Фонопедический метод развития голоса В.Емельянова.
Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_fonoped_metod_razvitiya_golosa_u_doshkolnikov.docx | 31.75 КБ |
fonopedicheskiy_metod_viktora_emelyanova.pptx | 509.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
" Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова."
Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателей, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей.
Я много лет занимаюсь вокально-хоровой работой и сегодня хотела бы Вас, дорогие коллеги, познакомить с одной интересной методикой развития голоса, которая была разработана педагогом, вокалистом, врачом-фониатром В. В. Емельяновым. Называется она : «Фонопедический метод развития голоса» .
Слайд 1.
Преимущество фонопедического метода в развитии певческого голоса детей дошкольного возраста :
Слайд 2.
Вся система упражнений основана на особенностях строения голосового аппарата и позволяет правильно развивать голос с точки зрения экологического аспекта, так как с прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека в большей степени выполняет функцию фильтра, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Поэтому необходима специальная нагрузка на голосовой аппарат в целях компенсации опасных воздействий.
Система работы построена на голосовых играх, которые повышают интерес ребёнка к занятию пением.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринуждённо восстанавливают естественные проявления голосовых функций : выражают эмоции независимо от какой-либо эстетики и традиции. В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать, он осознает, что это разная механика. Таким образом, осваивается интонирование.
Голосовые игры на основе фонопедического метода В. В. Емельянова готовят голосовой аппарат ребенка к правильному, интонационно выразительному произношению и являются полезными для развития речи, сценической речи, свободы самовыражения.
В арсенале ФМРГ много разнообразных приёмов, активизирующих процесс работы с детьми. Игре в различных её формах, отводится особая роль. Во время игры у детей снимается скованность, они чувствуют себя свободно и потому значительно полнее проявляют свои музыкальные способности. Важное значение имеет составление тренировочного алгоритма для детей дошкольного возраста. Упражнения выполняются по 4 раза. Менее 4 раз исполнять упражнение нецелесообразно, т.к. не будет возникать необходимой тренировочной нагрузки.
Слайд 3.
Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений:
- артикуляционная гимнастика;
- координирующие интонационно фонетические упражнения;
- активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК);
- тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского;
- тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога;
- тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса
Слайд 4.
Артикуляционная гимнастика:
- разогрев и подготовка к дальнейшей работе мышц лица и ротоглоточной полости;
- знакомство с активностью мышц лица и ротоглотки в деятельности, отличающейся от речевой
- запоминание уровня активности и произвольное включение мышц в деятельность.
Упражнения:
1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась.
2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз.
3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот.
4. Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта.
5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз.
6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы.
7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево.
8. «Обида» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение;
«Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.
9.«Массаж лицевой мускулатуры» – постукивание кончиками пальцев по лицу, начиная со лба от корней волос по щекам и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и чтобы было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы «загореться», вы должны почувствовать своё лицо. Дети должны понять: мускулы лица – по аналогии с затёкшими, онемевшими руками или ногами, – мы не ощущаем эти мышцы и поэтому плохо управляем ими.
10. Поставьте указательные пальцы на щёки под глазами. Попытайтесь как бы «поднять» мышцами щёк лежащие на них пальцы, ощутите, что эти мышцы двигаются, управляются нами. Повторить это упражнение несколько раз.
11.Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, ощутите, что переносица может работать, может сокращаться.
12.После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы, или челюстно-височные суставы; помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани. Теперь можно перейти к движению челюсти «вперёд – вниз», т.е. круговое движение. Сначала в горизонтальной плоскости – вперёд, дальше – вертикальной вниз.
13.И наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперёд–вниз» и оттопыриванием нижней губы. Повторите это несколько раз.
14.Откройте рот круговым движением нижней челюсти «вперёд – вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой. Повторите несколько раз.
15.Наконец, откройте рот полностью так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена вперёд–вниз на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура – должна оставаться ненапряжённой, поскольку рот открыт, но ненапряжён. При этом рот должен иметь вид вертикально поставленного прямоугольника (но не овала и не круга). Должны быть видны 4 верхних и 4 нижних зуба, резцы и натянутая (но не напряжённая) губная комиссура вертикальной плоскости – вниз.
Слайд 5.
2. Координирующие интонационно фонетические упражнения:
- знакомство с наличием разных голосов (режимов работы голосов), с их тембральными и динамическими различиями, звуковысотными и энергетическими возможностями;
- произвольная связь режимов работы гортани, интонации с режимами работы гортани, приёмами метода, эмоционально – образными представлениями и самочувствиями;
- осознание фонетических элементов языка в изолированном от речи вида;
- произвольная связь показателей эстетики академического пения с текстом.
1.Первое упражнение. Произнесение согласных таким образом, чтобы перед каждой согласной рот принимал то исходное положение, которым мы закончили артикуляционную гимнастику, т.е. – открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Желательно, чтобы дёсны были видны, губная комиссура, контролируемая пальцами рук, должна быть натянута, а не напряжена. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных:ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж.В этой последовательности каждая согласная повторяется 4–8 раз так, чтобы фонация этой согласной прекращалась вдохом, чтобы не было слышно выдоха, т.е. что не нужно делать: шы,сы,фы,кы,гы и т.д. На согласных «т» и «д» производится покусывание кончика языка передними зубами. Согласные «к» и «г» произносятся с полностью открытым ртом и без движения челюсти. Всё упражнение выглядит следующим образом: ш,ш,ш,ш; с,с,с,с; ф,ф,ф,Ф; и т.д. (каждая согласная – по 4 раза).
2. Второе упражнение.«Страшная сказка».Это название указывает на эмоционально-образную интонационную характеристику данного упражнения. Здесь осваивается последовательность гласных в низком нефальцетном режиме. Слова «Страшной сказки»: (угрожающая интонация): (и в обратном порядке):
У Ы
У-О Ы-Э
У-О-А Ы-Э-А
У-О-А-Э Ы-Э-А-О
У-О-А-Э-Ы Ы-Э-А-О-У
Челюсти во время этого упражнения раскрыты максимально. Пальцы рук контролируют щёки, ненапряжённую губную комиссуру.
Слайд 6.
3.Третье упражнение «Вопросы – ответы».
На этом упражнении и дети и взрослые осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани – толстого голоса и тонкого голоса (соответственно – нефальцетного и фальцетного). Исходное положение такое же: рот открыт на максимум и пальцы контролируют мягкость щёк, щёки как бы проткнуты.
Итак:
«У» – нефальцетный режим; у – фальцетный режим.
4.Четвёртое упражнение «Канючим». Здесь впервые появляется режим работы гортани, который на немецком языке обозначается термином «штро-бас», что значит «соломенно шуршащий бас». Это шумовой режим работы гортани, в котором мышцы голосовых складок расслаблены, не работают, и этот механизм аналогичен звуку, производимому воздухом, проходящим через губы: пр-р-р (вибрация губ). Режим работы гортани выглядит так: скрипим на гласной «а», т.е. эти два механизма – вибрация губ и скрип на «а» идентичны (скрип обозначаем «х»). Упражнение следующим образом:
хххА (во время этого упражнения
хххАО плоский расслабленный язык
хххАОУ лежит на нижней губе).
хххА
хххАЭ
хххАЭЫ
5.Продолжаем игру в «Вопросы – ответы», используя таблицу псевдо-слов.
У–ШУ У–ШО У–ША У–ШЭУ–ШИ
У–СУ
У–ФУ
У–КУ
У–ТУ
У–ПУ
3.Активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации:
Упражнения:
1. Бесшумный выдох с хорошо открытым ртом (греть руки дыханием). Обязательно контролировать рукой (дышать на пальцы). «Потрогать» дыхание рукой.
2. Перевести выдох из бесшумного в шипение горлом: «Ш», «С», «Ф». Чередуйте шипение горлом и звук «А».
3. «Волна». Чередование штро-баса и гласной «А» с постепенным нарастанием динамики. Расслабленный язык лежит на губе:
ххх-а ххх-А ххх-«А» ххх –«А»
4.Осознаём динамику речи. Счёт до 10:
Раз–два; три–четыре; пять–шесть; семь–восемь; девять
(шёпот) (тихий голос) (средний голос) (громкий голос) (очень громко)
десять!
(крик) А!А!А!А!
Всё это произносится подряд, повторяется и после крика «10» надо 4 раза крикнуть гласную «А».
Слайд 7.
- Игры звуками.
Игры типа «Послушай себя» позволяют детям ощутить радость открытия того, что природа наделила человека огромным многообразием звуков. Их можно воспроизвести, используя возможности собственного тела (голосом, руками, ногами, губами) как своеобразного и оригинального инструмента. Понимание ребенком тесной связи себя и природы – основная цель игры. В качестве примеров игр со звуками можно взять фонопедические игры-упражнения по системе В. В. Емельянова.
Фонопедическая игра-упражнение «Утро»
Солнышко сказало: — Мне пора взойти! | Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему. |
Травка зашептала: — Мне пора расти! | Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе. |
— Пчелы загудели: — Мед пора собрать! | Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissandoвпределах терции в среднем регистре. |
— Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. | Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах. |
Фонопедическая игра- упражнение «Кто как кричит»
Слова | Движения |
Корова мычит. | Дети произносят «му-у!..» в низком регистре. |
Лошадка кричит. | Произносят «и-го-го!»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким. |
Курочка поет, | Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому. |
Цыпляток зовет. | Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах. |
Крякает утка, Зовет своих малюток. | Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком. |
Фонопедическое упражнение «Утро»
Слова Движения
Солнышко сказало:
— Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а.» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
Травка зашептала:
— Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш.» на длительном выдохе.
— Пчелы загудели:
— Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж.», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.
— Птицы загалдели:
— Летать, летать, летать. Пропевают «чик-чирик.» в высоком и среднем регистрах.
Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».
Слова Движения
Корова мычит. Дети произносят «му-у.» в низком регистре.
Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!» :1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким.
Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко.», опускаясь с высокого звука к низкому.
Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи.» в разных регистрах.
Крякает утка,
Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.
Фонопедическое упражнение «Метель» по методу В. Емельянова
Слова Движения
Свистели метели, Дети делают glissando от низкого регистра к верхнему на звук [у].
Летели снега, Делают glissando от высокого регистра к низкому на звук [о].
Стелила постели большая пурга Делают glissando на звук [и] то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой.
Стелила постели морозом она, Пропевают отрывистые, «острые» звуки [а] в разных регистрах по показу педагога.
И было метелям всю ночь не до сна. То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.
Фонопедическое упражнение по стихотворению С. Данилова «Весна»
Слова Движения
Тики-таки! Чок-чок!
Чей стрекочет каблучок?
Это звонкая капель!
Это март или апрель? Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.
Тики-таки! Чол-чол!
Кто там по снегу прошел?
Тики-таки! Снег осел,
Грач веселый прилетел! Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.
Тики-таки! Чоли-чек!
Налился водою снег!
Лучезарная весна
Птичьим щебетом полна! Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.
Тики-таки! Чиви-чок!
Голубеет ручеек!
Вдаль уносит, чир-лили,
Самоделки-корабли. Произносят «бл-л-л.», быстро работая кончиком языка.
+❤ В Мои закладки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи: 1. Сохранение и укрепление здоровья детей; 2. Свобода в выражении эмоций; 3. Расширение певческого диапазона; 4. Освоение интонирования; 5. Развитие речи . 6. . Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания,восприятия , ориентировки в пространстве );
Фонопедический комплекс ФМРГ состоит из 6 групп упражнений: 1.артикуляционная гимнастика; 2. координирующие интонационно фонетические упражнения; 3. активизирующие упражнения, на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК); 4. тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского; 5. тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога; 6. тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса
Артикуляционная гимнастика : 1. Покусайте кончик языка. Повторите это упражнение 4–8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желёз, полость рта увлажнилась. 2. «Шинковать» язык – т.е., покусывая язык, постепенно высовывать его так, чтобы добраться до середины языка. Это упражнение тоже повторить 4–8 раз. 3.Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой стороне рта, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также ещё более увлажнит рот. 4. Пощёлкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. 5. «Иголочка» – протыкайте языком поочерёдно левую и правую щеку, верхнюю и нижнюю губу. Повторить несколько раз. 6. «Щёточка» – круговыми движениями языка то влево, то вправо проведите между дёснами и губами – как бы чистим языком зубы. 7. Покусываем поочерёдно верхнюю и нижнюю губу слева направо и справа налево. 8. «Обида» - оттопыриваем и выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение; «Радость» - поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти движения: обиженное лицо – радостное лицо.
2. Координирующие интонационно фонетические упражнения: 1. Произнесение согласных .Открытость рта максимальная, 4 зуба наверху и 4 зуба внизу должны быть видны, губы не касаются зубов и даже дёсен. Итак, произносим согласные с открыванием рта до и после. Вот последовательность согласных: ш,с,ф,к,т,п,б,д,г,в,з,ж . 2. «Страшная сказка». Слова «Страшной сказки»: (угрожающая интонация): (и в обратном порядке): У Ы У-О Ы-Э У-О-А Ы-Э-А У-О-А-Э Ы-Э-А-О У-О-А-Э-Ы Ы-Э-А-О-У
Слова Движения Корова мычит. Дети произносят « му-у !..» в низком регистре. Лошадка кричит. Произносят « и-го-го !»:1-й слог высоким голосом,2-й и 3-й-низким. Курочка поет, Пропевают « ко-ко-ко-ко ...», опускаясь с высокого звука к низкому. Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах. Крякает утка, Зовет своих малюток. Пропевают « кря-кря-кря !», произнося 1-й и 2-й « кря » в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком. Фонопедическая игра- упражнение «Кто как кричит»