Разработка классного часа на тему "В песне жизнь моя", посвященного 95-летию А.Н.Пахмутовой
Идёте смело с песнями по жизни.
Нам с ними веселей и легче жить!
И музыкой прекрасною Отчизне
Вы честно продолжаете служить.
Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству талантливого советского и российского композитора Александры Николаевны Пахмутовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa_v_pesne_zhizn_moya.docx | 286.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа
для учащихся 5-8 классов отд. «Хоровое пение»
«В песне жизнь моя»
посвященного 95-летию композитора А.Н.Пахмутовой
Подготовила и провела преп.Егорова И.В. 07.11.2024г.
Идёте смело с песнями по жизни.
Нам с ними веселей и легче жить!
И музыкой прекрасною Отчизне
Вы честно продолжаете служить.
Они звучали в прошлом веке чаще.
В речах исчезло слово «коммунизм».
Но как же удаётся Вам блестяще
Воспитывать в сердцах патриотизм!
Мы все — за мир! О нём слагаем песни.
Мы не хотим конфликтов и войны.
А песен Ваших мирных нет известней.
Все связаны с судьбой большой страны.
Вы искренни, и сердце в Вас большое.
Нам Ваши песни с детства не забыть!
Талантом помогаете, душою
Нам всей страною Родину любить.
В России надо чтить героев местных.
Родному языку — зелёный свет!
Так хочется творений добрых, честных!
А Вам и Вашим песням — долгих лет!
Лара Лето
Внеклассное мероприятие посвящено жизни и творчеству талантливого советского и российского композитора Александры Николаевны Пахмутовой.
Цели:
- познакомить детей с жизнью и творчеством А.Н.Пахмутовой
- воспитание музыкальной культуры обучающихся, как необходимой части общей духовной культуры;
- воспитание патриотизма;
- формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее ансамблевого исполнения.
Задачи:
- развивать у детей фантазию, воображение, творчество, тягу к музыке
- воспитывать положительное отношение к творчеству А.Н.Пахмутовой
- расширить знания детей о жизни и творчестве композитора
Песни А.Н.Пахмутовой – неотъемлемая часть нашей жизни, реально действующий фактор нашей культуры.
Каковы же «секреты» популярности этих песен? Если первый – талант композитора, то второй – это подлинное высокое мастерство, раскрывающееся в походе к избранному жанру. Так сказать, «прямое попадание». Дело в том, что песен создается в наше время великое множество. Но остаются жить лишь немногие из них.
Песни А.Пахмутовой живучи…Взыскательность и строгий отбор – вот третий «секрет» пахмутовских песен. Мы часто говорим: «хороший вкус», «дурной вкус». И это не отвлеченные понятия. Песни А.Н.Пахмутовой, как правило, пример высокого вкуса. Она никогда не подлаживается под остальные вкусы. Она всегда впереди. Ее песни действительно воспитывают хороший вкус. И в этом еще один «секрет» их жизнестойкости. Сколько раз мы были свидетелями появления песен, которые быстро подхватывались, но также быстро и исчезали. Ибо доступность – это еще далеко не критерий высокого качества песни.
Доступны и «чижик-пыжик», и «собачий вальс», но вряд ли мы серьезно будем спорить об эстетической ценности этих музыкальных спутников нашего детства. Зато услышанная в юности народная песня становится в жизни человеку путеводной звездой, за которой зажигаются все новые и новые звезды.
И вот мы подошли к еще одному «секрету» А.Пахмутовой. Секрет это очень прост – ярко национальная почвенность ее творчества. В песне это качество незаменимо. Более того, оно совершенно необходимо. Сколько тому примеров! И напротив. Песня, уходящая корнями в родную почву, взошедшая на благородной ниве народности, становится всеобщим достоянием.
Вспомним строки из статьи Д.Б.Кабалевского «Главный комсомольский композитор»: «Есть в песенном творчестве А.Пахмутовой счастливое свойство: ее песни написаны как бы для всех и вместе с тем в любой из них есть нечто такое, что каждому хочется считать ее песню только для себя».
Вспомним историю создания лишь нескольких песен Александры Пахмутовой?
«НЕЖНОСТЬ»
музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова.
В истории самого популярного лирического хита А.Н.Пахмутовой и Н.Н.Добронравова есть два невероятных факта. Во-первых, премьеру песни ждал полный провал. Во-вторых, Александра Николаевна категорически отказывалась отдавать «Нежность» в к-ф «Три тополя на Плющихе». Да-да, эта песня была написана вовсе не для знаменитого фильма Татьяны Лиозновой. Скорее, наоборот. Авторы «Нежности» были лично знакомы с семьями людей этой опасной профессии. Были среди них и такие, где мужчины не вернулись из полёта… Как-то Александру Николаевну пригласили на встречу с женами космонавтов. Беседуя с ними, ведя задушевные разговоры, она вдруг узнала, что из десяти женщин одна лишь замужем, а все остальные вдовы. Тогда и родилась музыка и первая строчка «Опустела без тебя Земля», задавшая направление остальным строчкам. Изначально «Нежность» входила в песенный цикл А.Пахмутовой «Обнимая небо», посвящённый советским лётчикам и космонавтам. Несмотря на тревожный тон, песня всё-таки закончилась нотой надежды — «Если можешь, прилетай скорей…». Из воспоминаний А. Пахмутовой: «Мы очень дружили с семьёй лётчика-испытателя Георгия Константиновича Мосолова. И мы пришли к нему на день рождения. Это был 1967 год. Мосолову позвонил Ю.А.Гагарин — поздравил с днём рождения и попросил меня к телефону. Я подошла к телефону, он говорит: „Алечка, я хочу сказать, что Володя Комаров перед полётом просил передать вам с Колей благодарность за песню «Нежность». Это был последний полёт Комарова».
Сначала Пахмутова показала песню Эдите Пьехе, но та отказалась («сильно испугалась, что не потяну»). В итоге первой исполнительницей «Нежности» стала Майя Кристалинская. Говорят, первое прослушивание песни настолько тронуло певицу, что она не смогла сдержать слёз. Каково же было её удивление, когда, впервые исполнив песню в Колонном дворце Дома Союзов в декабре 1965-го, она снискала у публики несколько жидких хлопков и ушла со сцены под стук своих каблуков. Коллеги Добронравова были уверены, что причина провала в том, что поэт упомянул в тексте Экзюпери (которого, мол, никто не знает), и советовали заменить француза на какого-нибудь нашего лётчика — например, Бахчиванджи, чья фамилия прекрасно укладывается в размер. Это, конечно, преувеличение — автор «Маленького принца» в СССР 1960-х годов был фигурой культовой и уж точно известнее Бахчиванджи. Н.Н.Добронравов вспоминал, как на том же самом концерте Кристалинская с успехом исполнила песню «Аист» на стихи Аркадия Островского.
в записи звучит песня «Аист»
музыка А. Островского, слова В. Семернина
Н. Добронравов: «…я прекрасно помню, как в перерыве подбежал к нам замечательный композитор, очень любящий нас Аркадий Ильич Островский, и сказал: „Ну что ты пишешь, ну кому это нужно, этот твой Экзюпери. У меня вот «Аист» — ты видишь, что делалось в зале? Каждая женщина хочет, чтобы у неё был ребенок, она ждёт этого, а ты — о каком-то Экзюпери…“». Но и после этого Николай Николаевич менять свои стихи отказался, заявив: «Мне важен не сам лётчик, а человек, который глазами поэта смотрел оттуда на Землю, Вселенную, мне нужен был поэт, хотя он прозаик». Интересно, что личность Экзюпери позже вдохновит Добронравова на ещё один хит — «Маленький принц» («Кто тебя выдумал, звёздная страна?») — правда, на этот раз, написанный на музыку Микаэла Таривердиева.
М.Кристалинская от «Нежности» тоже не отказалась и упорно продолжала исполнять её на каждом концерте. Постепенно публика «оттаяла», песня стала набирать популярность и крутиться по радио. Но, конечно, настоящий прорыв случился в 1967 году — после выхода к-ф «Три тополя на Плющихе». При этом Лиознова признавалась, что её картина была напрямую вдохновлена «Нежностью» (возможно, именно строчка «И куда-то всё спешат такси…» определила профессию главного героя). Т. Лиознова: «Я услышала песню Пахмутовой «Нежность», когда она ещё не была, как вы говорите, музыкальным хитом. Песня меня тогда захватила. Я стала придумывать разные истории, в контексте которых эта песня могла прозвучать. Делала какие-то наброски. Но это всё не попадало в тональность. Наконец, однажды я прочитала рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Сразу поняла — история найдена! Хотя потом я ещё долго допридумывала, что представляет собой главная героиня, какая у неё жизнь, дом…». В. Шалевич, актёр: «В перерывах между дублями Лиознова прямо на съёмочной площадке постоянно слушала песню «Нежность». Однако когда Пахмутова ознакомилась со сценарием фильма, то выразила решительный протест: «Я не буду этого делать, эту песню знают лётчики, космонавты, там — небо, а тут приезжает какая-то тётка, на базаре мясо продает, ну что это такое?» Лиознова не сдалась и стала объяснять, что у неё весь фильм строится на этой композиции. Решающую роль сыграл просмотр знаменитой сцены, где героиня Дорониной, подперев щёку, бесхитростно исполняет «Нежность» в жалостливой деревенской манере — со всеми этими «Ой!» и ремаркой «И когда летал Экз… ну, лётчик один французский». Пахмутову тронуло пение актрисы, но ещё больше тронули глаза героя Ефремова — глаза человека, к которому пришла большая любовь. А. Пахмутова вспоминает: «… когда я вышла и пошла к такси, у меня уже вся музыка была написана. Лиознова… сказала, прослушав: „Не нужно. Вот есть „Нежность“, вот звучит её ритм, вот ваша опора, на которую нужно нанизать новую тему, больше не нужно ничего“… В конце картины по радио опять звучит песня; муж, его играет Шалевич, считает деньги, поездка была удачной, а она слышит эту песню и видит другого человека. И вот на такой растерянной ноте и кончается фильм. Такой подтекст у этой песни». После выхода фильма песня стала очень востребованной. В 1967 году на международном песенном конкурсе в Сочи даже случился неприятный конфуз. Там с «Нежностью» выступала молдавская певица Мария Кодряну и даже получила за это первую премию. Однако неожиданно певице сказали, что на финальном концерте эту песню будет петь Кристалинская (видимо, это была личная просьба А.Пахмутовой — своеобразная благодарность Майе). Расстроенная Кодряну вышла на сцену с другой композицией, но публика не хотела её отпускать, скандируя «Неж-ность! Неж-ность!». После того как зрителей поддержал сидевший в зале Марк Бернес, оркестру пришлось срочно импровизировать, и песню Мария всё-таки спела. «Нежность» осталась самой востребованной песней А.Пахмутовой и в постсоветское время. Кроме того, именно «Нежность» стала поводом для плодотворного сотрудничества Александры Пахмутовой с Франсисом Гойей. Французский гитарист случайно услышал песню и попросил Пахмутову прислать ему ноты. В результате на свет появился целый альбом, сплошь состоящий из инструментальных обработок песен Александры Николаевны, сделанных с большим вкусом и изобретательностью. Из других зарубежных исполнителей, исполнявших «Нежность», можно упомянуть французскую певицу Фриду Боккара, кубинскую певицу Лурдес Гиль… А не так уж давно англоязычную версию «Tenderness» спел Марк Алмонд. Кстати, не все знают, что Н.Добронравов написал и второй вариант песни — «Твоя нежность» — на ту же музыку, но с другим — «зеркальным» — текстом, где уже космонавт обращается из космоса к оставшейся на Земле любимой. Первым эту версию исполнил Юрий Гуляев.
Век двадцатый — век больших разлук,
И тебе сейчас трудней, чем мне,
Ждать труднее, чем идти на риск…
Между нами миллиарды звёзд,
Между нами радиаций дождь,
Но в небо с далёкой земли
Долетает Твоя нежность.
Защищать русскую землю приходится не только от врагов. Сейчас людям приходится защищать землю и всё живое на планете от варварского обращения с растениями, животным миром. Песня «Просьба» написана на стихи поэта Роберта Рождественского. ...Начинает кларнет. Вступает флейта - звучат инструменты, близкие к пастушьему рожку, народной свирели, к живой природе. Так начинается песня "Просьба". Еще не прозвучало ни одного слова песни, только вступление, а мы, слушатели, уже оказались в утреннем росистом лесу в тот час, когда просыпаются птицы...
«В песне главным образом на все времена остается мелодия. Без нее песня невозможна. Она обязана быть и новой, и простой, и запоминающейся..». Эти слова принадлежат Александре Николаевне Пахмутовой, и она строго следует им в своем творчестве.
Равнодушно эту песню слушать невозможно. Она как неровный, учащенный пульс, как тревожный набат, и как просьба опомниться. Если попытаться представить себе историю планеты Земля циферблатом часов с двойным кругооборотом стрелок (день-ночь), то время появления человечества на этом «циферблате» – без пяти минут двенадцать ночи. Так говорят палеонтологи. Свидетельством того, что успел натворить homo sapiens на родной планете за эти «пять минут» является Красная книга, в которой не только список исчезающих в результате человеческой жизнедеятельности видов животных, растений и птиц. Есть в ней и черный, траурный список навсегда исчезнувших - их уже не вернуть. Вот потому и появился в нашем календаре Международный День памяти животных, погибших от рук человека – 6 ноября.
А 10 декабря, отмечается Международный День Прав Животных. В 1998 году в этот день экологи и зоозащитники всего мира пообещали, что к Дню столетия принятия ООН Декларации Прав Человека, который будет отмечаться 10 декабря 2048-го, добьются, чтобы и Права наших соседей по планете Земля (а не братьев наших меньших, как мы привыкли думать) были закреплены в политике Организации Объединенных Наций отдельной Декларацией.
«Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят» - они появились на нашей планете гораздо раньше нас, они имеют право не быть уничтоженными! Вот и песня об этом: «Вы их жалейте, люди». Композитор Александра Пахмутова написала ее на стихи поэта Роберта Рождественского в 1972-м году специально для Сережи Парамонова - солиста Большого Детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Голос маленького артиста знала вся страна, его и сегодня, годы спустя, ни с кем не перепутаешь.
в исполнении учащихся звучит песня
«Просьба» А.Н.Пахмутовой, сл.Р.Рождественского
История песни «Орлята учатся летать», была написана во Всероссйском лагере «Орленок» на берегу Черного моря.
В 1964 году Александра Николаевна и Николай Николаевич гостили несколько дней в «Орленке». Они присутствовали на общем сборе орлят, знакомились с их повседневной жизнью, купались в море, сидели у костров вместе с ними, беседовали с ребятами и слушали орлятские песни. Творческая атмосфера жизни в лагере настолько произвела на нпих впечатление, что уезжая, они пообещали вернуться через год с песней об «Орленке».
Летом 1965 года творческий тендем снова посетил лагерь и авторы сдержали обещание, данное год назад. Они привезли две песни, одна из которых была «Орлята учатся летать». Первыми услышали эту песню те, для кого она была написана. Песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова весь год звучали в лагере, а потом многие годы по всей стране. Но первыми слушателями и исполнителями были вожатые «Орленка».
Композитор и поэт в своей песне передали особую атмосферу детских и юношеских мечтаний, надежд и планов на будущее. С тех пор песня «Орлятам учатся летать» стала в лагере традиционной – под нее проводили марши и поднимали флаг. Песня звучала по-боевому и сразу стала гимном «Орленка».
Существует версия, что музыку А.Пахмутова для песни «Орлята учатся летать» написала прямо в лагере. Отсутствие рояля вовсе не мешало ей сочинять – большая часть творческого процесса проходила у нее в голове. А добравшись до пианино, сыграла прямо с нот, написанных от руки.
Песня не была забыта и спустя три десятка лет. Песню про орлят в 1996 году вспомнила группа «Любэ» – крылатая строчка «Орлята учатся летать» обрела новую жизнь в песне «Орлята» из альбома «Комбат».
в исполнении учащихся звучит песня
«Орлята учатся летать» А.Н.Пахмутовой, сл.Н.Добронравова
Почему песни А.Пахмутовой не оставляют нас равнодушными? Дело в том, что каких бы важных, очень серьезных общественных, гражданских тем ни касались А.Пахмутова в своих песнях. Они всегда исполнены чувства, в них всегда есть проникновенность, задушевность, искренность. Наверное, поэтому и создается впечатление. Что именно тебе доверяет композитор свои, очень дорогие ему мысли и чувства, что разговаривает с тобой, как с другом, - откровенно и просто.
Видимо, отсюда можно найти и верный путь к разучиванию и исполнению песен А.Н.Пахмутовой, подчеркивая их мелодичность, лирическое настроение, светлые, романтические краски. И характер этих песен будет нарушен, если петь их «рубленно», механически подчеркивая ритм. Написанные с душевной теплотой, песни А.Пахмутовой, конечно же, требуют такого же исполнения. И там, где композитором используется четкий, мужественный маршевый ритм, он не довлеет над мелодичностью, вокальностью песен. Мелодия и песня – понятия для композитора неразрывные.
Магомаев, Кобзон, Песняры!
В соавторстве с вами – великие люди!
Нас радует всех гениальность игры,
Она – украшение серости буден.
И трогает души полёт красоты,
Мечтательный образ, и хрупкость и сила,
И взлёт необычной, прекрасной мечты,
Ведь вы – сталинградка, вы – гордость России.
У музыки вашей – раздолье степей,
Таинственность пущи, её величавость,
И нежность людская, и щедрость полей,
И друг самый верный – поэт Добронравов!
Нам птица, что ранена, смотрит в глаза,
В траве окровавленной – скорбные ноты,
И в небе, где Мишка летит – бирюза
Пронзительно трогает сердце кого-то.
У русского вальса – пленительный нрав,
Танцуют девчонки на палубе старой,
Мамаев курган, что стоит, величав,
И ветер, и снег, и геолог с гитарой.
Тревожная молодость, Сын за отца,
Мы молоды были и небо в объятьях,
Мелодии вечность в таланте творца,
И женщина – гений, как девочка в платье.
К страницам истории есть интерес,
Ведёт композитора радость надежды,
Эмоции в душу стекают с небес,
Возвышенность чувств окрыляет, как прежде!
Прекрасная жизнь так светла и чистота,
Духовная сила любви небывалой,
И Пахмутова так свободно проста,
В свершеньях работы достойной, немалой!!!
Нина Травникова
в исполнении учащихся звучит песня
«Надежда» музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравов