Обобщение педагогического опыта , полученного в результате освоения дистанционного модуля КПК в центре СИРИУС

Рудакова Инна Владимировна

В данном материале я анализирую видеоматериалы, которые были представлены для ознакомления участникам КПК образовательного центра СИРИУС по прграмме "особенности работы с одарёнными детьми в системе музыкального образования"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности работы с одарёнными детьми в системе музыкального образования (октябрь), Рудакова Инна Владимировна (скрипка)

Выполняя задания дистанционного модуля программы, я познакомилась с работой прекрасных педагогов-скрипачей. В своей работе мне хотелось бы обобщить впечатления от освоенного материала.

Хочется отметить, что материал для изучения подобран очень логично. Каждый урок был посвящён определённому виду работы с учеником. И в результате был охвачен большой круг проблем, возникающих в процессе освоения скрипачом того или иного произведения. Показаны пути и способы их решения.

Было очень интересно наблюдать, как разные музыканты подходят к работе над одним и тем же произведением (Концерт Яна Сибелиуса). Работа над ритмическими особенностями и драматургией 1 части, показанная Алексеем Алексеевичем Гуляницким и его ученицей Маргаритой Гладышевой, перешла  в урок, который провёл Иванов Владимир Михайлович со студенткой Пахмутовой Региной. Здесь мне хотелось немного задержаться. Концерт Сибелиуса очень непростое произведение для исполнения как мне кажется в первую очередь эмоционально и психологически. Было очень приятно наблюдать  за стилем поведения преподавателя. Спокойно, с улыбкой Владимир Михайлович говорил об очень важных вещах: о взаимодействии артиста с публикой, о партнёрстве солиста с оркестром, погружая ученицу в атмосферу, предстоящего ей выступления. Мне запомнилось его высказывание о радости, которую музыкант получает от встречи с прекрасной музыкой и которую должен дарить слушателям. На мой взгляд, слова сказанные ученице в конце урока были очень поддерживающими и важными для понимания смысла этого произведения и работы музыканта в целом.  Слова о том, что концерт Сибелиуса,  по сути, трагическая музыка. Но финал- это рассказ о победе силы духа, силы воли. И музыканту, исполняющему такую невероятно мощную музыку необходимо об это знать и помнить.

Следующим направление представленных уроков, стала работа над частями из Сонат и Партит И.С. Баха. Полифоническая музыка в принципе сложна для исполнения. Однако эта сложность возрастает ещё больше, когда полифония исполняется на скрипке (наш инструмент гомофонный по своей сути). В последнее время среди российских музыкантов значительно возрос интерес к музыке эпохи Барокко. Происходит переосмысление принципов и способов её исполнения. Многие артисты стремятся к максимально аутентичной манере исполнения музыки Баха и его современников. Поэтому было очень любопытно наблюдать за работой Елены Казимировны Чверток и  Павла Сергеевича Милюкова. Работа над полифонией Баха раскрывалась с двух сторон.

Во-первых: общее понимание и осмысление полифонического произведения, особенностей голосоведения, взаимодействие регистров, тонкостей исполнения музыки эпохи Барокко. Работая  с Даниилом Бессоновым, Елена Казимировна уделяла большое внимание аккордовой технике скрипача. Манера исполнения аккордов, их предназначение в музыке Баха, понимание звуков аккорда как частей одноголосных мелодий, переплетающихся по законам полифонической музыки. Все эти темы прорабатывались в процессе  занятия. Ещё одним  важным моментом было использование вибрации в данном произведении. Вибрация рассматривалась не как средство украшения, а как средство выразительного исполнения определённых звуков или кульминационных моментов мелодии. Такое бережное  отношение к использованию вибрато характерно для эпохи Барокко. И этому вопросу также уделялось серьёзное внимание в течение урока.

Во-вторых: работа над звукоизвлечением. Очень тонкая, неспешная, практически ювелирная работа, связанная с осмыслением каждой ноты, каждого интервала и аккорда, велась Павлом Сергеевичем Милюковым. Увлекательнейший процесс обучения, в котором соединялись в одно целое художественные задачи и необходимые для этого технические навыки учащихся. Отработка игровых движений происходила не сама по себе. Каждое движение рук скрипача подчинено достижению  определённой творческой цели. И очень важно, чтобы путь к этой цели был максимально простым и коротким. Именно этому была посвящена работа на занятии.

Пожалуй, больше всего привлёкла моё внимание  работа над концертом П.И. Чайковского. Вернее над небольшим, но сложным технически, кусочком. Вся работа, которая проводилась педагогом в представленном видеоматериале,   проводится и  на  начальном этапе обучения в музыкальной школе. Технические задачи, которые решались в процессе работы над концертом Чайковского: подвижность, цепкость пальцев правой руки, необходимая подвижность и статичность кисти,  роль раскрытия локтя в процессе звукоизвлечения. Положение корпуса скрипача и влияние этого положения на работу правой руки: удобство при смене струн и, соответственно лёгкость и полётность звука. Удобство аппликатуры для левой руки, положение пальцев на струне.

Необычным было то, что преподаватель смело оперирует выражением «нажать на струну смычком». Более того от этого движения выстраивается работа над штрихом spicatto.

Целью этой кропотливой работы было приспособление игрового аппарата скрипача к достижению максимально яркого выразительного эффекта при минимальных двигательных затратах. То есть, вся техника подчинена музыке.

 Подводя итог проделанной работе, мне хочется сказать, что изучение представленных видеоматериалов было для меня интересным и полезным. Было интересно наблюдать за работой педагогов такого высокого уровня, за взаимодействием учителей и учеников. Осталось много неудовлетворенного интереса к конечному результату. Хотелось бы послушать исполнение произведений учениками целиком.

Полезным и важным для меня, как для преподавателя начального звена были те приёмы, которые удалось подсмотреть на уроках мастеров.