"Особенности работы педагога – пианиста в формате дистанционного обучения. Плюсы и минусы этого формата»

Шарипова Диляра Талгатовна

2020 год ознаменовал новую эру в сфере образования, культуры, спорта, да и в целом, стал переходным.  Состоявшийся экстренный переход на дистанционный режим обучения, вызванный необходимостью осуществления учебного процесса в условиях обострившейся эпидемиологической ситуации, вынудил корректировать, приспосабливать существующие традиционные методы, формы обучения в классе фортепиано к новым реалиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_doklad.docx31.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2020 год ознаменовал новую эру в сфере образования, культуры, спорта, да и в целом, стал переходным. Тогда мы еще не понимали к чему мы движемся, но резкие вынужденные изменения затронули каждого человека.

Процесс обучения в классе фортепиано базируется прежде всего на индивидуальном подходе педагога к обучающемуся. Профессиональный рост, повышение исполнительского уровня каждого ученика зависит от системы рациональных педагогических методов и приемов обучения, которые преподаватель применяет на протяжении всего этапа образовательного процесса.

Использование дистанционного подхода к обучению игре на фортепиано, заключающегося в проведении урока посредством мультимедийных технологий, до недавнего времени практически не применялся практикующими педагогами ни на начальном этапе обучения, ни в колледжах, ни в ВУЗах. Однако, состоявшийся экстренный переход на дистанционный режим обучения, вызванный необходимостью осуществления учебного процесса в условиях обострившейся эпидемиологической ситуации, вынудил корректировать, приспосабливать существующие традиционные методы, формы обучения в классе фортепиано к новым реалиям. В подобной ситуации внимание педагогов зачастую обращено на дистанционное обучение как единственную возможность осуществлять образовательный процесс. С одной стороны, не являясь привычным и естественным, данная форма обучения игре на инструменте становится образовательной организационной инновацией. С другой, ее можно рассматривать в качестве метода обучения, т.е. активного способа осуществления познавательной деятельности.

В методической фортепианной литературе дистанционный подход к обучению игре на инструменте практически не исследован. Научные публикации в данном направлении (Горбуновой И. Б., Панковой А. А., Карасевой М. В.), а также практические комментарии и рекомендации в сети Internet ведущих педагогов фортепиано (Е. Мечетиной, Е. В. Михайлова) не дают ясной и четко-выстроенной стратегии обучения в условиях «удаленного» взаимодействия преподавателя и обучающегося. Другими словами, практическая сторона вопроса не имеет теоретического обоснования.

На первый взгляд, сложившаяся в России достаточно консервативная (традиционная) система музыкального образования исполнителя не нуждается в переформатировании. Однако она безусловно испытывает влияние технологического прогресса времени. Благодаря интернет – технологиям ученики получили замечательную возможность слушать on - line трансляции концертов ведущих исполнителей современности, принимать участие в мастер – классах, конкурсах, открытых уроках, вебинарах и лекциях передовых мастеров музыкального искусства. Частично открыт доступ к электронным ресурсам ведущих мировых библиотек, музеев, театров.

Сами педагоги в своей профессиональной работе прибегают к помощи мультимедийных устройств для прослушивания лучших образцов исполнения того или иного музыкального произведения, а также записи и воспроизведения игры.

Обратим внимание на то, что активное применение технологий и экспериментов в области музыкального искусства началось достаточно давно, еще в конце 19 века, когда совершались первые попытки звукозаписи. Внедрение их в процесс профессионального обучения в России начинается в середине ХХ века. Павел Лобанов, выдающийся выпускник РАМ им. Гнесиных, ученик В. Софроницкого - один из первых, кто сумел обратить внимание музыкальной образовательной среды на возможности технического прогресса в процессе обучения и воспитания будущих профессионалов. Из воспоминаний П. Лобанова: «В то время в институте обучалось много фронтовиков. Почти все они были заочниками и могли приезжать лишь для сдачи экзаменов. Так возникла идея помочь этим музыкантам в обучении с помощью озвученных музыкальных пособий. Записи уроков знаменитых педагогов, то есть записанные на магнитную ленту или грампластинку объяснения педагога, сопровождались музыкальными примерами: педагог не только рассказывал, но и обязательно показывал – как можно сыграть тот или иной эпизод Фирмой “Мелодия” было выпущено свыше 30 учебных грампластинок (с моим участием в качестве редактора и звукорежиссера, а в некоторых случаях – и в качестве автора). Среди них большой интерес вызвали документальные записи уроков Г. Нейгауза и В. Софроницкого (записанные мною в 1954, 1955 и 1962 гг.), а также уроки М. Гринберг, Е. Гнесиной, Т. Докшицера. На этих записях видные исполнители и преподаватели исполняют и комментируют конкретные сочинения и тонкости их исполнения. На конгрессе ISME (Международного Общества музыкального воспитания) в Будапеште в 1964 году эти пластинки-пособия были отмечены, как первые в мире»        

Подобная идея создания озвученных музыкальных пособий и использование записи уроков с целью повышения профессионального уровня обучающихся находила достаточный отклик у самих педагогов, а грамзаписи пользовались огромным спросом у музыкальной общественности того времени. Это закономерно влекло за собой активизацию музыкальной просветительской деятельности, предоставляло возможность всем желающим опосредованно получить квалифицированную методическую «помощь» у ведущих специалистов того времени. Не говоря уже о том, что подобные пособия являют собой значительную историческую ценность, сохраняя для последующих поколений педагогический опыт великих исполнителей прошлого. Отметим, что озвученные музыкальные пособия, предложенные П. Лобановым в середине ХХ столетия, продолжают существование в системе современного музыкального образования в качестве методического обеспечения профессиональной подготовки студентов.

Еще один немаловажный фактор, который практически не осуществим посредством подобной формы работы – это эмоциональный, межличностный контакт со студентом. Как отмечает Цыпин Г. М. «Отсутствуют, тем самым, условия для живого обмена суждениями и мнениями, для диалога, который инициирует мышления ученика, формирует технику речи, умение говорить…. Молодые музыканты, обучавшиеся в своё время у Г. Нейгауза или К. Игумнова, Д. Ойстраха или С. Кнушевицкого, М. Ростроповича или Е. Образцовой не раз подчёркивали, сколь важными для них были прямые контакты с их учителями. Причём имелись в виду не только и не столько профессиональные контакты, сколько возможность общаться с яркими, на редкость интересными творческими личностями»

Живое общение педагога и ученика всегда считалось особой ценностью обучения. Но… меняются времена, меняются условия… Что делает в настоящее время обучение ценным? Да то же самое – непосредственное общение. Только оно может быть в совершенно ином формате. Для нас нахождение в непосредственной близости с учениками – явление привычное. А вот для современных детей вполне привычным является общение дистанционное, общение в онлайн-режиме. Они сегодня такие, и это факт.

Любой предмет преподавать в дистанционном формате достаточно сложно, если изначально предполагалось очное обучение. Сложно подобрать платформу, сложно модифицировать материал, и самое сложное было, в конце концов, настроить себя и детей на новую форму обучения.

И когда возникла необходимость в полном переходе на дистанционное образование, возник ряд проблем:

  • Как быть с незаменимым личным общением?
  • Как удержать внимание младших школьников?
  • Сколько должно длиться занятие?
  • Почему нет общих норм и регламентов?
  • Как заниматься, если у семьи нет технических возможностей для обеспечения образовательного процесса?

Эти и многие другие вопросы возникли в головах у тысяч педагогов и миллионов родителей по всей стране. Появилась острая необходимость мобильно перестраиваться на новую систему и продолжать работу с детьми. Некоторые вопросы решались в процессе обучения, но для некоторых потребовались специальные знания и умения.

Материальная база – важнейшая составляющая процесса дистанционного обучения. И она – первое, что необходимо обеспечить педагогу и семьям учащихся. Материальный минимум каждого учащегося и мой составлял:

  • – смартфон со стабильным интернетом;
  • – штатив/подставка для смартфона или компьютера;
  • – музыкальный инструмент;
  • – ноты.

Хочется отметить, что ноты и инструмент необходимы педагогу так же, как и учащемуся, ведь семилетнему ребенку мало объяснить словами, обязательно нужно показать, как сыграть то или иное место в произведении, сформировать слуховой опыт.

Следующим важным фактором при организации форм образовательной деятельности является вовлеченность родителей. Занятия с детьми младшего школьного возраста просто невозможны без их участия! Они не обязаны присутствовать на онлайн-занятии, но помощь в его организации необходима. Участие родителей – залог успеха дистанционного образования. Очное обучение тоже подразумевает работу с родителями, но дистант с этим просто не сравнится!

Конечно, наличие инструмента у ученика является очень важным моментом. Сейчас, к сожалению, возможно обучение  игре на фортепиано без наличия самого фортепиано дома, поэтому знакомство с музыкой при дистанционном обучении для этих детей возможно только в теоретическом направлении.

У многих учеников имеются электронные пианино, синтезаторы. Надо сказать, что эти инструменты очень сильно отличаются друг от друга и тем более от «настоящего» инструмента, необходимого для обучения (количеством октав, градацией звука, наличием педалей и т.д.). Это необходимо учитывать при онлайн-занятиях, так как иногда невозможно сыграть правильными штрихами или сделать динамические оттенки. Кроме того, при видеосвязи, какую бы вы программу не использовали (вотсап, скайп и т.д.), искажается звук. Конечно, это сказывается на конечном результате.

Обучение игре на инструменте, особенно на начальном этапе, требует физического контакта. Для достижения результата иногда необходимо, положив руку ученика на свою руку, показать «как нужно» это исполнить, чтобы ребёнок получил «тактильное ощущение». Только поставив ученику руки (аппарат), возможен дальнейший переход на дистанционное обучение. Номы на практике знаем, что есть дети, которые начали знакомство с инструментом и обучение в режим онлайн.

Также, например, при дистанционном обучении педагогу по фортепиано сложно видеть клавиатуру целиком. Иногда необходимо проконтролировать движение кисти, каких-то отдельных пальцев, а, следовательно, ученику приходится менять местоположение видеокамеры. Это не очень удобно и отнимает время от занятия. Поэтому и камеру, и микрофоны нужно подготовить заранее. Хорошо, если в этом главными помощниками станут взрослые.

Даже при наличии хорошей интернет-связи существует небольшая задержка между тем, когда говорит педагог, когда ученик слышит и исполняет задание. Поэтому руководить непосредственно исполнением ученика, одновременно показывать акценты и давать рекомендации довольно сложно. Здесь в помощь приходит видеозапись. Что делала лично я? Фотографировала ноты и выделяла в них красным цветом все замечания. Затем комментирую и исполняю на инструменте отдельные, требующие доработки, места. Фотографии нот и видеозапись позволяют ученику более точно разобраться в ошибках и исправить их.

С детьми среднего и старшего школьного возраста можно заниматься не только в формате видеозвонков. Для них могут быть актуальны готовые видеоуроки. Преподаватель может сделать запись произведения с подробным разбором. Сыграть пьесу целиком в оригинальном темпе, в замедленном, записать отдельные сложные фрагменты с комментариями к работе над ними и упражнения, помогающие преодолеть определенные технические сложности. Учащиеся в ответ могут записать свои результаты в соответствии с заданными требованиями. Преимущество подобной работы заключается в том, что ребенок может множество раз пересматривать нужные ему видеофрагменты и усваивать новую информацию в своем темпе. То есть применить идею Павла Лобанова, о которой говорилось выше (запись грампластинок в середине XX века)

Теоретическая составляющая база для обучения игре на музыкальном инструменте – это важный аспект для формирования творческой личности. Учеников нужно развивать не только в исполнительском направлении, они должны погружаться в историю музыки, расширять кругозор. Поэтому можно подбирать для детей профессиональный качественный видеоконтент и интересные тематические публикации в интернете.

Для того чтобы суметь грамотно и качественно донести информацию до детей в условиях дистанционного обучения есть специализированные курсы. Прогрессивные люди организовали вебинары, практикумы и целые программы для обучения педагогов работе в новом формате. Эта черта и должна отличать современного педагога – мобильность и прогрессивность.

Для примера расскажу про 2 курса. Один из них был рассчитан на общие знания работы с ИКТ, другой раскрывал тонкости работы в новом формате именно с музыкантами. Что удивительно, встречались люди, которые даже не знали, как установить WhatsApp. Но они не побоялись разобраться, научиться и пойти дальше, освоить и другие платформы и повести за собой своих учеников! Мы все знаем заветные слова: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Ведь каждая новая форма работы требует новых знаний. И если мы умеем сами, то мы научим детей и сможем научить их родителей. А в чем-то и они станут для нас учителями.

Новосибирский городской открытый колледж организовал трехдневный курс «Цифровизация образовательного процесса: методики, технологии, инструменты»

За 36 часов там расскажут, как создать электронную почту, как установить приложение WhatsApp на телефон, как вести группу во Вконтакте (для групповых дисциплин актуально), какие есть бесплатные платформы для видеоконференций и как ими пользоваться, поделятся новейшими авторскими методиками дистанционного обучения. Социальные партнеры колледжа на тот момент предоставили возможность бесплатно использовать их ресурсы. Так, участникам вебинаров дали ссылку для бесплатного скачивания программы Movavi Screen Recorder, которая позволяет делать запись экрана компьютера, что в свою очередь может разнообразить и иллюстрировать запись вашей видеолекции. Занятия вели кандидаты наук, профессора и доценты разных научных сфер, люди, практикующие дистанционное обучение.

Преподавателям очень актуальна будет лекция Горбачёва Андрея Александровича – профессора, заведующего кафедрой струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных. В его лекции раскрылись проблемы, возникающие только в процессе игры на музыкальных инструментах в рамках онлайн-занятия.

Андрей Александрович часто гастролирует, поэтому много лет проводит видеозанятия с учениками разного возраста – от младших школьников до выпускников консерватории. Например, он рассказывает, что работать над тонкими динамическими оттенками в онлайн формате почти невозможно, ведь камера искажает звук. И вместо того, чтобы требовать от своих учащихся гротескного исполнения «громко-тихо», мы обговаривали динамику в теории.

Важным фактором в дистанционных занятиях стало обсуждение проблемы задержки интернет-сигнала. В кабинете преподаватель и ученик взаимодействуют «в моменте». Педагог может сделать замечание во время игры, остановить на нужном такте и быстро проработать нужный музыкальный отрезок. В видеорежиме это невозможно, т.к., во-первых, когда до педагога доходит звуковой сигнал, ученик у себя дома уже играет следующий такт, а во-вторых, звуковой сигнал «забивается», если одновременно играть и говорить. Именно поэтому с ребенком в начале каждого занятия необходимо установить правила. Некоторые преподаватели с детьми придумывали условные сигналы для остановки игры, продолжения, повтора. Кто - то под рукой всегда держал блокнот, чтобы записать места, нуждающиеся в работе, чтобы не забыть к ним вернуться после исполнения произведения ребенком. Такие, на первый взгляд, простые советы могут помочь педагогам и учащимся достойно и эффективно преодолеть трудности дистанционного обучения.

Дистанционное обучение — это нетрадиционная форма образовательного процесса и очевидно, что качество самого дистанционного обучения зависит от многих факторов: от качества используемого методического материала, от формы его представления, от организации непосредственно учебного процесса и многих других.

Неоспоримыми достоинствами такой системы образования являются следующие факторы: 

  • сохраняется индивидуальный подход к обучению;
  • возможность самостоятельно планировать время, расписание занятий;
  • процесс обучения проходит в приятной, чаще всего домашней обстановке;
  • дистанционные формы обучения делают детей более самостоятельными, ответственными за процесс обучения. Педагог теперь не выступает активным субъектом, а только направляет процесс обучения;
  • активное использование изображений, текста, звука и видеоряда в учебном материале существенно повышает качество усвоения новой информации;
  • повышает качество обучения за счёт применения современных средств, объёмных электронных библиотек и т. д.

Всё это делает образовательный процесс более гибким и индивидуальным.

Конечно же, у дистанционного обучения есть минусы:

  • отсутствие живого, личного общения между педагогом и обучающимся;
  • обучающийся обязательно должен иметь сильную личную мотивацию, уметь учиться самостоятельно;
  • пониженная мотивация у учащихся. Дети, которые в условиях очного обучения показывали относительно высокие результаты, в изменившихся условиях могли резко понизить свою успеваемость;
  • недостаточный уровень обеспеченности компьютерной и иной техникой семей с детьми школьного возраста;
  • иногда в отдалённых населённых пунктах не очень хороший выход в интернет.

В конце доклада два высказывания о дистанционном обучении.

Педагог музыкальной школы №1 г. Мичуринска Наталия Шинкарёва не видит пользы дистанционного обучения:

– Я бы не сказала, что эти занятия были эффективными. Никогда нельзя заменить человеческое общение на то, которое проходит удалённо. Ребенок должен видеть реакцию преподавателя. Поэтому дистанционное обучение - это не продуктивное обучение, а вынужденная мера. Главная проблема заключается в том, что не у всех есть возможность заниматься на дистанционном обучении. У кого-то нет соответствующей техники, а у кого-то плохой доступ в интернет. Обучение в нашем классе происходило следующим образом: учащиеся записывали видеоролики и присылали мне. Я просматривала записи, делала замечания. Все домашние задания выполнялись регулярно. Мы даже сдали переводные и выпускные экзамены. Дети присылали видео, а комиссия во главе с директором прослушивала присланные работы. Ученики были аттестованы, каждый получил оценку.

Для выпускницы факультета иностранных языков Липецкого педагогического университета имени Семёнова-Тян-Шанского Екатерины Белых эпоха коронавируса, напротив, открыла новые перспективы:

– «Пандемия» и «дистанционка». Эти два страшных слова стали для нас реалиями 2020 года. Сначала казалось, что про учёбу и работу можно забыть. «Учиться онлайн? Да вы что! Это невозможно!» Возможно – скажу я вам. Преподавать онлайн я начала два года назад и страх нового, конечно, был и у меня. Однако невероятным плюсом стало то, что мы живём в мире инноваций и технологий, и образование онлайн в XXI веке уже не сказка, а объективная реальность. Сегодня существует огромное количество онлайн-школ и платформ, где можно изучать различные предметы. Всё оснащено видео- и аудио-связью, готовыми материалами к занятиям, словарями, виртуальными досками. Учитель может легко отправлять домашнее задание всему классу или выборочно отдельным ученикам. Можно создавать собственные упражнения и тесты на разных сайтах, а также созваниваться в видео-мессенджерах для поддержания чувства реальных взаимоотношений.

Из-за пандемии количество таких сайтов возросло и не заинтересовался ими, пожалуй, только ленивый. Учиться онлайн – весело и интересно. Не нужно тратить время и деньги на дорогу в школу или к репетитору. Достаточно заварить чашку чая, включить компьютер и позаниматься онлайн индивидуально или в группе, например, в английском разговорном клубе.

Везде есть свои плюсы и минусы. Главное, нужно уметь адаптироваться и подавать формат и информацию правильным и максимально удобным образом. На мой взгляд, будущее за онлайн профессиями.