План-конспект урока "Формирование интереса к занятиям в классе фортепиано на начальном этапе обучения"

Глазкова Мария Алексеевна

Цель урока: создать стартовые условия для формирования у ребенка интереса к занятиям на инструменте, в интересной форме познакомить учащегося с основами музыкальной теории, начать формировать пианистический аппарат.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об основных свойствах музыкального звука, разобрать принцип устройства и звукоизвлечения инструмента, познакомиться с написанием нот первой октавы.

Развивающие: развитие умения ориентироваться на клавиатуре, развитие пианистического аппарата, развитие музыкальных способностей.

Воспитательные: воспитание мотивации к обучению, воспитание самоорганизации.

Методы обучения:

- Методы формирования новых знаний и способов деятельности: рассказ, показ, выполнение задания по алгоритму, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

- Методы организации деятельности учащихся: сюжетная игра.

- Методы формирования личностных результатов: беседа, пример, аналогия.

Оборудование: фортепиано, 2 стула, проектор, ноутбук, сенсорный планшетный компьютер.

Предполагаемый результат:

- усвоение таких понятий как «тембр», «динамика», «высота звука», «длительность звука», «октава»;

- формирование основ правильной посадки и свободного звукоизвлечения;

- изучение нот 1 октавы, умение находить их на клавиатуре и на нотном стане;

- расширение кругозора ребенка.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

  1. «Юртинская детская музыкальная школа»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

к учебному предмету «Специальность и чтение нот с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

 

«Формирование интереса к занятиям в классе фортепиано на начальном этапе обучения»

Преподаватель специальности

Глазкова Мария Алексеевна

р.п. Юрты

2024 год

Организационная часть урока

Добрый день! Сегодняшний урок будет посвящен теме первого знакомства ученика с инструментом. На наш взгляд правильно спланированное первое занятие и впечатление от него у ученика являются важнейшими факторами, влияющими на формирование у последнего интереса к занятиям на музыкальном инструменте и последующим гармоничным развитием его как исполнителя.

Постановка целей и задач урока

Цель урока: создать стартовые условия для формирования у ребенка интереса к занятиям на инструменте, в интересной форме познакомить учащегося с основами музыкальной теории, начать формировать пианистический аппарат.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об основных свойствах музыкального звука, разобрать принцип устройства и звукоизвлечения инструмента, познакомиться с написанием нот первой октавы.

Развивающие: развитие умения ориентироваться на клавиатуре, развитие пианистического аппарата, развитие музыкальных способностей.

Воспитательные: воспитание мотивации к обучению, воспитание самоорганизации.

Методы обучения:

  • Методы формирования новых знаний и способов деятельности: рассказ, показ, выполнение задания по алгоритму, частично-поисковый метод, исследовательский метод.
  • Методы организации деятельности учащихся: сюжетная игра.
  • Методы формирования личностных результатов: беседа, пример, аналогия.

Оборудование: фортепиано, 2 стула, проектор, ноутбук, сенсорный планшетный компьютер.

Предполагаемый результат:

  • усвоение таких понятий как «тембр», «динамика», «высота звука», «длительность звука», «октава»;
  • формирование основ правильной посадки и свободного звукоизвлечения;
  • изучение нот 1 октавы, умение находить их на клавиатуре и на нотном стане;
  • расширение кругозора ребенка.

Ход урока

  1. Знакомлю с историей и устройством инструмента, а также со свойствами музыкального звука:
  • история создания (рассказ с иллюстрациями на проекторе, воспроизведением звуков инструментов, предшествующих фортепиано, беседа об таком понятии как «тембр», включаем на планшетном компьютере и знакомим ребенка с упражнениями на распознавание тембров на интернет-платформе Virartech) Методы рассказа, показа, беседы;
  • устройство инструмента (ученику нужно самому понять, как формируется звук на инструменте со снятыми крышками, от чего зависит громкость звучания, знакомимся с понятием «динамика») Исследовательский метод;
  • показываю правильную постановку рук и посадку (играем средним пальцем правой руки, сравниваю движение пальцев с движением молоточков внутри инструмента, закладываю основу правильной артикуляции) Метод аналогии;
  • знакомимся с понятиями «высота звука» и «длительность звука» (играем ученику ноты в крайних регистрах и спрашиваем у него с чем они ассоциируются, если ребенок затрудняется, то даем ассоциации на выбор; играем произведения «Медведь» Г. Галынина и «Воробей» А. Руббаха, предлагаем дать названия этим произведениям или говорим два на выбор; говоря про высоту звука и сравнивая её со звуками в жизни также говорим про его длительность. Важно чтобы все объяснения сопровождались сравнениями и аналогиями) Методы рассказа, собственного показа, беседы, примера, аналогии.
  1. Плавно переходим к знакомству непосредственно с клавиатурой:
  • говорим и показываем на клавиатуре, что воробей «живет» наверху (справа), а медведь – внизу (слева), «а в середине мы живем и песенки свои поём», тем самым подводя ребенка к тому, что играть мы будем в среднем регистре Метод аналогии;
  • предлагаем ребенку посмотреть на клавиатуру, сказать какого цвета там клавиши, посмотреть есть ли какие-то закономерности в их расположении, знакомимся с нотой «до» и показываем как найти её на клавиатуре, просим ученика найти все ноты «до», подводя к знакомству с понятием «октава», далее просим ребенка сделать то же самое, но с закрытыми глазами, ориентируясь на ощупь по чёрным клавишам (тренируем тактильные ощущения, закладываем основы свободного ориентирования на клавиатуре) Частично-поисковый метод.
  1. Переходим к изучению нот с помощью дидактической игры [прил. 1] и компьютерной программы «MuseScore Studio», сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки средним пальцем, следим за округлой рукой, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, «крылом как птица», и чтобы ребёнок не поднимал плечи, а также следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Каждую изученную ноту вставляем в нотном редакторе, меняя тембры звучания, запоминаем расположение нот на нотном стане. Методы сюжетной игры, выполнения задания по алгоритму.
  2. Рефлексия и домашнее задание:

Подводим итоги урока, просим ребенка вспомнить пройденные понятия: «высота звука», «тембр», «длительность звука», «динамика». Спрашиваем, как нужно сидеть за инструментом и как правильно нажимать клавиши. Спрашиваем расположение и написание нот 1 октавы. Просим ребенка оценить свою работу на уроке, обсуждаем с ним критерии оценивания. Спрашиваем, какое задание он задал бы себе на дом, если ребенок затрудняется, то предлагаем варианты заданий, включая задания с использованием компьютерных приложений, использованных на уроке. Обговариваем критерии оценивания этого задания на следующий урок.

Анализ урока

Результаты урока демонстрируют раскрытие поставленных задач и реализацию цели:

  • за счет использования различных педагогических методов ученик успешно усвоил заявленные выше музыкальные понятия, что было подтверждено на этапе рефлексии;
  • сформированы основы правильной посадки и свободного звукоизвлечения путем контроля за исполнением ученика на уроке, корректировкой и объяснением основных принципов, подчеркивая важность их усвоения для дальнейшего исполнительского роста;
  • за счет объяснения в игровой форме и использования музыкальных компьютерных приложений учеником были изучены ноты 1 октавы;
  • в интересной для ребенка форме была донесена информация об истории фортепиано, его устройстве, а также о других музыкальных явлениях, что безусловно расширило кругозор учащегося.

Таким образом считаем, что цель урока «создать стартовые условия для формирования у ребенка интереса к занятиям на инструменте, в интересной форме познакомить учащегося с основами музыкальной теории, начать формировать пианистический аппарат» реализована.

Спасибо за внимание!


Литература

  1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка». 1971
  2. И. Гофман. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. «Классика-XXI», 2002
  3. Г. Коган. Работа пианиста. «Классика-XXI», 2004
  4. Н. Любомудрова. Методика обучения игре на фортепиано. «Музыка», 1982
  5. Г. Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. Москва, 1961
  6. С. Савшинский. Пианист и его работа. «Классика-XXI», 2002
  7. Е.Тимакин. Воспитание. Пианиста. «Советский композитор», 1989
  8. С. Фейнберг. Пианизм как искусство. «Музыка», 1969

Использование интернет ресурсов:

  • «Нотный стан и ноты» – https://www.musicca.com/ru/uprazheniya/noty – онлайн упражнения, позволяющие начинающим пианистам закрепить знания о расположении нот на клавиатуре, нотном стане.
  • Музыкальные аркады «Вирартек» http://virartech.ru/index.php – позволяют изучать основы музыкальной грамоты, развивать слух, чувство ритма, память, навык чтения нот с листа.

Приложение 1

Дидактическая игра для изучения нот

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку «Домик». Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик,

До – Ми
Здорово ты в нём живи.

В программе находим как вставить добавочную линейку, на которой поселяем ноту до. И ноту ми в программе вставляем на первую линейку, запоминаем их расположение.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль,

Посадили мы фасоль,
Это - Фа, а это – Соль.
Теперь ты «посади» фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

- Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

- А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё никем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку.

- А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки. Лягушка сидит на двух клавишах.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.

- У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

- Наверное, у птички…

- А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок. У мишки.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша «живёт в домике». И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша - Ре.

 Рекс в будке поживает,
Рекс будку охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – ре.