План открытого урока "Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения"
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 7» г. Курска
План
открытого учебного занятия по предмету «Специальность. Домра» на тему: «Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения»
с обучающимся 2 класса ДПП в области музыкального искусства «Народные инструменты» Чуриловым Арсением, 8 лет обучения
Преподаватель:
Волобуева Наталья Юрьевна
Концертмейстер:
Маренкова Лариса Васильевна
г. Курск, 2024 г.
Тема урока: «Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения»
Цель урока: освоение и отработка первоначальных технических и творческих навыков обучающегося на упражнениях, гамме и этюде.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепление устойчивой посадки;
- закрепление основ постановки рук;
- освоение и накопление игровых навыков на инструменте;
- приобретение и закрепление технических навыков;
Развивающие:
- развитие умений учебной работы в нестандартных условиях;
- развитие активного слухового, двигательного контроля;
- развитие внимания, памяти, технических навыков;
Воспитательные:
- воспитание внимания и работоспособности на уроке;
- содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к звуку;
Тип урока: формирование и закрепление знаний, умений и навыков.
Форма урока: индивидуальная.
Методы и технологии обучения: - словесные: беседа;
- наглядные: показ на инструменте с демонстрацией особенностей технических и исполнительских приёмов;
- практические: гаммы, упражнения;
- здоровьесберегающие: соблюдение правильной посадки, постановки рук; подбор технического минимума с учётом возрастных особенностей.
Оборудование для организации урока: стул, подставка под ногу, пюпитр, нотные пособия, домра малая, медиатор, фортепиано, ноутбук.
План урока
- Организационный момент (2 минуты) - объявление темы урока, - цели и задачи урока
- Основная часть (30 минут):
Работа над упражнениями:
- постановка рук и посадка за инструментом;
- исполнение упражнений «Бьют часы», «Полицейская машина мчится по улице», «Маленький барабан», «Вверх и вниз по лесенке», «Альпинист», «Завывание ветра». упражнение №1 Г.Шрадика.
-новое упражнение «Я люблю играть на домре»
Работа над гаммой А-dur: звукоизвлечение, штрихи, динамика.
Работа над Этюдом Д. Кабалевского «Вприпрыжку».
Просмотр видеозаписи: А. Цыганков «Коробейники» исполняет Глеб Душкин (домра)- 3 минуты.
3. Домашнее задание (2 минута)
Ход урока
- Организационный момент
Тема открытого учебного занятия: «Развитие технических навыков домриста на начальном этапе обучения»
Урок проводится с учащимся 2-го класса Чуриловым Арсением, преподаватель Волобуева Н.Ю., концертмейстер Маренкова Л.В.
Цель урока: развитие и совершенствование технических и творческих навыков обучающегося.
Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные, они отражены в плане урока.
На начальном этапе обучения игре на домре очень важно совершенствовать техническое мастерство, поскольку домра является виртуозным инструментом. И к этому вопросу нужно подходить комплексно: очень важна посадка за инструментом, постановка рук, освоение штрихов, развитие пальцев левой руки и качественное звукоизвлечение. А также нужно учитывать физиологические и возрастные особенности детского организма.
Более детально овладеть домровой техникой помогают упражнения, гаммы и этюды. Процесс работы над ними должен проводиться систематически, быть творческим и познавательным.
2.Основная часть урока.
Работа над упражнениями.
Вопрос ученику: «Что такое техника?»
Ученик: «Само слово «техника» в переводе с греческого обозначает «искусство», «мастерство».
Техника — это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, различные штрихи, а также динамические оттенки. Техника должна с самого начала идти вместе с музыкальным развитием. Ни то, ни другое неразрывно.
Струнные народные инструменты, особенно домра, требуют при игре значительных мышечных усилий. Однообразная работа правой руки приводит к длительной нагрузке одних и тех же мышц, что способствует быстрому их утомлению. Здесь важно экономно распределять мышечные усилия, не напрягать руку.
Техника левой руки при игре на домре состоит из движений пальцев и движений руки.
Начнем с посадки. Посадка должна быть свободной, непринуждённой и обеспечивающей наименьшую утомляемость при исполнении.
В постановке левой руки необходимо придерживаться следующих правил:
- Кисть и предплечье составляют одну линию.
- Все пальцы закруглены.
- Пальцы (1, 2, 3, 4) слегка развернуты вперед в направлении корпуса инструмента.
- Пальцы соприкасаются со струнами серединой подушечки.
- Большой палец находится приблизительно напротив второго пальца.
Работу над левой рукой начинаем со 2-го пальца, а затем последовательно будем включать остальные пальцы в игру.
Упражнение «Бьют часы». В каждом упражнении следим за посадкой, постановкой рук, звукоизвлечением, динамическими оттенками, ритмом.
Упражнение «Полицейская машина мчится по улице». Вопрос ученику: «Что ты представляешь, когда играешь это упражнение?» Ученик отвечает.
Упражнение «Вверх и вниз по лесенке» - здесь рука движется вдоль грифа по полутонам.
После второго пальца подключаем к работе третий. Упражнение «Маленький барабан» - следить за четкостью ритма и динамикой.
Далее упражнение «Лесенка» - работает 3-й палец, рука движется вдоль грифа.
Упражнение «Альпинист». «Представь, что ты альпинист, не спеша поднимаешься в гору и протаптываешь в снегу тропинку».
Переходим к включению в игру 1-го пальца. Этот палец более самостоятельный по сравнению с другими и его надо меньше тренировать и приспосабливать к игровым движениям. Упражнение «Лошадка».
Включение в игру мизинца - ответственный момент как для преподавателя, так и для ученика, т.к. он самый слабый. Упражнение «Завывание ветра». При этом все пальцы находятся в свободно-активном состоянии, и мизинец обычно сам принимает округлое положение.
Новое упражнение «Я люблю играть на домре» - здесь в игру включены все пальцы, по полутонам идем вверх и вниз.
Чтобы пальцы «бегали» быстро, нужно чтобы они «знали» своё место на грифе. И для этого лучше всего подходят упражнения Г. Шрадика. Их мы будем использовать на протяжении всего периода обучения. При этом необходимо всё время добиваться лучшего качества их исполнения – большей ровности, чёткости, увеличения темпа.
Работа над гаммой А-dur
Вопрос ученику: «Что такое гамма?»
Ученик: «Гамма-это расположение звуков друг за другом по порядку, вверх или вниз от тоники до тоники».
Гамму и трезвучие будем играть различными штрихами (удары вниз и вверх, дубль- штрих, переменный штрих, тремоло) и динамикой от p до f, с крещендо и диминуэндо.
При игре гамм нужно следить за посадкой, постановкой рук, контролировать слухом звук, ровность и незаметность переходов с ноты на ноту, с одной струны на другую. Пальцы левой руки в восходящем движении остаются на ладах, в нисходящем движении- над ладами. В правой руке запястье должно быть гибким и упругим.
Сегодня мы будем гамму и трезвучие играть новым ритмом: триолями. Вопрос ученику: Какое слово можно придумать к этому ритму?
Работа над Этюдом Д. Кабалевского «Вприпрыжку»
Вопрос ученику: «Что такое Этюд?»
Ученик: «Этюд – инструментальная пьеса небольшого объема, основана на применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначена для развития и усовершенствования исполнительской техники».
Этюд не только является прекрасным техническим материалом, но и несёт музыкальное содержание.
Вопрос ученику: «Что обозначает слово «вприпрыжку»?»
Ученик: «Это значит бежать или идти, подпрыгивая».
По характеру эта пьеса легкая, веселая. Тональность ре мажор.
В Этюде нужно следить за ровностью ударов вниз и вверх медиатора (шестнадцатые ноты), за динамикой, аппликатурой и знаками альтерации.
Просмотр видеозаписи
В исполнении Глеба Душкина (домра) прозвучит РНП «Коробейники» А. Цыганкова.
3. Домашнее задание.
- домашнюю работу начинать с правильной посадки и постановки рук,
- в упражнениях следить за руками,
- поработать над гаммой А-dur: играть разными штрихами с динамикой,
- Д. Кабалевский «Вприпрыжку» - ровные ноты, ярче динамика.