Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «СОЛИСТЫ МЮЗИКЛА»

Дмитриева Ольга Владимировна

«Формы музыкального образования и воспитания в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 «СОЛИСТЫ МЮЗИКЛА»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 «СОЛИСТЫ МЮЗИКЛА»

Тема

«Формы музыкального образования и воспитания в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

 «СОЛИСТЫ МЮЗИКЛА»

Разработчик: Дмитриева Ольга Владимировна

Педагог дополнительного образования

ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2024

Пояснительная записка

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» предусматривает следующие требования к предметным результатам изучения такой области искусства, как музыка:

1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры: потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);

4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса».

Под общим музыкальным образованием понимается образование, направленное к каждому учащемуся, ибо общее среднее образование в нашей стране является обязательным. Оно осуществляется в школах, гимназиях, лицеях в рамках учебного предмета «Музыка» под руководством учителя музыки, который имеет среднее специальное или высшее педагогическое (музыкально-педагогическое) образование и работает по одной из учебных программ, в соответствии с Государственным стандартом общего образования.

Система музыкального образования включает в себя и дополнительное музыкальное образование, которое не является обязательным. Дети по желанию могут заниматься музыкой в студиях, кружках, в музыкальных школах, которые теперь официально называются «Музыкальные учреждения дополнительного образования детей» и др.

Основное предназначение таких учреждений заключается в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. Работа с детьми в музыкальных учреждениях дополнительного образования ведется по двум основным направлениям:

• общее музыкально-эстетическое развитие;

• подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в специальные учебные заведения для получения выбранной ими музыкальной специальности.

В качестве практического примера музыкального образования и воспитания хочу привести деятельность коллектива,  в котором я работаю. Музыкально-эстрадный театр-студия «Розыгрыш» на базе ГБНОУ «СПБГДТЮ».

Содержание

Педагогический коллектив МЭТС «Розыгрыш» разработал дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Солисты мюзмкла»

Вот основные тезисы программы:

Направленность программы — художественная.

  • Новизна. Основу репертуара МЭТС «Розыгрыш» составляют мюзиклы и музыкальные спектакли. Требования для исполнителей ансамблевых партий предполагают владение определенными навыками, в том числе эмоциональным выразительным исполнением, умением соединять актерское мастерство с хореографическими навыками во время исполнения достаточно сложной сольной партии. Программа «Солисты мюзикла» направлена на подготовку исполнителей сольных и ансамблевых партий мюзиклов и музыкальных спектаклей.
  • Актуальность. Занятия вокалом очень востребованы у детей школьного возраста и их родителей. Учащиеся с удовольствием постигают азы эстрадного пения, проявляют стремление получить роль в спектакле, выступить на сценической площадке.

Программа «Солисты мюзикла» реализует комплексный подход к обучению, через тесную взаимосвязь занятий сольным и ансамблевым вокалом  с танцевальной подготовкой и овладением актёрским мастерством.

Уровень освоения программы - углубленный.

Адресат программы.

На обучение принимаются мальчики и девочки  9 – 18 лет, имеющие интерес к сольному исполнительству, музыкальные и творческие способности, а также  музыкальную и хореографическую начальную подготовку.  

Цель программы – реализация творческого потенциала одарённых детей, личностный рост и профессиональная ориентация учащихся, проявивших выдающиеся способности, через приобщение к современной музыкально-эстрадной культуре (мюзикл).

Обучающие:

  • обучить  вокальным навыкам (певческое дыхание, приемы звукообразования и звуковедения и др.) и  технике владения микрофоном
  • овладеть основами актёрской техники: сценической речи и движения, умению соединять навыки актерской эмоциональной выразительности, хореографии и вокального исполнения при исполнении на сцене
  • овладеть навыками пластической выразительности
  • использовать полученные навыки и умения  при  решении сценических и  художественных задач в жанре музыкально-эстрадного театра

Развивающие:

  • раскрыть индивидуальные творческие способности учащихся
  • способствовать развитию уверенности в своих творческих возможностях
  • развивать все элементы актёрской выразительности
  • развивать самостоятельное творческое мышление, творческую активность и инициативу

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус
  • привить трудолюбие и самодисциплину
  • воспитывать уважение и толерантность к окружающим людям
  • обеспечить особые условия для одаренных детей, выражающих стремление к будущему профессиональному выбору в области искусства

Условия реализации программы.

Условия набора.

  • Набор осуществляется на конкурсной основе. Его цель – выявление наиболее способных учащихся к занятиям эстрадно-музыкальным творчеством.
  • Набор на обучение по программе проводится с учетом следующих требований:
  • чистота интонации (способность точно воспроизводить отдельные ноты и музыкальные фразы)
  • природные голосовые данные
  • чувство ритма
  • музыкальность
  • умение передать настроение песни
  • артистичность
  • Условия конкурсного набора:
  • Исполнение песни (эстрадной, народной и др.) на выбор.

Продолжительность освоения программы – 5 лет.

  • 1 год - 288 часов,
  • 2 год – 360 часов,
  • 3 год – 396 часов,
  • 4 год - 432 часа,
  • 5 год - 432 часа.
  • Продолжительность 1 академического часа  занятия - 45 минут.
  • Количество учащихся в группе-10  человек. Это связано с тем, что работа ведётся с солистами, участвующих в концертной деятельности, способными детьми, обладающими музыкальными данными в рамках индивидуального образовательного маршрута, а также обладающими актёрскими и танцевальными способностями. Репертуар подбирается в зависимости от возраста учащегося, темперамента, психо-физических данных, голосового диапазона, а также от репертуарной политики МЭТС «Розыгрыш».

Условия формирования групп.

  • Формируются разновозрастные группы в соответствии с  уровнем подготовки. Количество детей в группе- 10 человек, так как обучение одаренных детей, солистов, участвующих  в концертной деятельности ведется в рамках  индивидуального репертуарного плана.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

  • фронтальная: - работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение);
  • коллективная (ансамблевая): организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно (репетиция, постановочная работа, концерт);
  • групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
  • индивидуальная: используется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.

В процессе реализации программы используются следующие формы проведения занятий:

  • занятие-беседа, на котором педагог дает теоретические сведения, иллюстрируя свой рассказ поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями; учащиеся вместе с педагогом слушают и анализируют материал, отвечают на поставленные вопросы;
  • практическое занятие, на котором учащиеся разучивают сольные и ансамблевые произведения, вокальные партии из мюзиклов и музыкальных спектаклей;
  • занятие-постановка, репетиция, на которых отрабатываются элементы хореографии, развиваются актерские способности детей, ищется достоверность сценического образа, подбирается реквизит и костюм;
  • занятие-концерт - проводятся для учащихся, родителей, педагогов;
  • выступление на сцене (участие в концертах, программах, спектаклях)
  • творческая мастерская.

Материально-техническое обеспечение:

  • фортепиано (пианино, рояль или синтезатор),
  • учебное помещение, оборудованное настенным зеркалом,
  • микрофон (2-3 шт.), микшерный пульт, акустическая система,
  • магнитофон, музыкальный центр,
  • мультимедийная аппаратура – компьютер, проектор, экран, колонки,
  • информационные носители
  • По окончании обучения учащиеся должны уметь исполнять сольные концертные номера с использованием хореографии и актерских навыков, должны уметь исполнять сольные партии в музыкальных спектаклях и мюзиклах.

Планируемые результаты:

В результате обучения по программе учащиеся

Личностные

  • овладеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • разовьют коммуникативные навыки, толерантность взаимоотношений в коллективе
  • будут уметь реализовать свой творческий потенциал и накопленные знания в концертной деятельности
  • будут профессионально ориентированы на выбор профессии в области искусства

Метапредметные

  • раскроют индивидуальные творческие способности (актерская выразительность, творческое мышление, творческая активность и инициатива и др.)
  • разовьют  индивидуальные вокальные данные
  • будут проявлять  творческую   активность и инициативу
  • разовьют художественный вкус, смогут анализировать  свою работу и результат  работы других студийцев
  • будут проявлять дружескую поддержку во время занятий, творческого процесса и концертных выступлений.
  • приобретут навык трудолюбия и самодисциплины

Предметные

  • овладеют навыками и техническими приемами сольного пения
  • овладеют основами актёрской техники
  • овладеют навыками пластической выразительности
  • научатся применять навыки по  актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению, хореографической и вокальной подготовки при создании художественного образа, смогут свободно и органично существовать на сцене в концертных номерах и спектаклях

Особенности организации образовательного процесса

Обучение по программе можно представить в виде спирали. Полученные базовые знания и навыки на первом и втором году обучения усложняются и совершенствуются (оттачивается техника исполнения) на последующих годах обучения. Приобретая и совершенствуя исполнительные и творческие способности учащиеся исполняют более сложные сольные номера, главные сольные партии, принимают участие в мюзиклах, музыкальных спектаклях и концертах.  В процессе обучения растет общая культура учащихся, творческий потенциал, воспитательная составляющая, личностные качества.

***

Развитие отечественного дополнительного образования сегодня характеризуется чрезвычайно сложными, противоречивыми процессами, которые обусловлены рядом социальных, педагогических и практических факторов. В их числе: современные изменения Российского дополнительного образования, связанные с появлением новых авторских методик, школ, специальностей и ориентированные, согласно Национальной доктрине образования РФ, на развитие разносторонне развитой и мобильной личности ребенка; требованием повышения качества подготовки воспитанников в рамках системы дополнительного образования, направленного на профессиональную ориентацию.

Весь музыкально-педагогический процесс, вся деятельность педагога-музыканта должны быть сфокусированы на личности ребенка, на его воспитании, обучении, развитии в процессе общения с музыкой.

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие - с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Профессиональная музыкальная педагогика должна создавать условия для плодотворной деятельности ученика, и в этом содержание и достоинство истинного профессионализма. Эффективность работы педагога, качество его музыкально-воспитательной деятельности становятся первостепенными. Поэтому ориентиры педагогического поиска находятся сегодня в области выработки мобильных педагогических технологий. В этом смысле возрастает значимость взаимосвязи творческих принципов и дидактики, отрабатываемой в системе образования.

Заключение

Каждое новое поколение детей, сохраняя стратегически важные возрастные характеристики, преподносит педагогам и родителям новые проблемы и задачи. Сегодняшние учащиеся – дети начала XXI века. И они сильно отличаются от детей даже начала второй половины XX века. По наблюдениям Б. С. Рачиной, заслуженного учителя России, есть несколько объективных факторов, которые определяют существенные возрастные особенности современных школьников.

Первый из них – фактор социальный. Речь идет о влиянии на школьников новых общественных отношений, колоссальной дифференциации общества, существенной разницы в материальном обеспечении семей и в их социальном положении. Большая занятость родителей на работе создает у ребенка дефицит общения, любви, формирует чувство одиночества. Это отрицательно сказывается на формировании духовного мира ребенка, его личности, так как потребность в общении с взрослыми является первой (в порядке появления) социальной потребностью ребенка. Мнение взрослых, особенно для младшего школьника, определяет самооценку ребенка. Недостаточность, неполноценность диалога с окружающими его взрослыми способствует появлению у него психического и психологического напряжения, зажатости, нарушения контактов со сверстниками. Тем самым создаются предпосылки для возникновения проблем в учебной деятельности, для формирования у ребенка заниженной самооценки и ущербной социальной позиции. В этой тревожной ситуации педагог-музыкант, внимательно наблюдая за детьми и выявляя сильные стороны их музыкального развития, способен изменить отношение учащегося к самому себе, дать возможность ему почувствовать себя личностью, способной к творческому самовыражению и приобретению нового личностного статуса в коллективе.

Вторым важным фактором, определяющим особенности современного школьника, как считает B. C. Рачина, является серьезное ухудшение здоровья детей. По данным, опубликованным в Санкт-Петербурге, около 80–90 % детей страдают сегодня различными хроническими заболеваниями, причем процент здоровых детей падает. Как известно, дети с ослабленным здоровьем быстро утомляются, их внимание более рассеянное, им трудно сосредоточиться.

Третьим фактором, оказывающим влияние на сегодняшних школьников, по мнению B. C. Рачиной, является научно-технический и информационный прогресс.

На детей обрушивается огромный массив самой разной, в том числе и музыкальной, информации, но эта информация за редким исключением бессистемна, хаотична, поверхностна, а иногда и не вполне достоверна.

Однако у детей создается представление о том, что они «все знают». Теле – и радиоэфир, обилие звуковоспроизводящей аппаратуры, сделав музыку более доступной, превратили ее в привычный звуковой фон жизни.

В качестве четвертого фактора следует отметить процесс более интенсивного, чем прежде, умственного развития школьников. Это проявляется в более развитой у них способности к обобщениям, стремлении интересно, самостоятельно, творчески выполнять задания, а при ответах на заданные преподавателем вопросы, например: «Какую музыку ты слушал дома?» – в умении дополнять их оригинальными, порой остроумными комментариями.

В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований, она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодежи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке при этом идет речь. Очевидно, что с каждым годом популярность низкопробной, так называемой «попсовой», музыки, в первую очередь благодаря телевидению, все более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом, становится все менее востребованной.

В связи с этим первая задача педагога-музыканта – приобщать своих воспитанников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, эмоционально, эстетически откликаться на выраженные в ней эмоции, чувства, мысли начиная с первого класса, с первых уроков.

Вторая задача – изучение педагогом-музыкантом современных жанров, стилей, направлений поп-музыки в ее лучших образцах и демонстрация этой музыки на уроках наряду с народным и классическим музыкальным наследием.

Как и всякое другое искусство, музыка оперирует художественными образами, что роднит ее с другими видами искусства и создает базу для осуществления связей с ними. В XXI веке, когда мышление человека активно технологизируется, развитие образной сферы приобретает все большее значение. Социальное значение музыкального искусства, которое Л. Н. Толстой называл «стенографией чувств», огромно. Сегодня образное мышление и образное восприятие мира необходимы людям всех специальностей и профессий. Музыкальное искусство позволяет человеку обогатить свой жизненный опыт, пережить те эмоции и чувства, которые он, быть может, ранее не ощущал в жизни, развивать все более глубокое и тонкое отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.

Каждый человек, в том числе ребенок, чувствует, выражает, осознает музыку по-своему. Общение с ней – процесс творческий. Каждый стремится услышать в ней то, что важно лично для него, что отвечает его внутреннему состоянию и стоящим перед ним вопросам. Один воспринимает и слышит в ней красоту гармонии, музыкальных форм, у другого рождается круг образных ассоциаций, третий ищет и находит в общении с музыкой способ самовыражения и самопознания. Вот почему так важно знание музыкантом-педагогом музыкальных предпочтений, интересов, потребностей учащихся, их отношения к музыке. Только при этом условии процесс музыкального образования может стать эффективным.

Нельзя не учитывать и те реальные изменения, которые происходят в обществе, в частности, рост популярности тех или иных жанров (например, мюзикла), которыми увлекается подрастающее поколение. Педагогу-музыканту следует быть, по возможности, в курсе всех тех новшеств, которые имеют место в музыкальной жизни, и пытаться отразить их в той или иной форме в содержании музыкальных занятий. При этом важно поддерживать интерес детей к музыке самых различных жанров, если эта музыка талантлива и представляет собой художественную ценность.

Задача педагога-музыканта заключается прежде всего в том, чтобы с самого начала воспитывать положительные эстетические эмоции на основе общения с высокохудожественной музыкой, способной пробудить в ребенке доброе чувство. Эта позиция должна стать определяющей при организации всей профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Современная педагогика должна пользоваться такими методами, которые дают возможность ученикам под руководством преподавателя сочинять несложные музыкальные произведения. Надо учитывать, что дети творчески прогрессируют там, где испытывают удовольствие и радость от самой деятельности, которая им удается. Здесь они выражают в музыке то, что близко их сердцу. Очень важно, чтобы творческая музыкальная деятельность проходила в процессе взаимного общения детей между собой. Таким образом они убеждаются в возможности взаимного обогащения на ниве творческой музыкальной деятельности.

Нельзя не сказать и об огромных возможностях музыки оказывать арттерапевтическое воздействие на человека, снимать эмоциональные стрессы, регулировать психическое состояние в целом, гармонизировать эмоционально-интеллектуальное развитие личности, ее волевые проявления.

Подводя некоторые итоги сказанному, подчеркнем: для того чтобы музыка могла оказывать свое облагораживающее влияние на учащихся, надо научить их любить и понимать ее, сформировать потребность в общении с ней. А для этого необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

• предоставить детям возможность как можно больше общаться с музыкой на уроках, во внеклассной и внешкольной деятельности (не подменяя непосредственного общения с ней учащихся многословными рассказами, как это нередко встречается в педагогической практике): всемерно стимулировать развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на музыку;

• учить их понимать интонационную природу музыкального искусства и находить в музыке ее содержательный смысл;

• последовательно и целенаправленно расширять музыкально-слуховой фонд знакомой учащимся народной и классической музыки, включая в него музыку различных творческих направлений, стилей, школ: знакомить школьников с лучшими образцами современной поп-музыки различных направлений, создавая таким образом «иммунитет против пошлости» (Д. Б. Кабалевский);

• способствовать освоению учащимися знаний о музыке и приобретению умений оперировать ими в том или ином виде музыкальной деятельности;

• накапливать художественно-творческий опыт общения учащихся с музыкой в различных видах музыкальной деятельности, не ограничиваясь каким-либо одним из них;

• создать условия для того, чтобы на музыкальных занятиях каждый ребенок смог почувствовать радость творчества и уверенность в том, что он способен постичь смысл музыки, вступить с ней в диалог;

• построить музыкальную работу таким образом, чтобы помочь детям включить музыку в свою повседневную жизнь, сделать общение с ней личностно значимым для них.

Важное значение в сегодняшней музыкально-педагогической среде приобретает вопрос становления и развития музыкального вкуса, во многом определяющего содержание эмоционально-ценностного отношения учащегося к музыке. В связи с явным доминированием поп-музыки в музыкальной жизни общества – в первую очередь среди молодежи – очевидной становится необходимость рассмотрения музыкального вкуса в более широком педагогическом аспекте. Речь идет о включении в содержание занятий знаний не только о народной и классической музыке, но и о различных стилях и жанрах поп-музыки в ее лучших образцах.

Такое рассмотрение категории «музыкальный вкус» неизбежно придаст импульс утверждению нового взгляда педагога-музыканта на пути развития музыкального вкуса у учащихся, а, следовательно, и на всю проблему эмоционально-ценностного отношения личности к музыке в целом.

При формировании эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке необходимо учитывать и уникальные возможности этого искусства оказывать сильное психологическое, в том числе арттерапевтическое, воздействие на личность. Такое воздействие может носить как позитивный, так и негативный характер. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы найти и применить всю совокупность музыкально-педагогических средств для преобразующего, созидательного воздействия музыки на личность и коллектив в целом.

Вследствие этого воздействия возможны положительные перемены в психическом состоянии ученика в самых разных направлениях, что, в свою очередь, влияет на направленность и на качество его эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Сегодня кажется очевидной необходимость преодоления разрыва между представлениями традиционной педагогики музыкального образования о содержании музыкальной культуры личности и музыкальными интересами, потребностями школьников. Одним из путей преодоления этого разрыва является показ на музыкальных занятиях, в том числе и на уроках музыки, ярких примеров поп-музыки разных направлений и стилей.

Особенностью последнего времени является привлечение к процессу музыкальных занятий электроинструментов, в частности синтезаторов, и огромный интерес к этому со стороны учащихся. С помощью этих инструментов можно создать новый, современный звуковой облик произведений академической музыки, а также исполнять на них музыкальные сочинения, предназначенные именно для той или другой группы электроинструментов.

Бесспорно, что именно преподаватель музыки обладает тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир музыки и радость от обучения игре на инструменте может раскрыть для ребенка только педагог-музыкант. И здесь следует отметить, что ответственейшая роль в процессе гармонично-развитой личности принадлежит именно музыкальному искусству. А музыкальные занятия оказывают благотворное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей и формирование эстетического вкуса у детей. Преподаватель в этом процессе выступает как непосредственный посредник между учащимся и музыкальным искусством, и именно ему отводиться ключевая роль в развитие художественного вкуса детей.

Педагог посредствам музыки воспитывает любовь к искусству, способствуют становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир юного музыканта.

В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.

Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет три составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех трёх факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности, связанные с их содержанием.

Педагогический подход, с учетом уровня музыкального развития, предполагает комплексное использование личностного, возрастного и индивидуального подходов. Эти принципы в процессе обучения носят особенно актуальный характер, учитывая, что занятия проходят в индивидуальной и групповой формах.

Вовлечь родителей в процесс обучения – одна из важнейших задач педагога. Проведение различных мероприятий, в которых были бы в равной степени задействованы силы не только педагогов и учащихся, но и родителей, дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие. Хорошо зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия с родителями: личное общение и консультации, собрания, лекции, концерты, совместные посещения концертов.

Чтобы способствовать развитию творческих способностей детей в целом, педагог должен:

1. Делать акцент на развитие творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности, и при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия разных видов деятельности на каждом уроке.

2. Использовать разнообразные формы и методы в работе, прежде всего направленные на творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

3. Выстраивать ряд творческих заданий в определенной последовательности, с постепенным усложнением.

4. В творческих заданиях использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, академическую и популярную музыку.

Работа в объединении ведется с детьми, имеющими разный уровень развития музыкальных способностей. В силу того, что музыка близка и доступна ребенку для восприятия, он хочет стать активным участником творческого процесса и реализовать свои способности в работе коллектива. Все это очень важно в формировании ребенка как личности, стремящейся к самосовершенствованию, к повышению культурного уровня.

На активность реализации учащимся своих музыкальных возможностей влияет следующее внешнее педагогическое условие - формирование у него умений реализоваться в ходе музыкальных занятий: обучение навыкам самопознания себя и своих музыкальных возможностей. Реализуя данное условие, педагог получает реальную возможность раскрыть сущность индивидуальности процесса творчества ребенка, возможно будущего музыканта. Для успешного достижения учащимся самоутверждения педагогу следует организовать особые ситуации, способствующие этому в процессе участия подростка в музыкальной деятельности.

У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается жизненной практикой и наукой. Развитие музыкальных способностей каждого ребенка создает условия для выдвижения ярких талантов, для развития всей музыкальной культуры.

Многие родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру, побуждает к реализации своего творческого потенциала. Педагог вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует такую учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности Василия Александровича Сухомлинского призывают нас не останавливаться на достигнутом и постоянно искать новые возможности для развития талантов наших учеников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
  2. Абдуллин Э. Б. Музыка // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
  3. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.
  4. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. – М., 1982.
  5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений / ЕА. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М., 2001.
  6. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л., 1973.
  7. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвящении и образовании.- Л., 1973.
  8. Ашмарина Р. А. «Методические и практические аспекты организации музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования». Владимир 2014
  9. Баренбойм Л. А. Музыкальное образование // Музыкальная энциклопедия. – Т. 3. – М., 1976.
  10. Безбородова Л. А. Сущность теории музыкального образования // Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002.
  11. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2002
  12. Восприятие музыки: Сборник статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980. 256 с.
  13. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573с
  14. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573с. Гармонический человек: Из истории идей о гармонически развитой личности: Сб. статей/ Сост. П.С. Трофимов; Под ред. В.А. Разумного и П.С. Трофимова.- М., 1965.
  15. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей // Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – М., 2012.
  16. Гришанович Н. Н. Теоретические основы музыкальной педагогики. – М., 2011.
  17. Журова Е. Б. Развитие ценностного отношения подростков к музыкальному искусству // Электронный журнал «Педагогика искусства». – 2010. – № 4.
  18. Кабалевский Д. Б. Требование времени // Музыка в школе. – 1983. – № 1.
  19. Красильников И. М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования. // Музыка в школе. – 2000. – № 1.
  20. Красильников И. М., Крюков М. А. Музыкальное искусство и педагогика завтра. // Музыка в школе. – 2000. – № 3.
  21. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избр. психол. произв. в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1983. С.232-239.
  22. Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. М., 1995. С. 6.
  23. Медушевский В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки. – Преподаватель. Спецвыпуск «Музыкант-педагог». – 2001. – № 6.
  24. Медушевский В. В. Музыкальное образование // Спутник учителя музыки / Сост. Т. В. Челышева. – М., 1993.
  25. Медушевский В. В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. – 1981. – № 9.
  26. Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О.А. Апраксина - М., 1978. Вып.13.
  27. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / Под ред. Л. В. Школяр. – М., 2001.
  28. Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М., 2007.
  29. Одоевский В.Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов / Музыкально-литературное наследие / [Общ. ред., вступ. статья и примеч. Г. Б. Бернандта]. — Москва: Музгиз, 1956.
  30. Рапацкая Л. А. Музыкальное воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.
  31. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, Санкт-Петербург, 2007
  32. Спутник учителя музыки. Сост. Т.В.Челышева. М.,1993.
  33. Сухомлинский В. А. Музыка // Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т. 1. – М., 1978.
  34. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М.: Наука, 1979.С.52.
  35. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 176с.
  36. Терентьева Н. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. – СПб., 1996.