Главные вкладки
Работа над полифонией в классе баяна
Хочу рассказать об основных этапах работы над полифонией. Это касается работы с учениками младших классов и обучающихся,исполняющих более сложные произведения.Работа над полифонией является важной областью исполнительского искусства на баяне.Начальный этап обучения очень значим в общем музыкальном развитии ребенка.В программе для Детских музыкальых школ работа над полифонией вводится с третьего класса. Поэтому нужно обязательно учитывать идивидуальные способности каждого обучающегося,его технические и музыкально-исполнительские навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._polifoniya.docx | 21.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Этапы работы над полифонией в классе баяна»
1.Введение
2.Основная часть
3.С чего начинать работу над полифонией
4.Заключение
5.Список используемой литературы
В своей работе я хочу осветить основные вопросы работы над полифонией. Рассматриваемые вопросы касаются занятий, как с учениками на начальном этапе, так и для обучающихся, исполняющих более сложные произведения.
Работа над полифоническими произведениями является важной областью исполнительского искусства на баяне. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку ученик развивает и углубляет на всем протяжении обучения.
Начальный этап обучения является очень важным по своей значимости в общем музыкальном развитии ребёнка т.к. именно в этот период закладываются основные приёмы, понятия, ощущения, восприятия и интерес к обучению. Важно научить ученика слушать и слышать, наблюдать и осмысливать. Всё это и, конечно, самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет в воспитании исполнительского мастерства юного музыканта.
Репертуар баянистов за последние десятилетия обогатился новыми оригинальными талантливыми сочинениями, в которых сложный композиторский язык служит средством выражения глубокого содержания. Изучение многоголосной музыки стало основой воспитания и обучения баяниста. Это положение получило всеобщее признание. В музыкальной литературе для учащихся – баянистов, созданной композиторами нашего века, полифония, а также, а также музыка с элементами многоголосия стала занимать значительное место.
В программе для Детских музыкальных школ работа над полифоническими произведениями вводится с третьего класса. Ведь для исполнения даже самых простейших полифонических пьес, ученик должен уже обладать определенными навыками игры на инструменте. Поэтому, включая в программу первого полугодия третьего класса полифонию, надо обязательно учитывать индивидуальные способности каждого ученика, его техническую и музыкально – исполнительскую подготовки, приобретенные им в первом-втором классах. Наиболее развитым ученикам можно сразу включить в программу полностью полифоническую пьесу, другим же следует начинать с пьесы лишь с элементами полифонии.
Полифонию, с которой учащиеся должны познакомиться уже в первые годы обучения и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и трех контрастных голосов в легких полифонических произведениях различного характера, можно разделить на 3 группы: подголосочная, контрастная, имитационная.
Первая из них – народно – песенная музыка подголосочного склада, где второй голос (или несколько голосов) не является самостоятельным: он поддерживает, обогащает основной напев. Обработки народных песен играют важную роль в полифоническом воспитании ученика. Они помогают легче осмыслить выразительное значение полифонии, приобщают к полифоническим особенностям народной музыки. Ученики, воспитывающиеся с раннего возраста на образах народного многоголосия, в дальнейшем значительно лучше воспроизводят полифонию. Вторую группу образуют пьесы с двумя контрастирующими голосами (контрастная полифония).
Наиболее трудны для восприятия и исполнения сочинения имитационного склада. Композиторы нашего века, сознавая исключительную важность и одновременно трудность, создали множество простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в этот музыкальный стиль. Значительное место в репертуаре начинающих баянистов занимают пьесы старинных композиторов, написанные в стиле контрастной полифонии. Исполнение двух голосов на различных мануалах создавало само собой без каких – либо усилий исполнителя тембровый контраст между ними. При исполнении этих же пьес на баяне необходимо позаботиться о различной окраске двух голосов. Почти всегда основную мелодию, разнообразную по интонациям, ритму, штрихам, ведет верхний голос, нижний же голос проводит линию баса, более ровную и однообразную, лишь изредка встречающую отдельные моменты имитации. Пьесы такого рода исполняются с различной артикуляцией двух голосов. Шедеврами пьес этого типа являются менуэты, полонезы, марши.
Тщательное изучение разнообразных по полифоническому складу пьес подготовит ученика к более сложной и развернутой полифонии.
Преподавателям хорошо известна антипатия многих учащихся к полифонии. Они, почему -то воспринимают полифонические пьесы как трудные и скучные упражнения на соединение различных движений в двух руках. Ученик полюбит полифонию лишь тогда, когда она станет для него сочетанием выразительных мелодий певучего или танцевального склада. Поэтому нужно выбирать для каждого ученика доступные и привлекательные по музыкальной образности полифонические пьесы. Это главная цель преподавателя.
С чего же начинать работу над полифонией или ее элементами?
Ученик должен иметь ясное понятие о том, что такое полифония. Полифония – это многоголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельное значение. Это нужно не только объяснить ученику, но и показать практически. Необходимо сначала показать ученику движение каждого голоса в нотном тексте, а затем проиграть их на инструменте. После этого исполнить пьесу полностью, чтобы учащийся имел представление о характере данной пьесы. Приступая непосредственно к разбору полифонического произведения, нужно прежде всего, тщательно продумать и проставить аппликатуру для каждого голоса. Для достижения поставленной задачи большое значение имеет разумно подобранная и проставленная аппликатура. При исполнении полифонического произведения аппликатура приобретает еще большую весомость. Особенно это отмечается в партии левой руки, где ученик до этого привык применять, в основном, только два-три пальца. По этой причине основные трудности испытывает учащийся при разучивании басовой партии. Разбор полифонической пьесы следует проводить только каждой рукой отдельно. Оттого, насколько твердо выучит ученик партии каждой руки в отдельности, зависит качество исполнения произведения в целом. Чем больше ученик работает над полифонией отдельными руками, тем легче и лучше удается ему в дальнейшем исполнение пьесы.
Этапы работы над полифонической пьесой.
Первое – аппликатура. Пока учащийся не усвоит ее твердо, ни о какой игре двумя руками не должно быть и речи. Особое внимание здесь должно уделяться левой руке. Обычно мы не приступаем к работе ни над чем больше, пока ученик не будет твердо играть текст правильными пальцами. Только после этого начинается работа над произведением. Каждый преподаватель делает это в той последовательности, в какой считает лучше.
Второе - работа над ритмом, как правило очень сложная и кропотливая. Ведь в младших классах ученики привыкли к почти всегда четкому аккомпанементу, который проходит в левой руке. Этот самый четкий ритм автоматически снимал с учащегося необходимость постоянно следить за чередованием длительностей в мелодии, т. е у него не было необходимости считать про себя в течение всего исполнения пьесы. Совсем другое дело получается при исполнении полифонии. Здесь приходится начинать с азов, со счета вслух. У некоторых учеников возникают трудности при соединении обеих партий, поэтому не стоит спешить.
Третье – работа над фразировкой и сменой меха. И если фразировка в разных голосах полифонии, как правило, совпадает не всегда, то смена меха, в силу специфики нашего инструмента, должна совпасть и в том, и в другом голосе. Поэтому фразировку в одном из голосов – чаще в басовом – приходится «приносить в жертву» меху и сначала проставлять в нотах смену движения меха. Смену меха нужно продумать очень тщательно. Принцип «два такта – разжим, два такта – сжим» здесь уже не подойдет. Здесь надо учитывать и наименьшее количество разрывов мехом фраз и нот в одном из голосов, и физическую силу, и возраст ученика, и технические возможности имеющегося инструмента. Преподавателю необходимо самому проверить на инструменте удобство поставленной смены меха при исполнении различных по динамической силе частей пьесы. Работу над фразировкой лучше так же проводить отдельными руками, так как начало и окончание фраз в разных голосах не всегда совпадает. Эта работа ведется при уже поставленной смене меха, поэтому есть возможность добиться наименьшей степени разрыва фразы мехом. Добиваться правильной фразировки, нужного характера звучания, четкого выполнения всех штрихов, тембрового разнообразия иногда приходится очень долго.
Работа над фразировкой неотделима от работы над динамическими оттенками. Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей гибкостью, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Здесь следует кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразочкой, добиваться ее развития и кульминации. Главное не потерять общей линии развития всего произведения. Надо добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными кусками, а была бы цельным, завершенным музыкальным произведением. Это зависит от способностей ученика и мастерства преподавателя. Разрешить ученику играть полифоническую пьесу обеими руками можно, когда он уже твердо будет знать текст, аппликатуру, играть ритмически правильно каждый голос, в темпе, близком к готовому. Соединять две партии лучше на уроке в классе, над контролем преподавателя. Работа над штрихами при разучивании полифонической пьесы мало чем отличается от этой же работы над обычными пьесами. Главное работа над штрихами в партии левой руки. У учеников иногда возникают трудности в исполнении штриха нон легато. Нужно показать учащемуся, как исполняется на инструменте этот прием. При этом необходимо следить, чтобы ученик вел мех плавно, без толчков, и смена звуков в левой руке не отражалась бы на равномерном звучании второго голоса.
Подбор репертуара. Как всем известно, непревзойденными мастерами полифонии являются такие мировые классики, как Бах, Гендель, Моцарт, Вивальди и др. Конечно, можно и нужно включать произведения этих композиторов в учебные программы. Однако лучше, когда эти пьесы становятся украшением выступлений старшеклассников с их более развитыми техническими возможностями, а главное – более зрелым музыкальным мышлением. В младшем же классе ученику проще удаются полифонические пьесы народного склада, такие как «Русская песня» Аглинцовой, «Щебетала пташечка» Руднева и им подобные.
Я перечислила лишь несколько моментов работы над полифонией в младших классах. В основном же каждый педагог должен ориентироваться на свой собственный опыт и на индивидуальные способности своих учеников.
4.Заключение
Подводя итоги, хотелось бы заострить внимание на особой важности включения полифонии в баянный репертуар. Перед педагогом, занимающимся с учащимися любой степени подготовленности, всегда стоит серьёзная задача - научить любить полифоническую музыку, понимать её и с удовольствием работать над полифоническим произведением. Полифонический способ изложения, художественные образы полифонических произведений, их музыкальный язык должны стать для учащегося привычными и понятными.
5.Список используемой литературы
1. К. Булыго «Проблемные ситуации в обучении баяниста», М.;1988
2. А. Чернов «Формирование смены меха в работе над полифонией»», М.,1979
3. Ю. Акимов. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне», М., 1980
4.Н.Давыдов. «Методика переложений инструментальных произведений для баяна», Музыка, М., 1982
5. Ю. Акимов. «Баян и баянисты». Выпуск №4.