План-конспект открытого урока "Этапы работы над полифонией"

Людмила Николаевна Данилова

Работа над полифоническими произведениями является важной областью исполнительского искусства на баяне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx24.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока

 по учебному предмету «Специальность» (баян) с обучающимся 4 класса ДПП «Народные инструменты» 8(9) Епанчинцевым Олегом

 преподавателя МБОУ ДО «Детская музыкальная школа г. Свирска» Даниловой Людмилы Николаевны

Дата проведения 17. 02. 2023 г.

Тема урока: «Этапы работы над полифонией»

Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Формирование исполнительских и технических навыков при   исполнении полифонического произведения.

Задачи урока:

Образовательные: формировать навыки полифонического мышления, умения слышать сочетание голосов.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, творческих и технических способностей обучающегося;

Воспитательные: воспитывать грамотный подход к работе с нотным текстом, интерес к изучению полифонических произведений.

Форма урока: индивидуальная.

Методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Средства обучения: пульт, баян, сборник пьес.

Реализуемые технологии: личностно-ориентированная 

Музыкальный (нотный) материал:

И. Кригер «Менуэт»

Структура урока:

I.Организационный момент.

 Приветствие, вступительное слово преподавателя, сообщение темы, цели, задач урока.

II. Введение в тему

III. Практическая часть урока:

работа над произведением;

IV.Заключительная часть

Подведение итогов работы;

Домашнее задание.

Ход урока:

Организационный момент

Введение в тему.

 Работа над полифоническими произведениями является важной областью исполнительского искусства на баяне. Начальный этап обучения является очень важным по своей значимости в общем музыкальном развитии ребёнка т.к. именно в этот период закладываются основные приёмы, понятия, ощущения, восприятия и интерес к обучению. Важно научить ученика слушать и слышать, наблюдать и осмысливать. 

В программе работа над полифоническими произведениями вводится с третьего класса, так как для исполнения даже самых простейших полифонических пьес, ученик должен уже обладать определенными навыками игры на инструменте.

 Включая в программу первого полугодия третьего класса полифонию, надо обязательно учитывать индивидуальные способности каждого ученика в отдельности, учитывать его техническую и музыкально – исполнительскую подготовки, приобретенные им в первом-втором классах. В 1 полугодии 2 класса Олег уже играл пьесы с элементами полифонии (Е. Тиличеева «Горн», З. Компанейца «Паровоз», В. Карасева «Петрушка»), хотя я не заостряла на этом внимание, не рассказывала ученику о полифонии.

В 1 полугодии 3 класса мы выучили этюд Г. Беляева «Паровозик», а уже во втором грузинскую народную песню «Сулико» – народно – песенная музыка подголосочного склада. Сегодня мы познакомимся с новым полифоническим произведением.

III. Практическая часть урока:

Проверка домашнего задания.

Исполнение обучающимся этюда Г. Беляева «Паровозик», грузинской народной песни «Сулико».

Объяснение преподавателя, что такое полифония.

Этапы работы над   произведением.

 Прослушивание произведения Л. Кригера «Менуэт» в видеозаписи.

 Краткие сведения о творчестве композитора. 

Прослушивание произведения в исполнении преподавателя на баяне.

Раскрытие художественного образа произведения.

Разбор нотного материала: тональность, размер, длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, сольфеджирование мелодии правой руки (преподаватель играет, ученик поет.)

Чтение с листа учеником нового материала правой рукой со счетом вслух.

Преподаватель следит за правильностью аппликатуры.

Работа над фразировкой и сменой меха.

Чтение с листа учеником нового материала левой рукой со счетом вслух.

IV.Заключительная часть

Подведение итогов урока (что нового узнал, чему научился).

Домашнее задание: играть по нотам 1 часть «Менуэта» отдельно правой и левой рукой со счетом вслух, соблюдая правильную аппликатуру и смену меха.

Слово преподавателя.

Этапы работы над полифонией:

1. аппликатура, пока учащийся не усвоит ее твердо, ни о какой игре двумя руками не должно быть и речи;

2.  работа над ритмом, над фразировкой и сменой меха;

3. работа над фразировкой неотделима от работы над динамическими оттенками. 

Разрешить ученику играть полифоническую пьесу обеими руками можно, когда он уже твердо будет знать текст, аппликатуру, научится играть ритмически правильно каждый голос, в темпе, близком к готовому.

Подводя итоги, хотелось бы заострить внимание на особой важности включения полифонии в баянный репертуар. Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьёзная задача - научить любить полифоническую музыку, понимать её и с удовольствием работать над полифоническим произведением. Полифонический способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными.

Использованные интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Кригер,_Иоганн 
  2. https://ya.ru/video/preview/16067384269691511571