Сотворчество как эффективная форма взаимодействия с родителями учащихся «Педагог-Родители-Ученик» (из опыта работы)
Занятия музыкой и хореографией всегда считались неотъемлемым атрибутом образованного культурного человека. Меняются времена, но родители по-прежнему отдают детей обучаться музыке, танцам, ведь ребята, которые занимаются творчеством, растут более уверенными в себе. Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? Следовать традиционным практикам или инновации? В настоящее время традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_gimnaziya_no587_frunzenskiy_rayon._ahmetshina_n.a._zinchenko_a.e.docx | 31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ахметшина Наталья Алексеевна,
заведующая структурного подразделения ОДОД,
педагог дополнительного образования
руководитель хореографического ансамбля «Солнышко»
Зинченко Анастасия Евгеньевна,
педагог дополнительного образования,
руководитель ансамбля флейт «Музыкальные паутинки»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Сотворчество как эффективная форма взаимодействия с родителями учащихся
«Педагог-Родители-Ученик» (из опыта работы)
Какими бы прекрасными не были наши школьные учреждения,
самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец»
В.А. Сухомлинский
Занятия музыкой и хореографией всегда считались неотъемлемым атрибутом образованного культурного человека. Меняются времена, но родители по-прежнему отдают детей обучаться музыке, танцам, ведь ребята, которые занимаются творчеством, растут более уверенными в себе. Какие же формы, методы и приёмы использовать в работе с родителями, семьёй? Следовать традиционным практикам или инновации? В настоящее время традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Поэтому работая с детьми, большое внимание уделяется работе с родителями обучающихся, ведь именно самые близкие во многом формируют настрой своих детей на занятия, вдохновляют их на победы (над собой и в конкурсах), постоянно поддерживают их интерес к занятиям.
Поскольку дополнительное образование является необязательным, здесь, как нигде, важно взаимодействия, взаимосвязи с родителями, привлечение и воспитание их заинтересованности.
Часто приходится сталкиваться с разными типами родителей обучающихся.
Изучая различные информационные и методические материалы, можно определить следующие типы родителей:
- Вовлеченные. Понимают педагога и доверяют ему. Поддерживают начинания, погружаются в образовательный процесс вместе с ребенком, знают правила коллектива, серьезно относятся к занятиям и выступлениям. Это любимый тип родителей любого педагога. Чем больше таких родителей, тем более мощная поддержка у коллектива.
- Безразличные. Не считают занятия важными, не ходят на собрания и выступления, а если и ходят, то крайне редко, игнорируют замечания и просьбы, не отвечают на звонки. Таким родителям надо уделять больше внимания, вызывать на разговор, особенно если у них талантливый ребёнок, который очень нужен коллективу.
- Недовольные. Находят повод для недовольства, разбираются в репертуаре и исполнении лучше педагога.
Чтобы отношения со всеми типами родителей оставались благоприятными, существовало взаимопонимание и доверие разработан Устав коллектива, где документально прописаны права и обязанности обучающихся, правила и традиции коллектива.
А использование на занятиях мультимедийных и коммуникационных технологий позволяет оптимизировать учебный процесс. В частности, музыкально-компьютерные программы дают возможность гибко и разносторонне сочетать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения и безграничные возможности компьютера.
Родителей информируют обо всём, что происходит или будет происходить в классе, в школе, в коллективе - на платформе Сферум, в группе «Дневник.ру», в контакте в официальной группе «Гимназия 587»; приглашают к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие учеников; привлекают к участию в мероприятиях, изготовлению костюмов, созданию видео роликов интересных событий коллектива.
Детям необходим исполнительский опыт. Итогом учебной деятельности и своеобразной формой отчетности в коллективе являются концерты.
В целях повышения эффективности образовательно-воспитательной работы и увеличения количества вовлеченных родителей в коллективе проводятся:
- конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного материала или сочинений определенного жанра, на лучшее соло, дуэт, ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли жюри;
- семейные встречи (музыкально-литературные беседы);
- «огоньки» (с чаепитием, проведением различных веселых конкурсов, викторин, загадок).
Программа таких встреч заранее оговаривается, в подготовке к ним принимают участие родители вместе с детьми. Ребята делятся впечатлениями, сведениями из самостоятельно прочитанных книг, получают навыки общения и поведения в неформальной обстановке. В отличие от массовых мероприятий эта форма предполагает камерность. В такой обстановке эффективнее происходит взаимопонимание между родителями, обучающимися и педагогом. Концерты для родителей активизируют взаимодействие между участниками образовательного процесса, вовлекают родителей в деятельность коллектива, объединяют общие усилия педагога и родителей в музыкальном образовании и воспитании детей. Такие концерты полезны и с музыкально-просветительской точки зрения. Родители могут адекватно оценить уровень своего ребенка и сравнить с другими, а ребёнок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность своих близких.
Для большей эффективности взаимодействия используется форма интерактивного концерта (активное слушание музыки с играми, танцами, прыжками, поделками, движениями). Такой формат мероприятия позволяет перевести всех детей и их родителей в статус активных. Для этого хорошо использовать викторину, которая несет соревновательный характер и задействует всех участников концерта.
Вопросы викторины размещаются на интерактивной доске или экране предлагаются группе детей и взрослых, которые сами решают вопрос о своём участии. Участники не только отвечают на вопросы, посвящённые какому - либо музыкальному произведению, композитору, выдающемуся исполнителю, но и выполняют различные творческие задания. Эта форма отличается от обычных викторин тем, что:
- количество участников практически не ограничено
- каждый участник может выбрать те задания, которые ему наиболее интересны
- способствует семейному творчеству и повышает уровень родительской компетенции в области музыки.
Концерты в коллективе стали доброй традицией и привлекают не только детей, но и их родителей. Практика показала, что после концертов большинство родителей не остаются равнодушными. У них даже возникает желание больше помогать педагогу в организации воспитательной работы, выездов на городские и всероссийские конкурсы, походов в театр и филармонию и пр. Видя искреннюю заинтересованность родителей, педагог испытывает потребность двигаться вперёд, используя новые формы работы, вовлекая всё больше родителей в творческую среду, строя со всеми участниками партнерские отношения.
Часто бывает, что в семье ребёнка есть взрослые, обладающие какими-либо музыкальными навыками: поют, играют на музыкальных инструментах. В таком случае очень интересным становится опыт совместного музицирования. Благодаря использованию таких музыкальных номеров, происходит формирование сплочённых отношений, взаимной поддержки, сотворчества. Семейные выступления способствуют воспитанию ответственного отношения детей к музыкальным занятиям и пониманию их роли в дальнейшем личностном развитии.
Особенно способствуют вовлечению родителей в творческий процесс и сотрудничество – отчётные концерты в конце учебного года не одного коллектива, а всех творческих объединений гимназии. Неотъемлемой его частью является поощрение (грамоты, благодарности и сладкие призы) как детей, так и самых активных родителей. Это является очень важным событием для участников, родителей и педагогов.
В работе с коллективом используется такая активная форма, как совместные походы на концерты, балетные спектакли, которые способствуют возникновению дружбы между семьями, сплочению коллектива. В такие походы с детьми включаются не только мамы и папы, бабушки и дедушки, но и братья с сестрами, а также друзья. Поэтому культурные походы дают запас ярких, незабываемых впечатлений, которые накапливаются у ребёнка и дают ему возможность, опираясь на них, передавать собственное отношение к музыкальной культуре.
Каждая семья - это свой внутренний мир, традиции, духовность, радости и печали. Успешное сотрудничество педагога с родителями в воспитании детей способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетенции в семейном воспитании.
В итоге происходит рост вовлечённости, сотворчества, эффективного взаимодействия «Педагог-Родители-Ученик». Родители становятся не только помощниками, но и активными участниками образовательного, творческого и воспитательного процесса. И как результат - радость, успехи на занятиях и победы в конкурсах, укрепляются взаимоотношения в семье.
Комментарии
Статья написана совместно с
Статья написана совместно с педагогом дополнительного образования гимназии Зинченко Анастасией Евгеньевной.