И снова музыка звучала …

Полетаева Елена Вячеславовна

Можно очень долго рассуждать о важности музыки в жизни человека от рождения и до самого конца. И даже говорить о влиянии музыкальной культуры на исторические процессы. Но бесспорно одно - музыка всегда помогала человеку найти силы для сопротивления злу. И в дни празднования 80-ой годовщины Победы над фашизмом вспомним самые тяжелые 900 дней и ночей в истории нашего города - блокаду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_snova_muzyka_zvuchala.docx22.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                

«И снова музыка звучала …»

Можно очень долго рассуждать о важности музыки в жизни человека от рождения и до самого конца. И даже говорить о влиянии музыкальной культуры на исторические процессы. Но бесспорно одно - музыка всегда помогала человеку найти силы для сопротивления злу. И в дни празднования 80-ой годовщины Победы над фашизмом вспомним самые тяжелые 900 дней и ночей в истории нашего города - блокаду.

Война разделила жизнь людей на «до» и «после». 21 июня 1941 года - в субботу жители города отдыхали, гуляли в парках и повсюду звучали любимые мелодии. «Утомленное солнце тихо с морем прощалось»… Слова и мелодия этого танго станет в годы войны символом счастливой, мирной жизни.

А 22 июня рано утром мирная жизнь закончилась и… С вокзалов уходили на фронт эшелоны под марш «Прощание славянки», а песня «Вставай страна огромная» в эти страшные годы стала гимном нашего народа.
Враг наступал и 8 сентября 1941 года кольцо блокады вокруг Ленинграда сомкнулось. Голод, холод, страшные бомбежки - так приходилось выживать ленинградцам. Но все работали, как могли - все для Победы!

Дмитрий Дмитриевич Шостакович эвакуироваться не хотел. Он, как и многие его коллеги жил в консерватории и ночами дежурил на крыше - тушил зажигательные бомбы.

Композитор был очень чутким человеком и еще в 1935, под влияние событий, происходивших в мире (приход к власти фашизма в Испании) начал писать Пассакалию по типу развития Болеро Равеля. Но эта работа не была закончена. Начало войны побудило композитора закончить произведение, и оно стало большим эпизодом новой симфонии.

Автор вспоминал: «Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу… Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».

1 октября 1941 года композитора с женой и детьми на самолете вывезли из города. Спец. борт поднялся с Комендантского аэродрома на окраине города и взял курс на Куйбышев. Но в Ленинграде остались мать и сестра композитора и он очень за них переживал.

27 декабря 1941 года симфония была закончена.

5 марта 1942 состоялась премьера симфонии в исполнении оркестра Большого театра под руководством Самуила Самосуда.

На концерте присутствовали иностранные корреспонденты. Они были потрясены! И сразу стали поступать предложения из-за границы: самые известные, маститые дирижеры того времени хотели исполнить симфонию у себя на родине. Выбор Шостаковича пал на Тосканини и капсула с микрофильмом с партитурой симфонии улетела в Нью-Йорк. Летом 1942 года произведение было исполнено в Америке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на самых известных мировых сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде.

9 августа 1942 года по плану гитлеровцев они должны были праздновать победу в ресторане Астория. И пригласительные на этот вечер заранее были розданы всему генералитету. Но этому не суждено было сбыться.

Легенда гласит, что когда открыли прилетевшую в Ленинград партитуру, схватились за головы - состава оркестра категорически не хватало. Музыкантов разыскивали по фронтам, вызывали с передовой. Многих пришлось подлечивать в госпитале - настолько люди были истощены. Ведь композитор своей рукой подписал в партитуре: ни на одного человека меньше!

Чтобы ничего не могло помешать премьере, в этот день была проведена сильнейшая артподготовка по огневым точкам противника. Билеты на премьеру раздавались блокадникам бесплатно. В день премьеры симфонию транслировали по радио, из уличных громкоговорителей, и на передовой. Немцы были в изумлении!

В Большом зале Филармонии словно не было войны: Окна были заколочены, но горели все люстры! Оркестром дирижировал Карл Элиасберг - музыкант немецкого происхождения. Мелочей в подготовке к этой премьере не было! Каких неимоверных трудов стоило привести в порядок фраки и крахмальные рубашки музыкантов! Супруга дирижера чудом смогла достать две картофелины, высушила их на домашней печурке и накрахмалила мужу фрачную сорочку! Ведь дирижер, несмотря ни на что, всегда должен выглядеть достойно.

Позже, после снятия блокады, немецкие военнопленные вспоминали, что именно тогда им стало понятно - русских не победить.

Только люди с такой силой духа смогут быть выше всех ужасов войны! Название «Ленинградская» симфония получила от знаменитой поэтессы Анны Ахматовой.

Это была истинно великая, но не единственная премьера в годы блокады.

Всю войну в городе работал театр Музыкальной комедии. Это единственный театр, который работал в Ленинграде Все 900 дней блокады. И почти всегда - с аншлагом! Артисты не давали себе поблажек, всегда пели, танцевали с огромной отдачей.

В театре не только репетировали и давали спектакли. Артисты театра дежурили ночами на крышах и тушили зажигалки, между спектаклями давали концерты в госпиталях. И одновременно учились владеть винтовкой, оказывать первую медицинскую помощь.

В декабре 1941 года в здание театра попала бомба, оно было частично повреждено. Но уже на следующий день труппа давала спектакль на сцене знаменитой Александринки.

В театре не топили, зрители сидели в шубах, шапках, валенках. А артистки выпархивали на сцену в легких платьях и туфельках и пели, танцевали!

Завлит Музкомедии Марина Годлевская рассказывала, что зимой температура доходила до минус 8 градусов. «Это был настоящий подвиг артистов …Умирали артисты на сцене и в оркестровой яме, умирали зрители от голода, переутомления и слабости».

Не забывал театр и о детях. Даже в самую трудную первую блокадную зиму театр устраивал утренники для ребятишек. 6 января 1942 года состоялась общегородская елка. Праздник помогли устроить энергетики - они дали тепло о свет, Кронштадт прислал продукты, с переднего края привезли елку. Театр показал спектакль «Свадьба в Малиновке».

После спектакля детей накормили и устроили для них игры и танцы.

За время блокады театр выпустил 15 премьер. Билеты на спектакль вручались вместе с орденами. Спектакли шли даже в с самую суровую первую блокадную зиму, когда в городе умирало по 40 000 человек в день. В репертуаре не было не одной замены. Блокадники вспоминали, что Оперетта была островком радости.

Венгерский композитор Имре Кальман был глубоко потрясен, когда ему сообщили, что в блокадном Ленинграде с огромным успехом прошла премьера его оперетты «Сильва». Композитор вспоминал, что его до глубины души тронула стойкость жителей города.

Благодарные зрители писали артистам восторженные письма, а на сцену вместо цветов летели ветки хвои. Однажды артистам поднесли корзину, наполненную свежими овощами. Все было заботливо накрыто зелеными ветками.

Но был еще один член труппы, переживший блокаду вместе с артистами. В семье актрисы Галины Семенченко жил попугай Жако, современник Наполеона(!) Он очень боялся бомбежек и даже облез, стал почти лысым и очень мерз. Заботливая хозяйка кутала его в ватник. Он умер в 1975 году, ему было почти 200 лет.

В начале войны в труппе театра числился 291 человек, 64 человека погибли - 56 от голода, 8 - на фронте.

Наравне с взрослыми артистами радость искусства несли защитникам города и самые юные ленинградцы.

Во Дворце пионеров на Невском до войны работала Студия художественного движения. Руководил ею прекрасный педагог и балетмейстер Аркадий Ефимович Обрант. С началом войны он ушел на фронт. В марте 1942 года его вызвали в политотдел 55 й ударной армии и приказали создать агитвзвод. Обрант предложил своих воспитанников в качестве артистов и был откомандирован в Ленинград. Отыскав во Дворце пионеров тетрадь с адресами студийцев, он начал обходить квартиры… И 25 марта шесть изможденных детей, уложив на санкции танцевальные костюмы, отправились в Рыбацкое. Но на санках пришлось по очереди везти их самих. А через пять дней агитвзвод дал первый концерт для армейских врачей. Зрители, глядя на ребят, плакали.

На репетициях ребята падали, но снова вставали, тяжело дыша. И начинали снова и снова. Аркадий Ефимович заставил их поверить: «Вы теперь бойцы, но ваше оружие - танец». Ребята танцевали «Яблочко», «Армейский перепляс», «Гопак», «Тачанку». Но бригадный комиссар Кулик приказал отправить ребят в госпиталь - подкормить и подлечиться. Он видел этих ребят пять дней назад и понимал, что их надо поберечь.

Танцевальная группа потихоньку стала расти: остальные воспитанники просачивались к своему учителю с разных концов города. Ансамбль становился легендой на фронте. Где только не танцевали ребята: на кузове грузовика, на платформе бронепоезда, и даже в разрушенной печи Ижорского завода! Артисты подкладывали под ноги сено, снимали блестки с костюмов.

Однажды, по приказу старшины, пришлось преодолевать железнодорожную насыпь, которая простреливалась.

Но не всегда ребятам удавалось избежать беды. Однажды они попали под обстрел и Валю Сулейкину ранило осколком. У девочки начиналась гангрена и грозила ампутация ноги. Но хирург Иван Харитонович Андреев сумел сохранить девочке ногу: врачи сорок дней боролись с бедой и четырнадцать месяцев девочка провела закованной в гипс от шеи до пяток. А в день ее рождения, 14 ноября, ансамбль в полном составе дал в госпитале концерт для Вали!

Ребята танцевали на Третьем Антифашистском слете в Москве летом 1944 года. У каждого на груди была медаль «За оборону Ленинграда». А День Победы Ребята встретили с орденами Красной Звезды!

75 лет назад закончилась страшная война! Какой ценой далась Победа нам забывать нельзя! Тихо опускается на город белая ночь. Помним!

Е. В. Полетаева