ИЗУЧЕНИЕ ВИБРАЦИИ В КЛАССЕ СКРИПКИ
ИЗУЧЕНИЕ ВИБРАЦИИ В КЛАССЕ СКРИПКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_vibratsii_v_klasse_skripki.docx | 24.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ВИБРАЦИИ В КЛАССЕ СКРИПКИ
Преподаватель МБО ДО «ДШИ» г. Нефтеюганска Е.Б. Андричук
2022 год
Итальянское vibrato, латинское vibratio (колебание) – это равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодическое изменение в небольших пределах высоты, громкости и тембра звука. Вибрация придаёт звукам особую окраску, певучесть, повышает их выразительность и динамичность. Характер вибрации и способы её использования определяются индивидуальным стилем интерпретации и артистическим темпераментом исполнителя. Нормальное число колебаний вибрации — около 6 в секунду. При меньшем числе колебаний слышится качание или дрожание звука, производящее антихудожественное впечатление. Термин «вибрация» появился в 19 в., однако лютнисты и гамбисты пользовались этим приёмом ещё в 16-17 вв.
Co времени упадка сольной игры на лютне и виоле да гамба художественное применение вибрации связано главным образом с игрой на инструментах скрипичного семейства. Одно из первых упоминаний о скрипичной вибрации содержится в «Универсальной гармонии» (1636) M. Мерсенна. Классические школы скрипичной игры ХVIII века рассматривали вибрацию лишь как разновидность украшений и относили этот приём к орнаментике. Дж. Тартини в своём «Трактате об орнаментике» (1782г.) называет вибрацию «tremolo» и рассматривает её как вид игровых манер. Её использование, как и других украшений (трель, форшлаг и др.), разрешалось в случаях, «когда того требует аффект» - возможно в кантилене, на длинных, выдержанных звуках, особенно в «завершающих музыкальных фразах». Различались вибрато равномерно медленное, равномерно быстрое и постепенно убыстряющееся, обозначавшиеся соответственно волнистыми линиями над нотами. В эпоху романтизма вибрато из «украшения» превращается в средство музыкальной выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства скрипача. Широкое использование вибрато, начало которому положил Н. Паганини, естественно вытекало из колористической трактовки скрипки романтиками. В 19 веке, с выходом музыкального исполнительства на эстраду большого концертного зала, вибрато прочно входит в практику игры. Несмотря на это, ещё Л. Шпор в своей «Скрипичной школе» (1831г.) разрешает исполнять вибрато лишь отдельные звуки, которые он отмечает волнистой линией. Наряду с названными выше разновидностями Шпор применял и замедляющееся вибрато. Дальнейшее расширение применения вибрато связано с исполнительством Э. Изаи и в особенности Ф. Крейслера. Стремясь к эмоциональной насыщенности и динамичности исполнения и используя вибрато как приём «опевания» техники, Крейслер ввёл вибрирование при игре быстрых пассажей и в штрихе detachе (что запрещалось классическими школами). Это способствовало преодолению «этюдности», сухости звучания таких пассажей. Анализ скрипичного вибрато различных видов и его художественного применения дал К. Флеш в своей работе «Искусство игры на скрипке» (1923-28г.).
Наша современница Анна Благая (г.р. 1978) Скрипичной азбуке пишет: любознательные умы то и дело пытаются разъять (вибрато) на составные части, подчинить логике, что не всегда хорошо получается.
Всё дело в том, что вибрация— вещь, происходящая по большей части подсознательно, руководит тут инстинкт, душа вместе с эмоциями и настроениями. Нет, конечно, разум тоже может управлять вибрацией, но только до определенных пределов.
Играя пьесу перед слушателями, скрипач ни за что не будет думать при этом: «так, ну хорошо, пока всё идёт по плану, вот на этой ноте я сейчас сделаю шесть колебаний в секунду, а вот здесь — семь». Это не просто скучно, это нереально, разве что музыкант оказался бы на какой-нибудь планете, где время течёт медленнее раз в десять и где при этом эмоций не существует, а существует лишь система правил.
Вибрация каждый раз требуется особая, в зависимости от фразировки, окраски звука, артистической индивидуальности (а также от стиля произведения, эпохи, в которую оно было создано, и др.) Скорость вибрации — не заданная величина, она может увеличиваться или уменьшаться в разных фрагментах фразы, характер вибрации вступает во время игры с прочими средствами выразительности в самые тонкие химические реакции, поэтому готовые формулы способа вибрирования (пальцевая вибрация? локтевая?) слишком примитивны и грубы, чтобы они были полезны при художественном творчестве, которым пока еще остается игра на скрипке. Поэтому во время игры всё равно остаётся действовать «по старинке»: просто взять и сделать, приняв за «точку опоры» не что-то вещественное и осязаемое вроде грифа или каких-то частей руки, а саму душу.
Кстати, перебор с вибрацией производит прямо противоположное действие: вместо того, чтобы одухотворить звук и придать ему объем, он превращает его в прозаичное блеяние. Мера, необходимая в каждом конкретном случае, определяется тоже исключительно инстинктом, ну а если чувство меры музыканту изменило — уши слушателей моментально определят, что в звуке что-то не то, хотя про вибрацию сами слушатели могут ничего не знать – считает Анна Благая.
Ярким представителем принципа умеренного применения вибрато являлся Л. Ауэр. "Цель вибрации — придать большую выразительность музыкальной фразе. Слишком частое применение вибрации уничтожает цель, ради которой его употребили". Л. Ауэр впоследствии замечал, что "Многие считают вибрато средством для сокрытия скверной интонации и неприятного звука".
По вопросу, должно ли вибрато быть постоянным или эпизодическим, существуют самые противоположные мнения. Но, произведя обзор игры современных скрипачей, было установлено, что почти все они пользуются непрерывным вибрато.
И не смотря на различные мнения, преподаватели обычно соглашаются с тем, что «Вибрация есть технический навык, как и любой другой, требующий развития, связан с воспитанием двигательной функции играющего. Вибрация — прием не врожденный, а вырабатываемый». Единственное затруднение вызывает то, что вибрация быстро автоматизируется и переделать ее сложно, поэтому в начальной стадии обучения необходимо точно вырабатывать правильный прием и строгое отношение к применению вибрации.
ВИДЫ ВИБРАЦИИ
Б.А. Струве на основании физиологического анализа вибрации скрипача отмечает наличие кистевой и локтевой вибрации. Мягкие пальцевые суствы, способные к большому пассивному движению, располагают руку скорее к кистевой вибрации. Более жесткие пальцы — к локтевой. Промежуточная форма (смешанная) вибрации — одновременное участие в процессе вибрирования кистевого и локтевого суставов. Правильное положение руки для данного скрипача следует искать в каждом случае отдельно, но индивидуально найденное положение должно служить основой, опираясь на которую скрипач будет искать максимального разнообразия приемов для расширения звуковой палитры.
Каждому скрипачу присуща индивидуальная скорость вибрато, она зависит от сложного комплекса психо-моторных процессов в организме. Наблюдения показывают, что на скорости вибрато сильно отражается состояние здоровья играющего. Состояние возбуждения, упадка сил, вялость, нервозность, порывистость, эстрадное волнение отражаются на всей жизнедеятельность организма и непосредственно влияют на скорость вибрато.
Когда начинать?
Планомерно развиваемое чувство художественного вкуса постепенно приводит ученика к потребности более яркого выражения эмоций. Ученик начинает чувствовать потребность в вибрации, иногда не дожидаясь указаний со стороны педагога. Он пробует вибрировать, подражая другим скрипачам. В этих случаях нужно помочь, направить эти колебательные движения в соответствии индивидуальными качествами руки ученика и неуклонно следить за развитием этого навыка. Естественно, к изучению этого навыка следует приступать только тогда, когда ученик уже имеет определенную техническую и музыкальную подготовку. Это прежде всего хорошо усвоенная постановка, хорошее звукоизвлечение, чистое интонирование, владение несколькими позициями и их сменами.
В практике чаще всего приходится приступать к изучению вибрации не дожидаясь инициативы со стороны учащегося, но при определенных условиях: когда приобрела определенную устойчивость рука на грифе и связанная с этим чистота интонации отсутствие всех лишних напряжении в игровом аппарате и усвоение III позиции в соединение с I позицией. Это приблизительно II - III-й год обучения. Нужно дать ученику правильное представление о вибрации, как о художественном приеме. Лучше всего сыграть ученику изучаемую пьесу. После этого можно непосредственно приступить к изучению вибрации.
Начинать рекомендуется с беззвучных упражнений
- Раскачивать кисть левой руки, держа её перед собой на уровне глаз.
- Так же раскачивать левую кисть – вдоль грифа, держа на плече скрипку (придерживая её правой рукой).
- То же движение, но большой палец левой руки закреплён на шейке скрипки.
- Вторым пальцем делать скользящие движения вдоль струны и обратно. Движения выполнять медленно и ритмично, постепенно ускоряя и сокращая расстояние до концентрации колебания в одной точке струны. При этом лишь две точки касаются грифа – подушечка играющего пальца и внутренняя сторона большого (при этом большой палец остается на месте в свободном состоянии).
- То же самое делать третьим, первым и четвертым пальцами.
Все четыре пальца, которыми пользуются скрипачи, имеют разные подушечки. Обычно самая узкая - на мизинце. Это является одной из причин того, что скрипачи часто избегают вибрато мизинцем, заменяя его в кантилене другим пальцем. Кроме того, положение большого пальца напротив среднего создает 2-му большую уверенность. Разница между величиной подушечки пальцев незначительна, тем не менее она играет роль в выборе "звучащей аппликатуры" каждым скрипачом.
На первых порах будут неуклюжие движения, но это не страшно, лишь бы не возникло напряжение в руке и колебания были бы направлены вдоль струны, а не поперек. Заниматься вибрацией нужно осторожно, не приводя к утомлению мышц.
Первое время, работая дома над вибрацией, ученик может головкой скрипки опираться в стену, при этом большой палец будет лишь слегка прикасаться к шейке, не стесняя движения кисти.
После Ш позиции можно перенести вибрацию в I позицию на средние струны, следить, чтобы ладонь левой руки не примыкала к шейке (приходится держать руку ученику, создавая ему точку опоры). Работать над овладением навыками вибрации приходится на каждом уроке в течение длительного времени по 5-10 минут. То же необходимо делать в домашних занятиях.
К. Флеш рекомендует для расширения вибрато усилить работу кисти, упражняться в гимнастике кисти без скрипки, а чтобы движения быстрее и мельче, А. Риварт рекомендует положить палец плоско на струну в IV позиции и кистью описывать движения вперед с уклоном влево.
Вибрировать надо с самого начала взятого звука, а не в середине его и не прекращать вибрацию до конца звучания данной ноты. Вибрация не должна быть слишком мелкой и слишком медленной. В обоих случаях она потеряет свою художественную ценность.
Основным и лучшим материалом для упражнений над вибрато должны быть музыкально-художественные произведения. Этот метод может развить настоящий контакт между эмоцией, слухом, исполнительским навыком вибрато. Идеальным произведением для первого опыта игры с вибрацией является Колыбельная В. Моцарта, в которой можно вибрировать только длинные ноты, причем медленно, выполняя движения на каждую восьмушку.
Каждому музыкальному образу должен соответствовать свой тип вибрации. Спокойная певучая пьеса обычно вызывает потребность в широкой, медленной вибрации, напряженная же кантилена — соответствующее увеличение ее интенсивности. Хорошим может быть как медленное, так и быстрое вибрато. Неспособность изменить скорость вибрато свидетельствует об отсутствии мастерства.
Вибрацией нужно владеть, она должна быть подчинена воле играющего. Итак, работая над произведением, следует не забывать о вибрации, как о сильном средстве музыкальной выразительности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Агарков Р. Вибрато в игре на скрипке
- Мазель В. Методика преподавания игры на скрипке (курс лекций)
- Погожева Т. Вопросы методики обучения игры на скрипке
- Струве Б.А. Вибрация на струнно-смычковых инструментах