Классный час "Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения игре на гитаре"
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования.
Цель данной работы – показать особенности применения различных видов деятельности на занятиях музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения игре на гитаре» | 34.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
215500, Смоленская область, ИНН: 6726008466
г. Сафоново, ул. Строителей, д. 3 КПП: 672601001
тел.: 8 (48142) 4-22-44, 4-23-56 ОГРН: 1026700948130
e-mail: safonovodshi1@mail.ru
Классный час «Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения игре на гитаре»
Преподавателя:
Поповой А.В.
г. Сафоново
2024 г.
Сегодня перед педагогами стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – актуальная тенденция обновления образования.
Цель данной работы – показать особенности применения различных видов деятельности на занятиях музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Проблемы современной системы образования требуют новой трактовки понятия “образование”. Современный образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям и навыкам, а воспитания здоровой личности.
Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в
состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Поэтому, серьезное изучение затронутой проблемы является актуальным и продиктовано современными тенденциями в состоянии здоровья нации. Все это требует от преподавателей новых подходов в образовании и воспитании детей, основанных на принципах здоровье сбережения. Давайте разберёмся, что же всё-таки происходит у гитаристов в организме во время игры? Какие изменения накапливаются в связках, мышцах, костях и нервах, как избежать профессиональных заболеваний?
Человеческая рука — это очень сложный механизм, сотворённый миллионами лет эволюции, с помощью которого мы создали все материальные и духовные ценности. Главным предназначением человеческой кисти является выполнение высокодифференцированных точных последовательных движений. Двигательная программа задается специализированными моторными зонами коры головного мозга. Нервные импульсы передаются и направляются к мышцам руки по нервным стволам. Многочисленные кровеносные сосуды обеспечивают все ткани кисти питательными веществами и кислородом.
Устройство кисти можно разделить на две основные части. В основе лежит опорный каркас, состоящий из 27 небольших костей, сочленяющих их суставов и соединяющихся между собой связками. Другая часть представлена мышечно-сухожильным аппаратом, обеспечивающим подвижность посредством многочисленных (около 30) мышц как самой кисти, так и предплечья. Беспрепятственное скольжение сухожилий обеспечивают слизистые сумки, выполняющие роль своеобразной смазки. Форму ладони поддерживает подкожная сухожильная пластина. Защитный покров кисти образует подкожная клетчатка и собственно кожа. Кончики пальцев защищены ногтевыми пластинками. Приведённое выше устройство человеческой руки является чрезвычайно упрощенным.
Профессиональные занятия музыкой создают повышенные нагрузки на кисть. В свою очередь это приводит к развитию разных заболеваний, нарушающих строение и подвижность руки. По данным статистики во всём мире около 90% музыкантов имеют профессиональные заболевания. Для краткости изложения наиболее распространённые из них приведены в виде таблицы:
ЗАБОЛЕВАНИЕ | СИМПТОМЫ | ПРОФИЛАКТИКА |
Остеохондропатии костей запястья (отмирание участка кости в результате хронической нагрузки) | Местно (в области запястья) возникают стойкие боли, отек, покраснение и ограничение подвижности | Чередование периодов игры на инструменте и отдыха (по мере накопления усталости — выполнение упражнений для расслабления кисти) |
Деформирующие артрозы (заболевание суставов в результате износа при повышенных нагрузках) | Изменение формы суставов пальцев, ограничение их подвижности, порочная установка пальцев в запущенных случаях | Чередование периодов игры на инструменте и отдыха (по мере накопления усталости — выполнение упражнений для расслабления кисти) |
Стенозирующий лигаментит (рубцовое перерождение связок кисти, которые при этом ущемляют сосуды, нервы и сухожилия) | Нарушение чувствительности, чувство онемения, жжения, покалывания, ограничение подвижности и порочная установка пальцев | Чередование периодов игры на инструменте и отдыха (по мере накопления усталости — выполнение упражнений для расслабления кисти) |
Крепитирующий тендолагинит, Плечелучевой бурсит (заболевания слизистых сумок сухожилий, связанные с нарушением образования смазки) | В разных случаях это: местная боль, ощущение скрипа или хруста при движениях пальцами, непреходящее чувство усталости, ломота, мышечная слабость | Индивидуальный подбор режима статических и динамических нагрузок во время игры на инструменте с обязательными периодами отдыха и расслабления рук |
Болезнь Дюпюитрена (рубцовое перерождение сухожильной пластинки ладони) | Деформация кисти с неправильной фиксированной установкой пальцев в положении сгибания с ограничением их подвижности | Индивидуальный подбор режима статических и динамических нагрузок во время игры на инструменте с обязательными периодами отдыха и расслабления рук |
Гигрома (грыжа слизистой сумки сухожилия) | Опухолевидное (доброкачественное) плотное эластическое образование небольших размеров округлой формы с четкими контурами в области пораженного сухожилия | Исключение травматизации и чрезмерных нагрузок кисти |
Невриты (заболевания нервных стволов руки в результате травмы, сдавления, отравлений или инфекции) | Нарушение чувствительности и движений в кисти с "высыханием" мышц | Исключение травматизации и чрезмерных нагрузок кисти, предотвращение вирусных инфекций и отравлений |
Болезнь Рейно (заболевание сосудов кисти в результате нарушения их тонуса) | Приступы онемения, побледнения и похолодания пальцев кисти с нарушением их подвижности | Ограничение общих стрессовых нагрузок, аутотренинг |
Двигательные неврозы (апраксия — заболевание центральной нервной системы) | Утрата способности производить сложные стереотипные движения кистью (пикинг, тремоло, трели и другие однообразные штрихи и приемы) | Исключение монотонных и однообразных практических занятий, чередование приемов игры на инструменте |
Что можно порекомендовать для того, чтобы избежать профзаболеваний? Как и на любом другом музыкальном инструменте, обучение на гитаре начинается с посадки. На каком стуле должен сидеть начинающий гитарист? Стул должен быть самым обыкновенным, желательно деревянным, с жёстким сидением и такой же жёсткой спинкой. Обучающийся должен сидеть на передней половине сидения стула.
Ни в коем случае нельзя опираться спиной на спинку стула. Левая нога ученика должна стоять на специальной подставке. Левое колено должно быть выше уровня стула. Регулируя высоту стула и скамеечки какими-либо подкладками, добейтесь правильного и удобного «комфортного» положения тела учащегося. Учащийся должен чувствовать себя комфортно, чтобы сосредоточиться на исполнительском процессе, и ничто не должно его отвлекать.
Учащийся должен поместить гитару на своём теле так, чтобы кузов гитары выемкой оказался на левом колене. Гриф должен быть приподнят так, чтобы головка его была на одном уровне с плечом. Правую ногу надо отклонить в сторону, так как она не поддерживает инструмент. Нижняя дека инструмента должна прижиматься к груди учащегося. Верхняя дека по отношению к полу, находится в вертикальном положении. Далее обучаемый должен наклониться чуть вперёд, и коснувшись грудью инструмента – положить свободно правую руку в районе локтевого сустава на корпус гитары в его самом широком месте так, чтобы кисть расположилась над струнами у розетки. От правильной посадки зависит свободное и рациональное движение рук, устойчивость инструмента, наименьшая утомляемость при занятиях. Правильная посадка - первое важнейшее звено в цепочке необходимых навыков.
Если учащийся с первых же упражнений усвоит правильные приёмы, это послужит ему хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Их напряжённость не должна быть постоянной. Как только появляются первые признаки утомления, нужно делать небольшой перерыв в занятиях и прибегать к простому и действенному средству – опускание вниз руки. Частое механическое (бессознательное) повторение какого-нибудь упражнения может привести только вред.
Чтобы быть успешным музыкантом, следует выполнять несколько важных правил, позволяющих сохранить профессиональное здоровье.
1.Самое главное — чередуйте занятия на инструменте с периодами отдыха. Ни одни, даже самые здоровые и тренированные руки, не выдержат многочасовых занятий без отдыха.
2. Постарайтесь разнообразить свою практику, не зацикливайтесь на одних и тех же упражнениях. Однообразие ведёт к выработке неправильных двигательных стереотипов и как следствие к ухудшению исполнительского мастерства.
3. Всегда старайтесь играть расслабленными руками. Постоянно напряжённые мышцы быстро устают и выходят из строя, если их не расслабить и не дать отдохнуть.
4. Поддерживайте свою физическую форму. Займитесь каким ни будь видом спорта, не связанным с большими нагрузками на руки(плавание, футбол и т.д.). Очень скоро вы убедитесь, что хорошая спортивная форма поможет достичь новых высот как в творчестве, так и в технике игры.
5. Наряду с занятиями спортом ведите здоровый образ жизни.