Методическая работа «Формирование навыков чтения нот с листа в классе фортепиано у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа.  И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос.

Причин множество – это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, к значительному сокращению молодёжи, желающей связать будущее с этой профессией.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное

Учреждение Дополнительного Образования

Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого

Методическая работа  

 «Формирование навыков

чтения нот с листа в классе

фортепиано у детей дошкольного и младшего школьного возраста »

   подготовила

преподаватель

высшей категории

по классу  фортепиано

Межецкая Татьяна Витальевна

 

Сургут

2024г.

   

Введение

Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Они же и составляли основу русской интеллигенции.

За последние двадцать-тридцать лет среди пианистов заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа.  И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос.

Причин множество – это отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, к значительному сокращению молодёжи, желающей связать будущее с этой профессией.

Навык чтения нот с листа

Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.

Разбор. Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.

Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментарного проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Таким образом, воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы преподаватель воспитывал в учениках осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.

Ошибки учащихся при чтении нот с листа

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются:

-элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

-игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

-потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;

-невнимательность к динамическим знакам;

-пренебрежение знаками агогики.

Освоение нотной графики

Музыкальный алфавит.

С чего же начинается формирование навыков чтения нот с листа?

Конечно же, со знакомства  музыкального алфавита.

Многие думают, что музыкальный алфавит – это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, так как в музыке движение идёт не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.

Первый круг алфавита:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа
Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль
Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля –  Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля
Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си –  Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

Можно устроить между учениками соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень – «терциевые» последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До
Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми
      Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си
Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре
Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.

Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг:

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа
Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми 
Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля
Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре –  Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре
Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

Знание этого круга помогает читать  скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков – производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.

Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания - важная опора музыкального развития. Алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Разучивать алфавит можно по карточкам. Все три круга нужно заучить до автоматизма.

Музыкальное зрение.

Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение.

Вот главные трудности при чтении нот:

1.    Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Ученик не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.

                    2.    Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».

                     3.    Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный ряд или аккорд «поставлен на уши» относительно клавиатуры. До тех пор пока навык «право-вверх, влево-вниз» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.

 4.    Неспособность читать одновременно два ключа.

 5.    Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.

                     6.    Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и сложные аккорды.

Чтобы помочь ученикам справиться с этими трудностями, я использую дополнительную графику, а именно – цветовые превращения нотного стана, с помощью карточек и письменных упражнений.

Графика ритма в нотной записи выглядит более ярко и запоминается лучше, чем графика высоты нот.  И ученик упускает главное: высоту звуков.
Вот почему умение различать ноты по высоте должно идти впереди ритмических навыков.

Этого же требует и естественное развитие координации.

Обучаясь исполнять, ученик должен пройти четыре последовательных стадии развития:

  1. Координация.

           Ученик извлекает звуки в правильной последовательности музыкального текста. Упражнения «бусы». Цель – игра без текстовых ошибок.

2.    Ритмическая организация.

Отработка ритмической картины текста. В идеале – игра без запинок и пауз.

3.    Метрическая организация.

                    Ученик отрабатывает темп, пульс музыки, стараясь играть без остановок. Теперь передвижение в пространстве становится более осознанным и организованным и скорость собственных шагов осознанно «просчитывается» сознанием.

4.    Исполнительство. 

Шлифовка динамики и нюансов музыкального образа. Освоив базовые навыки передвижения в пространстве, ребенок готов к «творчеству» - он с удовольствием начинает учиться.

Высшие навыки строятся на основе низших. Тем не менее, нужно учитывать: пока не отработана предыдущая стадия, требование следующей – грубое нарушение постепенности. Пока ученик не читает высоту нот, он не может сыграть нотную последовательность. А пока он не играет последовательность нот, у него нет координации. Требовать в это время ритмику или динамику - значит ввергать ученика в замешательство. Этим мы перечёркиваете все свои усилия приобщить человека к инструменту.

Нужно сделать так, чтобы высота нот стала хорошо видимой. Для этого как раз и можно использовать цвет. Близко стоящие нотные кружочки немедленно приобретут контрастность благодаря цветовому коду.

Многие преподаватели используют цветные карандаши, чтобы показать ученикам разницу звуков по высоте. Но, как показывает  практика, такой подход только запутывает ребёнка.

Цвет не должен пытаться «объяснить» звук.  Задача цвета – сделать  графику нотного стана понятнее, а не усложнять её. Поэтому, в первую очередь, мы приступаем к развитию музыкального глазомера с помощью двух цветов.

Можно ноты на линейках раскрасить красным цветом – и назвать их «девочками», а между линейками голубым цветом и назвать их «мальчиками».

Дети быстро откликаются на такую ассоциацию. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – установку на различение нот по их расположению. Позже этот навык на порядок ускорит читку, разучивание интервалов и аккордов.

Развитию «музыкального глазомера» помогают и специальные карточки, которые тренируют мгновенное считывание количества пропущенных ступеней.

Ноты для начинающих должны выглядеть иначе. Расширим линии до ширины «белого». Значимость обеих нотных дорожек графически выровнена, и восприятие начинающего не отвлекается на «значимость» нот. Важной становится только их  высота.

Нотный стан

Если перевернуть ноты, то можно увидеть клавиши фортепиано – графическое продолжение и подобие нотного стана. И ноты, и клавиши движутся в одном направлении, координация становится ясной, нотный стан не нужно переворачивать в голове – и ученик перестаёт нервничать и напрягаться.

Чтобы новички не заблудились в этом лесу, можно  пронумеровать каждую линейку и в скрипичном, и в басовом ключе цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Дополнительная линейка ноты «до» первой октавы получила номер ноль. Вопреки традиции, линейки басового ключа посчитать сверху вниз – так понятнее ученику.

Нотный стан предстал в виде музыкального «градусника» с нулём посередине. Музыкальная система зеркально симметрична - как и числовая шкала. И «до» второй, и «до» малой октав оказались между 3 и 4 линейками. Эти междустрочия оттенить зелёным цветом. Обе «до» стали точками отсчета для нот второй и малой октав.

Нотный стан оказался зрительно разделённым на четыре секции. В каждой из них всего 5-6 линеек и междустрочий - их отследить уже нетрудно. В таком виде «территория» нотоносца намного проще для освоения. После того, как освоены эти 22 нотных строки, можно приступать к освоению добавочных линеек.

Музыкальный алфавит на нотоносце

Глядя на ноты, новичок часто не отличает скрипичного ключа от басового. А к этому прибавляется ещё неразбериха с правой и левой рукой. Далеко не все дети связывают «вправо» и «влево» с собственными руками.

И опять разницу поможет усвоить цвет. Если раскрасить линейки скрипичного и басового ключей в контрастные цвета, восприятие обретает опору.

Музыкальная система - это «дерево»

Выбор красок в обучении очень важен. Нужен такой пример из зрительного опыта, где разные краски были бы продолжением одного целого. Идеальный образец -  дерево. Ствол и земля – коричневые, а крона – зеленая.

Аналогия с деревом – хорошая цветовая опора для понимания нотного стана. Дерево отражает и единство нотной системы, и  суть расположения звуков по регистрам. Звуки басового регистра пишутся с помощью добавочных линеек - это «корни» дерева. Нижний регистр «твёрд», глубок и богат звучанием обертонов  - это «ствол». Средний регистр постепенно становится всё «воздушнее» - ветки и листья. Наконец он перерастает в самый высокий регистр, выше которого только «птицы» – верхние добавочные линейки.

Развитие техники восприятия и воспроизведения нотного текста

В ходе  специальных упражнений у учащегося развивается осязательная ориентировка на клавиатуре.

Формированием такой ориентировки, развитие зрительного представления фортепианной клавиатуры начинается в процессе исполнения гамм и упражнений. Гаммы и упражнения можно начинать со второго месяца обучения. Гамму разучивают приёмом нон легато в одну октаву, и затем играют разными штрихами, не глядя на руки. Всё внимание ученика должно быть направленно на звучание и артикуляцию. Лучше всего выбрать гаммы с использованием чёрных клавиш такие как: ре, ля, ми, си мажор, а позже и минорные: до, соль, ре. Именно чёрные клавиши и будут служить надёжными ориентирами для пальцев, которые лишаются поддержки зрения.

Аналогичную роль выполняют технические упражнения в одной позиции, которые исполняются от разных клавиш той же аппликатурой, но различными штрихами.

Конечно же, зрительный  контроль за движениями рук  и пальцев не может быть устранён полностью, особенно в пьесах со скачками, широкими ходами.

Для увеличения объёма зрения нотного текста рекомендуется читать текст, расположенный в нижней части нотной страницы. Это последние две строки, которые попадают в фокус зрения. Руки и клавиатура, при правильно выбранной позиции за инструментом оказываются в сфере периферического зрения, т.е. ребёнок видит лишь смутные очертания рук на клавиатуре. В дальнейшем, в ходе упражнений, контуры рук и клавиатуры становятся более отчётливыми. Позже, эта отчётливость сохраняется и при чтении строчек, расположенных ближе к центру, а затем и в верхней части нотного листа.

Аппликатурная техника

Быстрота и точность моторной реакции на исполняемый текст зависит от аппликатурной техники. Аппликатура, как «художественная», так и техническая опирается на общие закономерности, на прочно усвоенные типовые формулы  последования  пальцев.

Аппликатурные упражнения дают наибольший эффект, если их сочетать с работой по освоению клавиатуры «слепым методом».

Примеры аппликатурных упражнений:

                        a)    На трёх поступенно-расположенных клавишах с обязательным включением чёрных клавиш, каждой рукой отдельно, 1,2,3 пальцами во всех комбинациях. Выбор ритмической фигуры можно предоставить самому ученику. Эти же комбинации исполнить в сопровождении квинты, вначале в одной руке, затем в другой. И, наконец, одновременно обеими руками в параллельном и противоположном  движении (пр.р. движением вверх,  л.р. движением вниз).

a)    Мотив из трёх звуков в объёме до квинты. В работу включаются 4 и 5 пальцы.

b)    Мотивы строятся на четырёх звуках в объёме квинты с усложнённым ритмическим рисунком.

c)    Пятизвучные  мотивы с самостоятельным выбором учеником ритмического рисунка.

Все упражнения выполняются без зрительного контроля («слепым  методом»).

Упражнения  должны быть живыми и энергичными по темпу, упругими по ритму, контрастными по динамике, разнообразными в артикуляционном отношении.

Цель аппликатурных упражнений заключается в воспитании мгновенной реакции пальцев на мотив из трёх-пяти звуков в одной позиции.

К началу второго полугодия можно вводить упражнения, выходящие за пределы одной позиции. Навык позиционных последований осваивается на материале секвенционных,  гаммообразных построений, на материале арпеджио.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в пределах одной позиции можно начинать выработку аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды.

Интервалы

Начинать усваивать аппликатурную последовательность интервалов лучше с терции. Этот интервал уже знаком ученику (на слух, зрительно и двигательно) в мелодическом изложении. Терция имеет чёткий и зрительно легко воспринимаемый графический рисунок. Изучается в трёх аппликатурных вариантах: 13; 24 и 35.

Следующий интервал – квинта (15). Далее секунда ( в четырёх вариантах: 12; 23; 34; 45) и кварта (в двух вариантах: 14; 25). Позже появляются секста, септима и октава (в одном варианте: 15).)

Однако исходные аппликатурные формулы не должны закрепляться до степени полной автоматизации. Необходимо расширить набор аппликатурных вариантов к решению многообразных аппликатурных ситуаций. Для этого составляется новая таблица интервалов с другой аппликатурой.

Терция (12), кварта (13; 12), квинта (14; 13).

Когда интервалы проработаны каждой рукой в отдельности, начинается взаимодействие рук по принципу их чередования, а позже – в одновременности.

Внимание ученика следует направить на нижнюю строчку нотного стана. Партия правой руки прочитывается как бы сама собой, непроизвольно. Это связано с тем, что ученику трудно сразу охватить и воспроизвести  вертикаль как единый комплекс.

Аккорды

Следующим этапом освоения аппликатурных навыков будет связанно с чтением аккордов.

Составляем таблицу, в которой будем использовать основные аккордовые позиции –  трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, септаккорды с обращениями.

Трезвучие:   пр.р.   135 или 124; л.р. 531 или 421

Секстаккорд: пр.р. 125; л.р. 531

Квартсекстаккорд: пр.р. 135 или 124; л.р. 531 или 421

Септаккорд: пр.р. 1245 или 1235; л.р. 5321 или 5421

Аппликатурная реакция на аккорды отрабатывается при помощи системы карточек. На каждой карточке записываем один аккорд, показываем её ученику и сразу убираем. Ученик «опознаёт» аккорд зрительно на слух, мысленно представляет соответствующую аппликатурную позицию и исполняет его.

Задерживаться на аккордовых структурах классического типа не стоит. Нужно быстрее вводить уменьшенные и увеличенные трезвучия, септаккорды различного строения, а позже аккорды не терцового строения из трёх-четырёх звуков и обращения аккордов.

Техника ускоренного восприятия нотного текста

Текст фортепианной музыки имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение. Поэтому, целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали.

Наблюдения и экспериментальные данные показывают, что охват текста по горизонтали даётся более легко в связи с привычкой читать словесный текст. Восьми-девятилетние дети, читая, охватывают взглядом целую группу слов.

С помощью специальных упражнений можно развить навык быстрого охвата нотного текста.

Например:

1. Исполнять аккордовую последовательность в форме гармонической фигурации, начиная с баса.

           2.    Играть аккордами текст, изложенный в виде гармонической фигурации. Это упражнение вырабатывает умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие «развёрнутой вертикали».

Предпосылкой ускоренного восприятия нотной записи по горизонтали является и умение быстро расчленять текст на синтаксические единицы (повторность построений, ритмические остановки и паузы, контрастные построения, вопросно-ответные соотношения и другое).

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста, не маловажную роль играет так называемое фотографирование. Для этого, ученику показывается какой-то отрезок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании и сыграть. В момент исполнения ученик читает и запоминает уже следующий фрагмент. В начале, такое упражнение выполняется с остановками, но постепенно у ребёнка увеличивается скорость восприятия и объём запоминания фрагментов.

Подбор нотного материала для чтения с листа

На протяжении первого-второго года обучения для формирования и развития техники чтения нот с листа я использую хрестоматии для первого года обучения, которые одновременно служат для общего пианистического развития ученика. Это «Школа игры на фортепиано» Николаева А.,  «В музыку с радостью» Визной И. и Геталовой О., «Альбом ученика-пианиста» Цыгановой Г.Г. и Корольковой И.С. и другие.

Особый для меня интерес представляет сборник Т.Камаевой и А.Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Это пособие рекомендуется использовать с 3 по 7 классы. Игровой курс состоит из двух частей.

Первая часть состоит из заданий, которые позволят снять психологический зажим у ребёнка перед незнакомым текстом и сделать занятие по возможности увлекательным. Авторы сборника предлагают ряд простых, заведомо выполнимых задач. Это будет служить большим стимулом для движения вперёд, ведь ребёнок решает поставленную перед ним задачу самостоятельно. Кроме того, каждое задание сопровождается графой для оценки, которую выставляет педагог для дополнительного поощрения учащегося.

Задания пособия усложняются постепенно. Здесь активизируется внимание ребёнка на отдельных элементах нотного текста – ключевые знаки, аппликатура, динамика, темп и т.д. Текст в основном обращён к учащемуся. В качестве дополнительной формы работы используется метод «слепой игры» на фортепиано (руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги). Тем самым у ребёнка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Такие примеры в сборнике отмечены значком (очки).

Рекомендуется, основную работу с пособием проходить на уроке, затрачивая не более 7 минут. Этого времени достаточно для выполнения одного задания.

Вторая часть состоит из пьес, которые авторы сборника подобрали в соответствии с порядком следования тем в первой части. По сложности пьесы соответствуют 4-5 году обучения.

В 2007 году поступили в продажу ещё, на мой взгляд, интересные сборники «Музицирование для детей и взрослых» в трёх выпусках. В эти сборники вошли популярные детские песни, танцевальная музыка, любимые песни из мультфильмов, а также джазовые и эстрадные пьесы, мелодии из известных фильмов, переложения классической музыки. Благодаря такому разнообразию пьес, эти сборники стали пользоваться большим спросом среди преподавателей и учащихся.

Заключение

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкально-пианистическим развитием ребёнка.

Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения пианиста.

Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор.

Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию.

Список  используемой литературы:

И.М. Рябов С. И. Рябов  «Чтение с листа в классе фортепиано»

Ф. Брянская «Навык чтения с листа, его структура и принципы    развития»

Т. Смирнова «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано»

«Школа игры на фортепиано» Николаева А.,  «В музыку с радостью» Визной И. и Геталовой О., «Альбом ученика-пианиста» Цыгановой Г.Г. и Корольковой И.С. и

  1. Т.Камаевой и А.Камаева «Чтение с листа. Игровой курс». Т. Камаева, А. Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. Классика XXI. 2007.

  1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, 1961 г.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. Москва. Советский композитор, 1987 г.
  3. Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. Издательство “Советский композитор” Москва, 1990 г.
  4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика. Классика – XXI, Москва, 2007 г.
  5. Мстиславская Е.В. Нотная грамота в играх, задачах и картинках. Учебное пособие для студентов и учащихся начальной школы. Издательство Саратовского университета 2002 г.
  6. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие Allegro. Москва, 2003 г.
  7. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2002 г.
  8. Теплов. Б.Н. Психология музыкальных способностей. М., Ленинград, Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1947 г.
  9. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Москва. “Советский композитор”, 1984 г.
  10. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. Ленинград. “Музыка”, 1985 г.