Способы повышения мотивации к обучению на уроках специальности
В наше время с каждым годом все острее ощущается нежелание детей учиться,и,похоже,проблема повышения эффективности обучения является одной из главных задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soobshchenie.docx | 53.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа города Свирска»
Методическая разработка
«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНОСТИ»
Разработчик:
преподаватель по классу
баяна и народного пения
Данилова Людмила Николаевна
г. Свирск 2024
Содержание
1.Что такое мотивация
2.Факторы, влияющие на снижение мотивации
3.Четыре «Да» (информация из Интернета)
4.Из опыта работы коллег
5.Работа со слабоуспевающми детьми
6.Из собственного опыта
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский
Введение
Я не зря выбрала эпиграфом к своей работе слова великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского, потому что в наше время с каждым годом все острее ощущается это нежелание детей учиться. Думаю, проблема повышения эффективности обучения является одной из главных задач современного образования.
Каждый преподаватель хочет, чтобы ученики с интересом и желанием ходили на его уроки, их выступления на экзаменах оценивались на «хорошо» и «отлично». Но мотивировать его к обучению, особенно в области серьёзного классического искусства, сейчас очень сложно. В сложившихся экономических условиях в городах Иркутской области (особенно в провинциальных) катастрофически падает престиж профессии академического музыканта.
Почему с каждым годом все труднее сделать набор в музыкальную школу на классические или народные инструменты? Даже если набор сделан, буквально через год-два у некоторых детей пропадает желание продолжать обучение.
Часто мы слышим от родителей и коллег: «он не хочет учиться…», «могла бы учиться хорошо, но нет желания…», «заставлять его силой я не буду…», то есть у ребенка отсутствует положительная мотивация к обучению. Что же остается делать преподавателю? Активизироваться и искать новые пути решения этой задачи, ведь формирование учебной мотивации – это решение вопросов развития и воспитания личности.
Основная часть
Термин «мотивация» появился в обиходе сравнительно недавно. Поначалу к нему прибегали специалисты по работе с персоналом на предприятиях, незаметно просочился этот термин и в современную педагогику.
Мотивация (от латинского movere) – побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность. Что стоит за этими словами?
Мы, в своей жизни, часто сталкиваемся с желанием или нежеланием что-либо сделать – начиная от бытовых действий, (сделать зарядку, помыть посуду…) заканчивая более глобальными вещами (аттестация, участие в конкурсе профессионального мастерства…)
Слайд 4.Ключевую роль в том, насколько скоро от мысли о необходимости сделать что-то важное мы приступаем непосредственно к действию, и играет наша мотивация. Для взрослого человека мотивация – это, в первую очередь, финансовое стимулирование. Для обучающихся – это оценки, участие в конкурсах и концертной деятельности, похвала значимых взрослых и еще многое другое…
Учебная мотивация – это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это комплексная система, которая состоит из мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний.
Успешность, уровень знаний, полученных обучающимися, желание учиться или даже посвятить профессии музыканта всю жизнь зависит от мотивации всех участников образовательного процесса. Преподаватель, работая с детьми разной степени одаренности, должен суметь определить, в чём именно талантлив каждый ученик и дать ему соответствующие его способностям задачи.
На снижение мотивации влияют различные факторы. Один из них – стиль воспитания в семье. Есть две причины по которым дети идут в музыкальную школу: либо потому, что ребенок «заинтересовался», либо потому, что родители приняли решение. В первом случае велика вероятность что интерес ребенка может переключиться на что-то новое (спорт, танцы, кружок), во втором случае все серьезнее. Родители часто лишают ребенка автономии и компетентности. Такое отношение приводит к неуверенности в своих силах, инфантильности, отсутствию инициативы. Кроме того, современные дети 2003-2024 гг. рождения имеют свои особенности. У них нет необходимости читать книги, собирать данные — «Интернет знает все». Современные дети не в состоянии обработать, проанализировать огромный поток информации. Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации, у них скудный словарный запас, они не умеют выражать эмоции, общаться.
Еще один фактор низкой мотивации – содержание обучения, которое никак не связано с жизнью. У ребенка отсутствует понимание, зачем он должен это знать и как приобретаемые знания и умения пригодятся ему в будущем. В традиционной педагогике до сих пор господствуют объяснительно-иллюстративные методы, которые не формируют умения пользоваться теоретическими понятиями. Это приводит к малой познавательной активности учащихся. Однообразие форм работы и однотипность упражнений, которые служат закреплению предложенных знаний, в которой мало возможностей для индивидуальной активности также способствуют потере мотивации.
На вопрос: «Почему тебе не хочется продолжать обучение?», дети отвечают: «Много задают в школе, сильно устаю, недосыпаю, хожу в кружок, хочу гулять на улице или сидеть за компьютером и т. д». Все перечисленное – это факторы, зависящие не от нас, а скорее от режима и приоритетов семьи ребенка.
Но есть и причины, напрямую связанные с преподавателем – неинтересные уроки, трудности в понимании предмета, большой объем материала, много лишнего материала, негативные отношения между учениками в группе, личные качества учителя, страх перед школой и плохой оценкой, непонимание цели учения. Здесь есть повод задуматься.
В настоящее время всемирная сеть Интернет богата разного рода тестами на определение уровня мотивации, в том числе и учебной.
Вот такой полезный материал я нашла в Интернете. В процессе учебной деятельности успех достигается в том случае, когда ребёнок отвечает «ДА» на четыре важных вопроса, которые можно назвать основой оптимальной мотивации.
Вот эти вопросы:
1.Могу ли я?
2.Хочу ли я?
3.Вижу ли я в этом смысл?
4.Верю ли я, что мир мне поможет/позволит сделать это?
«Могу ли я?» Этот вопрос подразумевает наличие у ребёнка сил, времени, энергии и веры в себя при решении задачи, стоящей перед ним. В своей практике мне часто приходится сталкиваться с тем, что родители, желая всесторонне развивать своего ребёнка, перегружают его множеством задач. Один из моих учеников второго класса, кроме музыкальной школы, еще ходил на гимнастику и плавание. На мой вопрос маме, о том, что её побудило дать ему дополнительную нагрузку, она ответила, что причиной является опасение отрицательного влияния свободного времени, которое периодически у него может появляться. Такие сверхнагрузки неизбежно снижают мотивацию ребёнка. Когда же он отдыхает? Здесь, в первую очередь, нужно организовать режим занятий с учётом оптимального соотношения усилий и отдыха, уделить внимание эмоциональному состоянию маленького музыканта.
«Хочу ли я?» Говоря другими словами, этот вопрос звучит так: интересна ли мне та цель, что стоит передо мной, хочу ли я посвятить этому свои силы и время? Мы знаем что, если человек чего-то хочет, он добьётся этого любыми путями, так же это правило работает и в противоположном направлении. Часто в разговорах с родителями учеников о причинах плохой успеваемости, некачественной подготовке домашнего задания можно услышать, что ребёнок «ленится». Оказывается, среди психологов не существует понятия «лень». Причины поведения, называемого ленью, могут лежать в том, что ребёнку не нравится педагог или деятельность, которой он занимается, не устраивает результат в изучении музыкального искусства.
«Вижу ли смысл в этом?» Вариантов поведения при таком положении два. Во-первых, нужно постоянно разговаривать с ребёнком, подавать личный пример, рассказывать о реальной пользе занятий музыкой (примеры бывших выпускников, продолживших обучение), увлекать позитивными последствиями занятий – поездками на конкурсы, выступлением на сцене. Во-вторых, иногда бывает необходимым признать, что ребёнок имеет право выбора и, возможно, его противостояние вызвано потребностью самовыражаться через другой вид деятельности. Несколько наших учеников, оставивших музыкальную школу, стали чемпионами в различных видах спорта: борьбе, футболе, легкой атлетике. В данном случае преподаватель должен использовать личностно-ориентированный подход, и понимать, что то, что работает с одним ребёнком, совершенно теряет смысл при общении с другим.
«Верю ли я, что мир поможет/позволит?» На первый взгляд, это очень необычный вопрос. Но речь здесь идет о страхе быть непонятым и неоцененным окружением (друзьями, одноклассниками, учителями). Нередко сами взрослые своими репликами наталкивают ребёнка на такие мысли и страхи, навешивая ярлык на ученика, как слабого и неспособного. Выходом из такого рода страхов может быть только лишь выработка умения принимать неудачи, как нормальную часть жизни, понимание, что мир разный, что не стыдно пробовать и ошибаться.
Важно сказать, что в учебном процессе мотивированы должны быть все три стороны: и ребенок, и преподаватель, и родители. Самое существенное влияние на мотивацию детей к занятиям искусством оказывает та мотивация, которая исходит от взрослых, особенно, исходящая от семьи. Если интерес к новостям в мире искусства витает в воздухе семьи и школы, им очень трудно не заразиться. Сегодняшние дети живут в ускоренном режиме, в больших объёмах усваивают новую информацию, они очень разносторонние, параллельно с музыкальным отделением посещают художественное, спортивные кружки и секции, изучают языки. Рядом с такими детьми мы не имеем права останавливаться в своём развитии, мы обязаны быть с ними в одном времени, иначе не состоится контакт, и обучение не даст результата.
Профессия преподавателя сложна, требует большой отдачи. Как удержать в течение многих лет работы интерес детей к уроку специальности? Вот несколько советов из опыта работы коллег, которые делятся своими наработками в статьях на тему повышения учебной мотивации у обучающихся:
- перед началом работы над новым произведением или в процессе его изучения обращаться к видеозаписям, имеющимся в обилии в сети Интернет, которые представляют собой яркий пример успешного воплощения музыкального образа;
- обязательно наличие в репертуаре ребёнка произведений, которые будут несложными в изучении, но яркими и интересными по звучанию;
- после любого выступления в первую очередь отмечать положительные моменты и уже потом очень аккуратно и грамотно не порицать, а советовать, на что стоит обратить внимание в дальнейшем (такой совет особенно хорош при обсуждении результатов выступления подростков);
- привлекать к учебному процессу родителей, начиная с посещения уроков для наиболее полного вникания в материал, заканчивая организацией домашних концертов ;
- балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Главным в оценке работы ученика должен быть качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков. Именно анализ урока оказывает влияние на формирование у детей адекватной самооценки работы. А просто отметка для многих учащихся перестает играть мотивирующую роль, и сама учебная работа теряет для них всякую ценность.
Огромную роль в повышении мотивации к обучению играет создание ситуации успеха для каждого ученика. Здесь важен индивидуальный подход: учет темпа выполнения заданий, создание атмосферы диалога, сотрудничества, взаимопонимания как между преподавателем и детьми, так и между самими детьми.
Приёмы повышения мотивации, приведённые выше, успешно работают со всеми учащимися, но особо велико их значение на уроках с детьми, обладающими музыкальными способностями среднего и ниже среднего уровня. Отстающие в обучении подростки с течением времени привыкают за результаты своей деятельности выслушивать наставления и нарекания учителей. Но слабоуспевающие дети в большинстве своём чувствительны к доброму слову, оно укрепляет в них веру в себя, вызывает старание и эмоциональный подъём, стимулирует умственные усилия. Учителям необходимо помнить, что слабоуспевающему ученику не сразу даются его усилия, необходимы терпение, настойчивость и такт. Даже малейшие сдвиги в учении таких детей надо замечать и отмечать.
Стремление учащихся к успеху является огромным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Неуспешный ученик не должен оказываться в ситуации постоянных негативных оценок. Учителю необходимо настраивать детей на правильное восприятие успехов и неудач — успех как неслучайный, неудача как временная. Сравнивать не учащихся, а ученика сегодняшнего с ним же вчерашним.
Работа над формированием личностных результатов также важна, как и работа над усвоением знаний. Самый мощный стимул – «Получилось!» В формировании устойчивой учебной мотивации (побуждении к познанию, исследованию), огромное значение имеет интерес, интерес к предмету, к изучаемой теме. А также удовольствие, получаемое в процессе учебной деятельности и значимость, важность результатов этой деятельности (Я добился! Я смог! У меня получилось! Я молодец!). Ведь именно ощущение того, что ты можешь, окрыляет ученика, помогает ему достичь наибольших результатов, делает его неутомимым тружеником. «Хочу – могу – выполняю с интересом – для меня это значимо»: вот порядок эффективной учебной цепочки.
У каждого преподавателя существуют свои приёмы повышения мотивации. Приведу несколько примеров из собственного опыта.
Для поддержания интереса к занятиям я стараюсь повышать мотивацию своих баянистов различными способами.
Рекомендации:
- ученику очень важно совместно с преподавателем осмыслить цель предстоящей деятельности, поставить учебные задачи, затем – рефлексия (что нового узнал, какую работу провели, над чем нужно поработать дома, домашнее задание определять вместе);
- необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика, избегать перегрузок;
- рекомендуется продуманно чередовать виды работ: чтение с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, транспонирование, сочинение стихов к музыке, проверка выученного материала (отдельно каждой рукой, игра на одном баяне), использовать шумовые инструменты: ложки, бубен, ксилофон (физминутка);
- крайне желательно на уроке создавать ситуации успеха для каждого обучающегося, хвалить за любые достигнутые результаты, воспитывать веру в себя, в свои возможности («ты все можешь, нужно только постараться!»);
- каждого ребенка следует оберегать от негативных воздействий социума («Телефоны есть у всех, а баян только у тебя! Ты, в отличие от сверстников, не обучающихся в музыкальной школе, можешь читать ноты, исполнять ритмы, подбирать знакомые мелодии, можешь петь и аккомпанировать себе на инструменте, радовать близких, обрести новых друзей, интересно заполнить свободное время.»);
- верить в ученика и верить ученику (Не выполнил задание – что делать? Договариваться! Звонок родителям или…. Двойка в дневнике карандашом, к следующему уроку – задание в двойном размере);
- чаще задавать самостоятельную работу (разбор новой пьесы, подбор аппликатуры, подбор на слух, сочинение слов к этюду);
- рассказывать о том, как важны теоретические предметы: сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, потому что все это развивает слух и мышление (Без теории нет практики!);
- повышать интерес к классической и народной музыке, посещать вместе с учениками концерты, мастер-классы, просматривать видеозаписи выступлений известных исполнителей, принимать участие в различных конкурсах, в концертной деятельности школы и города;
-организовать ансамблевую практику с другими учащимися или преподавателем, что также способствует повышению интереса к занятиям;
- проводить работу с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, регулярно устраивать концерты класса, совместные мероприятия)
И самое, на мой взгляд, важное – надо увлечь ученика так, чтобы он вам доверился и шел на урок с радостью и интересом. Ученик должен чувствовать добро, исходящее от взрослого, который с ним занимается. Нужно стать для своего ученика не только наставником, но и другом, близким человеком: интересоваться его успехами в общеобразовательной школе, знать его интересы и предпочтения, помогать советом в различных жизненных ситуациях, уважать его, как личность. И, поверьте, в ответ вы получите неподдельную любовь и уважение, и, что самое главное, желание учиться.
Заключение
Мотивация лежит в основе успешного освоения обучающимися навыков и умений, необходимых в музыкальной школе. Конечно, возможно научить и через силу, игнорируя потребности ребёнка в понимании и принятии. Но гораздо грамотнее будет ставить высшим приоритетом в развитии музыканта, начиная с первого класса, понятную схему обучения с расстановками целей и средств к их достижению, учитывая индивидуальные особенности ученика. Конечно, это долгий и трудный путь, но зато будут заинтересованы и ребёнок, и его родители, а значит и повысится количество обучающихся, которые пройдут всю образовательную программу до конца, не бросая обучение.
Закончить хочу словами замечательного педагога и психолога Ш.А Амонашвили: «Детей нужно любить всем сердцем! Каждый урок должен быть осмыслен педагогом, как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.»
Список литературы
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб.: «Питер», 2000.
- Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Журнал «Народное образование». №8, 2001. [a]
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: «Просвещение», 1982.
- Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва, 2001.
- Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2000.
- Формирование мотивации к обучению в ДШИ, ДХШ, ДМШ / для преподавателей детских школ искусств: методическое пособие / сост. Решетниикова И.А. – Благовещенск.[b]
- Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Москва: «Просвещение», 2000.
[a]Номера страниц статьи?
[b]Год?