План-конспект открытого урока "Работа над звуком в кантилене"
Открытый урок посвящен приемам качаственного исполнения певучей музыки. А также подходу к выбору исполнительских приемов в соответствии с художественными задачами, поставленными автором музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект открытого урока | 37.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ИСКУССТВ № 6 Г. ДОНЕЦКА»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по предмету «ФОРТЕПИАНО»
на тему:
«РАБОТА НАД ЗВУКОМ В КАНТИЛЕНЕ»
План-конспект открытого урока преподавателя отдела фортепиано, 9 тарификационный разряд , муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Школа искусств №6 г. Донецка»
Марченко Любови Михайловны
Донецк – 2024
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
по предмету «Фортепиано»
( дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»)
Ярцева Виктория
(фамилия, имя обучающегося)
7 класс 8-летний срок обучения, фортепиано
(класс, срок обучения)
Марченко Любовь Михайловна
(ФИО преподавателя)
9 тарификационный разряд
(категория/разряд/педагогическое звание преподавателя)
25 января 2024
(дата проведения урока)
МБУ ДО «Школа искусств №6 г. Донецка»
(место проведения урока)
Тема урока:
«Работа над звуком в кантилене»
Цель урока:
Развитие навыков игры кантилены: достижение певучего звука, раскрытие образного содержания произведения через звук. Формирование творческого мышления.
Задачи урока:
образовательные:
-формирование навыка певучей игры с умением распределять вес рук для баланса мелодии и аккомпанемента;
- развитие музыкально-слуховых представлений;
- нахождение рациональных приемов исполнения, соответствующих образному строю произведений;
развивающие:
- развитие эмоционального отношения к исполнению с тщательным звуковым контролем;
- развитие образного мышления;
- развитие творческой инициативы;
- развитие чувства ответственности за качество исполняемого произведения.
воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание потребности в творческой деятельности;
- воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид урока: практическое занятие.
Форма проведения урока: индивидуальная.
Краткое описание урока (анонс):
Урок посвящён формированию у обучающейся понимания о целесообразности использования тех или иных приемов и тембровых красок при исполнении кантиленных произведений композиторов разных стилевых направлений. Развитие навыков длинного дыхания, фразировки.
СТРУКТУРА УРОКА
- Организационный момент
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи 3 минуты
- Основная часть урока и закрепление материала
– Дж. Фильд. Ноктюрн ми-минор 40 минут
– Ж. Металлиди. «Квазимодо»
3. Заключительная часть
Подведение итогов: 2 минуты
- анализ работы на уроке;
- выявление активности обучающейся;
- выставление оценок и их комментирование.
Домашнее задание
Педагогические технологии (приёмы и методы работы на уроке):
словесный (беседа, объяснение), практический, наглядный показ на инструменте, творческий, метод анализа и синтеза.
Оборудование: инструмент для обучающегося, инструмент для преподавателя, стулья по числу присутствующих в классе, ноты.
Наглядные пособия:
- иллюстрации к книге В. Гюго «Собор Парижской богоматери»
Ноты:
- Дж. Фильд. Ноктюрн ми-минор
- Ж. Металлиди «Квазимодо» из цикла «Музыкальные портреты литературных героев»
Ожидаемый результат:
- повышение мотивации и заинтересованности обучающейся в процессе работы над пьесами;
- владение приемами исполнения кантилены – окраской звука, тембром, метроритмом для создания музыкального образа произведения;
- яркое и осмысленное исполнение произведений.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, представление ученицы. Сообщение темы и цели урока.
Цель вводного слова – настроить ученицу на выполнение поставленных задач.
Эта часть урока началась с краткой беседы преподавателя и ученицы о различных стилистических музыкальных направлениях, особенностях звукоизвлечения, соответствии музыкального образа, созданного автором произведения, средствам выразительности, в первую очередь – звуковым задачам.
2. Основная часть урока
– Дж. Фильд Ноктюрн ми-минор
Пьеса композитора-романтика Джона Фильда требует от исполнителя умения владеть весом рук, распределять его для создания баланса между правой и левой руками. Также для исполнения этой пьесы важно с помощью динамики передать развитие как внутри каждой части, так и сквозное развитие произведения.
На вопрос преподавателя о жанре, в котором написана пьеса, ученица ответила:
- «Ноктюрн» - в переводе означает «ночная песня». То есть, в основе исполнения лежит вокальная природа звука.
Перед ученицей была поставлена задача – исполнить мелодию в правой руке, соблюдая все правила певучей, кантиленной игры – опора, дыхание, распределение динамики, движение к кульминации каждой фразы, снятие руки в конце фразы. Преподаватель показывает и объясняет как добиться «поющего» звука на инструменте: пальцы следуют за рукой, очерчивающей контуры мелодии. Вынимать пальцы следует мягко, не спеша. Г. Г. Нейгауз описывал этот момент так: «Прорастание пальцев в клавиатуру до дна». Была проработана каждая часть 3-хчастного произведения.
Затем была добавлена левая рука, исполняющая триольный аккомпанемент, напоминающий гитарные переборы. Перед ученицей стоит задача – исполнить его более тихой, приглушенной динамикой, соблюдая звуковую дистанцию по отношению к мелодии. При этом левая рука должна поддержать все динамические подъемы и спады в мелодии, не быть статичной.
Преподаватель вместе с ученицей обозначают кульминационные моменты каждой части, пьесы в целом. В Ноктюрне много динамических и агогических нюансов, требующих тщательной проработки. Преподаватель показывает наиболее яркие места, используя прием rubato, предлагает ученице повторить, поискать свои краски.
– Ж. Металлиди «Квазимодо» из цикла «Музыкальные портреты литературных героев»
Пьеса представляет собой музыкальный коллаж, иллюстрирующий персонаж книги В. Гюго «Собор Парижской богоматери» - Квазимодо. Прежде чем обратиться к исполнению, преподаватель, вместе с учащейся, просматривают художественные иллюстрации к книге, характеризующие данный образ.
На вопрос педагога «Какие черты присущи этому персонажу?» ученица ответила:
- «замкнутость, внутренняя сила и доброта».
В пьесе три раздела, каждый из которых раскрывает определенную черту характера Квазимодо, и небольшое заключение, построенное на материале первого раздела, и собирающее все фрагменты пьесы в одно целое.
Ученице была поставлена задача: подобрать характеристики для звука в каждой части.
1 часть – звук сухой, подчеркнуто графичный, очень точная артикуляция и ритм;
2 часть – «Amorozo» - звук свободный, объемный. Используется широкая динамическая палитра, прием rubato;
3 часть – «тема колоколов» - требует от исполнителя использования не только веса рук, но и включения в работу спины, более широкой амплитуды дыхания;
Заключение – интонационная арка, перекинутая в начало пьесы – требует умения быстро перестроиться и вернуться к первой звуковой характеристике.
Каждый фрагмент был пройден отдельно. Затем ученица исполнила произведение целиком, постаравшись передать все звуковые характеристики, придуманные ею к образам.
#1047;аключительная часть
Подведение итогов урока, оценивание учащихся. Домашнее задание.
Цель урока достигнута:
- были проработаны приемы кантиленной игры;
- проведена работа над звуковой характеристикой образа и подбору соответствующих приемов;
- исполнение стало более содержательным, ярким, осмысленным.
Домашнее задание: закрепить полученные навыки работы над кантиленой, добиться осмысленного звучания, певучести звука, ярких звуковых характеристик.
Список литературы
1. Алексеев А. История фортепианного искусства – М., 1988
2. Коган Г. У врат мастерства – М.: Музыка, 1977
3. Коган Г. Работа пианиста – М.: Музыка, 1977
4. Кирнарская Д. Музыкальные способности - Таланты ХХI, 2004
5. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога - М.:Музыка, 1975
Уровень проведения открытого урока
заседание отдела
Преподаватель Марченко Л.М.
(ФИО, подпись)
Заведующий отделом/отделением Доценко Н.В.
(ФИО, подпись)