«Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары»
Музыкальное произведение – это произведение, в котором художественные образы выражены с помощью звуков. Любое музыкальное сочинение обретает свою реальную жизнь только в звучании, то есть благодаря исполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени Г. Струве»
Методическая разработка на тему:
«Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары»
Выполнила:
преподаватель по классу гитары
ОБОУ ДО “ДШИ им. Г. Струве”
Прудникова Е.Н.
г. Железногорск
2024
«Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе гитары»
Музыкальное произведение – это произведение, в котором художественные образы выражены с помощью звуков. Любое музыкальное сочинение обретает свою реальную жизнь только в звучании, то есть благодаря исполнению. Но прежде чем ученик реализует композиторский замысел, добьётся завершённости в работе и отобразит его в своём исполнении потребуется немало времени и труда. Работа над музыкальным произведением представляет собой поэтапный процесс, каждый из которых заключает в себе определенные трудности. Особенности работы зависят от сложности содержания конкретного произведения. Процесс работы над музыкальным произведением условно можно разделить на три этапа: Первый этап – знакомство с произведением, прослушивание, беседа о биографии композитора. Музыкально – теоретический анализ: стиль, жанр, форма, элементы музыкального языка, темп, разбор нотного текста. Второй этап – решение технических задач, требуемых для данного произведения. Детальная работа над комплексом выразительных средств исполнения: артикуляция, динамика, ритм, аппликатура, агогика. Если произведение крупной формы – работа над его цельностью. Третий этап – завершение работы над произведением. Умение исполнить музыкально, технически свободно, в темпе, осмысленно, то есть в своем исполнении ученик должен передать содержание музыкального произведения, задуманного произведения, задуманного композитором. Подготовка к концертному выступлению.
На всех этапах работы над произведением педагог должен постоянно наблюдать за правильной посадкой ученика, правильной постановке рук и пальцев, так как зажатость, напряжение рук ведёт к ограничению технического развития. Добиваться свободы игрового аппарата необходимо путём чередования мышечных расслаблений и напряжений, уметь во время игры находить относительный отдых. Также большое внимание ученика обращается на слуховой контроль к качеству и чистоте звука, динамике.
Работа над музыкальным произведением – тернистый, сложный путь. Одно и то же произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы превратить работу над произведением в увлекательный, творческий процесс, как для ученика, так и для педагога.
Первый этап работы над произведением:
- ознакомление;
- разбор текста
- разучивание по нотам.
В своей педагогической практике я использую следующие методы работы на начальном этапе: первый – педагог сам исполняет новое произведение ученику, тем самым вдохновляет и стимулирует его к дальнейшей работе; второй – прослушивание изучаемого сочинения в аудио или видеозаписи, в исполнении других музыкантов. После предварительного ознакомления с новым произведением мы вместе с учеником проводим анализ:
- определяем характер и строение произведения;
- определяем тональный план, темп, особенности ритма;
- обсуждаем динамику и разбираем штрихи;
- намечаем кульминационные точки;
- решаем, какие технические приёмы будем использовать в работе.
После этого ученик рассказывает о своих впечатлениях о произведении. Я предлагаю ему в домашнем задании найти интересные биографические факты о композиторе, узнать о его творчестве, послушать другие произведения этого автора.
Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста. Грамотный, музыкально - осмысленный разбор, создаёт основу для дальнейшей правильной работы.
Требования к разбору музыкального произведения:
- тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе
- метро - ритмическая точность
- выбор использования точной аппликатуры
- применение верных штрихов
- осмысленная фразировка и динамика.
Время, отведённое на разбор произведения, будет самым разным у учащихся различной степени музыкального развития и одарённости. Педагогический опыт показывает, что один ученик приносит грамотный разбор уже на третий - четвёртый урок, а кому - то для этого потребуется значительно больше времени и усилий.
Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением является работа над аппликатурой. Правильная и удобная аппликатура способствует более быстрому запоминанию текста, неправильная – тормозит процесс выучивания.
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы. Полезно заниматься ритмом, как на начальном этапе, так и при исполнении готового, выученного произведения.
Второй этап работы над произведением:
- выучивание наизусть
- работа над звуком
- фразировка, динамика
- техническое овладение произведением.
Выучивание наизусть является одним из важных этапов в работе над музыкальным произведением. Вопрос, когда учить произведение наизусть - в конце работы над ним или в начале - решается педагогами по-разному.
Практика показывает, что выучивание произведения наизусть должно происходить тогда, когда ученик достаточно уверенно овладел текстом.
Работа над звуком считается самой сложной. Научить выражать с помощью звука самые разные эмоции, самые сокровенные состояния души, одна из главных задач педагога на данном этапе работы. Как элемент выразительности и передачи эмоционального состояния выступает динамика, которая помогает выявить кульминационные точки произведения и обогатить фактуру яркими красками. Работая с учеником, мы пытаемся выстроить динамический план таким образом, чтобы напряжённость звуковой кульминации соответствовала её значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным целым, что приведёт к завершённости композиции.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением мы прививаем ученику элементы грамотного музыкального мышления. Вместе с учеником мы разбираем строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина. Поэтому, на данном этапе особое значение приобретает работа над фразировкой музыкального произведения. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения.
Одна из важных сторон работы касается технического овладения произведением. Касаясь этой проблемы, можно выделить два основных типа задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими приёмами в нужном характере звучания и в конечном темпе.
Как уже было замечено ранее, технические приёмы исполнения следует отрабатывать в медленном темпе:
- медленно или в среднем темпе отрабатываются технические места до тех пор, пока они не будут заучены до автоматизма;
- трудные пассажи делятся, на мелкие фразы и, последовательно учатся в умеренном темпе.
Третий этап работы над произведением:
- выявление целостности произведения;
- уточнение исполнительского замысла;
- подготовка к концертному выступлению.
На третьем этапе синтезируется всё, что сделано ранее: устанавливается смысловое отношение фраз внутри предложений, предложений – внутри периодов и периодов - внутри более крупных построений; выявляется главная кульминация, а отсюда – определяется единая линия развития музыкального материала. Для этого нужно работать над всем произведением, либо над его крупными разделами, объединяя их затем в законченное целое.
Одной из важных предпосылок целостности исполнения является ощущение общей лини развития произведения. Подобно тому, как мелодия в какой – либо фразе идёт к опорному звуку, а большее построение, к своей смысловой вершине. Исполнитель
должен это знать и чувствовать. Ни одно произведение нельзя сыграть с должной выразительностью и осмысленностью, если не ощущать объединённым в одно целое его развёртывание во времени; общая линия развития является как бы «стержнем» этого развёртывания. Обычно чем крупнее и богаче произведение по кругу образов настроений, тем больше в его развитии отклонений, «побочных ветвей», тем труднее почувствовать и провести его основную линию. Помочь в этом может ощущение не только «местных» опорных звуков, небольших вершин, но и крупных кульминаций произведения. Они позволяют объединить как бы тяготеющие к ним разделы, части сочинения. Иногда эти кульминации малозаметны для слушателя, но исполнителем они всегда должны ощущаться.
Воспитание у ученика способности слышать, охватить всё произведение в целом и умение исполнить его на сцене - важная задача на заключительном этапе работы.
Пройдя предыдущие этапы работы над произведением, ученик постепенно достигает самостоятельности, овладевает навыками самовыражения. Двигаясь сначала по пути подражания, он начинает вносить в исполнение своё отношение, что позволяет развивать у ученика чувство меры и прививает художественный вкус.
Исполнительская яркость является признаком несомненной артистической одарённости. Она свойственна не каждому ученику, но развивая это качество, педагог может добиться определённых результатов. Практика концертных выступлений показала, что яркость передачи музыкального образа тесно связана с эмоциональной стороной исполнения. Зачастую, выучив произведение, ученик не может исполнить его с внутренней свободой, раскрыть образное содержание. Большое значение, имеет выбор концертного репертуара, где особенно важно жанровое, фактурное разнообразие, яркая образность – всё это способствует увлечённости данной музыкой и самим процессом исполнения.
Очень важно, чтобы исполняемое произведение стало для ученика любимым, приносило творческое вдохновение юному музыканту. Яркое, эмоциональное исполнение всегда будет иметь большое значение, а иногда может оказаться крупным достижением для ученика и для педагога. Уметь настраивать ученика перед концертным выступлением, вселять уверенность в своих силах, а после выступления отметить положительные результаты, проявляя при этом корректность в выражение критики – вот проявление профессионализма педагога.
Роль педагога в процессе работы над музыкальным произведением огромна. Участие его должно быть активно – творческим на всех этапах работы.
Заключение
Творческое общение педагога со своим учеником не укладывается в формат перечисленных этапов работы. Воспитание юного музыканта не поддается регламенту учебного процесса, оно не имеет предела. Начиная с первых уроков, мы стараемся вложить в каждого ученика частичку своей души, привить любовь к самому прекрасному из искусств, используя при этом весь педагогический талант и большой опыт.
Литература
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация, Т.5, 1979. - 166 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1986
- Гинзбург Л. С.О работе над музыкальным произведением. – М.: Музыка, 1968. –143с.