Формирование ансамбля скрипачей и подбор репертуара

Темникова Ирина Геннадьевна

        Но, далеко не в каждой детской музыкальной школе контингент учащихся и преподавателей позволяет организовать на струнном отделении эффективную работу в классе ансамбля и в оркестровом классе. Не во всех школах есть класс виолончели, и есть несколько педагогов по классу скрипки. Последнее время (в том числе, по объективным обстоятельствам) возникают серьезные проблемы приема детей в школу, неоднородности контингента учеников по способностям и другие организационные и методические проблемы.

Воспитание навыков игры в ансамбле является одной из задач предпрофессиональной подготовки учащихся в ДМШ и ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ансамбль скрипачей79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД МЕГИОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.М. КУЗЬМИНА

СП  «ШКОЛА ИСКУССТВ «ВЫСОКИЙ»

Методическое сообщение (доклад)

«Основные принципы формирования ансамбля скрипачей и подбора репертуара»

Подготовила:  преподаватель

Ирина Геннадьевна Темникова

         

Методическое сообщение (доклад) на тему

«Основные принципы формирования и подбора репертуара

для ансамбля скрипачей»

         Известные педагоги скрипачи всегда придавали большое значение участию учеников струнных отделений детских музыкальных школ в ансамблях и оркестрах.

        Значение ансамбля скрипачей как систематического предмета отмечается во всех образовательных программах для классов скрипки и альта разных лет, программах оркестрового класса и класса ансамбля. Коллективная игра в ансамбле приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся струнных отделений. Ансамбли скрипачей украшают и обогащают концерты учащихся музыкальных школ.

        Но, далеко не в каждой детской музыкальной школе контингент учащихся и преподавателей позволяет организовать на струнном отделении эффективную работу в классе ансамбля и в оркестровом классе. Не во всех школах есть класс виолончели, и есть несколько педагогов по классу скрипки. Последнее время (в том числе, по объективным обстоятельствам) возникают серьезные проблемы приема детей в школу, неоднородности контингента учеников по способностям и другие организационные и методические проблемы.

Воспитание навыков игры в ансамбле является одной из задач предпрофессиональной подготовки учащихся в ДМШ и ДШИ.

Игра в ансамбле объединяет детей разной степени способностей, интеллекта, возрастных и психофизических особенностей, музыкальнотехнической подготовки, расширяет кругозор, воспитывает дисциплину,  помогает  принять  решение  в  выборе  профессии  музыканта.

Ансамбль струнных инструментов использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.

           В представленной работе показаны варианты работы с ансамблем скрипачей в классе одного преподавателя по ДПП ОМИ «Струнные инструменты» и ДОП ОМИ «Инструментальное исполнительство» предмету «Ансмбль».

         Группы ансамбля формируются преподавателем из всех учеников своего класса с учетом их возраста, способностей, возможности посещать занятия.

        Особое внимание акцентируется на следующих методических и организационных принципах:

  • взаимосвязь предметов «Специальность», «Музыкальный инструмент» и «Ансамбль»;
  • преемственность их репертуара и методов работы во всех возрастных группах;
  • участие в ансамбле всех учеников класса разного возраста и разных индивидуальных способностей;
  • занятия в ансамбле с первого года обучения (в данный момент со 2 класса);
  • применение развивающих методов обучения и творческого музицирования;
  • гибкость в подборе репертуара и методах работы;
  • реализацию творческих возможностей ученика.

ФОРМИРОВАНИИЕ АНСАМБЛЯ

         В примерных учебных планах образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств по предмету «Ансамбль» отводится по 1 часу в неделю (струнный дуэт). Состав групп предлагается в среднем от 2-х человек.

          Таким образом, школьные нормативные документы дают возможность организовать на струнном отделении работу с ансамблем в разных возрастных и разных по количеству учащихся группах, учитывая контингент учащихся.

         Организация на струнных отделениях детских музыкальных школ оркестров и ансамблей зависит от укомплектованности в достаточном количестве классов скрипки, альта и виолончели, что является серьезной заботой администрации школы.

         Неоднородность контингента учащихся усложняет как основную, так и ансамблевую работу в классах. Загруженность учащихся в общеобразовательных школах также создает дополнительные проблемы с организацией репетиций в объединенных ансамблях отделения из учеников разных педагогов.

        Эти проблемы струнных отделений диктуют необходимость искать различные формы организации ансамблей скрипачей. Актуальной для преподавателя становится форма работы с ансамблем своих учеников с первых лет обучения игре на инструменте.

        Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества.

        Во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам.

       Во-вторых, проблема контроля за посещаемостью класса ансамбля, качества выучивания партий сводится к минимуму из-за регулярного общения преподавателя с учениками.

       В-третьих, систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями.

       В-четвертых, такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию. Ученики класса в любое время могут объединяться для выступлений в разные группы,  начиная с дуэтов, где старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.

        Занятиям ансамблем следует уделить особое внимание с первого года обучения. Педагоги-скрипачи еще со времени становления скрипичной педагогики пришли к выводу, что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на скрипке полезно включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика на «открытых» струнах, помогает ученику организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям.

         Значение занятий начинающих скрипачей в ансамбле отмечено во многих программах, где говорится: «Первые навыки игры в ансамбле начинающие скрипачи и альтисты приобретают, как правило, в специальном классе... Многолетняя и обширная музыкально ¬ педагогическая практика убеждает: чем раньше учащиеся попадают в исполнительский коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает процесс их художественного и технического развития, осознания роли и возможностей инструмента, как в сольном, так и в ансамблевом исполнительстве».

       Новые методические подходы в работе с ансамблем начинающих скрипачей позволяют сформировать младшую группу ансамбля, несмотря на их ограниченные исполнительские возможности. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении.

      В данной работе предлагается модель организации ансамбля скрипачей из учеников одного класса, требующая от педагога определенной гибкости в формировании групп и подборе репертуара, но дающая возможность всем ученикам класса независимо от их способностей участвовать со своим инструментом в музыкальном коллективе и концертной жизни школы, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

      При отсутствии в детской музыкальной школе оркестра ученики посещают у своего педагога по классу скрипки, альта или виолончели класс ансамбля. Класс каждого преподавателя музыкальной школы состоит из учеников разного возраста и разных способностей, от дошкольников до старшеклассников.

      Ученики класса, как правило, распределяются в ансамбле на три возрастные группы: младшая, средняя и старшая. Количество и состав групп зависит от ежегодно меняющегося контингента учеников в классе. Деление на возрастные группы имеет исключительно учебные задачи.

      В каждой группе желательно сохранять количество участников от 2-х человек. При распределении на группы учитывается возраст, исполнительские возможности учащихся, возможности посещения занятий. Жесткое деление на классы в группах не обязательно. В младшей группе участвуют дети с первых лет обучения.

       Все занятия класса ансамбля проходят с концертмейстером-пианистом.

       Помимо этого проводятся сводные репетиции, где собираются все группы ансамбля класса в один разновозрастной ансамбль и исполняют программу, в которой партии доступны всем участникам. Большой ансамбль скрипачей всегда производит яркое впечатление на концертах учеников класса и приносит большую радость и участникам, и слушателям.

      Такая модель организации ансамбля класса возможна для каждого преподавателя отдела, как возможно и объединение в школьных концертах ансамблей нескольких педагогов с одним общим репертуаром.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДБОРА РЕПЕРТУРА

       В начале каждого полугодия педагог составляет репертуарный план работы  ансамбля.

      Подбор необходимого и целесообразного репертуара для каждой группы ансамбля является ответственной задачей преподавателя.

     Произведения подбираются с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре. При распределении партий необходимо учитывать сложность голосов в каждой пьесе.

     Кроме подбора репертуара из опубликованных сборников, в нашем класс мы используем свои переложения пьес из сборников для других инструментов, а также делаем свои обработки, добавляя к пьесам вторые голоса разной сложности, учитывающие возможности учащихся.

     Учитывать надо и ежегодные изменения в составе ансамбля (уход выпускников, приход новичков). В каждой возрастной группе ансамбля должен быть интересный по содержанию репертуар разной степени технической сложности.

       В младшей группе выбираются пьесы в удобных для исполнения тональностях, с простым ритмическим рисунком. Усложнение репертуара препятствует качественному освоению навыков ансамблевой игры, утомляет непосильной работой.

     Нет необходимости учить партии наизусть, если они трудно запоминаются. Для тренировки музыкальной памяти полезно играть без нот легкие пьесы из репертуара младших групп.

     Следует выбирать репертуар разный по гармоническому и инструментальному колориту, включая пьесы в унисон, на несколько голосов и с участием других инструментов.

     Необходимо включать в репертуар популярные произведения к традиционным праздничным концертам.

      Подбирая репертуар по содержанию, следует учитывать возрастные интересы разных групп и включать как классические произведения разных жанров, стилей, эпох, национальных школ, так и эстрадные и джазовые произведения.

        Повышает интерес учеников в работе подбор репертуара к тематическим концертам, а также привлечение в ансамбль скрипачей учеников других отделений и использование аккомпанемента фортепиано и синтезатора.

       На уроках по классу ансамбля нельзя ограничиваться только подготовкой к выступлениям. Необходимо регулярно заниматься чтением нот с листа, творческим музицированием, упражнениями на развитие техники исполнения, знакомиться с новыми произведениями. Для этого можно выбирать легкие произведения из популярных скрипичных сборников, исполняя их в унисон или в два голоса.

        Для сохранения стабильного качества концертного репертуара общего ансамбля класса следует какую-то часть репертуара каждой группы сохранять неизменной и включать её в программу по инструменту. Преемственность репертуара от младших классов к старшим дает возможность творческому общению всех учеников класса, стимулирует интерес младших учащихся к исполнению более сложной программы старшей группы.

        Также единый репертуар дает возможность всем ученикам класса играть вместе в любом составе: дуэтами, небольшими группами и, наконец, объединяться в большой ансамбль класса.

        Ниже приводится репертуарный список произведений для всех групп ансамбля. Список носит рекомендательный характер и включает сборники для скрипачей, наиболее доступные и наиболее употребляемые в любой музыкальной школе, а также некоторые издания последних лет.

 Мелодии в унисон Якубовская В. «Вверх по ступенькам». - М., 1983.

 «Юный скрипач». 4.1. - М., 1974.

Кабалевский Д. «Марш»

Люли Ж. «Жан и Пьерро»

Потоловский Н. «Охотник»

«Наконец настали стужи»

 «Хрестоматия для скрипки». ДМШ, 1-2 кл. - М., 1985.

Пьесы в унисон.

Захарьина Т. «Колыбельная»

Магиденко М. «Петушок»

Метлов Н. «Колыбельная»

Русская народная песня «Как под горкой»

Русская народная песня «Ходит зайка по саду»

Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

Филиппенко А. «Цыплятки»

Сботник пьес  М. Нельсона

«Бабочки», «В саду», «Соловей»,  «Полька» и др.

Т. Романова «Мазурка»

А. Черненко «Полька-солнышко»

А. Черненко «Моцарт и немножко джаза»

М. Нельсон «Бабочки», «В саду»

Мартин «Ча-ча-ча» (III партия)

А Комаровский «Этюд № 19»

            Й. Брамс И. «Петрушка»

           Укр. песня «Прилетай, прилетай», «Журавель»

Средняя группа 3-4 классы

Пьесы в унисон.

            Г. Сулимов. Этюд

           Дм. Шостакович «Шарманка»

           Г. Гендель «Бурре»

           Шотл.песня «Верхом на осле»

           Кан. песня «Край серебряной березы»

           Шольц «Непрерывное движение»

          Сулимов «Этюд  53»

Гендель Г. «Бурре»

Глюк К. «Песня»

Попели М.  (аранжировка М. Нельсона) «Золотой бант»

Судзуки «Аллегретто»

Шмитц М. «Оранжевые буги»

Данкля «Легкие дуэты»

Шуберт Ф. «Вальсы»

Рамо Ж. Ригодон

Шольц П. «Непрерывное движение»

Ансамбли.

Вебер К. «Хор охотников»

Моцарт В. Менуэт

Медведовский Е. «Гамма-джаз» и др.

Бакланова Н. «Маленький марш»

 «Ансамбли юных скрипачей». Вып. 8. Сост. Т. Владимирова. - М., 1988.

Емельянова Л. «Ох уж эти гаммы»

Свиридов Г. «Старинный танец», «Бьют часы на башне»

Старшая группа 5 -8  классы

Ансамбли.

Бабаджанян А. «Танец»

Еврейские мелодии «Танцы, танцы»

Ловланд «Адажио», «Пастораль»

Маккартни П. «Вчера»

 «Финский танец»

Рамо «Тамбурин»

Г.Гендель «Сонатина»

Бах – Гуно  «Ave  Maria». Сост. Пудовочкин Э. (сб.25)

Вивальди А.  Концерт G  для 2-х скрипок

Шостакович Д.  Гавот.  Сост. Фортунатов К.  (сб.40)

Фролов И.  Дивертисмент. Сост. Пудовочкин  Э. (сб.24,28)

«Милая Джейн»

Крылатов «Ожидание»

«Юный скрипач» Вып. 2. Сост. К.А. Фортунатов. - М., 1985.

Бакланова Н. Вариации

Прокофьев С. Марш

Шостакович Д. Гавот

Бетховен Л. Менуэт

Каччини Д. «Аве Мария»

Аренский А. «Итальянская песенка»

Бетховен Л. Менуэт

Рубинштейн А. Каприс

Фибих З. «Поэма»

Ловланд «Пьесы для души»

«Популярная музыка». Транскрипции для ансамбля скрипачей. Сост. Н. Нежинская. - СПб.

Дворжак А. Юмореска

Шуберт Ф. Адажио

Пьесы в унисон.

Бах-Гуно. «Аве Мария»

Рубинштейн А. Мелодия

Сен-Санс К. «Лебедь»

Шуберт Ф. «Аве Мария»

Ансамбли.

Шуберт Ф. «Вальсы» и др.

          В работе над произведением основное внимание педагога должно быть направлено на работу над чистой интонацией, выработку единого чувства ритма и ровного пульса, на выполнение единых штрихов, динамических оттенков, на соблюдение единой аппликатуры, синхронности при взятии звука и равновесия в звучании голосов.

        Но, овладевая технической грамотой, следует подчинять её задачам выразительности исполнения, образному содержанию музыки. Учащихся необходимо познакомить с автором произведения, особенностями выразительных средств, музыкальным содержанием, стилевыми особенностями, формой и некоторыми формообразующими средствами.

         В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный - «делай, как сказано».

        В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих и других задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях. Так, работая над фразировкой, можно играть каждую фразу «цепочкой» (по очереди каждый ученик), добиваясь выразительности звука или качества штриха; устраивать конкурс «Кто сыграет интереснее этот эпизод?». Для развития чувства ритма полезно  играть различные ритмические упражнения, поручая разным ученикам или группам

исполнять одновременно различные длительности, предварительно проговаривая их ритмослогами.

       Для развития творческих навыков - сочинять к коротким пьесам ритмические и мелодические импровизации или несложный второй голос.

Виды работы на уроке ансамбля:

  • игра гамм в унисон, каноном и в интервалы;
  • работа над интонацией;
  • работа над штрихами, частью смычка;
  • отработка совместных движений (взятие- снятие скрипки, смычка, поклоны)
  • варианты работа над партиями: соло, дуэты;
  • работа над художественной выразительностью.

       Главная задача преподавателя и в основном классе, и в классе ансамбля - заинтересовать детей занятиями на скрипке.

Заключение

          Руководитель ансамбля должен, прежде всего, быть педагогом и понимать психологию детского коллектива, учитывать возрастные особенности учащихся младших и старших групп, воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу, сознательную творческую дисциплину с самого раннего возраста.

           Каждый ученик должен ответственно относиться к организации занятий: подготовка партий, пультов, настройка инструментов, знание своего места во время исполнения. На уроках ансамбля ученики могут играть стоя или сидя, как в оркестре.

           Умение учеников слушать руководителя с первого слова и жеста приходит не сразу. Руководитель ансамбля должен стремиться к контакту с учениками разных возрастов, уметь на занятиях просто, доступно и конкретно объяснять свои требования, продолжать работу, начатую с этими учениками в классе по инструменту. На занятиях должны присутствовать и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность.    

         Доброжелательная атмосфера репетиции  позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику. Во время игры в коллективе все ритмические, штриховые, интонационные и другие ошибки выявляются мгновенно. Доброжелательная обстановка во время работы активизирует волю к их исправлению. В музыкальном коллективе у детей быстрее развивается мышление и воображение, формируется находчивость и сообразительность. Более слабый ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру в ансамбле. В ансамбле учеников класса одного преподавателя совершенствуются навыки, полученные на уроках специальности.

За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Коллективный  характер  работы  при  разучивании  и  исполнении  произведений,  чувство  ответственности  делают  класс  «Ансамбля»  наиболее  эффективной  формой  учебно-воспитательного  процесса.