Программа по выявлению и развитию способностей
Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.
Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.
Перед преподавателем - музыкантом стоит задача: индивидуальный подход, развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения обучающегося.
Эффективность данной программы способствует активному участию детей в концертах, конкурсах, и др. мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_0.docx | 49.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Десногорская детская музыкальная школа имени М.И.Глинки»
Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся в области музыкального искусства
«Народные инструменты»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(Домра , балалайка)
Разработчик:
Преподаватель МБУДО «Десногорская ДМШ им. М.И.Глинки»
Махиянова Елена Ивановна
СОДЕРЖАНИЕ.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
1.1.Цели, задачи, принципы.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1.Пан работы по выявлению и развитию способностей обучающихся.
2.2.Диагностика творческих способностей детей (мониторинги).
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся в музыкальной школе имеют более высокие интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и их проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Выявление и развитие способностей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления – это одно из важнейших аспектов деятельности музыкальной школы.
Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.
Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.
Перед преподавателем - музыкантом стоит задача: индивидуальный подход, развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения обучающегося.
Эффективность данной программы способствует активному участию детей в концертах, конкурсах, и др. мероприятиях.
Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка обучающихся, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачами данной программы являются:
- обеспечение условий всестороннего развития личности обучающегося на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации обучающихся через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
- адаптация обучающихся к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
- формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность, стимулирование познавательного интереса;
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностики одаренных детей.
Основными направлениями реализации программы являются:
- создание благоприятных условий для работы с обучающимися;
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- методическое обеспечение работы с обучающимися;
- повышение уровня профессионального мастерства педагога;
- мероприятия по работе с одаренными детьми:
- участие обучающихся в мероприятиях различного уровня - муниципального, регионального, всероссийского, международного (конкурсы, фестивали, концерты, выставки).
Реализация цели и задач программы основывается на принципах:
- дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития обучающегося);
- максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности обучающегося;
- свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;
Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия, подготовка к фестивалям, конкурсам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- участие в мероприятиях;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, концерты;
- использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Реализация программы по выявлению и развитию способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:
1 этап - диагностико-организационный включает в себя:
- изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов обучающихся;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- анализ информации об обучающихся и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы;
- разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
2 этап - организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с обучающимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- отработка педагогических технологий для индивидуальной работы с обучающимися;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- психологическая, педагогическая и социальная поддержка.
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
3 этап - рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития обучающихся;
- мониторинг личных достижений обучающихся;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты программы:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения об обучающихся с различными способностями.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития обучающихся.
- Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, другими учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания роста способностей.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Прогнозируемые результаты программы:
- Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
- Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских фестивалях и конкурсах.
- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
- Развитие творческого и логического мышления учащихся.
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого обучающегося.
То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для обучающегося, шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности | 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Уровень коммуникативной культуры. |
самому себе и окружающим.
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе | 1.Удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы. 2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
|
Конкурентоспособность одаренных учащихся | 1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. 2. Участие обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
данных, их динамика.
|
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1.Примерный план работы по выявлению и развитию способностей обучающихся
Мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2.Диагностика творческих способностей детей
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся, поддержка одаренных – одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях демонстрируют свои творческие способности, проявляют одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях формируется информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.
А как выявить талант на более ранних этапах, как увидеть творческий потенциал ребенка, что необходимо предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей? Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо помнить:
1. Первый признак наличия творческих способностей у ребенка – его высокая познавательная активность.
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности рекомендуется наблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:
- предпочитаемые виды занятий, игр;
- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);
- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);
- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);
- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);
- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).
2. Творческий потенциал ребёнка рекомендуется оценивать по следующим параметрам (Дж. Рензулли, Р. Хартман).
▪ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
▪ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
▪ Свободно высказывает своё мнение, иногда настойчиво и энергично отстаивает его;
▪ Склонен к рискованным действиям;
▪ Обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов, систем;
▪ Обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в ситуациях, которые другим не кажутся смешными;
▪ Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
▪ Не боится отличаться от других;
▪ Не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Необходимо фиксировать не только наличие или отсутствие этих параметров, а попытаться различить степень их выраженности (очень слабая, слабая, средняя, сильная, очень сильная). Так можно составить общее представление о творческом потенциале ребёнка.
3. Диагностика творческих способностей детей имеет свои особенности:
- игра, тренинги, творческие задания являются основными методами;
- для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию;
- оценивать не столько результат, сколько процесс;
- педагог может быть участником игрового процесса;
- для снятия напряжённости обязателен настрой или подготовительный период;
- стараться не ограничивать ребенка во времени.
4. При проведении диагностики с детьми младшего школьного возраста стараться создать обстановку для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.
5. Методы диагностики должны исключить словесное пояснение детей, т.к. их речь неадекватна чувствам. Дети чувствуют больше, чем могут сказать, понимают на интуитивном уровне.
6. С целью выявления творческих способностей детей младшего школьного возраста можно использовать следующие методики:
▪Методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая). Ребёнку предлагается сочинить сказку, которая оценивается по пятибалльной шкале с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:
0 баллов – отказ от задания или пересказ знакомой сказки;
1 балл – пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;
2 балла – внесены существенные элементы новизны в известную сказку;
3 балла – в известную сказку внесены элементы новизны и дополнены деталями;
4 балла – полностью самостоятельно придуманная, но схематично изложенная сказка;
5 баллов – развёрнутое изложение самостоятельно придуманной сказки.
▪ Тест П. Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо).
Ребенок выполняет три задания, на выполнение каждого отводится по 10 минут.
1. Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.
2. Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.
3. Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.
Основные показатели креативности:
- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;
- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;
- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;
- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.
▪ Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными (например, изображение робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.). Ребенку необходимо показать, как двигается этот объект, как разговаривает.
При оценке данного задания используется трёхбалльная система:
высокий уровень – образ точный, целостный; показ выразительный;
средний уровень – переданы только некоторые элементы образа;
показ достаточно выразительный;
низкий уровень – образ не воспринят;
выразительность отсутствует.
▪ Творческое задание «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Можно использовать для младших школьников, подходит для дошкольников и подростков.
Ребенку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешается немного дорисовать рисунок, если требуется. Предлагается придумать как можно больше названий к рисунку.
По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.
▪ Творческое задание «Озвучь роль».
Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле "Рукавичка", но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.
Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.
▪ Творческое задание «Соотнеси музыку».
Детям предлагается 3 - 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.
▪ Опросник для родителей и педагогов (Ф.Татл, Л. Беккер).
В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.
Низкий уровень: 17 - 34 балла;
Средний уровень: 35 - 60 баллов;
Высокий уровень: 61 -85 баллов.
ОПРОСНИК
Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.
№ | Особенности ребёнка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?» | |||||
2 | Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует | |||||
3 | Точно, правильно использует много слов в своей речи | |||||
4 | Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй, фактов | |||||
5 | Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми | |||||
6 | Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.) | |||||
7 | Легко справляется с загадками и может их придумывать | |||||
8 | Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление | |||||
9 | Легко справляется со счётом, простыми арифметическими действиями | |||||
10 | Понимает значение чисел от 1 до 10 | |||||
11 | Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники | |||||
12 | Проявляет большой интерес к часам, календарям, может понять их функции | |||||
13 | Проявляет большое желание учиться, приобретать новые знания, навыки | |||||
14 | Проявляет способность к концентрации, сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его | |||||
15 | Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие | |||||
16 | Проявляет острую наблюдательность | |||||
17 | Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства |
7. Следует помнить, что посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования можно выявить лишь наличие творческих способностей, творческий потенциал ребенка, и практически невозможно выявить одаренность.
8. Выявление одаренности это, как правило, процесс продолжительный, связанный с анализом образовательных, личностных, творческих успехов конкретного ребенка.
9. Задача педагога как можно раньше выявить способности ребенка и создать условия для их развития; в процессе обучения по общеобразовательным (общеразвивающим) программам с помощью диагностических методик выявлять одаренных детей и обеспечивать им педагогическую поддержку.
Учет индивидуальных особенностей, обучащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения.
Одна из главных задач в построении образовательного процесса является оптимальное развитие творческих способностей каждого обучающегося. Достичь этого можно опираясь на технологию личностного ориентирования. Принцип личностноориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности.
С целью реализации технологии личностного ориентирования и учета индивидуальных особенностей обучающихся, наряду с традиционными формами и методами, применяю новое, а именно – интегрированное обучение. Интегрированное занятие помогает адаптироваться в обстановке учебной деятельности. На этих занятиях обучающиеся не только получают психологическую разгрузку, но и учатся творчески подходить к образовательному процессу. Во время интегрированных занятий каждый ребенок задействован активной, творческой работой и может реализовать себя как в интеллектуальной, так и в творческой деятельности в силу своих возможностей и способностей к творчеству.
Использование активных методов и форм обучения дает возможность формирования и развития коммуникативной компетенции, предполагающей владение навыками взаимодействия с окружающими, умение работать в группе. Я стараюсь научить каждого из своих детей, самостоятельно приобретать новые знания и творчески использовать имеющиеся, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, строить отношения сотрудничества в коллективе, уважая интересы друг друга.
Диагностика мотивации достижения (А.Меррея).
Назначение теста.
Мотивация достижения, по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).
Инструкция к тесту
Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
∙ + 3 - полностью согласен;
∙ +2 - согласен;
∙ + 1 - скорее согласен, чем не согласен;
∙ 0 - нейтрален;
∙ -1 - скорее не согласен, чем согласен;
∙ -2 - не согласен;
∙ -3 - полностью не согласен.
Прочтите утверждения теста и оцените степень своего согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия. Дайте тот ответ, который первым придёт вам в голову. Не тратьте время на обдумывание.
Тест - форма A (для мужчин)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Если бы я должен был выполнить сложное, незнакомое мне задание, то предпочел бы сделать его вместе с кем-нибудь, чем трудиться в одиночку.
3. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверен, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
4. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе, которого я уверен, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
5. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложил бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешел бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
6. Я предпочел бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должен сам определить свою роль.
7. Я трачу больше времени на чтение специальной литературы, чем художественной.
8. Я предпочел бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
Тест - форма Б (для женщин)
1. Я больше думаю о получении хорошей оценки, чем опасаюсь получения плохой.
2. Я чаще берусь за трудные задачи, даже если не уверена, что смогу их решить, чем за легкие, которые знаю, что решу.
3. Меня больше привлекает дело, которое не требует напряжения и в успехе, которого я уверена, чем трудное дело, в котором возможны неожиданности.
4. Если бы у меня что-то не выходило, я скорее приложила бы все силы, чтобы с этим справиться, чем перешла бы к тому, что у меня может хорошо получиться.
5. Я предпочла бы работу, в которой мои функции хорошо определены и зарплата выше средней, работе со средней зарплатой, в которой я должна сама определять свою роль.
6. Более сильные переживания у меня вызывает скорее страх неудачи, чем надежда на успех.
7. Научно-популярную литературу я предпочитаю литературе развлекательного жанра.
8. Я предпочла бы важное и трудное дело, хотя вероятность неудачи в нем равна 50%, делу достаточно важному, но не трудному.
9. Я скорее выучу развлекательные игры, известные большинству людей, чем редкие игры, которые требуют мастерства и известны немногим.
10. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с товарищами.
Обработка и интерпретация результатов теста
Вначале подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемых на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.
Ответы | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы:
Ответы | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
Баллы | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ключ к тесту
На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всех испытуемых выборки ранжируют и выделяют две конкретные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% - мотивом избегания неудачи.
Методика Г. Дэвиса (определения творческих способностей учащихся)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития ОПРОСНИК Г. ДЭВИСА
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.
Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».
1. Я думаю, что я аккуратен (тна).
2. Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
3. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
4. Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
5. Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
8. В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
9. Я иногда поступаю по-детски.
10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
13. Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
15. Я часто скучаю.
16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.
17. Я люблю смотреть на красивые вещи.
18. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) — в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+ | - |
2 — беспокойство о других 4 — желание выделиться 6 — недовольство собой 7 — полный любопытства 8 — не популярен 9 — регресс на детство 10 — отбрасывание давления 12 — самодостаточность 16 — чувство предназначенности 17 — чувство красоты 19 — спекулятивность | 1 — принятие беспорядка 3 — рискованность 5 — альтруизм 11 — любовь к одиночной работе 13 — независимость 14 — деловые ошибки 15 — никогда не скучает 18 — активность 20 — стремление к риску 21 — потребность в активности |
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это — еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.