План-конспект открытого урока "Работа над звуком в кантилене"

Марченко Любовь Михайловна

Открытый урок посвящен приемам качаственного исполнения певучей музыки. А также подходу к выбору исполнительских приемов в соответствии с художественными задачами, поставленными автором музыкального произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект открытого урока37.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ № 6 Г. ДОНЕЦКА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по предмету «ФОРТЕПИАНО»

на тему:

«РАБОТА НАД ЗВУКОМ В КАНТИЛЕНЕ»

План-конспект открытого урока преподавателя отдела фортепиано, 9 тарификационный разряд , муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Школа искусств №6 г. Донецка»

Марченко Любови Михайловны

Донецк – 2024

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету «Фортепиано»

( дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»)

Ярцева Виктория

(фамилия, имя обучающегося)

7 класс 8-летний срок обучения, фортепиано

(класс, срок обучения)

Марченко Любовь Михайловна

(ФИО преподавателя)

9 тарификационный разряд

(категория/разряд/педагогическое звание преподавателя)

25 января 2024

(дата проведения урока)

МБУ ДО «Школа искусств №6 г. Донецка»

(место проведения урока)

Тема урока:

«Работа над звуком в кантилене»

Цель урока:

Развитие навыков игры кантилены: достижение певучего звука, раскрытие образного содержания произведения через звук. Формирование творческого мышления.

Задачи урока:

образовательные:

-формирование навыка певучей игры с умением распределять вес рук для баланса мелодии и аккомпанемента;

- развитие музыкально-слуховых представлений;

- нахождение рациональных приемов исполнения, соответствующих образному строю произведений;

развивающие:

- развитие эмоционального отношения к исполнению с тщательным звуковым контролем;

- развитие образного мышления;

- развитие творческой инициативы;

- развитие чувства ответственности за качество исполняемого произведения.

воспитательные:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание потребности в творческой деятельности;

- воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения;

- воспитание эмоциональной отзывчивости.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид урока: практическое занятие.

Форма проведения урока: индивидуальная.

Краткое описание урока (анонс):

Урок посвящён формированию у обучающейся понимания о целесообразности использования тех или иных приемов и тембровых красок при исполнении кантиленных произведений композиторов разных стилевых направлений. Развитие навыков длинного дыхания, фразировки.

СТРУКТУРА УРОКА

  1. Организационный момент

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи 3 минуты

  1. Основная часть урока и закрепление материала

– Дж. Фильд. Ноктюрн ми-минор 40 минут

– Ж. Металлиди. «Квазимодо»

3. Заключительная часть

Подведение итогов: 2 минуты

- анализ работы на уроке;

- выявление активности обучающейся;

- выставление оценок и их комментирование.

Домашнее задание

Педагогические технологии (приёмы и методы работы на уроке):

словесный (беседа, объяснение), практический, наглядный показ на инструменте, творческий, метод анализа и синтеза.

Оборудование: инструмент для обучающегося, инструмент для преподавателя, стулья по числу присутствующих в классе, ноты.

Наглядные пособия:

- иллюстрации к книге В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

Ноты:

- Дж. Фильд. Ноктюрн ми-минор

- Ж. Металлиди «Квазимодо» из цикла «Музыкальные портреты литературных героев»

Ожидаемый результат:

- повышение мотивации и заинтересованности обучающейся в процессе работы над пьесами;

- владение приемами исполнения кантилены – окраской звука, тембром, метроритмом для создания музыкального образа произведения;

- яркое и осмысленное исполнение произведений.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, представление ученицы. Сообщение темы и цели урока.

Цель вводного слова – настроить ученицу на выполнение поставленных задач.

Эта часть урока началась с краткой беседы преподавателя и ученицы о различных стилистических музыкальных направлениях, особенностях звукоизвлечения, соответствии музыкального образа, созданного автором произведения, средствам выразительности, в первую очередь – звуковым задачам.

2. Основная часть урока

– Дж. Фильд Ноктюрн ми-минор

Пьеса композитора-романтика Джона Фильда требует от исполнителя умения владеть весом рук, распределять его для создания баланса между правой и левой руками. Также для исполнения этой пьесы важно с помощью динамики передать развитие как внутри каждой части, так и сквозное развитие произведения.

На вопрос преподавателя о жанре, в котором написана пьеса, ученица ответила:

- «Ноктюрн» - в переводе означает «ночная песня». То есть, в основе исполнения лежит вокальная природа звука.

Перед ученицей была поставлена задача – исполнить мелодию в правой руке, соблюдая все правила певучей, кантиленной игры – опора, дыхание, распределение динамики, движение к кульминации каждой фразы, снятие руки в конце фразы. Преподаватель показывает и объясняет как добиться «поющего» звука на инструменте: пальцы следуют за рукой, очерчивающей контуры мелодии. Вынимать пальцы следует мягко, не спеша. Г. Г. Нейгауз описывал этот момент так: «Прорастание пальцев в клавиатуру до дна». Была проработана каждая часть 3-хчастного произведения.

Затем была добавлена левая рука, исполняющая триольный аккомпанемент, напоминающий гитарные переборы. Перед ученицей стоит задача – исполнить его более тихой, приглушенной динамикой, соблюдая звуковую дистанцию по отношению к мелодии. При этом левая рука должна поддержать все динамические подъемы и спады в мелодии, не быть статичной.

Преподаватель вместе с ученицей обозначают кульминационные моменты каждой части, пьесы в целом. В Ноктюрне много динамических и агогических нюансов, требующих тщательной проработки. Преподаватель показывает наиболее яркие места, используя прием rubato, предлагает ученице повторить, поискать свои краски.

– Ж. Металлиди «Квазимодо» из цикла «Музыкальные портреты литературных героев»

Пьеса представляет собой музыкальный коллаж, иллюстрирующий персонаж книги В. Гюго «Собор Парижской богоматери» - Квазимодо. Прежде чем обратиться к исполнению, преподаватель, вместе с учащейся, просматривают художественные иллюстрации к книге, характеризующие данный образ.

На вопрос педагога «Какие черты присущи этому персонажу?» ученица ответила:

- «замкнутость, внутренняя сила и доброта».

В пьесе три раздела, каждый из которых раскрывает определенную черту характера Квазимодо, и небольшое заключение, построенное на материале первого раздела, и собирающее все фрагменты пьесы в одно целое.

Ученице была поставлена задача: подобрать характеристики для звука в каждой части.

1 часть – звук сухой, подчеркнуто графичный, очень точная артикуляция и ритм;

2 часть – «Amorozo» - звук свободный, объемный. Используется широкая динамическая палитра, прием rubato;

3 часть – «тема колоколов» - требует от исполнителя использования не только веса рук, но и включения в работу спины, более широкой амплитуды дыхания;

Заключение – интонационная арка, перекинутая в начало пьесы – требует умения быстро перестроиться и вернуться к первой звуковой характеристике.

Каждый фрагмент был пройден отдельно. Затем ученица исполнила произведение целиком, постаравшись передать все звуковые характеристики, придуманные ею к образам.

#1047;аключительная часть

Подведение итогов урока, оценивание учащихся. Домашнее задание.

Цель урока достигнута:

- были проработаны приемы кантиленной игры;

- проведена работа над звуковой характеристикой образа и подбору соответствующих приемов;

- исполнение стало более содержательным, ярким, осмысленным.

Домашнее задание: закрепить полученные навыки работы над кантиленой, добиться осмысленного звучания, певучести звука, ярких звуковых характеристик.

Список литературы

1. Алексеев А. История фортепианного искусства – М., 1988

2. Коган Г. У врат мастерства – М.: Музыка, 1977

3. Коган Г. Работа пианиста – М.: Музыка, 1977

4. Кирнарская Д. Музыкальные способности - Таланты ХХI, 2004

5. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога - М.:Музыка, 1975

Уровень проведения открытого урока

заседание отдела

Преподаватель Марченко Л.М.

(ФИО, подпись)

Заведующий отделом/отделением Доценко Н.В.

(ФИО, подпись)