Специфика работы концертмейстерской (иллюстраторской) деятельности преподавателя по классу домры в условиях образовательного процесса ДШИ

Штерцер Ольга Вадимовна

На современном этапе в системе дополнительного образования  всегда остаётся  актуальна и востребована профессия концертмейстера (иллюстратора).                 Как правило,  в Дши педагог, ведущий специальный инструмент (домру), совмещает две должности: преподаватель и концертмейстер (иллюстратор). Эти два направления педагогической деятельности взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.                                                                          Концертмейстер (иллюстратор), это, прежде всего, профессиональный музыкант, Но его мастерство складывается из сочетания исполнительского, педагогического и психологических аспектов. Для этого нужно обладать определёнными, универсальными качествами, знаниями, умениями и навыками. Главная задача концертмейстера - идеальное исполнение музыкальных произведений, раскрытие  их художественного содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmeyster_illyustrator_v_dshi.docx20.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья. Штерцер.О.В. преподаватель (иллюстратор) ДШИ

Специфика работы концертмейстерской (иллюстраторской) деятельности преподавателя по классу домры в условиях образовательного процесса ДШИ

На современном этапе в системе дополнительного образования  всегда остаётся  актуальна и востребована профессия концертмейстера (иллюстратора).                 Как правило,  в Дши педагог, ведущий специальный инструмент (домру), совмещает две должности: преподаватель и концертмейстер (иллюстратор). Эти два направления педагогической деятельности взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.                                                                          Концертмейстер (иллюстратор), это, прежде всего, профессиональный музыкант, Но его мастерство складывается из сочетания исполнительского, педагогического и психологических аспектов. Для этого нужно обладать определёнными, универсальными качествами, знаниями, умениями и навыками. Главная задача концертмейстера - идеальное исполнение музыкальных произведений, раскрытие  их художественного содержания.

 В Детских школах искусств  такой учебный предмет, как  «Концертмейстерский класс» является составной обязательной частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусств по специальности «Фортепиано», реализуемой в ДШИ с 2012-2013 учебного года. Несомненным условием успешной реализации программы является наличие в музыкальной школе квалифицированных иллюстраторов учащихся, чья профессиональная заинтересованность и исполнительский опыт помогут учащимся в работе по этому предмету. Целью этого предмета является привитие юному музыканту любовь к совместному музицированию, умению слышать партнера по ансамблю, усвоить законы ансамблевых соотношений, ощутить неразрывность и взаимодействие партий солиста и аккомпанемента.  При этом основной задачей иллюстратора является ознакомить учащегося пианиста  со спецификой домры, как сольного инструмента и  охарактеризовать особенности домрового репертуара; рассмотреть специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для домры.                                                                                                                                   Немаловажным условием является знакомство с инструментом домрой, приёмами и способами звукоизвлечения. Основные приемы игры на домре — удар и тремоло (быстрое чередование ударов), которые непрерывно дополняются за счет применения приемов, заимствованных из практики игры на других инструментах (струнных смычковых, балалайки): пиццикато левой и правой рукой, натуральные и искусственные флажолеты, удар за подставкой, пиццикато вибрато и тремоло вибрато. Имеет место одновременное использование различных приемов. Звук домры, извлекаемый ударом медиатора, звонкий и ясный, а на тремоло — льющийся и певучий. Игра на грифе создает приглушенное, матовое звучание. Звукоизвлечение у подставки, наоборот, дает открытый, слегка «гнусавый» звук, напоминающий банджо. Верхний регистр у домры яркий и звонкий. Нижние струны, особенно в прижатом состоянии, звучат довольно глухо. Динамическая шкала  у домры достаточно разнообразна:  от нежнейшего пианиссимо на пиццикато в левой и флажолетах, до плотного фортиссимо на аккордах или двойных нотах тремоло. В работе с иллюстратором домристом начинающий концертмейстер должен находить адекватные звуковые решения и пианистические приемы, эквивалентные штрихам на домре,  что  не всегда  являются традиционными для классического пианиста. В поисках тембрового и динамического слияния с домрой следует стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что особенно сложно сохранить в параллельных с домрой пассажах. В таких случаях legato у пианиста должно быть non troppo legato, слегка маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия. Этот прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также и проблему синхронности в виртуозных фрагментах. Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия звуков и аккордов, отсутствие которой чрезвычайно портят художественное впечатление от ансамбля. С точки зрения синхронности особого внимания требует такой прием как флажолеты: для их взятия домристу необходимо чуть больше времени, чем для обычного удара, поэтому концертмейстер должен быть особо бдительным, чтобы момент появления звука у фортепиано и домры точно совпадал. Основой организации фактуры, как и в любых аккомпанементах, должен быть бас, а звучание партии правой руки пианиста, в аккомпанементах типа «бас-аккорд», «гармоническая фигурация», «мелодическая фигурация» должно быть легким и прозрачным, за исключением тематических произведений с обозначенной яркой динамикой. Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении аккомпанемента типа «бас-аккорд» в быстрых эпизодах от ее применения лучше отказаться. Традиционную педаль можно использовать в фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах, когда фортепиано плавностью и мягкостью должно компенсировать возможный недостаток певучести домры на тремоло.  Успешное обучение искусству аккомпанемента во многом зависит от мастерства и профессионализма не только преподавателя , но и от его главного помощника в этой работе- концертмейстера( иллюстратора) .Искусство аккомпанемента с иллюстратором домристом – это создание единого ансамбля, умение сливаться в тембральных, штриховых и прочих моментах исполнения .                                                                                                                Одним из направлений  концертмейстера (иллюстратора) в Дши, является работа с  различными детскими ансамблями и оркестрами, где иллюстратор –домрист ведет партию  так называемой «первой скрипки», задавая темп и стиль исполнения. Работа иллюстратора также включает в себя умение контролировать качество исполнения учениками их партий, знание специфики и причин возникновения трудностей в исполнении музыкального произведения.
Специфика работы иллюстратора-домриста в ДШИ состоит в том, что ему приходится быть «универсальным» музыкантом. Концертмейстер                      (иллюстратор)  должен владеть хорошими навыками чтения с листа
, уметь видеть все голоса музыкального произведения одновременно. Так как, настоящий ансамбль невозможен без знания партии своего партнера. Иллюстратор контролирует точное исполнение всех авторских указаний. Это касается непосредственно нотного текста, динамики, агогики, штрихов, артикуляции. Задачей концертмейстера инструментальной группы  является и его стремление к созданию идеального ансамбля – выстраивание единого музыкально-художественного образа исполняемого произведения с помощью всех средств музыкальной выразительности. Как правило,  концертмейстер в детском инструментальном ансамбле или оркестре играет ключевую роль, он не только управляет музыкальным исполнением, но и поддерживает своей игрой неопытных  начинающих оркестрантов и ансамблистов. Концертмейстер помогает юным музыкантам достичь максимальной слаженности, показывает, как  нужно исполнять пьесу, читать с листа, отрабатывает темпы со всеми участниками коллектива, учит с ними технически сложные места, работает над фразировкой  и пр.

Иллюстратор - домрист должен увлечь своего партнера по ансамблю тембром своего инструмента, создать благоприятный психологический климат в классе аккомпанемента, постараться вызвать у учеников чувство эмпатии к исполняемой музыки. При этом важно уметь приспосабливать свое мастерство и видение музыки к способностям и исполнительской манере учащегося, сохраняя при этом свой индивидуальный облик и как солисту «вести» за собой  например, пианиста, воспитывая в нем умение «быть вторым».

Опытный концертмейстер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение ребёнка перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребёнку и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Что в свою очередь, вселяет уверенность в своих силах и даёт мотивацию к дальнейшему обучению и выступлениям на сцене.

Используемые материалы:

1. Зубкова Т. И. Специфика работы концертмейстера в классе домры. (Электронный ресурс) http://www.azbyka.kz/specifika-raboty-koncertmeystera-v-klasse-domry.

2. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. М.: Музгиз, 1961 г.