ИКТ в образовательном процессе вокального ансамбля _Аквамарин_
Применение современных образовательных технологий в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_obrazovtaelnom_protsesse_vokalnogo_ansamblya_akvamarin_.doc | 80.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ПРИМЕНЕНИЯЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «АКВАМАРИН»
Педагог дополнительного образования высшей категории Г.Ф.Петренко |
Самара 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||
Введение.
Актуальность преподавания предметов художественно-эстетического цикла с использованием информационно-коммуникационных технологий в настоящее время уже стало очевидным и не требует доказательств. Одним из условий успешного обучения на занятиях эстрадного вокала, несомненно, является качество используемых аудио - и видеоматериалов.
С появлением ИКТ в образовании перед педагогами дополнительного образования открылись новые возможности. Благодаря интернет-ресурсам и появившимся в продаже всевозможным электронным пособиям, стала возможной демонстрация на уроке не только иллюстраций с изображением какого-либо музыкального инструмента, национального или сценического костюма, портрета, фотографии или репродукции картины, но и просмотр видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов. Всё это помогает педагогу сделать материал урока более насыщенным, ярким, запоминающимся для ребёнка, расширить его кругозор, мотивировать на творческую деятельность.
Насколько необходимы новые музыкальные технологии сельским детям? Удаленность сельских школ от очагов культуры не должна влиять на уровень развития детей, а значит именно в сельской школе информационные и музыкально-компьютерные технологии должны стать приоритетными.
Перед современным педагогом встает задача, идти вместе с детьми к пониманию музыки, учить самостоятельно, познавать музыкальное искусство и вырабатывать потребность общения с музыкой.
Необходимо изменить роль ученика на занятии: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и педагогом изменяются в сторону партнерских, а учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
Глава I.
Понятие «Современные образовательные технологии» (СОТ) – основополагающие модели организации работы с детьми педагогами любого профиля в области основного или дополнительного образования.
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся.
Одним из условий успешного обучения на занятиях эстрадным вокалом, несомненно, является качество используемых на уроках аудио - и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т. д.) позволяет добиться желаемого результата.
Виды СОТ, применяемы на занятиях по эстрадному вокалу.
1) Презентация о жизни и творчестве композитора, о ведущих певцах определённых жанров. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры занятия.
2) Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать отправной точкой в изучении темы, создать атмосферу занятия, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.
3) Виртуальные путешествия в мир музеев изобразительного искусства, мастерскую художника, в музей музыкальных инструментов. Осуществить такое путешествие возможно благодаря различным электронным пособиям, таким как, «Учимся понимать музыку», «Музей музыкальных инструментов», «Шедевры музыки» и др. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
4) Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash – технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во время занятий по эстрадному вокалу. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов музыкальных произведений.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Глава II.
В результате применения в практической деятельности современных образовательных технологий (СОТ), я, Петренко Г.Ф. – педагог дополнительного образования Центра «Искра» подготовила участников вокального ансамбля «Аквамарин» к участию в конкурсно-концертной деятельности. Ребята становятся активными участниками городских социально-значимых мероприятий и Победителями конкурсов различных уровней.
В течение нескольких лет эффективно использую следующие СОТ: здоровьесберегающие (арт-терапию, вокалотерапию, сказкотерапию) игровые технологии, технологию разноуровневой дифференциации и проблемного метода, компетентностно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, проектную деятельность, информационно-компьютерные технологии и коллективно-творческую деятельность (КТД), педагогику сотрудничества, технологию «портфолио».
Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ученика, ее индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания педагога. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития учащегося, его задатков и способностей, особенностей психического склада, характера и темперамента.
Игра, начиная с дошкольного возраста, является потребностью и основным видом деятельности. В последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития интеллекта школьника. В играх ученик может представить себя кем угодно. Например, игровой проект «От маленькой певицы до народной артистки» позволил воспитанникам ярче передать образ взрослого творца, к которому стремятся дети.
Результатом продуктивности своей работы считаю формирование компетенций учащихся в сфере музыкальной деятельности, что отвечает современным требованиям компетентностно-ориентированого образования.
Среди других современных образовательных технологий активно используется обучение в сотрудничестве.
Метод проектов, так же может использоваться на уроках. Создание вокального ансамбля – это продукт проектной деятельности, который даёт качественный результат осознанного мотивированного отношения детей к занятиям по вокалу в группе.
В моей работе с учащимися активно используются цифровые и электронные ресурсы. Это касается носителей информации, которые позволяют привнести в учебный процесс аудио, видеоматериалы, всевозможные графические, текстовые и др. документы. Тем самым обогащается процесс обучения и развития детей.
Возможности интернета – это плодотворная самостоятельная деятельность учеников:
- сбор, анализ информации учащимися,
- знакомство с видео и аудиоматериалами и др.
Я, как педагог, изучаю интернет-сайты и даю ссылки на них учащимся. Это расширяет возможности обучения и развития детей, создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и таким образом стимулирует интерес учащихся к процессу обучения, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Использую в образовательном процессе следующие электронные материалы:
- Детские электронные презентации и клипы с сайтаhttp://viki.rdf.ru/.
- -архив классической музыки http://classic-online.ru
- -музыкальный архив музыки всех жанров в формате mp3- http://www.mp3.com
- - крупнейший нотный архив http://notes.tarakanov.net
- -архив фонограмм-минусов http://minusovki.mptri.net, http://x-minus.org
Использоание информационных компьютерных технологий помогает перейти на новую коммуникативную и интерактивную по своей форме технологию, основанную на методе постановки и решения учебной задачи.
Я считаю, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Но одновременно применение ИКТ требует постоянного обучения, освоения нового самим педагогом. Для этого я самостоятельно изучила и овладела необходимым минимумом для использования его в работе с детьми по своему профилю.
На сегодняшний день существует много компьютерных программ для музыкантов:
- программы для набора нотного текста Sibelius, Finale;
- программы для работы с аудиозаписями Cubase 5 и SonySoundForge.
- Для записи фонограмм можно использовать компьютерные программы: CubaceVST, виртуальные синтезаторы: Reaktor, Gigastudio, звуковые редакторы: SoundForge,WaveLab, CoolEditPro.
- Запись компакт-дисков производится с помощью программ: NeroBurningROM, а также на флеш-носители.
Во время занятий эстрадным вокалом не обходится ни одно занятие и без применения фонограмм. Они с успехом применяются на учебных занятиях, на концертах и конкурсах.Запись голоса (диктофон) - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства.
Одной из последних современных образовательных инноваций, используемых мной в работе, является технология «Портфолио», которая помогает и мне, и моим воспитанникам учитывать индивидуальные достижения. В папку учащиеся вкладывают свои творческие достижения; индивидуальные и групповые проектные работы; грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося. Весь собранный материал стимулирует воспитанников повышать учебную мотивацию и их самооценку, проявлять активность и самостоятельность учащихся, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, мотивировать себя на дальнейший творческий рост, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей.
Материально-техническое обеспечение для учебного процесса на уроке эстрадного вокала.
1. Наличие специального кабинета.
2. Фортепиано, синтезатор.
3. Музыкальный центр или магнитофон, ноутбук с выходом в интернет, диктофон.
4. Аудиоаппаратура – микрофоны, микшерный пульт, аудио - колонки.
5. Зеркало (по возможности).
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7.Аудио- и видеозаписи выступлений, концертов.
Применение ИКТ на занятиях вокала развивает у учащегося критическое мышление, заставляет его думать и анализировать, способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, мотивирует изучение предмета, делает его более интересным и творческим.
Список использованных источников
Литература:
- Асмолов А.Г. и др. Как проектировать учебные действия в начальной школе. Издательство «Просвещение»,2008, С149.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, 2007.
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007г.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»// Вестник образования. Специальный номер. 1 полугодие, 2009. С – 6-21
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.
- Педагогические технологии, автор-составитель Сальникова Т.П., М., Творческий центр "Сфера", 2005 г.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816с.
- Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание в начальной школе [Текст] / В.Н. Шацкая // Сохраним то, что есть в детях: С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая / Сост., предисловие М.Б. Зацепиной. — М.: Карапуз, 2011. — С. 263—276.
Интернет-ресурсы
- http://viki.rdf.ru/
- http://classic-online.ru
- http://www.mp3.com
- http://notes.tarakanov.net
- http://minusovki.mptri.net,
- http://x-minus.org