Методическая тема "Формирование навыков самостоятельной работы учащихся в младших классах балалайки"
способствовать формированию у учащегося представлений о свободе и координации рук для полноценного развития основ звукоизвлечения и культуры звука
Задачи занятия:
Образовательные:
- способствовать адаптации учащегося к инструменту;
- способствовать формированию интереса к обучению на инструменте;
- обучить учащегося принципам работы по формированию навыков в организации и освобождении игрового аппарата, активизируя его внимание, знания, а также различные виды памяти;
- способствовать организации моторно-двигательной деятельности учащегося и воспитанию её как неотъемлемой части эмоционально-образной и слуховой сферы.
Воспитательные:
- способствование воспитанию усердия, внимания и трудолюбия на уроке;
- способствовать воспитанию у учащегося самостоятельности в применении полученных умений и навыков;
- способствование формированию музыкального вкуса, приобщение к искусству.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащегося исполнительских навыков на материале основных приёмов игры на балалайке, а именно (пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание) с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;
- способствовать развитию умения анализировать, давать оценку своей деятельности на уроке и делать выводы;
- способствовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.
Здоровьесберегающие:
- формирование навыка контроля за правильной посадкой с инструментом, свободой игрового аппарата;
- снятие зажатости и усталости мышц рук и спины.
Планируемый результат: у ученика есть четкие представления о том, как организовывать и освобождать игровой аппарат, как использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий.
Используемые методы: словесный; наглядно - слуховой; практический (показ преподавателя), метод проблемного обучения.
Оснащение урока: балалайка прима, пуль для нот, стулья, нотный материал для работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema.docx | 25.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
Махияновой Елены Ивановны
Тема занятия: «Формирование навыка самостоятельной работы учащихся в младших классах балалайки»
Тип занятия: урок практического применения умений и навыков
Цель занятия: способствовать формированию у учащегося представлений о свободе и координации рук для полноценного развития основ звукоизвлечения и культуры звука
Задачи занятия:
Образовательные:
- способствовать адаптации учащегося к инструменту;
- способствовать формированию интереса к обучению на инструменте;
- обучить учащегося принципам работы по формированию навыков в организации и освобождении игрового аппарата, активизируя его внимание, знания, а также различные виды памяти;
- способствовать организации моторно-двигательной деятельности учащегося и воспитанию её как неотъемлемой части эмоционально-образной и слуховой сферы.
Воспитательные:
- способствование воспитанию усердия, внимания и трудолюбия на уроке;
- способствовать воспитанию у учащегося самостоятельности в применении полученных умений и навыков;
- способствование формированию музыкального вкуса, приобщение к искусству.
Развивающие:
- способствовать развитию у учащегося исполнительских навыков на материале основных приёмов игры на балалайке, а именно (пиццикато большим пальцем, арпеджиато, бряцание) с помощью комплекса простых и доступных детскому восприятию упражнений;
- способствовать развитию умения анализировать, давать оценку своей деятельности на уроке и делать выводы;
- способствовать развитию умения осуществлять рефлексивную деятельность.
Здоровьесберегающие:
- формирование навыка контроля за правильной посадкой с инструментом, свободой игрового аппарата;
- снятие зажатости и усталости мышц рук и спины.
Планируемый результат: у ученика есть четкие представления о том, как организовывать и освобождать игровой аппарат, как использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий.
Используемые методы: словесный; наглядно - слуховой; практический (показ преподавателя), метод проблемного обучения.
Оснащение урока: балалайка прима, пуль для нот, стулья, нотный материал для работы на уроке.
Пояснительная записка
Начальный период обучения игре на балалайке – важный этап, так как с одной стороны маленький ученик горит желанием начать играть на инструменте и видеть свой результат, а с другой - для достижения цели необходимы время, усердие, трудолюбие, способности.
Первый этап обучения – один из самых основных и важных этапов для становления маленького музыканта. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с музыкой часто становятся решающими, и оказывают сильное влияние на последующее музыкальное развитие музыканта.
Поддерживать и воспитывать интерес ребенка к русскому народному инструменту – балалайке, а также к народной музыке, преодолению возникающих на пути трудностей, задача сложная, многоплановая и может быть решена только при максимальной самоотдаче педагога.
Необходимо отметить, чем младше ученик, тем она ответственнее эта работа и сложнее.
Практика музыкального обучения показывает, что самым серьёзным препятствием в развитии юного музыканта-исполнителя являются мышечные спазмы и зажимы. Исходя из этого заключения, двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия – максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса.
Все действия ребенка в повседневной жизни, а именно: манера сидеть, двигать руками и пальцами – отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при игре на инструменте, поэтому очень важно подготовить обучающегося к новым, необычным для него ощущениям и движениям, возникающим при контакте с инструментом.
Игра «зажатых» музыкантов характеризуется следующими показателями:
- сила давления пальцев на гриф возрастает при увеличении громкости, и наоборот;
- при нерациональных движениях правой и левой рук (технические трудности в одной руке вызывают мышечные напряжения в другой руке).
Причинами, вызывающими мышечное напряжение у музыканта, являются следующие факторы:
- фактурная сложность произведения, превышающая возможность играющего преодолеть её;
- использование при игре в медленном темпе большого замаха пальцев, который не употребляется в быстром темпе;
- отсутствие навыков сбрасывания мышечных напряжений во время исполнения эмоционально насыщенных произведений.
Способ преодоления мышечных зажимов – это постоянный контроль над ними и моментальное их сбрасывание при игре, поэтому так важно с первых занятий на инструменте знать и уметь пользоваться специальными упражнениями на раскрепощение исполнительского аппарата, учиться чувствовать расслабление и напряжение мышц рук.
Внешне хорошее исполнение выглядит так, как будто происходит безо всяких усилий. Музыкально – исполнительские успехи учащихся в значительной степени зависят от того, как быстро он овладеет рациональной постановкой и освободиться от лишнего мышечного напряжения.
План-конспект урока и
методические рекомендации по работе над упражнениями
1. Организационный (этап мотивации):
Педагог приветствует ученика, рассказывает о предстоящем уроке, настраивает инструмент, беседует с учеником о мышечном напряжении и расслаблении.
Поставленная задача – настроить ученика на тему урока, создать рабочую атмосферу – выполнена.
2. Актуализация знаний:
Педагог показывает с выполняет с учеником несколько подготовительных упражнений без инструмента с целью подготовить игровой аппарат, устранить, мышечные зажимы.
Поставленная задача - игровой аппарат ученика готов к дальнейшей работе, учащийся готов к игре на инструменте – выполнена.
3. Создание проблемной ситуации:
Преподаватель предлагает ученику вспомнить какие упражнения он уже знает и для чего они применяются. Беседуют с учеником о важности свободы движений и координации рук при игре на балалайке. Проговаривают какие проблемы существуют у ученика и как их надо преодолевать.
Поставленная задача - применить умения и навыки, полученные на предыдущих уроках; актуализировать знания об упражнениях, способствующих расслаблению и координации игрового аппарата, а также освежить в памяти некоторые теоретические знания – выполнена.
4. Открытие новых знаний и их применение.
Ученик вместе с педагогом выполняют упражнения. Педагог предлагает ученику выполнить ряд упражнений на различные приёмы игры, для достижения чистого, сильного и разнообразного звучания инструмента при минимальной затрате сил (используя различные динамические оттенки и штрихи, придавая каждому упражнению художественную и смысловую нагрузку с помощью рисунка). «Шалтай-болтай», «Маятник», «Вертушка», «Возьми яблочко», «Плётка», «Дождик», «Часы», «Маленький и большой паровоз», «Лодочка», «Котёнок» и др.
Поставленная задача - формирование у ученика представлений о свободе и координации рук, навык практического применения упражнений – выполнена.
Методические рекомендации по выполнению упражнений
Данные упражнения следует повторять несколько раз, почувствовать, как на смену напряжению приходит полная раскованность и свобода.
Учитывая психологию маленького ребёнка, желание сразу взять балалайку и начать играть на ней, педагог может предоставить такую возможность ученику, но при этом, преследуя цель посадки и постановки инструмента дать задания в игровой форме. Чаще всего основным источником функционального напряжения является не правильная посадка балалаечника. Первое, — это необходимость обеспечить необходимую опору для инструмента, для достижения покоя как физического, так и психологического. Другими словами, «хорошая» постановка – это более активная, чем пассивная. Поэтому с ребёнком нужно работать ни только на расслабление и покой игрового аппарата, но и на точное и рациональное уравновешивания усилий. Постановка должна создавать исполнителю ощущение достаточной стабильности инструмента.
Правая рука имеет огромное значение в исполнительской технике балалаечника. Цель постановки правой руки – достижение чистого, сильного и разнообразного звучания инструмента при минимальной затрате сил. От положения правой руки зависит не только качество, сила, разнообразие звуков, но и подвижность пальцев; её действия определяют ритм, нюансы и всю гамму звучаний, необходимых для художественного исполнения. Работа над постановкой правой руки неотъемлема от музыкального развития ребёнка. Но перед тем, как руку опустить на струны нужно попробовать её сформировать с помощью упражнений (без инструмента).
Упражнение 1. «Шалтай-болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперёд. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.
Упражнение 2. «Маятник»
Встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Опустить обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперёд, как маятник.
Упражнение 3. «Раскручивание»
От запястья по очереди раскрутить правую и левую руку. А затем и вместе обе руки. Добиваться свободного, быстрого раскручивания, когда, кажется, что в воздухе мелькают сразу десять пальцев на каждой руке. После этого упражнения кисть ребёнка становится неизмеримо более гибкой.
Упражнение 6. «Обними колобка» («возьми яблочко»)
Освободившуюся кисть ребёнка кладём на резиновый маленький мячик, чтобы кисть, полежав на мячике, приняла форму «купола». Следим за тем, чтобы пальчики: указательный, средний, безымянный и мизинец были собраны.
Упражнение 8. «Плётка»
Чтобы ученик смог почувствовать вес руки при правильном положении. Встать ровно. Правая рука свободно висит вдоль туловища. Пальцы полусогнуты. Рука сгибается в локте (кисть держится на одной линии с предплечьем) и хлёстким движением рука должна свободно упасть вниз.
Правильная посадка и устойчивая постановка правой руки маленького музыканта устраняют необходимость поддерживания грифа левой рукой. Работа левой руки является ответственной в игре на балалайке. Если правая рука извлекает звук, то левая даёт материал для озвучивания. Как у ребёнка, так и у взрослого человека руки имеют своё различие: большие, маленькие, пальцы длинные, средние и короткие. Но при любом строении рук, функции пальцев балалаечника остаются одинаковыми.
Движение любого пальца левой руки можно условно разделить на три действия: падение на струну, прижатие струны к грифу, снятие пальца со струны.
Познакомившись с посадкой и постановкой игрового аппарата на инструменте, проделав ряд упражнений на расслабление и поиск нужных игровых ощущений, мы приступаем к работе над основными приёмами игры, с которыми необходимо познакомиться на первом году обучения.
1. Упражнение «Дождик», «Мячик» - прием игры - пиццикато большим пальцем (б.п.)
По открытым струнам
В первой позиции от «Ля» до «Ми» (настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)
2. Упражнение «Погладить котёнка» - прием игры арпеджиатто
По открытым струнам
В первой позиции от «Ля» до «Ми» (настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)
3. Упражнение «Лодочка» - прием игры вибрато
По открытым струнам
В первой позиции от «Ля» до «Ми» (настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)
4. Упражнение «Паровоз», «Часы» - прием игры бряцание
По открытым струнам
В первой позиции от «Ля» до «Ми» (настроение упражнения: грустное – минор, весёлое – мажор)
5. Первичное применение нового знания
Педагог предлагает ученику применить на практике знания и умения, проанализировать свою (ученика) игровую деятельность. Организует работу путем подводящего диалога, побуждая учащегося к работе, обращая его внимание на ощущении единой ритмической пульсации, умении быстро группировать ноты, объединяя их по смыслу.
Поставленная задача - практическое знание аппликатуры учеником в 1 позиции на струне «ми» и «ля», а также закрепление умения ориентироваться на грифе – выполнена.
6. Самостоятельная работа по закреплению навыка
Преподаватель создает условия для отработки навыков и умений на материале пьес. Ученик проигрывает изученные ранее произведения Вик. Калинников «Тень-Тень», Ж.Б. Люлли «Песенка», В. Котельников «Танец». Педагог обращает внимание ученика на правильность аппликатуры, правильной посадки и рациональное поднятие пальцев левой руки над грифом, исправляет ошибки, дает рекомендации по дальнейшей работе.
Поставленная задача - самостоятельное исполнение учеником произведений, контроль правильность выполнения задания – выполнена.
7. Рефлексия
Учитель предлагает ученику вспомнить всё , что он узнал на уроке, проанализировать свою работу и поставить себе оценку. Педагог проговаривает еще раз с учеником о важности понимания преодоления проблем с игровым аппаратом у ученика и умении их решать. После самооценки ученика, педагог анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу на будущее.
Поставленная задача - дать оценку выполненным действиям – выполнена.
8. Домашнее задание
Педагог дает ученику план работы самостоятельной работы дома, опираясь на знания, полученные на уроке. Предлагается домашнее задание, состоящее из двух частей:
Инвариантная часть – пьеса и упражнение на определённый вид техники, соответствующие базовому уровню учащегося;
Вариативная часть – пьеса и упражнение на определённый вид техники.
Цель урока - способствовать формированию у учащегося представлений о свободе и координации рук для полноценного развития основ звукоизвлечения и культуры звука – выполнена.