Методическая работа «Ансамблевое исполнительство в классе домры, как способ формирования и развития творческих способностей детей в ДШИ»

Штерцер Ольга Вадимовна

        В современном музыкальном образовании роль ансамблевого  исполнительства невозможно переоценить, так как этот вид творчества наиболее востребован  и эффективен в развитии творческих  способностей детей.  Действительно, сейчас невозможно представить себе ДШИ без творческих музыкальных коллективов, ведь ни один концерт или праздничное мероприятие не проходит без  участия различных ансамблей. Ансамблевое музицирование объединяет всех учащихся класса, делая их союзниками в решении задач, которые ставит перед собой игра в ансамбле. Совместное творчество приносит детям огромную радость от выступлений  на  школьных концертах и от выступлений на различных исполнительских конкурсах, которых   ежегодно становиться только больше. И как  показывает практика, дети с весьма скромными  способностями могут реализовать себя в качестве музыканта-исполнителя, участвуя в ансамбле.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_ansambl_v_klasse_domry.docx34.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им.Г.С.Райшева»

Методическая  работа

«Ансамблевое исполнительство в классе домры, как способ формирования и развития творческих способностей детей в ДШИ»

Автор  Штерцер Ольга Вадимовна

Преподаватель  класса домры

Пояснительная записка

        В современном музыкальном образовании роль ансамблевого  исполнительства невозможно переоценить, так как этот вид творчества наиболее востребован  и эффективен в развитии творческих  способностей детей.  Действительно, сейчас невозможно представить себе ДШИ без творческих музыкальных коллективов, ведь ни один концерт или праздничное мероприятие не проходит без  участия различных ансамблей. Ансамблевое музицирование объединяет всех учащихся класса, делая их союзниками в решении задач, которые ставит перед собой игра в ансамбле. Совместное творчество приносит детям огромную радость от выступлений  на  школьных концертах и от выступлений на различных исполнительских конкурсах, которых   ежегодно становиться только больше. И как  показывает практика, дети с весьма скромными  способностями могут реализовать себя в качестве музыканта-исполнителя, участвуя в ансамбле. Тем самым учащийся успешно мотивируется  на дальнейшее обучение в школе. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую возможность для широкого ознакомления с музыкальной литературой. Переложения скрипичного репертуара для ансамбля домристов дают юным музыкантам исполнять произведения различных художественных стилей исторических эпох  .В ансамбле у учащихся дополняются и совершенствуются умения и навыки, приобретаемые  ими в классе специального инструмента  и теории. В процессе ансамблевой деятельности решаются следующие педагогические задачи такие  как :воспитание личности каждого учащегося, его подготовка к будущей самостоятельной музыкально - просветительской деятельности или профессиональной. Развиваются эстетический и художественный вкус, музыкальность. Совершенствуется исполнительская техника и формируется психологическая готовность к выступлениям.

Ансамблевое исполнительство обладает огромными развивающими возможностями, такими как навык чтения с листа, развитие гармонического слуха и ритма, совершенствование технических навыков. Не говоря уже о развитии памяти, внимания, силы воли. Игра в ансамбле учит слушать партнёра, развивает музыкальное мышление. Начинающие ансамблисты учатся вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Поэтому, как можно раньше, начиная с первого года обучения  игре на инструменте, ребёнку следует прививать навыки игры в ансамбле. Ведь известно, что в начале занятий музыкой ребёнка необходимо заинтересовать, используя его собственную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель–ученик. Совместное ансамблевое музицирование является идеальным средством для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка, постановка рук,  способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную - в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям. Педагог, исполняя мелодию на домре, обогащает простейшие пьесы ученика, помогает ему организовать ритм, приучает его слышать красивый звук домры, стимулирует интерес к занятиям. Даже играя одну ноту, ребёнок знакомится с элементами музыкальной грамоты, осваивает первоначальные игровые движения, учится  понимать, что такое строй; у кого первая партия, а у кого вторая; учится одновременно начинать и заканчивать фразы и вместе исполнять динамические оттенки. Материалом для первых пьес могут служить народные песни - попевки, детские песенки.  Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь малышей в прекрасный мир музыки и не даёт им скучать на уроке. Далее, в классе нужно организовать ансамбли дуэтов. Ученик начинает прислушиваться не только к своей мелодии, но и к мелодии своего напарника. Они как бы начинают понимать друг друга. Затем, ознакомившись с более сложным материалом, начинают осваивать ансамблевые трудности: интонацию, динамику, ритм, темп и характер пьесы. Участникам дуэта следует не только свободно владеть своей партией, но и отчетливо представлять партию своегопартнера. Этозначительнорасширяетгоризонтвиденияипониманиянотноготекстаобоимиисполнителями. Соответственно, активно совершенствуется ансамблеваятехника. А именно: все более идентичным истановятся артикуляция и штрихи, усиливаются синхронность метроритмикиитемпа, динамическийи тембровый баланс.

 В сформированном ансамбле домристов подбирать репертуар следует с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Учитывая индивидуальный подход к каждому ученику, это достигается разным уровнем сложности партий. Более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в ансамбле. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Если умело подбирать репертуар, у детей появиться уверенность в своих возможностях, активизируется интерес к обучению.   Для учащихся средних способностей игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении. Активное участие в концертной жизни школы, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой  музыканты исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. В ансамбле важно  чувствовать музыку и творить вместе. Игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств. Одним из таких является ритмическое чувство. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма – важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находится в определённых метроритмических рамках, им необходимо слушать фортепианную партию и друг друга. В этом случае педагог играет вместе с детьми. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика правильное темпоощущение. Необходимо найти наиболее точный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Игра в ансамбле помогает  юному ансамблисту преодолеть присущиеему недостатки, например, плохо держать темп или играть неритмично.

               Важным моментом  в ансамбле, является синхронность исполнения.Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: умение начать пьесу вместе, играть вместе и закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления небольшим кивком головы или ауфтактом. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. 

 Игра в ансамбле у ребенка развивает чувство коллективизма. Индивидуальное творческое воспроизведение каждой отдельной партии объединяется в единое целое, возможность постоянно слушать друг друга, слить звучание своей партии с другой. Возможность объединить усилия для достижения общей цели, а также атмосфера групповых занятий создают благоприятные возможности для развития способностей.

Методические рекомендации по работе с ансамблем в классе домры

 В процессе формирования и совершенствования каждого инструменталиста. Важным фактором формирования ансамбля является подбор участников по близкому исполнительскому уровню и психологической

дело. Это помогает экономить время на разучивание партий и добиваться желаемых результатов при исполнении ансамбля. Как правило, эта работа делится на несколько этапов, а именно:

1. В общих чертах знакомство с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, историей создания сочинения.                                                          2. Тщательная проработка текста, его фактуры, штрихов, ритма, определение аппликатуры и приёмов игры, умение проследить за взаимосвязью отдельных музыкальных построений, фраз, частей, совместимости. А успех ансамбля зависит от работоспособности, исполнительности и ответственности каждого участника ансамбля. Не простой задачей по формированию ансамбля является подбор инструментов. Учитывая слабое оснащение школ инструментарием, выбирать инструменты следует единые по тембру, если есть возможность, то одной фирмы, чтобы они дополняли звучание друг друга. Отдельной строкой следует выстраивать в ансамбле работу над партиями. В ансамбле все партии равны, чтобы обеспечить хорошее звучание ансамблевой партитуры желательно добиваться разучивания и исполнения каждой партии на должном уровне.

Правильно научить учащихся распределять работу над музыкальным произведением в ансамбле – очень важное и ответственное обратить внимание на кульминацию, ровность темпа, агогические отклонения.                                                                3. Стремление к воплощению авторского замысла, выявлению художественного образа. А именно: проанализировать структуру произведения, его драматургию, стилевые и жанровые особенности.                                                                            4.В тесной связи со становление образа решаются такие задачи, как тщательная отработка нужных приёмов звукоизвлечения, поиск звуковых красок, уточнение динамических оттенков.                                                                            

5. Важный момент, требующий выдержки, понимания, и терпения – обыгрывание произведения, вживание в его художественный образ. Это закрепление достигнутых задач, и продолжение совершенствования. Это момент и психологической подготовки к исполнению произведения в сценических условиях.

            Нельзя забывать о значении подбора репертуара, который является залогом хорошего результата в работе с ансамблем. Выбор репертуара должен учитывать индивидуальные способности учащихся, их возможности, реализовывать навыки и технические умения, приобретённые в классе специальности. В использовании переложений для ансамбля (домра), убедившись в том, что произведение доступно ансамблю по содержанию и фактуре, нужно подумать над тем, могут ли тембровые краски данного ансамбля органично и наиболее полно передать краски оригинального произведения. При планировании внеаудиторных занятий, нужно помнить, что у детей есть ещё и общеобразовательная школа, и предмет «Специальность», которые требуют подготовки домашних заданий. Поэтому задачи перед учащимися при разучивании ансамбля, нужно ставить конкретные и реально выполнимые, не спеша, но продуманно двигаться к намеченному результату. Одним из интересных моментов в работе над ансамблем является выбор сценического образа. Подбор костюмов и аксессуаров к исполняемому произведению помогает еще глубже понять художественный образ исполняемой музыки и развивает умение перевоплощения и артистизм. Несомненно, важным этапом формирования ансамбля является показ программы на концертах, где оттачиваются и формируются профессиональные исполнительские навыки. Сформулированные задачи желательно ставить перед учащимися всех классов исходя из индивидуальных особенностей коллективов, и той исполнительской программы, которая находится в работе в данный период обучения, тогда игра в ансамбле будет интересной и увлекательной. Варианты возможных составов ансамблей: Однородные составы: Дуэты: - домраI, домра II. Трио: - домра I, домра II, домра III. Квартеты: домра I, домра II, домра III, домра IV. Смешанные составы: Дуэты: - домра и гитара;  домра- балалайка-прима, домра – фортепиано. Трио: - домра малая, балалайка-прима, гитара и др. Также в классе ансамбля практикуется унисонная форма музицирования. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. 

Ансамблевая игра актуальна для домры, древнего русского народного инструмента, соединяющего в себе возможности сольного инструмента  с  богатым и разнообразным ансамблевым репертуаром. Исторически известно, что еще в древности  домра использовалась для совместной игры в ансамблях малых форм. Ансамблевое исполнительство не только реализует все вышеперечисленные задачи, но и воплощает в жизнь один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень).

Список источников
1. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. - Ленинград: Мир,1986г. 
2. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. - М.: Музыка,1986г

3. Гончарова Н. Работа над ансамблем, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. «Феникс». Ростов-на-Дону, 2002

4. Олейников Н.Ф.Проблемы и трудности  в работе с ансамблем. Свердловск УГК, 1989 г.

5.Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах.

6.Педагогика в афоризмах и изречениях 3-е издание, дополненное и переработанное. Составитель В.В.Чечет. Минск 2013