РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ХОРА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Томилова Татьяна Викторовна

Хоровое пение – одно из любимых и популярных видов искусства, который воспитывает у учащихся чуткость, эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающей жизни. Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных, значимых и доступных видов музыкальной деятельности. Исполняя песни, учащиеся глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение, своё отношение к окружающему миру. Одна из важных задач, которые решаются на уроках хора – научить детей правильно петь. Данная проблема остаётся актуальной для многих педагогов, так как коллективная форма певческого исполнительства обладает большими возможностями: развивает музыкальные способности, формирует вокально-хоровые навыки, воспитывает вкус учащихся и любовь к музыке. Перед преподавателем стоит сложная задача, заинтересовать учащихся, вовлечь в процесс пения, который бы им очень нравился. Хоровое пение – одно из любимых и популярных видов искусства, который воспитывает у учащихся чуткость, эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающей жизни. Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных, значимых и доступных видов музыкальной деятельности. Исполняя песни, учащиеся глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение, своё отношение к окружающему миру. Одна из важных задач, которые решаются на уроках хора – научить детей правильно петь. Данная проблема остаётся актуальной для многих педагогов, так как коллективная форма певческого исполнительства обладает большими возможностями: развивает музыкальные способности, формирует вокально-хоровые навыки, воспитывает вкус учащихся и любовь к музыке. Перед преподавателем стоит сложная задача, заинтересовать учащихся, вовлечь в процесс пения, который бы им очень нравился. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ХОРА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Томилова Татьяна Викторовна

преподаватель 1 квалификационной

 категории,

                МБУ ДО «ДШИ «Лира» с. Карпогоры

Хоровое пение – одно из любимых и популярных видов искусства, который воспитывает у учащихся чуткость, эмоциональную отзывчивость, любовь к окружающей жизни. Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных, значимых и доступных видов музыкальной деятельности. Исполняя песни, учащиеся глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение, своё отношение к окружающему миру. Одна из важных задач, которые решаются на уроках хора – научить детей правильно петь. Данная проблема остаётся актуальной для многих педагогов, так как коллективная форма певческого исполнительства обладает большими возможностями: развивает музыкальные способности, формирует вокально-хоровые навыки, воспитывает вкус учащихся и любовь к музыке. Перед преподавателем стоит сложная задача, заинтересовать учащихся, вовлечь в процесс пения, который бы им очень нравился.  

Овладение навыками пения – это сложный, длительный процесс, результат которого достигается путём различных упражнений и постоянных занятий. Только в результате этого можно развить способность музыкально-слуховых представлений. А также научиться владеть своим голосом и координировать его.Правильное певческое развитие с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствуют развитию здорового голосового аппарата.

К основным вокально-хоровым навыкам относятся: певческое дыхание, звукообразование, слуховые навыки, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность. Какую бы задачу на уроке преподаватель не ставил, работа должно происходить в едином комплексе над всеми составляющими данного процесса.  Урок благоприятно начинать с физической разминки, то есть разогрева. Это даёт возможность настроить учащихся на дальнейшую работу. Поэтому выполняем несколько упражнений: разминаем шею, плечи, корпус. Делаем круговые движения руками, головой, плечами. Стараемся освободиться от накопившегося напряжения с помощью упражнения «марионетки», постепенно сгибая руки, голову, корпус, наклоняясь вниз. Настроившись на работу, учимся правильно дышать. Певческое дыхание во многом отличается от физиологического. Вдох укорачивается, выдох удлиняется. Дыхательный процесс становиться управляемым, работа дыхательных мышц более интенсивной. Основная задача при певческом дыхании является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения, не теряя при этом опоры. В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. Вдох перед пением берётся достаточно активно, но бесшумно. Правильное певческое дыхание влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Развитие дыхания зависит от дыхательных и вокальных упражнений, исполняемого репертуара. Красота и сила звука голоса зависит во многом от привычки правильного певческого дыхания, которое вырабатывается в процессе практических упражнений и тренировки. На уроках хора полезно использовать такие упражнения для выработки правильного дыхания: очищающее дыхание (медленный вдох носом- задержка дыхания-выдох короткими толчками через рот; голосовое дыхание – спокойный вдох-задержка-один резкий выдох через рот, можно с звуком «ха»; оживляющее дыхание - вдох-задержка- руки вперёд- сжать пальцы в кулаки-руки к плечам- в стороны - к плечам -  выдох через рот - расслабление. Хорошо активизируют работу учащихся дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой «Ладошки», «Насос», «Ушки» и другие. Выработка правильного певческого дыхания также связана с применением виды атаки звука – определённый характер работы голосовых связок. При ограниченных голосовых возможностях детей, особенно на начальном этапе обучения, важна мягкая атака,  способствующая образованию спокойного, мягкого звука и устранения напряжения, громкого звучания. Твёрдая атака активизирует процесс голосообразования, обеспечивая интенсивную работу голосового аппарата, помогает точно интонировать.

Важной частью вокально-хоровой работы является – артикуляция. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием. Только при хорошей артикуляции можно услышать текст во время пения. Артикуляционный аппарат у детей младшего возраста, особенно нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. В этом могут помочь различные упражнения: надувание и сдувание щёк, перекатывание воздуха из одной щеки в другую, круговые движения языка и губ, открытие рта вертикально, надавливая на подбородок первым пальцем руки, что даёт правильное положение нижней челюсти при пении.

Здесь важно всё: правильно открывать рот при пении, положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту. Всё это влияет на качество исполнения. Певческая артикуляция значительно активнее речевой.  Согласные в пении формируются, так же как и в речи, но произносятся более активно и чётко, гласные округляются. Навык артикуляции включает в себя: чёткое, грамотное произношение, округление гласных, высокая вокальная позиция, короткое произношение согласных звуков и растягивание гласных.  Пение гласных с согласными «м», «б», «п» активизирует работу губ и помогает энергично произносить гласные («би-бэ-ба-бо-бу»). Пение гласных с согласной «в» полезно для губ и языка («мивье-мивье»). Также полезно сначала проговаривать, затем петь на звук различные скороговорки.

Непременным условием хорошего хорового пения является дикция, чёткое произношение слов. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для ровного звучания тембра хора и достижения хорошего унисона в партиях вместе с чёткостью хоровой дикции. Округление достигается через прикрытие звука, и происходит не за счёт губ, а за счёт гортани. Образование гласных звуков связано с формой и объёмом ротовой полости. Звуки «у», «ы» формируются и звучат более глубоко и далеко, чем остальные гласные. Но имеют устойчивое произношение в любых словах и не искажаются, в отличии от других гласных. У разных людей они звучат приблизительно одинаково. Отсюда возникает хоровое применении этих звуков при исправлении открытого звучания хора. Хороший унисон, выравнивание звука по тембру достигается легче именно на этих гласных. После пения мелодии песни на слоги «лю», «ду», «ды», исполнение со словами приобретёт округлость и слитность звучания. Наиболее «пёстрой» в пении считается гласная «а», так как имеет очень различное произношения у разных людей. Учитывая различное влияние гласных на голосовой аппарат можно определённым образом настраивать его. Так звуки «и», «э» стимулируют работу гортани, вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых связок. Они осветляют звук и приближают вокальную позицию, так как их формирование связано с более высоким типом дыхания и положением гортани. Способствуя краевому смыканию голосовых связок, гласные «о», «у» ослабляют работу гортани. Они формируются при понижении типа дыхания, снижают форсирование и затемняют звук. Звук «а» - нейтрален, а «ы» округляет звук и стимулирует активность мягкого нёба. Работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием. Формирование согласных, в отличие от гласных, связано с возникновением преграды на пути движения воздуха в речи. Основное правило дикции в пении - это быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжность гласных.

    Главная задача преподавателя – приобщить каждого ребёнка к музыке, развить его музыкальное восприятие, воспитать художественный вкус. С первых занятий на простых упражнениях, распевках, песнях воспитываются ритмический, динамический и темповый виды ансамбля. Ансамбль – совместное и согласованное пение, навыки которого развиваются постепенно на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения. Хоровой унисон – одна из самых сложных проблем молодого певческого коллектива. При налаживании унисона требуется умение хорошо слышать не только себя, но певцов – соседей. Поэтому на начальном этапе обучения необходимо петь одноголосно, добиваясь точного интонирования каждого из певцов. Дальше работа над ансамблем продолжается на более сложном музыкальном материале одноголосных, а затем и двухголосных песен. Развивая музыкальность учащихся, можно добиться положительных результатов и от неверно поющих детей. Основная причина фальшивого пения детей чаще всего кроется в плохой координации между голосом и слухом. Главное наладить эмоциональную свободу и активность в пении. Большинство фальшиво поющих детей постепенно выравниваются сами по себе в процессе пения. Поэтому необходимо правильно рассадить учащихся. Неточно интонирующих лучше посадить в первые ряды и рядом с хорошо интонирующими детьми. Полезна индивидуальная работа с каждым не точно поющим учеником и дифференцированный подход в обучении по группам. Метод дифференцированного обучения активизирует процесс музыкального воспитания и помогает заинтересовать учащихся в процессе пения. Так детям с низким голосом полезно говорить, читать и петь на высоких звуках. Образное восприятие звуков, звукоподражание также может помочь в развитии правильной интонации. Добившись в хоровом коллективе хорошего унисона, можно постепенно переходить к двухголосному пению. В репертуаре появляются двухголосные упражнения, каноны, песни с элементами двухголосия, песни двухголосного склада с самостоятельным и терцовым голосоведением. Важно чтобы упражнения, каноны и песни были просты и интересны для исполнения учащимися. Если процесс качественного унисона затягивается, простые двухголосные песни всё равно нужно включать в работу. Многоголосное пение способствует активному развитию гармонического слуха, ладового чувства, точной интонации. Разучивание более трудной музыки даёт толчок слуховому развитию и вносит положительные результаты и в пение унисоном. В таких случаях работа над унисоном и песен на два голоса проходит параллельно. В работе над двухголосием результативным является и пение каноном. Каноническое двухголосие доступно, интересно и даёт быстрые результаты в развитии голоса. Также необходимо работать в хоре и над пением a cappella. Пение без сопровождения требует от хора высокой исполнительской культуры и большого технического мастерства. Эти навыки приобретаются не сразу, постепенно, но именно пение a cappella в полной мере развивает певцов. В работе над многоголосием активно развивается и совершенствуется мелодический, гармонический слух, чувство лада, чистая интонация.

Детальная работа над исполняемой музыкой требует от дирижёра выдумки и артистизма. Каждое сочинение должно быть прочувствовано и пережито как дирижёром, так и учащимися. Настоящее художественное пение хора – это не только передача нотного текста, но и собственные переживания, эмоции, увлечённость процессом исполнения. Только тогда произведение произведёт яркое впечатление на слушателей. Совместная творческая работа над интересным музыкальным материалом – это залог качественного, грамотного, красивого исполнения.

«Список литературы»

  1. Апраксина О. Методика развития детского голоса. Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1983
  2. Апраксина О., Орлова Н. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. «Музыкальное восприятие в школе» Вып. 10 М.: «Музыка», 1975
  3. Казачков С. Дирижёр хора – артист и педагог. Казань: КГК, 1998. -308 с.
  4. Куликова Н. к вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися первого класса. «Музыкальное воспитание в школе» Вып. 11. М.: «Музыка», 1976.
  5. Куликов Б., Аверина Н. Из опыта работы с Кандидатским хором в детской хоровой школе «Весна» «Дека-ВС», 2007.
  6. Никитина В. Методические приёмы работы над интонацией и словом К.Б. Птицы (по неопубликованным материалам записных книжек профессора) // Модернизация дирижёрско-хоровой подготоки учителя музыки в системе профессионального образования. Таганрог: ТГПИ, 2005. –с.96-102.