Развитие вокальных навыков в группах хора на материале вокализов Абта, Зейдлера, Конконе

Сысоева Надежда Константиновна
Обобщение индивидуального опыта работы в разделе " развитие вокально-хоровых навыков " с хоровыми группами младшего и старшего хора. Методы использования вокализов в работе с хоровыми группами, а также их результаты.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ВОКАЛИЗОВ АБТА Ф., ЗЕЙДЛЕРА Г., КОНКОНЕ Дж.

вокализы в практике вокалистов и хормейстеров.

По традиции хорового урока развитие вокально-хоровых навыков происходит благодаря упражнениям(секвенционным гармоническим, канонам и др.) и подобранному репертуару.

Вокализы же принято считать  произведениями для работы с вокалистами. Но в последнее время появилась практика использования этого материала и хормейстерами, причём, хормейстерами детских хоров. Можно предположить что это произошло из-за того что в  музыкальных школах появились программы обучения вокалу и кроме этого в программах хоровых отделений появились часы для занятия вокалом у хоровиков. Безусловно,  единая площадка для работы хоровиков и вокалистов естественное взаимодействие и обмен опытом способствует  обновлению взглядов на учебный материал, его пополнение, уточнение, более углублённое продумывание. Кроме этого есть случаи когда хормейстер ведёт класс вокала на хоровом отделении. И кажется закономерным, что он видит пользу от использования вокализов в работе с хоровыми группами. Как педагог, имеющий практику преподавания вокала и хора тоже вижу возможным и целесообразным использовать вокализы в работе с хоровыми группами.

вокально-хоровые упражнения и вокализы: сходство и отличия:

Сходство состоит в том, что задачей и упражнений и вокализов является формирование и закрепления вокальных навыков

отличие: в отличие от вокально-хоровых упражнений в форме секвенций,

вокализы —музыкальное произведение с  технической задачей, художественным образом, динамической партитурой и кульминацией. Иначе говоря— этюд, и этот этюд может быть подобран 1) под конкретные задачи в каком-либо произведении : например, legato, плавное ровное движение.2) или в соответствии с задачами вокального развития данной хоровой группы по возрасту:  на расширение диапазона или на сглаживание регистровой границы, соединение в скачках активизация работы дыхания и так далее. 3)Иногда это может быть и расширение кругозора, так как композитор ,например ,Франц Абт, воспроизводит оригинальную тему в рамках вокализа (вокализ на тему Шуберта, Моцарта, Варламова, Львова).

вокализ является промежуточным звеном между упражнениями и произведениями. (Например, Умберто Мазетти) отдавал предпочтение вокализам перед упражнениями.

 Выбирая вокализ, важно знать, какие

трудности музыкального и вокально-технического характера в нем

содержатся. Прежде всего, следует проанализировать музыкальную сторону:

темп, ритмику, мелодическую линию,  Оценивая вокализ с точки зрения вокально-технических трудностей, нужно, прежде всего, отметить диапазон, в котором он написан, тесситуру, которой он требует, выделить те приемы, на которые он рассчитан.

В анализе мелодической линии следует обратить внимание на интервалику,

длительность дыхания, на общий характер мелодии, наличие в ней быстрых пассажей, на темп. Важны динамические требования. Все это должно соответствовать возможностям ученика.

Главным видом голосоведения является кантилена, то есть плавное, связное пение, плавный переход от звука к звуку. Это основа

вокальной музыки. Кантиленное пение – это умение петь legato. Непременным элементом кантиленного пения является льющийся характер звука.

Для выработки кантиленного пения в  младшей хоровой группе подойдут вокализы Франца Абта №1,2,4,5, а также вокализ Г. Шарфа №1 (смотри Приложение)

Преимущественно поступенное движение, небольшие фразы по дыханию, удобная тесситура; эти вокализы просты и удобны и для сольфеджирования, и для вокализации.

[***Примечательно то, что Франц Абт , немецкий композитор, (1819-1885) был автором 580  тетрадей вокальной музыки(в том числе вокализов, произведений для ансамбля и  хора) На протяжении всей своей жизни был известным хоровым дирижёром. Прекрасно знал голос, а также особенности хорового пения.]

Для работы над вокальными навыками в старшей группе хора подойдут вокализы Г.Зейдлера т l-ll  №13  в Соль мажоре ( может быть транспонирован партией альтов на тон ниже) и Дж.Конконе №2,3( здесь есть возможность вариантов исполнения низкими и высокими голосами, которые можно дополнить двухголосем в некоторых тактах)

(***см. Приложение)

В этих вокализах задействован более широкий диапазон и другие приёмы звуковедения. Используется staccato , как штрих, активизирующий дыхание и в то же время лёгкое звукоизвлечение. Есть элементы развития подвижности голоса, тренирующие его гибкость. Октавные скачки способствуют соединению регистров, укрепляют дыхание. Есть элементы упражнения филирования звука. При этом и с художественной точки зрения эти вокализы привлекательны.

[Джузеппе Конконе(1801-1861) итальянский композитор, наибольшую известность получившей как автор многочисленных упражнений и вокализов, ставших основой для желающих овладеть стилем bel canto.

Гаэтано Зейдлер(1805-1872)

Известный немецкий вокальный педагог, создавший труд “Искусство пения”; большое значение придавал воспитанию певческого дыхания.]

Методы работы с вокализами в хоровой группе

 1) сольфеджирование : небольшие вокализы могут выучиваться сходу наизусть, сольфеджируя, что составляет хорошую практику хорового сольфеджио, а также работает на интонацию, на развитие и укрепление мелодической памяти

( ***в младшей группе хора вокализ может быть разучен и на слух с одновременным анализом строения мелодии—то есть в форме устного диктанта,  — что  способствует развитию оперативной мелодической памяти)

2)  пение на слог (больше подходит для младшей хоровой группы, так как позволяет более точно формировать звуки);

слог может быть подобран по сложностям в  репертуаре, при этом может изменяться внутри вокализа: например средняя часть может быть спета на другой слог;

слог может быть подобран по принципу удобства( например “лё”)

3) в случае, если вокализ исполняется на гласный, освобождается внимание для контроля работы  дыхания— взятие( короткого или длинного дыхания), распределение дыхания;

контроль за звукоизвлечением (формирование высокой позиции) и звуковедением;

внимание за жестом дирижёра

4) вокализ может быть исполнен как диалог между группами участников хора.

5) освоенный в хоровой группе вокализ может пропеваться в течение года как упражнение, хорошо настраивающее голос.

вокализ как учебно-педагогический материал формируюет интерес к собственному голосу, к его звучанию, воспитывает культуру вокального звука, увлеченность голосом, развивает вокальный слух.

6) кроме этого вокализы могут служить материалом для зачёта, как одна из форм контроля формирования вокальных навыков в хоре. Индивидуальный опрос создаёт атмосферу полуконцертного исполнения, что ,безусловно, полезно и с точки зрения развития артистичности, уверенности в ощущении себя на сцене и возможность повысить самооценку ученика.

Использованные материалы :

Л. Дмитриев «Основы вокальной методики»,издательство” Планета музыки”,2024

О. Павлищева, ,, Методика постановки голоса", изд. ,, Музыка" 1964

У.А. Мазетти, Тезисы Мазетти (краткие указания моим ученикам)1912г

Школа пения М.Маркези, 2005,

изд. ,,Музыка", Москва

М. Глинка,” Упражнения для усовершенствования голоса”, 2012 издательство” Планета музыки”

мастер-класс Елены Тереховой, преподавателя хоровой студии ,,Веснянка", г.Москва

https://youtu.be/oDlAm7iI2Ao?si=FRtumzizEmYW2YY1

вокализы Ф.Абта, Г. Шарфа, Г.Зейдлера, Дж.Конконе


Предварительный просмотр: