Участие в конкурсах как дополнительная стимуляция в образовательном процессе

Трофимова Наталья Анатольевна

 В статье дается ответ на вопрос: "Нужно ли участвовать в исполнительских конкурсах юным баянистам?". Приводятся аргументы, позволяющие ответить на этот вопрос утвердительно "да".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchastie_v_konkursah_tezisy.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Трофимова Наталья Анатольевна

Педагог дополнительного образования

Школа оркестра баянистов им.П.И.Смирнова

ГБНОУ ДУМ Санкт-Петербурга

«Великая цель образования — не знания. А действия».

(Герберт Спенсер)

Участие в конкурсах как дополнительная стимуляция образовательного процесса баяниста

        Современное музыкальное образование сочетает в себе различные формы организации учебных занятий, позволяющих воспитывать всесторонне образованных и профессионально обученных музыкантов. Одной из самых действенных и эффективных форм воспитания юного музыканта является его подготовка и участие в различных музыкальных конкурсах.

        Цель: формирование устойчивого интереса к занятиям на баяне через участие в исполнительских конкурсах.

        Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «конкурс» и сопоставить возможность его включения в образовательный процесс того или иного ученика;
  2. Изучить психологический  портрет  ученика;
  3. Разработать индивидуальную методику в подготовке к конкурсу;
  4. Формировать и реализовывать на публике навыки артистизма и стабильного исполнения;
  5. Раскрывать положительные качества ученика: силу воли, уверенность в себе;
  6. Развивать  самоанализ учащегося и  и его самодисциплину.

         Благодаря участию в конкурсах, у учащегося появляются новые стимулы для занятий на баяне, мотивация для более серьезного владения инструментом.

        Конкурс — от лат. «стечение, столкновение, встреча. Соревнование, имеющее целью выявить лучших из числа участников» (6).

        Ключевым  в этом определении является  слово «встреча».

        Сцена для исполнителя является лакмусовой бумагой. Исполнитель на публике становится тем, кем он является  на самом деле,  всего его особенности личности  всецело раскрываются.   Для педагога бывает откровением поведение начинающего исполнителя перед зрителями: ученик либо преображается, или наоборот, показывает свои слабые стороны. Таким образом, сцена позволяет встретиться с самим собой, понять свою истинную природу.

        В настоящее время  конкурсы бывают районные, городские, региональные, всероссийские, международные, официальные/неофициальные; конкурсы-фестивали; проводятся как онлайн, так и оффлайн.

        Номинации самые различные: соло, педагог и ученик, ансамбль,  баян-микс, композиция. Направления: классика, эстрада, фолк, и.т.д.

        Чтобы выбрать какой-либо конкурс, педагогу нужно задать себе несколько вопросов:

  1. Какова цель и задачи участия в конкурсе? Что профессионально даст ученику участие в конкурсе?
  2. Есть ли желание у ученика участвовать в конкурсе?
  3. Какой у меня ученик? Составить психологический портрет.
  4. Обладает ли мой ученик стрессоустойчивостью? Есть ли в нем необходимые волевые качества для сцены?
  5. Что у нас  в репертуаре выучено хорошо, чтобы ученик мог продемонстрировать свое мастерство на публике.
  6. Есть ли поддержка от родителей для участия в конкурсе? В том числе и материальная, поскольку много конкурсов на коммерческой основе.

        Ответы на вопросы должны быть такими, чтобы педагог мог принять твердое решение участвовать в каком-либо конкурсе.

        Плюсы для ученика, участвующего в конкурсе:

         1.Возможность продемонстрировать свои умения и навыки,  сравнить себя с другими;

         2.Возможность услышать других конкурсантов;

         3. Закалка характера, воспитание силы воли;

         4. Углубленное погружение в художественный образ музыки;

         5. Желание быстрее выучить ноты, чтобы делать музыку;

         6. Общение с музыкантами;

        7. Иметь явную цель и стремиться к ней.

        Плюсы для педагога:

        1. Пополняет свой репертуар;

        2.Знакомится с различными исполнительскими школами;

        3.Яснее видит свои ошибки или недочеты в педагогике;

        4.Конкурс позволяет педагогу понять ученика в большей степени.

  Минусы:

        1.Субьективная оценивание. Бывают случаи, когда жюри завышает/занижает баллы исполнителям.

        2. Появляется излишняя самоуверенность, «звездность» лауреата. Ученик не должен останавливаться на достигнутом  при условии частых побед на конкурсах.

        

        Как выбрать конкурс?

        Основные аспекты престижного конкурса:

  1. Обьективность оценивания высокопрофессиональным жюри;
  2. Насыщенность программ конкурсных дней (мастер-классы, концерты мэтров баянного искусства, и.т.д.)
  3. Официальность. (Конкурс входит в перечень конкурсов, утвержденных Министерством просвещения).

        Итак, педагог и ученик выбрали конкурс. Определился круг целей и задач, будет выстроена методика подготовки к конкурсу. Но снова возникает вопрос: «Что важнее: процесс или результат?». Результат как получение звания победителя, или процесс, как постоянное совершенствование своих умений и навыков? Конечно, в данном случае, процесс в приоритете. Так как результат может быть иным в связи с конкурсными обстоятельствами (сильная конкуренция). Однако,  личный результат ученика, как итог его процесса подготовки,  -  несомненно велик.  

        Эффективность достижения формирования устойчивого интереса к занятиям на баяне достигается в максимальном соотношении  процесса и результата. Когда трудоемкая работа над музыкальными произведениями  подтверждается на публике и результатом является высокая оценка жюри.

        Как подготовиться к конкурсу? Практические советы.

  1. Правильно подобрать репертуар.  Репертуар желательно иметь разножанровый, включающий музыку разных стилей и эпох.  Либо выбрать направление «эстрада» или «классика», и тем самым  готовить соответствующую программу в этом ключе.
  2. Хорошо выучить произведения. «Сырые» произведения необходимо обыграть на публике не позже, чем за две недели до начала конкурса.
  3. За две недели обыгрывать программу на разной публике и в разных учреждениях. Таким образом сформируется «концертный иммунитет».
  4. Педагогу следует проводить дополнительные занятия с учеником. Работа над конкурсными произведениями исключительно тонкая, в ней очень много нюансов, связанных со стилем музыки, а значит с динамикой, штриховой культурой и интерпретацией произведения. Ученик не всегда  это может раскрыть самостоятельно. Педагог приобретает здесь  роль тренера.
  5. Перед самим выступлением нужно хорошо выспаться, быть отдохнувшим и в приподнятом настроении.
  6. За один день до конкурса рекомендуется не тратить энергию впустую, необходимо накопить силы,  проиграть программу в среднем темпе, лучше по нотам.
  7. Пропеть пьесы  без инструмента. Полезно это делать перед сном. Прокрутить их в голове от начала до конца.
  8. Колоссальное значение имеет поддержка педагога. Настройка педагогом перед выходом на сцену должна быть ободряющей, вселяющей спокойствие и уверенность в ученика. Важно правильно подобрать слова.
  9. Аутотренинг. Настройка учеником самого себя на положительное, уверенное и смелое выступение.
  10. В день выступления разыгрываться на другом музыкальном материале, чтобы немного отвлечься, тем самым сбросить напряжение.
  11. Ориентировочно за 15-30 минут до выхода на сцену проделать комплекс упражнений для расслабления игрового аппарата. Зачастую, у многих  потеют руки  и становятся холодными. С помощью нескольких глубоких вдохов и  задержке дыхания можно успокоиться.

        Правильный режим занятий перед конкурсом, гигиена труда и отдыха даст хороший психолого-физиологический настрой, что благоприятно скажется на выступлении учащегося.

        На сцене стараться полностью войти в мир музыки. Сосредоточится на своих действиях, подумать о первом темпе, фразе.  Во время игры отгонять мысли, несвязанные с музыкой. Для этого стремиться воплощать «сверхзадачу» по системе К.С.Станиславского (3). Тогда волнение уйдет уже через пару минут.

        

        Участвуя в конкурсах, юный баянист выходит на новый, более качественный уровень профессиональной подготовки. Все это положительно сказывается на дальнейшей его исполнительской деятельности.

        Таким образом, многообразие конкурсов в современном музыкальном мире позволяет остановить выбор на каком-либо из них в соответствии с возможностями исполнителя.

        С каждым годом востребованность конкуров увеличивается, что, несомненно, радует и позволяет надеяться на перспективы развития российского баянного искуства.

        Выдающийся физик Альберт Энштейн сказал: «Жизнь - как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться». Эти же слова можно отнести и к игре на баяне. Музыкальная жизнь требует движения. Участие в конкурсах позволяет развиваться в удвоенной степени, достигать новых личностно-профессиональных результатов и побед.

Библиография

  1. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М., - Музыка, 1985
  2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М., 2007
  3. Станиславский К. С.  ПСС. «Учение о сверхзадаче». М., 1954.
  4. Теплов Б. Психология музыкальных способностей . М.-Л., 1947
  5. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград,  - Музыка.,  1985
  6. Большой энциклопедический словарь. https://bigslovar.ru/