 

Сегодня мы будем гамму и трезвучие играть новым ритмом: триолями.  Вопрос ученику: Какое слово можно придумать к этому ритму?

Работа над Этюдом Д. Кабалевского «Вприпрыжку»

Вопрос ученику: «Что такое Этюд?»

Ученик: «Этюд – инструментальная пьеса небольшого объема, основана на применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначена для развития и усовершенствования исполнительской техники».

Этюд не только является прекрасным техническим материалом, но и несёт музыкальное содержание.

Вопрос ученику: «Что обозначает слово «вприпрыжку»?»

Ученик: «Это значит бежать или идти, подпрыгивая».  

По характеру эта пьеса легкая, веселая. Тональность ре мажор.                                                                                              

В Этюде нужно следить за ровностью ударов вниз и вверх медиатора (шестнадцатые ноты), за динамикой, аппликатурой и знаками альтерации.

 

Просмотр видеозаписи  

 В исполнении Глеба Душкина (домра) прозвучит РНП «Коробейники» А. Цыганкова.

3. Домашнее задание. 

- домашнюю работу начинать с правильной посадки и постановки рук,

- в упражнениях следить за руками,

- поработать над гаммой А-dur: играть разными штрихами с динамикой,

- Д. Кабалевский «Вприпрыжку» - ровные ноты, ярче динамика.