ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ.
В настоящее время информационные технологии проникли во все сферы современной жизни. Музыкальное образование, и в частности процесс обучения на домре, также не остался в стороне. Благодаря этому процессу возникли новые педагогические задачи, идёт поиск новых приёмов и методов обучения, мы учимся применять информационные технологии, которые позволили бы повысить эффективность педагогического и исполнительского мастерства. В данной статье приведу примеры практической работы применения информационных технологий в учебном процессе ДШИ в классе обучении игре на домре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 25.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
преподаватель ДШИ им.Г.С.Райшева Штерцер О.В.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
В настоящее время информационные технологии проникли во все сферы современной жизни. Музыкальное образование, и в частности процесс обучения на домре, также не остался в стороне. Благодаря этому процессу возникли новые педагогические задачи, идёт поиск новых приёмов и методов обучения, мы учимся применять информационные технологии, которые позволили бы повысить эффективность педагогического и исполнительского мастерства. В данной статье приведу примеры практической работы применения информационных технологий в учебном процессе ДШИ в классе обучении игре на домре. Во-первых, для преподавателей в области музыкального исполнительства, также который даёт широкий доступ к информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература. Такие сведения обогащают кругозор учащегося, обостряют интерес обучению. Так, широко используется сайт YouTube. Данный сайт позволяет загружать, просматривать, оценивать, комментировать, делиться видеозаписями, смотреть мастер-классы ведущих мастеров домрового искусства, принимаем участие в интернет конкурсах, размещая свое видео на данном портале, а интернет трансляции конкурсов и концертов помогают на расстоянии всем заинтересованным людям следить за определённым событием. Большую помощь
в работе с учащимися представляет использование учебного пособия (видео пособие из двух дисков) Заслуженной артистки РФ, профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского - Корсакова Н.Н. Шкребко «Я хочу стать домристом». Это пособие адресовано преподавателям, ученикам, а также их родителям. Такое пособие окунает в процесс обучения семью ученика, что позволяет сохранить триединство в обучение «педагог-ученик-родитель».
Отдельно хочется отметить работу в программах нотного редактора Sibelius и Final. Данные программы очень помогают в работе с оркестром и
ансамблем. Во - первых, это быстрый набор нотного текста, а также
использование компьютерных программ для развития у учащегося оркестрового мышления. Игра в ансамбле – отличный способ для его развития. Достаточно много времени у ученика, играющего в ансамбле, оркестре, подготовительная работа: освоение текста, преодоление технических трудностей. Как правило, весь этот период проходит без других участников ансамбля даже в школе, не говоря уже о домашней работе. К наступлению момента игры с другими оркестрантами, учащиеся привыкают к звучанию только своей партии, что приводит к нестабильной игре. Слухового объема не хватает ученику для контроля нескольких партий одновременно. Зачастую в лучшем случае он играет свою партию, не обращая внимания на другие. Естественно, что ни о каком музыкальном диалоге и речи быть не может! Отчасти решить проблему отсутствия других партий в домашних заданиях юного оркестранта можно решить использованием фонограмм.
Важно понимать, что работа с фонограммой это временный этап в подготовке к качественной игре в ансамбле. Она не решает все задачи, только часть из них. Например: выработать непрерывность исполнительского процесса (ученик должен находится в рамках непрерывного звучания произведения, не останавливаться, не возвращаться назад), точно соблюдать ритм, расширять слуховую базу.
Также, в процессе обучения игре на домре применяем профессиональные фонограммы записанные специалистами в данной области. Это даёт возможность домристам выступать на конкурсах в номинации «эстрадный исполнитель»,
Выступать на школьных мероприятиях, как в закрытых помещениях, так и на улице. Не следует забывать и о психологических факторах. Родители учащегося дома слышат всего лишь отдельную звучащую партию, не имеют представления о
звучании произведения с концертмейстером. Исполнение произведения
фонограмму заинтересовывает родителей, позволяет ученику выступать на домашних концертах. Новые информационные технологии существенно
расширяют возможности на новом уровне проводить не только уроки, но и
внеклассную работу. Мульти - медийные презентации стали неотъемлемой
частью тематических концертов. Это позволяет погрузиться в атмосферу,
тематику концерта, значительно усиливает эмоциональное восприятие
исполняемых произведений. Проведение классных часов также не
обходиться без мульти - медийных презентаций. Например, когда ученик
знакомиться с домрой, с её строением, историей, на помощь приходят
различные видеоряды- картинки, слайды, фильмы об истории музыкального инструмента, об истории исполнительства на народных инструментах. Таким образом, компьютерные презентации позволяют более наглядно представить изучаемый материал. Изготовление печатной продукции: например, для концертов пригласительных билетов, буклетов, программ концертов), также
не обходиться без компьютерных программ.
В работе над музыкальным произведением часто используется сотовый телефон. Встроенная видеокамера в телефоне помогает при подготовке домашнего задания. Ученики со средними музыкальными способностями плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы на видео и даю задание, чтобы он дома слушал запись и постарался сыграть на инструменте так, как преподаватель.
При подготовке ученика к концертному выступлению также применяем видеокамеру сотового телефона. Мы записываем исполнение ученика на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы работы его игра становится заметно лучше.
Внешний вид ученика немаловажен, чем само исполнение произведения. Поэтому запечатлеть поведение на сцене ученика, его выход, поклон, мимику лица во время игры поможет видеокамера. Ученик, видя себя со стороны, быстро может скорректировать недостатки. Проанализировав применение
информационных технологий музыкальном образовании, рассмотрев практические результаты личного педагогического опыта в этой сфере, мы приходим к определённому выводу. Информационные технологии — это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Преподаватели и ученики сейчас имеют доступ к большому объёму
информации, ко всем своим и другим данным с любого цифрового носителя в любое удобное время. Музыкальное образование стало доступным и непрерывным. Поэтому, дистанционное образование (комментирование, обсуждение, видеосвязь с педагогом) это современная действительность.
Тем не менее, информационные технологии не меняют систему музыкального образования, а являются лишь дополнительным инструментом для создания более качественного и эффективного образования, они делают образовательный процесс более интенсивным, повышают скорость восприятия, понимания и глубину усвоения большого объема знаний.
Происходит расширение исполнительских возможностей, создание привлекательных и облегчённых условий для труда.
При всех положительных сторонах применения информационных
технологий в процессе обучения игре на домре, верю, что они никогда не
смогут заменить мастерство преподавателя. А начальное образование игре
на музыкальном инструменте вообще немыслимо без чуткого руководства
педагога. Только под руководством педагога можно сформировать
оптимальную постановку игрового аппарата, только педагог может показать
все грани «живого» звука.
Нужно, понимать, что информационные технологии – это только инструмент для достижения лишь отдельных методических задач и заменить преподавателя он не
может. Основная цель ИКТ в образовании — облегчить работу учителя, повысить качество его деятельности до уровня, соответствующего современным стандартам.
Библиографический список
1.Бекенова Д. У., Мухатаева Ж. А. Информационные технологии в
музыкальном образовании [Текст] // Актуальные задачи педагогики:
материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита:
Издательство Молодой ученый, 2013
2.БушмаковаЮ.С.Инновационныетехнологивмузыкальномобразовании.-URLhttps://solncesvet.ru/инновационные-технологии-в-
Музыкальном образовании/ (дата обращения: 09.02.2018).
3.Горбунова И.Б.Планшетные и музыкально-компьютерные
технологии в системе профессионального музыкального образования. –
URL https://cyberleninka.ru/article/n/planshetnye-i-muzykalno-kompyuternye-
tehnologii-v-sisteme-professionalnogo-muzykalnogo-obrazovaniya
обращения: 09.02.2018).
4.Казан А.А. Использование мультимедийных программ в работе над
музыкальным произведением // Актуальные задачи и формы работы в
музыкальном образовании и художественно-эстетическом воспитании
детей: материалы 1-й научно-методической конференции преподавателей
муниципального
бюджетного
образовательного
дополнительного образования детей «Детской музыкальной школы №3» /
под ред. С. Лорьян. – Батайск: Изд-во ИП Колесников М.Ю., 2014 – С. 37
– 41