Сотворчество как эффективная форма взаимодействия с родителями учащихся «Педагог-Родители-Ученик» (из опыта работы)

Ахметшина Наталья Алексеевна

Занятия музыкой и хореографией всегда считались неотъемлемым атрибутом образованного культурного человека. Меняются времена, но родители по-прежнему отдают детей обучаться музыке, танцам, ведь ребята, которые занимаются творчеством, растут более уверенными в себе. Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? Следовать традиционным практикам или инновации? В настоящее время традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ахметшина Наталья Алексеевна,

 заведующая структурного подразделения ОДОД,

педагог дополнительного образования

руководитель хореографического ансамбля «Солнышко»

Зинченко Анастасия Евгеньевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель ансамбля флейт «Музыкальные паутинки»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Гимназия № 587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

  Сотворчество как эффективная форма  взаимодействия с родителями учащихся

«Педагог-Родители-Ученик»  (из опыта работы)

Какими бы прекрасными не были наши школьные учреждения,

самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец»

В.А. Сухомлинский

Занятия музыкой и хореографией всегда считались неотъемлемым атрибутом образованного культурного человека. Меняются времена, но родители по-прежнему отдают детей обучаться музыке, танцам, ведь ребята, которые занимаются творчеством, растут более уверенными в себе. Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? Следовать традиционным практикам или инновации? В настоящее время традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Поэтому работая с детьми, большое внимание уделяется работе с родителями обучающихся, ведь именно самые близкие во многом формируют настрой своих детей на занятия, вдохновляют их на победы (над собой и в конкурсах), постоянно поддерживают их интерес к занятиям.

Поскольку дополнительное образование является необязательным, здесь, как нигде, важно взаимодействия, взаимосвязи с родителями, привлечение и воспитание их заинтересованности.

Часто приходится сталкиваться с разными типами родителей обучающихся.

Изучая различные информационные и методические материалы, можно определить следующие типы родителей:

  • Вовлеченные. Понимают педагога и доверяют ему. Поддерживают начинания, погружаются в образовательный процесс вместе с ребенком, знают правила коллектива, серьезно относятся к занятиям и выступлениям. Это любимый тип родителей любого педагога. Чем больше таких родителей, тем более мощная поддержка у коллектива.
  • Безразличные. Не считают занятия важными, не ходят на собрания и выступления, а если и ходят, то крайне редко, игнорируют замечания и просьбы, не отвечают на звонки. Таким родителям надо уделять больше внимания, вызывать на разговор, особенно если у них талантливый ребёнок, который очень нужен коллективу.
  • Недовольные. Находят повод для недовольства, разбираются в репертуаре и исполнении лучше педагога.

Чтобы отношения со всеми типами родителей оставались благоприятными, существовало взаимопонимание и доверие разработан Устав коллектива, где документально прописаны права и обязанности обучающихся, правила и традиции коллектива.

А использование на занятиях мультимедийных и  коммуникационных технологий позволяет оптимизировать учебный процесс. В частности, музыкально-компьютерные программы дают возможность гибко и разносторонне сочетать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения  и безграничные возможности компьютера.

Родителей информируют обо всём, что происходит или будет происходить в классе,  в школе,  в коллективе - на платформе Сферум,  в группе  «Дневник.ру», в контакте в официальной группе «Гимназия 587»; приглашают к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие учеников; привлекают к участию в мероприятиях, изготовлению костюмов, созданию видео роликов интересных  событий коллектива.

Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе являются концерты.

В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы и увеличения количества вовлеченных родителей в коллективе проводятся:

  • конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного материала или сочинений определенного жанра, на лучшее соло, дуэт, ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли жюри;
  • семейные встречи (музыкально-литературные беседы);
  • «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок).

Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми. Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке. В отличие от массовых мероприятий эта форма предполагает камерность. В такой обстановке эффективнее происходит взаимопонимание между родителями, обучающимися и педагогом. Концерты для родителей активизируют взаимодействие между участниками образовательного процесса, вовлекают родителей в деятельность коллектива, объединяют общие усилия педагога и родителей в музыкальном образовании и воспитании детей. Такие концерты полезны и с музыкально-просветительской точки зрения. Родители могут адекватно оценить уровень своего ребенка и сравнить с другими, а ребёнок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность своих близких.

Для большей эффективности взаимодействия используется форма интерактивного концерта (активное слушание музыки с играми, танцами, прыжками, поделками, движениями). Такой формат мероприятия позволяет перевести всех детей и их родителей в статус активных. Для этого хорошо использовать викторину, которая несет соревновательный характер и задействует всех участников концерта.

      Вопросы викторины размещаются на интерактивной доске или экране предлагаются группе детей и взрослых, которые сами решают вопрос о своём участии. Участники не только отвечают на вопросы, посвящённые какому - либо музыкальному произведению, композитору, выдающемуся исполнителю, но и выполняют различные творческие задания. Эта форма отличается от обычных викторин тем, что:

  • количество участников практически не ограничено
  • каждый участник может выбрать те задания, которые ему наиболее интересны
  •  способствует семейному творчеству и повышает уровень родительской компетенции в области музыки.

         Концерты в коллективе стали доброй традицией и привлекают не только детей, но и их родителей. Практика показала, что после концертов большинство родителей не остаются равнодушными. У них даже возникает желание больше помогать педагогу в организации воспитательной работы, выездов на городские и всероссийские конкурсы, походов в театр и филармонию и пр. Видя искреннюю заинтересованность родителей, педагог испытывает потребность двигаться вперёд, используя новые формы работы, вовлекая всё больше родителей в творческую среду, строя со всеми участниками партнерские отношения.

 Часто бывает, что в семье ребёнка есть взрослые, обладающие какими-либо музыкальными навыками: поют, играют на музыкальных инструментах. В таком случае очень интересным становится опыт совместного музицирования. Благодаря использованию таких музыкальных номеров, происходит формирование сплочённых отношений, взаимной поддержки, сотворчества. Семейные выступления способствуют воспитанию ответственного отношения детей к музыкальным занятиям и пониманию их роли в дальнейшем личностном развитии.

Особенно способствуют вовлечению родителей в творческий процесс и сотрудничество – отчётные концерты в конце учебного года  не одного коллектива, а всех творческих объединений гимназии. Неотъемлемой его частью является поощрение (грамоты, благодарности и сладкие призы) как детей, так и самых активных родителей. Это является очень важным событием для участников, родителей и педагогов.

В работе с коллективом используется  такая активная форма, как совместные походы на концерты, балетные спектакли, которые  способствуют возникновению дружбы между семьями, сплочению коллектива. В такие походы с детьми включаются не только мамы и папы, бабушки и дедушки, но и  братья с сестрами, а также друзья. Поэтому культурные походы дают запас ярких, незабываемых впечатлений, которые накапливаются у ребёнка и дают ему возможность, опираясь на них, передавать собственное отношение к музыкальной культуре.

Каждая семья - это свой внутренний мир, традиции, духовность, радости и печали. Успешное сотрудничество педагога с родителями в воспитании детей способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании.

В итоге происходит рост  вовлечённости, сотворчества,  эффективного взаимодействия «Педагог-Родители-Ученик». Родители становятся не только помощниками, но и активными участниками образовательного, творческого  и воспитательного процесса.  И как результат - радость,  успехи на занятиях и победы в конкурсах, укрепляются  взаимоотношения в семье.


 

Комментарии

Ахметшина Наталья Алексеевна

Статья написана совместно с педагогом дополнительного образования гимназии Зинченко Анастасией Евгеньевной.