МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительское собрание начинающих учеников ДШИ в классе по специальности ДОМРА.
Одним из важных и актуальных направлений в деятельности преподавателя ДШИ является работа с родителями учащихся. Одной из наиболее распространённых и обязательных форм работы с родителями является Родительское собрание. Собрания требуют активного вовлечения родителей в совместныеразмышления и поиск решений проблем.Наиболее актуальным в этом направлении являетсясотрудничество и
сотворчество преподавателя с родителями, чтоможет принести реальную пользу вделе музыкально-эстетического воспитания детей. Широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители учащихся детских искусств.
Первые собрания должны быть посвящены знакомству родителей с новым преподавателем и музыкальным инструментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_shtertser_o.v._2023.docx | 701.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НР МБУ ДО «ДШИ им.Г.С.Райшева[Введите название организации] |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Родительское собрание начинающих учеников ДШИ в классе по специальности ДОМРА. |
Автор: преподаватель класса домры Штерцер Ольга Вадимовна2023 год |
Пояснительная записка.
Одним из важных и актуальных направлений в деятельности преподавателя ДШИ является работа с родителями учащихся. Одной из наиболее распространённых и обязательных форм работы с родителями является Родительское собрание. Собрания требуют активного вовлечения родителей в совместныеразмышления и поиск решений проблем.Наиболее актуальным в этом направлении являетсясотрудничество и
сотворчество преподавателя с родителями, чтоможет принести реальную пользу вделе музыкально-эстетического воспитания детей. Широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители учащихся детских искусств.
Первые собрания должны быть посвящены знакомству родителей с новым преподавателем и музыкальным инструментом.
С первых дней обучения ребёнка в ДШИ, родителей необходимо вовлекать в образовательный процесс, используя различные методы работы (тематические родительские собрания, посещение концертов, посещение уроков и.т.д.) Практика показывает, что многие родители не знают и не понимают специфики обучения игры на струнном музыкальном инструменте, так как сами этому никогда не учились, да и популярность домры в отдалённых посёлках не столь велика.В этой связи, целесообразно, провести в начале учебного года родительское собрание совместно со взрослыми и детьми. Темы таких встреч можно посвятить начальному периоду обучения. Например, как, « Основы игры на домре», и др.,где родители начинающих учениковсмогут получить представление о специфике домрового инструментального исполнительства, узнать азы и трудности начального периода обучения, а возможно, заинтересовавшись обучением на домре, захотят и сами наверстать упущенное, оказав неоценимую услугу себе и своему ребёнку. Главной задачей таких встреч должно быть просвещение родителей, повышение их компетентности и активности в формировании музыкально-эстетической стороны личности ребёнка, тесном взаимодействии семьи и школы в музыкально-эстетическом воспитании детей. В данной методической разработке показан сценарий одного из вариантов проведения родительского собрания начинающих учеников классе домры детской школы искусств.
Форма проведения– практическая, лекция-концерт.
Участники - Родители учащихся 1-2 и подготовительного класса, учащиеся класса домры, преподаватель, концертмейстер.
Цель:
- Помочь родителям создать благоприятные условия для обучения их ребёнка в детской школе искусств.
- Заинтересовать родителей учебным и творческим процессом.
- Получить практические навыки игры на инструменте.
Задачи:
- Узнать об истории инструмента.
- Познакомиться со звучанием инструмента (живой звук).
- Изучить конструкцию инструмента.
- Получить инструкцию по хранения и уходу за инструментом.
- Получить представление о принципе посадки и удержания инструмента.
- Научиться настраивать инструмент, менять струны.
- Освоить основные способы звукоизвлечения.
Примерный сценарий мероприятия.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Что есть благо?Знание.
Что есть зло? Незнание
Римский философ Сенека
Вступительное слово преподавателя:
Уважаемые родители, дорогие ученики!Вы поступили на музыкальное отделение Детской школы искусств. Это события является серьезным и ответственным шагом как для детей, так и для вас - родителей. Для того чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с новыми, в большинстве случаев весьма непростыми для него заданиями, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь ему в этом.
Значение начального периода в обучении любому из видов искусств трудно переоценить. Именно в первые месяцы важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться, тем самым, заложив фундамент для успешного обучения все последующие годы. Не только от учителей, но, может быть в не меньшей мере, и от вас, родителей зависит то, насколько успешно ребенок будет учиться в музыкальной школе.
Итак, сегодня вы получите необходимые знания о русском народном струнном инструменте – домре, и приобретете, первоначальные умения и навыки игры на домре, это поможет вам контролировать домашние занятия ребёнка в начальный период обучения, а также помогать ему в процессе обучения преодолевать возможные трудности.
Участникам собрания предлагается расставить стулья в один ряд, взять в руки инструменты и сесть.
Преподаватель:Об истории инструмента. Домра — русский музыкальный струнный щипковый инструмент. О происхождении его известно не так много. Сведения о домре в России сохранились только в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Люди, игравшие на домре, назывались домрачеями. Некоторые историки полагают, что предок домры — древнейший инструмент тамбур. Выглядел он, конечно, совсем не так, как домра, но, тем не менее, имел корпус, гриф и струны.
Первые документальные упоминания о ней относятся к XIII веку. Семьсот лет существует этот инструмент, из них триста лет (XV - XVII в.в.) являясь годами необычайного расцвета (в особенности XVI век) увеселяла бояр в царских палатах и скрашивала жизнь крепостных крестьян. В это время из села в село, из города в город небольшими группами ходили скоморохи и устраивали самые различные представления. Среди этих групп, которые носили название "ватаги" или "артели", были гудошники, гусляры, певцы, акробаты, фокусники. Были среди них и играющие на домрах. В государственных архивохранилищах Москвы хранятся многочисленные рукописи XVI - XVII веков с изображением домр и домрачеев.
Спрос на домры был настолько велик, что на московских рынках существовали целые домерные ряды, где продавались самые различные по размеру домры: домришко, домра, домра басистая. В Москве была образована Потешная палата, где скоморохи могли найти применение своему таланту.
Но после указа царя Алексея Михайловича в 1648 году, фактически объявившего гонения на скоморохов, изготовление домр прекращается, искусство скоморохов утрачивает свою массовость, домра постепенно исчезает из быта народа, и о ней забывают. На смену домре приходит балалайка - инструмент с треугольным кузовом.
Трудно сказать, как бы сложилась судьба домры, но только спустя больше чем два столетия, в 1896 году она была найдена в Вятской губернии, и ею заинтересовался большой энтузиаст, музыкант, просветитель, организатор первого оркестра русских народных инструментов в Санкт - Петербурге Василий Васильевич Андреев (1861 - 1918). Совместно с талантливым мастером - самородком Семёном Ивановичем Налимовым (1857 - 1916) он восстанавливает трехструнную домру малую, а позднее домру альт и домру бас.
В 1908 году другой московский музыкант Григорий Павлович Любимов вместе с музыкальным мастером Сергеем Фёдоровичем Буровым создают вначале четырёхструнную домру - приму с квинтовым строем, а затем и её разновидности - альт, тенор, бас.
С тех пор домра прочно заняла свое место в музыкальном мире.
Скажите, а слышали ли вы живое звучание домры на концертах?
Участники собрания: Нет, мы ещё не посещали концерты в школе, и нам бы хотелось, послушать звучание домры в вашем исполнении.
Преподаватель: Я с удовольствием вам исполню несколько произведений, различных по характеру. А также в нашем небольшом концерте участвуют и учащихся старших классов, выпускник. После исполнения, хотелось бы услышать ваше мнение о звучании инструмента.
Исполняются популярные небольшие пьесы (обработки народных мелодий и классические произведения). Несколько номеров исполняют старшеклассники или ансамбль.
Преподаватель: Понравилось ли вам звучание этого замечательного струнного инструмента?
Родителии дети характеризуют звучание домры: звук приятный, не резкий, очень мелодичный , не слишком громкий..
Преподаватель: Познакомимся с устройством инструмента.
Домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.
Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие - голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка - подлокотник.
Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками. На головке грифа имеются колковыевалики для закрепления струн .Их натяжение регулируется вращением колков.
От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12-го металлического порожка, так и от 12-го металлического порожка до подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.
Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека - из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки - клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колкивращаются легко и плавно. Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину). Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.
Все части инструмента должны быть хорошо пригнаны.
Преподаватель: Давайте рассмотрим наиболее важные вопросы, возникающие в начале обучения.
Где и как хранить домру?
Хранят домру в футляре или чехле при нормальной температуре. Хранение в слишком сухом или сыром помещении, а также при резких температурных изменениях приводит к разрушению инструмента. В сыром помещении и на холоде дерево впитывает влагу, инструмент расклеивается, струны ржавеют, ухудшается качество звука. В слишком сухом помещении дерево рассыхается, появляются трещины, и инструмент приходит в негодность.
Как менять струны?
Сруны на домре меняются поочередно. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке, а другим концом на валике колка. Смену струн лучше производить одновременно, так как замененная отдельная струна обычно не дает правильного строя с остальными и может отличаться по звучанию.
Как продлить жизнь струнам?
Звучание инструмента зависит не только от того, как и из чего он сделан, но и от качества и комплектности струн, поэтому очень важно своевременно менять струны и ухаживать за ними. Поскольку от влаги струны ржавеют и теряют чистоту звучания, нужно следить затем, чтобы при игре руки были чистыми и сухими. После игры необходимо гриф и струны протирать чистой сухой тряпочкой.
Как настроить домру?
Домра настраивается, начиная со второй струны, вторая открытая струна настраивается по камертону ля 1-ой октавы или музыкальному инструменту. Затем зажимаем 2-ю струну ми на 7-ом ладу и настраиваем её в унисон с 1- ой открытой струной, третья открытая струна, настраивается в унисон со второй струной, зажатой на 7-ом ладу четвёртая струна настраивается в унисон с третьей струной, зажатой на 7 ладу. Общий строй четырёхструнной домры: ми, ля, ре, соль., у трёхструнной домры строй иной: ре,ля, ми.
Как сидеть за инструментом?
Во время домашних занятий ребёнка 6-7 лет, родителям следует контролировать его посадку.
1) Надо сидеть так, чтобы левая нога всей ступней стояла на полу!
2) Сидим только на половине стула!
3) Головка грифа на уровне плеча!
4) Сидеть с прямой спиной, чуть наклонив вперед голову (чтобы видеть лады)
5) используем гитарную подставку под правую ногу.
Как извлекается звук?
Звук на домре извлекается большим пальцем правой руки (пиццикато) или медиатором.
Медиатор или (плектр) означает - посредник.
Медиаторы бывают различной формы:
У всех них есть одно общее - фаска (место заточки), именно этим местом и надо ударять по струне.
Размеры стандартного медиатора:
Учимся правильно держать медиатор. Держим его так:
Мезинец ставим на панцирь, создаём точку опоры. Медиатор ставим на струну.
Правая рука, примерно серединой чем-то около локтя, опирается на край корпуса домры выше нижнего порожка (или на «подлокотник»), так, чтобы пальцы находились над панцирем — там, где указывалось основное место извлечения звука. Запястье руки приподнято над подставкой не более чем на 3 см.
Движение медиатора производится кистью, по направлению от себя и к себе. Оно должно быть естественным, непринужденным, без участия предплечья. Предплечье (около запястья) делает лишь незначительные «рефлекторные», отражательные движения, повороты.
Для установки правой руки иногда применяют простой способ: на струны, за подставкой, закрепляют спичечную коробку, подобно «подлокотнику», на которую слегка опираются предплечьем правой руки. Постепенно кисть руки привыкает к нужной постановке, после этого спичечную коробку следует снять.
Звуки на домре извлекаются равномерными по силе ударами медиатора по струне вниз или вверх, при этом следует избегать остановок движения кисти в верхнем или нижнем положении. «Глубина» нижней части медиатора, опускаемой под струну, равна примерно 3 мм.
Удар вниз. Кисть и медиатор несколько наклонены к деке. Сначала делается подготовительное движение — взмах кисти вверх и затем основное, почти вертикальное движение — четкий, отрывистый удар по струне вниз до следующей струны.
При ударе вниз по струне амплитуда движения медиатора не превышает расстояния между струнами.
Удар вниз обозначается — V. или /
Удар вверх. Незначительный наклон кисти и медиатора к деке нужен для того, чтобы при движении вверх не задевать нижнюю (по высоте звука) соседнюю струну. Этим определяется степень наклона к деке, (чрезмерный наклон свяжет движение кисти и затруднит освоение приема тремоло). В таком наклонном положении сначала делается подготовительное движение медиатора вниз, и затем основное движение — удар по струне вверх. Медиатор проходит над нижней соседней струной, не задевая ее.
Например, удар вверх по струне ми и медиатор проходит над струной ля.
При ударе медиатора вверх по струне ре не следует допускать больших движений, амплитуда медиатора должна быть примерно равна промежутку между струнами.
Удар вверх обозначается ^ или \
При движениях вниз и вверх не следует ударять о струну всей плоскостью медиатора (плашмя) или его необработанной стороной, а также поворачивать кисть в сторону каждого удара (выщипывать и «подцеплять» струну).
Левая рука
Левая рука, свободно опущенная и согнутая в локте, придерживает гриф основанием указательного пальца и подушечкой первой фаланги большого пальца. Во избежание захвата грифа всеми пальцами, что тормозит передвижение кисти по грифу, нельзя опираться шейкой грифа на впадину между большим и указательным пальцами. Ладонь также не должна прикасаться к грифу. Закругленные пальцы, с коротко подстриженными ногтями подобно молоточкам, опускаются подушечками ногтя на лады, как можно ближе к металлическому порожку и достаточно крепко прижимают струны к ладам, чтобы звук был чистым интонационно. Свободные от игры пальцы всегда находятся над струнами в полусогнутом положении, они не должны выпрямляться или поджиматься. Пальцы обозначаются следующим образом указательный—1, средний—2, безымянный — 3. мизинец — 4 и большой палец — Б..
большой палец должен лишь своей подушечкой держать гриф домры. А с другой стороны гриф поддерживает косточка указательного пальца. (смотри рисунок). Это позволит легко скользить по грифу, что значительно упростит игру.
Хорошее упражнение для левой руки, своеобразная растяжка. Указательный палец на 2 ладу, средний на 4, безымянный на 5 и мизинец на 6.
Вначале будет казаться, что пальцы никогда не будут слушаться, но скоро привыкаешь.
Способ расстановки и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте называется аппликатурой.
Заключение
Преподаватель: ДШИ учиться интересно, но непросто. Теперь вы, родители, представляете, что серьёзная учёба игре на сложных музыкальных инструментах требует от ребёнка значительной затраты нервной и физической энергии. Нужно отдавать себе отчёт в том, что это обучение рассчитано на долгие годы, оно не терпит перерывов, отнимает много времени, и только в единой цепочке семья - ученик – педагог, можно рассчитывать на успешное обучение. Благодарю за внимание и надеюсь на дальнейшее сотрудничество. До новых встреч!
Список использованной литературы:
1.А.Алексанлров. «Школа игры на 3-х струнной домре»
2. В.С.Чунин «Школа игры на трёхструнной домре»
3. Махан В. В. «Домра и домровое искусство на рубеже веков».
4.Н.Лысенко-Михеев Б. Школа игры на 4-х струнной домре
5. Яковлев Ю. В. История русской домры: на подступах к новому прочтению.
6.В.Круглов. «Школа игры на домре»