Роль ансамблевой игры в формировании музыканта

важные моменты совместного ансамблевого музицирования и исполнения в ансамбле

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansamblevoe_muzitsirovanie.odt25.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема Статьи: Роль ансамблевой игры в формировании музыканта

Введение.

Обучение игре в ансамбле является составной частью

профессиональной подготовки музыкантов — исполнителей. Оно предусматривает развитие навыков ансамблевого музицирования в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста оркестра или ансамбля.

В музыкальных учебных заведениях в классе ансамбля приобретаются многообразные

навыки совместного исполнительства, расширяется музыкальный кругозор; формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения, воспитывается слуховой самоконтроль и исполнительская ответственность учащихся.

Глава1. Что значит играть в ансамбле?

Один из важных моментов совместного ансамблевого музицирования это создание творческой атмосферы, необходимой в совместной работе. Слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения. Вместе с тем, развиваются и закрепляются навыки чтения нот с листа. Наряду с развитием практических навыков в задачи предмета входит воспитание у учащихся творческой  воли, стремления к самосовершенствованию: знакомство с лучшими образцами русской, зарубежной музыки, произведениями современных композиторов. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения в целом. Одно из важнейших требований при работе с ансамблем — учет индивидуальных особенностей каждого учащегося при комплектовании составов ансамблей.

Психологи установили три основных типа взаимоотношений между участниками любого коллектива — авторитарный, либеральный и коллегиальный. Авторитарный характеризуется максимальным влиянием одного из музыкантов и беспрекословным выполнением его требованием другими. В стабильных творческих содружествах, добившихся больших художественных успехов и широкого общественного признания,

авторитарный тип взаимоотношений, ограничивающий права, инициативу творческий поиск ведомого, наблюдается не часто; особенно малоэффективен он в проблемных ситуациях, требующих максимальной активности и отдачи от каждого из партнеров. Либеральный тип взаимоотношений, напротив, характеризуется отсутствием музыканта,

способного возглавить ансамбль и повести за собой к намеченной цели -такие ансамбли чаще встречаются лишь в учебной практике и после прохождения класса ансамбля обычно прекращают свое существование. Здесь совместная деятельность музыкантов заключается лишь в освоении новых произведений, знакомстве с самой практикой профессионального ансамблевого исполнительства. И, наконец, коллегиальный тип

взаимоотношений представляется наиболее прогрессивным, так как дает возможность каждому из ансамблистов наиболее полно реализовать свой творческий потенциал.

Партнеры, ставшие единомышленниками в результате дискуссии, всестороннего обмена мнениями, творческого спора, продуктивно работают в проблемных ситуациях, взаимодополняют друг друга.

Совместное исполнение в ансамбле требует одинакового понимания идейно художественного замысла и стилистических особенностей

произведения, единых темпов, динамики, штрихов. Участники ансамбля должны уметь, основываясь на фактуре произведения, ясно определять роль и значение исполняемой партии в каждом конкретном эпизоде. Инерция солировать, нередко присущая начинающему ансамблисту, замыкает его в пределах собственной партии и затрудняет тем самым охват произведения в целом. Процесс ансамблевого исполнения требует постоянной взаимной координации, которая тесно связана с основами совместного музицирования: ритмической устойчивостью и согласованностью, динамическим равновесием, единством фразировки. На занятиях по ансамблю еще большее значение, чем в сольном исполнительстве, имеют также необходимые качества, как личная ритмическая дисциплина, умение правильно и точно читать и воспроизводить нотный текст. Следует обращать внимание учащихся на необходимость точного выполнения указаний в тексте в отношениях темпа, нюансировки, штрихов, пауз и т. д. По существующей традиции все участники ансамбля играют по нотам. Поэтому умение свободно играть по нотам, требующее своих особых навыков, основанных на иных координационных процессах, чем при игре наизусть, следует воспитывать на протяжении всего курса обучения. Качества необходимые руководителю ансамбля - педагогу и

воспитателю Музыкальная педагогика требует большой глубины и обширности

познаний. Не случайно во все времена и у всех народов обучением

подрастающего поколения занимались самые знающие и опытные люди.

Глава 2. Роль педагога в ансамблевом музицировании

Работа педагога — это непрерывный творческий процесс. Она постоянно ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые задачи.

Настоящий педагог должен многое знать и много уметь. Прежде всего,

он должен хорошо владеть своим инструментом, однако прямая зависимость между исполнительским и педагогическим мастерством существует далеко не

всегда. Не каждый хороший исполнитель может стать таким же хорошим

педагогом. Педагогика требует особых способностей. Играющий педагог постоянно растет, ищет новые пути к художественному и техническому совершенствованию исполнения. Но наряду с этим, педагог должен обладать педагогическими, и, в частности,

дидактическими способностями, умением передать свои знания ученикам. Наконец, педагог должен быть яркой, интересной личностью. Неоценимое значение для этой профессии имеют такие человеческие качества, как доброта и отзывчивость, справедливость и принципиальность,

сильная воля и целеустремленность, выдержка, настойчивость, организаторские способности. Для успешной работы с ансамблем руководителю необходимо владеть

способами настройки и разыгрывания музыкантов-духовиков, знать

закономерности репетиционного процесса. Занимаясь с ансамблем, особое

внимание следует уделять работе над исполнительским дыханием, культурой

звука, единообразием штрихов и артикуляции, а также над ансамблевой

согласованностью, звуковым балансом и фразировкой.

Смысл игры в ансамбле заключается в строго согласованных действиях

всех музыкантов, направленных на достижение единого результата. От

каждого участника ансамбля требуется максимум усилий для достижения

общей цели.

Особая ответственность ложится на педагога, занимающегося с детьми.

С первых занятий с детским ансамблем руководитель объясняет учащимся,

что нужно ежедневно заниматься на инструменте, а во время репетиций быть

предельно собранными и внимательными. Ребята должны понять, что каждый

музыкант в ответе за общее дело, за хорошее звучание ансамбля.

Не следует читать детям «лекции» об этике поведения, строгой

дисциплине, а в живой повседневной работе, без лишних нравоучений

прививать практические навыки правильного поведения. Хороший ансамбль

это, прежде всего хороший, здоровый коллектив.

Нужно неустанно воспитывать сознательную дисциплину, объясняя

молодым музыкантам, что дисциплина здесь просто необходима — без нее не

может быть коллективного исполнения музыки. Умелая постановка

руководителем конкретной задачи и ее выполнение участниками ансамбля.

делают осязаемым их собственный творческий рост, приносят радость преодоления трудностей. На репетициях и выступлениях постоянно должны царить атмосфера

доброжелательности. Преподавателю важно сочетать свою требовательность с

уважением к личности молодого музыканта. К каждому участнику ансамбля нужно

найти правильный индивидуальный подход, для чего необходимо знать детскую психологию, уметь наблюдать и, конечно же, любить детей. Одним руководитель помогает

укрепить свою волю, стать более настойчивым в занятиях, другим разъясняет,как преодолеть замкнутость, застенчивость. Формы индивидуального подхода меняются в зависимости от возраста свойств нервной системы ребенка. В воспитании детского коллектива огромную роль играет личность руководителя, и, прежде всего - как педагога и воспитателя. Для того чтобы всесторонне воспитывать молодого человека, а именно к этому должен стремиться любой педагог, руководителю ансамбля необходимо обладать

высокими гражданскими качествами и особыми чертами характера, которые

давали бы ему моральное право и силу влиять на учащихся, вести их за собой,

формировать их идеалы и интересы, чувства и характер. Дети всегда

стремятся подражать взрослым - своим наставникам и педагогам, но для этого

нужно завоевать их симпатии и доверие. Черты характера педагога, манера поведения, внешний вид - все имеет большое значение в воспитательной работе. Руководитель коллектива должен стремиться овладеть основами педагогического мастерства, развивать в себе способности организатора и педагога, быть компетентным деятельности.

Руководитель ансамбля должен чувствовать ответственность не только

за техническое, но и за эстетическое развитие своих воспитанников. Главную

роль в этом плане играет разучиваемый и исполняемый репертуар. В выборе

его находят отражение творческие позиции руководителя.