Программа ОВЗ

Программа ОВЗ 1-4 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ovz.docx92.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детская музыкальная школа п. Пречистое

Принято:                                                               Утверждено:

 АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 «Основы музыкального исполнительства» для детей с ОВЗ»

2024г.

                                                                 

Разработчики:

Принята Педагогическим советом

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения учащимися адаптированной
  3. дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
  4. Формы и методы контроля, система оценок
  5. Учебный план
  6. График образовательного процесса по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
  7. Программы учебных предметов
  8. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися адаптированной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Законодательная база адаптированной дополнительной

общеразвивающей программы «Основы музыкального исполнительства» для детей с ОВЗ

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа (ДОП) «Основы музыкального исполнительства», далее «Программа», разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12 2012 года
  2. Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ги)
  3. Устава МОУ ДМШ п. Пречистое.
  4. Локальных актов МОУ ДМШ п. Пречистое.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.

Программа устанавливает требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе, направлена на:

- создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- организацию эстетического воспитания детей,

- привлечение наибольшего количества юных жителей города к художественному образованию,

              - творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся. Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями

здоровья:

- с нарушением опорно-двигательного аппарата (лёгкая и средняя форма дцп);

- с нарушением зрения (слабовидящие);

- с нарушением слуха (слабослышащие);

- с задержкой психического развития;

- с нарушением речи (задержка речевого развития);

- с нарушением поведения и общения;

- с умственной отсталостью.

1.2. Срок освоения программы, условия приёма обучающихся

Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы для детей, поступивших в первый класс в возрасте от 6,5 до 12 лет, составляет 4 года.

Срок обучения по программе может быть увеличен, исходя их реальных условий развития обучающегося, состояния его здоровья.

При приёме на обучение детей по Программе в МОУ ДМШ п. Пречистое создаётся комиссия и проводится собеседование с поступающим. Зачисление детей на обучение по программе производится на основании заявления родителей и собеседования с поступающим.

Приёму не подлежат дети и подростки с психическими заболеваниями, требующими активного медицинского лечения.

При зачислении в школу родителям (опекунам) обучащегося необходимо предоставить выписку из истории болезни, заключение лечащего врача о состоянии здоровья ребенка на текущий момент времени

На всех этапах освоения программы для обучающихся с ОВЗ, проявляющих специальные способности и повышенную мотивацию, предусмотрена возможность их подготовки и перевода на освоение общей программы.

Переход обучающихся по их желанию и заявлению родителей с общеразвивающей образовательной программы для обучающихся с ОВЗ на общую может осуществляться на основании творческих испытаний.

Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учебной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательного) и дополнительного образования, состояния здоровья ребёнка с ОВЗ.

1.3. Цель и задачи программы:

Целью реализации образовательной программы является:

Абилитация и реабилитация детей с ОВЗ средствами музыки, раскрытие творческого потенциала личности ребёнка с ОВЗ в детсковзрослом сообществе, формирование жизненных и социальных компетенций через общение с миром музыкального искусства.

Задачи программы призваны решать следующие проблемы:

  1. помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их личностных характеристик, формировании адекватного представления о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
  2. организация индивидуального маршрута обучения ребёнка, ориентированного на его интересы и возможности;
  3. развитие творческих форм обучения и взаимодействия со сверстниками;
  4. помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
  5. выявление творческого потенциала обучающихся - инвалидов, детей с ОВЗ путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми (участие в творческих коллективах, посещение зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях);
  6. оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии навыков общения для психологической ориентации инвалидов на выход из пассивного социального состояния.

Задачи образовательные:

  1. реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального искусства;
  2. формирование активной оптимистической жизненной позиции;
  3. формирование потребности художественного самовыражения;
  4. приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на фортепиано, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения;
  5. приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого музицирования, хорового пения;
  6. приобретение детьми основ музыкальных и общекультурных теоретических знаний.

Задачи развивающие:

  1. развитие навыков сознательной регуляции собственного поведения в обществе;
  2. развитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
  3. приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  4. развитие навыков коллективного музицирования;
  5. общее интеллектуальное и музыкальное развитие детей;
  6. развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обществе;
  7. развитие общей культуры обучающихся.

Задачи воспитательные:

  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • формирование у обучающихся нравственных черт характера посредством проживания и осмысления художественных образов;
  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • формирование общей культуры обучающихся.

Для реализации поставленных задач используются следующие методы деятельности преподавателя и обучаемого:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, демонстрация приёмов исполнения);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • методы арт-педагогики;

1.4. Условия реализации программы

Для реализации программы в МОУ ДМШ   п. Пречистое создаются специальные условия:

  • дифференцированный подход (оптимальный режим образовательных нагрузок для каждого обучающегося);
  • психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);

- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Кадровые условия реализации программы:

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами,

имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 34 недели - реализация аудиторных занятий, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Образовательная организация создаёт условия для взаимодействия с другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью ведения методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы, использования передовых педагогических технологий.

Предусматривается возможность привлечения специалистов по коррекционной педагогике, педагогов-психологов и других специалистов из ОУ города при работе с данной категорией детей.

Материально-технические условия реализации программы: Материально-техническая база МОУ ДМШ  п. Пречистое соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение располагает материально –технической базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных учебным планом.

Учебные аудитории для проведения индивидуальных, групповых занятий имеют специальное учебное оборудование: столы, стулья, шкафы, стеллажи, музыкальные инструменты, пульты для нот, аудио- и видеоаппаратуру, мультимедийное оборудование.

В образовательной организации созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

В школе имеется концертный зал для проведения зачётов, концертных, культурно-досуговых, воспитательных и просветительских мероприятий.

Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

В образовательном процессе используются учебники, учебно-методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио-, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень которых содержится в программах учебных предметов.

Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями, учебной и учебно-методической литературой, нотными изданиями в объёме, соответствующем требованиям программы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть

приобретение обучащимися следующих знаний, умений и навыков:

  1. социального опыта детей и их родителей о компенсаторных способностях организма, расширение компетентности детей в области государственных социально-образовательных программ, направленных на доступность дополнительного образования данной категории детей;
  2. способность к рефлексии, умение анализа и самоанализа;
  3. раскрытие творческого потенциала обучающихся;
  4. формирование социальных и жизненных компетенций;
  5. приобретение детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ социально значимого опыта взаимодействия со здоровыми сверстниками;
  6. совершенствование навыков общения, уменьшение проблем подростков в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;

в области исполнительской подготовки:

  1. навык исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);
  2. умение        использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  3. умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  4. навык публичных выступлений;
  5. навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности школы;

в области историко-теоретической подготовки:

  1. наличие первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;
  2. знание лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
  3. знание основ музыкальной грамоты;
  4. знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  5. знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии.
  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

3.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачётов, концертных выступлений. Контрольные уроки, зачёты могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. При проведении академических концертов, зачётов следует учитывать состояние здоровья обучающегося с ОВЗ, его развитие. Возможно проведение зачёта в классном порядке.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с ОВЗ, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Освоение обучающимися дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» для детей с ОВЗ завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой школой.

Итоговая аттестация проводится в форме итоговых экзаменов по предметам:

  1. Музыкальный инструмент (фортепиано)
  2. Основы музыкальной грамоты и слушание музыки.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  1. общие знания о композиторах, музыкальных произведениях;
  2.  общие знания об основах музыкальной терминологии, инструментального репертуара, ансамблевого репертуара;
  3.  достаточный для ребёнка с ОВЗ уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
  4.  владение навыками слухового восприятия;
  5.  некоторые творческие умения и навыки: пение гаммы, навыки дирижирования
  6.  владение основными вокальными навыками;
  7.  наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично;

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно;

«2» - неудовлетворительно.

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.

3.2. Критерии оценки

Общие критерии оценивания выступлений в рамках промежуточной и

итоговой аттестации

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

знания, умения, навыки, отвечающие

всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

наличие небольших недочётов в умениях,

навыках, пробелов в знаниях

3(«удовлетворительно»)

неуверенное        владение        знаниями,

умениями, навыками

2(«неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков в

развитии умений, навыков, отсутствие знаний

по предмету

При оценивании обучающегося, осваивающего адаптированную общеразвивающую программу «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» для детей с ОВЗ, следует учитывать:

  1. формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  2. степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
  3. особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное развитие;
  4. развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  5. развитие творческого потенциала;
  6. наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
  7. овладение основными практическими умениями и навыками в некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, хоровом, ансамблевом исполнительстве;
  8. степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области

музыкального искусства

«Основы музыкального исполнительства. Фортепиано»

для детей с ОВЗ
Срок обучения - 4 года

п/п

Наименование предмета

Количество часов в

неделю

Промежуточна я аттестация (годы обучения)

Итоговая

аттестация

(годы

обучения)

              Классы

I

II

III

IV

1.

Музыкальный инструмент(Фортепиано)

2

2

2

2

I, II, III

IV

2.

Сольфеджио

1

1

1

1

I, II, III

IV

3.

Слушание музыки/музыкальная литература

1

1

1

1

Предмет по выбору:

4.

Коллективное музицирование (хоровое пение, оркестр)

1

1

1

1

I, II,III,IV

5.

Ансамбль

---

1

1

1

I, II,III,IV

ВСЕГО

6

6

6

6

Примечание:

  1. Возраст детей, приступающих к освоению программы - от 6,5 до 12 лет.
  2. Выпускники IV класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
  3. Предмет по выбору вводится в учебный план, исходя из состояния здоровья ребёнка, и с учётом его пожеланий. Возможно занятие предметом «Коллективное музицирование», либо предметом «Ансамбль».
  4. Количественный состав групп по предмету «Основы музыкальной грамоты

и слушания музыки» для детей с ОВЗ - от 3-х человек (возможны также мелкогрупповые формы работы от 2-х человек), по хору в среднем -12 человек, по оркестру - 4-6 человек, по ансамблю - от 2-х человек.

  1. Школа может предусматривать репетиционные часы и сводные занятия оркестром и хором для подготовки общешкольных концертов и других мероприятий, направленных на совершенствование образовательного процесса.

ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Продолжительность учебного года при реализации общеразвивающей программы «Основы инструментального исполнительства. Фортепиано» составляет 40 недель, продолжительность учебных занятий - 34 недели.

В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не менее 4 недель.

Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель.

Каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

При реализации общеразвивающих программ продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу составляет 45 минут.

Изучение учебных предметов учебного плана осуществляется в форме индивидуальных занятий, групповых и мелкогрупповых занятий (численностью от 2 до 12 человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2 человек). Некоторым детям может понадобиться дополнительная помощь, учитывая характер нарушения - дополнительное сопровождение или оборудование и т.д.

                                    ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФОРТЕПИАНО»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу всеобщего образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учащихся и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но и создает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Сегодня в России по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны. Стремление к тому, чтобы дети с ОВЗ воспитывались и обучались вместе со своими сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих особенного ребёнка. Но надо признать, что у нас такие дети в большинстве случаев, находятся на периферии не только общего, но и дополнительного образования. Музыка, хореография - часто бывают им не доступны. К счастью, во всем мире и у нас в России стали все больше обращать внимание на эту проблему.

Актуальность

Система дополнительного образования в России имеет широкий спектр организаций, задачей которых является музыкально-эстетическое образование детей.

Целью дополнительного образования является развитие мотивации детей к познанию и творчеству. Отсюда, целью преподавателя-музыканта является создание условий для личностного развития и реализации творческих способностей детей с самыми различными музыкальными данными.

Основной задачей музыкального воспитания является воздействие на нравственный, духовный мир ребенка, а затем уже обучение собственно игре на инструменте. Постепенно развиваясь, ребенок расширяет круг знаний, умений и навыков. Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ОВЗ, связана с поиском более эффективных способов организации процесса обучения и воспитания. Преподаватель должен быть уверен в своих действиях и в том, что каждое слово или показ дойдет до ученика и даст нужный результат.

Важной задачей в процессе обучения является воспитание музыкального вкуса. Для решения этой задачи в репертуар включаются лучшие образцы классической, русской и зарубежной музыки.

Обучение игре на фортепиано воспитывает волю и дисциплину, помогает правильно распределять свое время. Занятия музыкой способствуют развитию математических способностей, логики, зрительно - пространственного восприятия и абстрактного мышления ребенка.

Во время занятий на фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном, есть предложения, фразы и мотивы. Характеризуя словами музыкальное произведение, ребенок расширяет свой словарный запас. Известно, что играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут.

Полезно обучение в классе фортепиано детей с ОВЗ и с точки зрения развития коммуникативных навыков. Особенно это важно при игре в ансамбле, когда необходимо достичь общности метроритма и синхронности при взятии и снятии звука. Ансамблевая игра способна сыграть значительную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления и интеллекта. Кроме того, музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен управлять эмоциями, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Занятия с детьми с ОВЗ, наряду с общими требованиями, имеют свои особенности, как то:

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе;
  • учет психофизиологических и возрастных особенностей, учащихся;
  • регламент учебных занятий по времени;
  • частая смена видов деятельности на уроке;
  • специальные упражнения для рук и ног, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения;
  • контроль осанки учащихся за инструментом;
  • контроль за освещением в классе;
  • проведение бесед с учащимися по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий;
  • отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук;
  • пропаганда здорового образа жизни.

 Программа составлена на основе «Программ лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ ДОД» (редактор-составитель А.В.Егорова) по специальности «Великая радость творчества» Е.И. Ощепковой, Т.Н. Семеновой, а также «Программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения СССР по специальности «музыкальный инструмент» и «Программы для детских музыкальных школ» Министерства культуры.

Цель

Нравственное и эстетическое воспитание личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через музыку, способствующее социализации обучающегося.

Задачи

Образовательные:

  • Обучить игре на фортепиано
  • Дать представление о музыкальной терминологии

Развивающие:

  • Установка и развитие координационные процессы физических движений, интонационно-слухового и мыслительного процессов
  • Расширение сферы эмоционально-образных представлений
  • Развитие мышления, воображения и восприятия

Воспитательные:

  • Формирование общей и сценической культуры поведения, трудолюбия и целеустремлённости
  • Воспитание музыкального вкуса и устойчивого интереса к музыке

Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Индивидуальная форма занятий создает условия для всестороннего развития и воспитания каждого обучающегося, позволяет объективно оценивать перспективу дальнейшего обучения с учетом психофизических возможностей конкретного ребенка.

Методическое обеспечение образовательной программы

Методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья определяются их психическими и физическими особенностями. По характеру познавательной деятельности используются следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный (трансляция информации педагог- ученик)

Репродуктивный (исполнение произведения или его части педагогом и повторение воспитанником)

Проблемный (постановка вопроса преподавателем и совместная работа над произведением; разбор, анализ средств музыкальной выразительности)

Частично-поисковый, эвристический (самостоятельная работа учащегося по разбору, разучиванию, подбор мелодий на слух)

Для организации деятельности по развитию познавательного интереса используются методы рассказа, беседы и объяснения.

В работе над развитием образно-эмоциональной сферы применяются игровой метод, беседа, объяснение.

Объяснительно-иллюстративный метод используется при работе над сценической культурой учащегося, когда педагог объясняет и демонстрирует этические нормы поведения на сцене. Метод наблюдения применяется постоянно, как в классном порядке, так и при подготовке учащегося к публичному выступлению. Преподаватель акцентирует внимание как на психологическом настрое учащегося, так и на его внешнем виде.

Для развития координационного аппарата (руки, ноги, корпус) применяется метод упражнения.

Метод поощрения важен с точки зрения поддержания интереса к занятиям, мотивирования к самореализации воспитанника.

Социальной адаптации детей способствует метод коллективного творческого дела (игра в ансамбле, классные концерты), воспитание игрой (проведение викторин, мозговых штурмов и т.д.).

На начальном этапе обучения у детей с ОВЗ очень важно привести игровой аппарат в согласованную систему.

Этому способствуют:

  • логоритмика - форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения за инструментом. Кратковременные физические упражнения под музыку - все это вызывает возбуждение других отделов мозга, усиливает кровообращение и создает благоприятные условия для ранее возбужденных отделов. После такого активного отдыха повышается внимание и улучшается восприятие учебного материала у учащихся.
  • дыхательная гимнастика - надежное средство борьбы с усталостью, напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребенка недостаточно хорошо снабжается кислородом. Существует простой метод снятия напряжения: несколько глубоких вдохов-выдохов (вдох носом, выдох ртом). Дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма и способствуют преодолению стрессовых состояний.

- пальчиковая музыкальная гимнастика, которая представляет собой систему упражнений для развития мелкой моторики рук, а также, речевого, интонационно - ритмического и музыкального слуха, для развития ребенка на основе синтеза движения, поэтического слова и музыки.

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированной тонких движений кисти и пальцев рук. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие, художественные и музыкальные способности. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Ценность пальчиковых игр заключается в том, что они представляют собой первый опыт исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления.

Успеваемость и развитие ученика с ОВЗ зависит от целесообразно составленного индивидуального репертуарного плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие ребенка, учтены его индивидуальные особенности, как физические, так и психологические. Следовательно, педагогические требования должны быть дифференцированы. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка преподаватель может корректировать программные требования. К новизне программы также можно отнести и то, что с ее помощью преподаватель воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру для успешной социализации в жизни. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности пианистического аппарата ребенка, его возрастные и индивидуальные характеристики

В образовательной программе используются элементы следующих педагогических технологий:

•          Развивающее обучение, направленное на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей; развитию

координации движений, интонационно-слуховых и мыслительных процессов; развитию образно-эмоциональной сферы;

  • Личностно-ориентированное обучение - при составлении индивидуального плана педагог учитывает способности каждого воспитанника, его физические и психологические особенности. Умело подобранный репертуар в сочетании с приемами и методами, которые педагог использует в работе с каждым отдельным учеником, варьируя их в зависимости от данных ребенка, помогает успешно решать педагогические задачи.
  • Педагогическая поддержка, направленная на воспитание творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию; воспитание коммуникативных способностей. Работа строится на принципах сотрудничества и взаимопонимания. Ребенок принимает непосредственное участие в подборе репертуара. Педагог всегда учитывает интересы воспитанника и его музыкальные предпочтения.

Применение элементов здоровьесберегающей технологии на учебных занятиях по фортепиано.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией следует понимать систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья воспитанников.

В нее входят:

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата;
  • учет психофизиологических и возрастных особенностей детей;
  • регламент учебных занятий по времени ;
  • частая смена видов деятельности на учебном занятии;
  • специальные упражнения для рук и ног, пальчиковая гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • контроль осанки ребенка за инструментом;
  • контроль за освещением в кабинете;
  • проведение бесед с воспитанниками по технике пожарной безопасности и правилам поведения во время массовых мероприятий;
  • отслеживание самочувствия ребенка, опрятности его внешнего вида и чистоты рук;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Модель выпускника

Воспитанник, прошедший полный курс обучения:

  • владеет инструментом, самостоятельно разбирает и разучивает музыкальные произведения;
  • играет в ансамбле;
  • разбирается в музыкальной терминологии.
  • имеет высокую культуру поведения на занятиях, на концертных выступлениях, массовых мероприятиях;
  • коммуникативен - при игре ансамблей,  в игровых программах, досуговых мероприятиях и подготовке к ним;
  • проявляет трудолюбие - в ходе домашней подготовке к занятиям, во время занятий.
  • имеет развитую координацию движений игрового аппарата. Способен применять эти навыки при исполнении музыкального произведения.

Основные направления и содержание учебно-воспитательного процесса:

  1. Обучение игре на фортепиано
  2. Воспитательная работа
  3. Концертно-просветительская деятельность
  4. Работа с родителями

Обучение игре на фортепиано

Музыкальное обучение, формирование и развитие художественного вкуса основывается на изучении произведений отечественных (в том числе

современных татарских) и зарубежных композиторов, народной, классической, эстрадной и джазовой музыки.

Успеваемость и развитие воспитанника зависит от целесообразно составленного индивидуального репертуарного плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное гармоничное развитие ребенка, учтены его индивидуальные особенности, как физические, так и психологические. Следовательно, педагогические требования к воспитанникам должны быть дифференцированы. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка педагог может корректировать программные требования.

Рассмотрение факторов, влияющих на процесс обучения, будет неполным, если не отметить важность учета педагогом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Методы и формы обучения должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Для дошкольного возраста основными видами деятельности являются: вопрос-ответ, разгадывание музыкальных ребусов, музыкальные игры.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно происходит в процессе обучения. Внимание младших школьников неустойчиво, мышление конкретно-образное, поэтому запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В это время надо знакомить детей больше с программной музыкой, чтобы они могли при исполнении создать различные образы, например: Лисы, Медведя, Ежика.

Для детей среднего возраста большое значение имеет осознание себя как личности через общение с коллективом на различных мероприятиях (на концертах, викторинах). В этот период педагог должен очень внимательно и бережно относиться к воспитанникам, вникать в их проблемы.

В старшем школьном возрасте восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Учащиеся больше склонны к анализу и самоанализу. Педагог помогает воспитаннику обогащать его внутренний мир при разучивании произведений не только программного характера, но и таких, где создание музыкальных образцов уже не конкретно, а более абстрактно: в виде чувств, настроений.

Учебно-тематический план
1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Вводное занятие

1

1

-

2. Постановка игрового аппарата

5

1

4

3. Работа над игровыми приемами

12

4

8

4. Изучение нотной грамоты.

Знакомство с клавиатурой.

Изучение длительностей нот

Знакомство с метроритмом, размерами

10

5

5

5. Подбор по слуху

3

1,5

1,5

6. Ансамблевое исполнение

5

2,5

2,5

7. Формирование технических навыков.

Упражнения на развитие техники.

Работа над этюдами.

13

2,5

8,5

8. Работа над репертуаром

20

3

15

9. Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

68

18,5

43,5

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вводное занятие. Знакомство с ребенком, выявление его музыкальных интересов, определение способностей. Знакомство с правилами

поведения в учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.

  1. Постановка игрового аппарата. Правила посадки за инструментом.

Гимнастика для постановки рук. Пальчиковая гимнастика. Подготовительные упражнения:        «Маятник», «Подъемный кран», «Шалтай-болтай».

Упражнения на координацию движений игрового аппарата.

  1. Работа над игровыми приемами, упражнениями. Работа над штрихами: нон легато, легато, стаккато. Упражнения на освобождение руки, перенос рук через октаву - «Радуга-дуга», «Мостики». Принципы звукоизвлечения при игре разными штрихами.
  2. Изучение нотной грамоты. Знакомство с клавиатурой. Октавы - их названия и расположение на клавиатуре. Запись нот на нотном стане. Изучение длительностей нот. Знакомство с метроритмом. Знакомство с размером две четверти, три четверти, четыре четверти. Знакомство с динамическими оттенками. Разновидности штрихов.
  3. Подбор по слуху. Одной из важнейших задач является формирование и развитие слухового опыта ребенка, в который входят восприятие и воспроизведение мелодической линии и ритма исполняемых педагогом пьес, определение динамики, темпа, характера музыкального произведения. Для накопления этого опыта учащемуся даются несложные упражнения - показать рукой направление движения мелодии, прохлопать ее ритм.

Важно с первого занятия приучать ребенка переносить попевки (мелодии) в другие октавы. Развитие слуха учащегося является одной из предпосылок транспонирования. Оно начинается с развития слуховой активности ребенка (звуковысотной, ритмической, ладовой, гармонической). На начальном этапе помогает аналогия с разговорной речью, где также есть вопросительные и утвердительные интонации, смысловые точки, кульминации.

 Подбор по слуху мелодий и простых детских песенок - Солнышко», «Василек», «Елочка» и др. для развития у ребенка ощущения

звуковысотности и направления движения мелодии.

  1. Ансамблевое музицирование. Получение навыков игры в ансамбле. Игра простых ансамблей с педагогом. Развитие чувства ритма, умения слушать себя и партнера. Ощущение гармонической поддержки в аккомпанементе.
  2. Формирование технических навыков.
  • Упражнения на развитие техники рук.
  • Правила аппликатуры. Игра разными пальцами и разными длительностями. Упражнения на разные ритмические рисунки. Работа над техникой на примере этюдов.
  1. Работа над репертуаром. Изучение детских песенок, разнохарактерных пьес, произведений разных жанров. Работа над произведениями «программного характера» (например: «Мой конь», «Кукушка», «Воробей», «Петушок», «Курочка», «Марширующие поросята») - способствует развитию образно-эмоциональной сферы ребенка.
  2. Итоговое занятие. Итоговое занятие проходит в форме классного концерта.

Ожидаемые результаты

(Прогнозируемые знания, умения, навыки по годам обучения)

                                                    Первый год обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

  • Организован игровой аппарат; обучающийся знаком с основными приемами игры; умеет слушать и эмоционально воспринимать программную музыку; подбирает по слуху простейшие песенки; самостоятельно разучивает простые пьесы.

Программа для первого года обучения:

8-10 коротких сочинений фортепианного репертуара.

Этюды, пьесы различного характера, популярные песенки, ансамбли.

                                                Второй год обучения

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вводное занятие Составление индивидуального плана работы с учеником. Подбор репертуара. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с правилами поведения в ДМШ.
  2. Работа над игровыми приемами Работа над штрихами, артикуляцией.
  3. Развитие музыкального слуха:
  • Ансамблевое музицирование. Игра в ансамбле с педагогом простых пьес.
  1. Развитие технических навыков Игра гамм в прямом движении каждой рукой отдельно или двумя. Аккорды. Короткие арпеджио каждой рукой отдельно. Работа над развитием мелкой техники. Игра этюдов.
  2. Работа над репертуаром Работа над пьесами разных жанров. Работа над средствами музыкальной выразительности (динамика, звуковедение, фразировка).
  3. Итоговое занятие Итоговое занятие проходит в форме академического концерта.

Ожидаемые результаты

(Прогнозируемые знания, умения, навыки по годам обучения)

                                                            Второй   год обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

-обучающийся владеет штрихами нон легато, легато, стаккато;

-играет в ансамбле;

-играет гаммы в прямом движении на две октавы отдельно каждой рукой;

Программа для второго года обучения

8-10 сочинений фортепианного репертуара.

Этюды, пьесы различного характера, популярные детские песенки, ансамбли.

Формы контроля:

  1. полугодие: академический концерт - две пьесы различного характера. Возможно включение ансамбля.
  2. полугодие: академический концерт - две пьесы различного характера.

Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого.

   

Третий год обучения

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Вводное занятие Составление индивидуального плана работы с учеником. Подбор репертуара. Закрепление правил поведения в ДШИ, правил по технике безопасности и пожарной безопасности.
  2. Работа над игровыми приемами. Изучение аппликатурных закономерностей. Работа над упражнениями, направленными на развитие активности и беглости пальцев. Работа над штрихами, звукоизвлечением.
  3. Развитие музыкальной грамотности.

Чтение с листа. Обучение чтению нот с листа ведется с 3 года занятий.

Сначала ставится облегченная задача - прочитать ритм мелодии

(воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые ребенку песни с текстом. Затем можно перейти к исполнению мелодий на инструменте. Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях нужно постепенно. Чтение мелодий в пределах одной аппликатурной позиции; Мелодии с различным направлением движения звуков; Гаммообразные и арпеджиообразные последовательности звуков в мелодии; Чтение на двух нотных станах; Знаки альтерации при ключе; Басовый ключ; Знаки альтерации в басовом ключе, разнообразие штрихов и длительностей; Паузы; Чтение с листа пьес 1-го года обучения;

Ансамблевое музицирование. Работа над слуховым контролем в ансамбле. Игра в ансамбле с педагогом или другим учеником

4.Развитие технических навыков Игра гамм в прямом движении двумя руками. Аккорды. Короткие арпеджио отдельно каждой рукой . Длинные арпеджио отдельно каждой рукой. Работа над развитием мелкой техники. Игра этюдов на различные виды техники.

  1. Работа над репертуаром.

Работа над средствами музыкальной выразительности.

  1. Итоговое занятие.

Итоговое занятие проходит в форме академического концерта.

Ожидаемые результаты (Прогнозируемые знания, умения, навыки по годам обучения)

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

-Игра в ансамбле;

-Разучивание пьес, этюдов;

-Игра гамм в прямом движении двумя руками. С-а; G-е; F-d, аккорды, короткие и длинные арпеджио.

В репертуаре 8-10 пьес. Продолжение работы по развитию технических навыков - игра этюдов, гамм, аккордов, арпеджио.

Формы контроля:

1полугодие: академический концерт - две пьесы различного характера. Возможно включение ансамбля.

2полугодие: академический концерт - две пьесы различного характера. Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону

усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого.

                                                         

Четвертый  год обучения

Содержание

  1. Вводное занятие. Составление индивидуального плана работы с учеником. Выбор репертуара. Знакомство с правилами поведения в учреждении, правилами по технике безопасности и пожарной безопасности.
  2. Работа над игровыми приемами Развитие навыка самостоятельного разбора произведений. Анализ особенностей изложения музыкального материала. Работа над более сложными ритмическими рисунками, полиритмия.
  3. Развитие музыкального слуха и грамотности.
  4. Ансамблевое музицирование. Развитие навыков игры в ансамбле на более сложном музыкальном материале
  5. Развитие технических навыков Игра диезных и бемольных гамм до двух знаков при ключе.  Гармонический и мелодический минор в прямом движении. Короткие и длинные арпеджио двумя руками.  Работа над различными видами техники в этюдах.
  6. Работа над репертуаром Знакомство с крупной формой (соната, вариации). Игра технических пьес и пьес кантиленного характера. Работа над пьесами полифонического склада. Работа над пьесами разных жанров и стилей. Игра популярной музыки. Работа над музыкальным образом.
  7. Итоговое занятие.

Итоговое занятие проходит в форме академического концерта.

Ожидаемые результаты

(Прогнозируемые знания, умения, навыки по годам обучения)

Четвертый год обучения

К концу учебного года выполнены следующие задачи:

1.Играет в ансамбле с педагогом или другим воспитанником;

       2.Освоен новый репертуар;

             3.Играет гаммы в прямом движении двумя руками. С-а; G-е; F-d, D- h, аккорды, короткие,  и длинные арпеджио.

В репертуаре 8-10 музыкальных произведений (включая ансамбль и аккомпанемент, обработки народных песен, ансамбли.) Происходит знакомства с крупной формой (сонатина, соната). Дальнейшее совершенствование технических навыков. Игра гамм до двух знаков при ключе, этюдов.

Формы контроля:

  1. полугодие:  - полифония и пьеса .
  2. полугодие: зачёт крупная форма ( вариации , сонатина) и пьеса. Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучаемого.

Концертно-просветительская деятельность

Публичные выступления в форме классного (тематического, отчетного) концерта - являются частью учебно-воспитательного процесса и дают возможность проследить результат обучающей, воспитательной, развивающей деятельности педагога и его воспитанника.

Концерты, проводимые в детских садах, школах, интернатах, выступления перед ветеранами войны и труда дают воспитанникам - музыкантам возможность творческой самореализации, формируют культуру

сценического поведения.

Очень важно ориентировать ребенка на успех, поэтому для публичных выступлений даются произведения, доступные по сложности. Важно, чтобы воспитанник понимал, какую музыку он играет, какие эмоции и чувства он хочет передать через нее.

Кроме того, продуманный и тщательно подобранный концертный репертуар формирует музыкальную культуру и музыкальный вкус - (способность отбирать, понимать и оценивать произведения искусства)- не только исполнителя, но и слушателя.

Воспитательная работа

Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности через создание благоприятных условий.

Основные направления воспитательной работы:        воспитание

мировоззрения и моральных качеств, воли и характера, эстетических вкусов и любви к музыке, интереса к труду и умение работать.

Музыкальное воспитание - целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкальных искусств - формирование интереса, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.

На достижение этой цели должна быть направлена вся воспитательная работа в коллективе:

  • классные тематические концерты;
  • музыкально-литературные композиции;
  • праздничные мероприятия;

Каждый ребенок может принять участие в любом мероприятии как зритель, как участник, как организатор. Всё зависит лишь от степени его компетентности и творческой активности.

Для детей и их родителей организуются посещения филармонии, картинной галереи, выставочного зала, театров, музеев, музыкальных конкурсов.

Осуществляемая деятельность направлена на расширение кругозора и формирование мировоззрения воспитанников (на основе синтеза литературы, театра, живописи и музыки); развитие интеллекта и внутренней культуры; развитие у детей системы общечеловеческих ценностей.

Вся воспитательная работа в коллективе направлена на формирование позитивного отношения ребенка к миру, людям его окружающим, к русской и татарской культуре, на развитие мотиваций детей к творчеству.

Работа с родителями

На протяжении всего процесса обучения с родителями поддерживается тесный контакт. Они с самого начала участвуют в воспитательном и учебном процессе. Родители присутствуют на занятиях, с ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания по итогам полугодия и учебного года, по организации домашней подготовки, режима занятий.

Важнейшей задачей педагога-музыканта является формирование музыкальной культуры воспитанников в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической, современной зарубежной и отечественной музыки. Для успешного решения данной задачи, педагог организует совместное посещение родителей с детьми концертов, художественных выставок, походы в театры, музеи, различные экскурсии.

Родители посещают все мероприятия, проводимые в классе. Вместе с детьми помогают педагогу в их подготовке и проведении:

  • оформление;
  • подготовка костюмов, праздничного угощения;
  • организация фото и видеосъемки.

Совместные мероприятия сплачивают коллектив, сближают педагога - ребенка - родителей, учат сопереживать и помогать друг другу, развивают их творческую активность.

ⅤⅠⅠ. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися адаптированной дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с ОВЗ, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Освоение обучающимися дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» для детей с ОВЗ завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой школой.

Итоговая аттестация проводится в форме итоговых экзаменов по предметам:

  1. Музыкальный инструмент (фортепиано)
  2. Основы музыкальной грамоты и слушание музыки.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

  1. общие знания о композиторах, музыкальных произведениях;
  2.  общие знания об основах музыкальной терминологии, инструментального репертуара, ансамблевого репертуара;
  3.  достаточный для ребёнка с ОВЗ уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных форм и жанров;
  4.  владение навыками слухового восприятия;
  5.  некоторые творческие умения и навыки: пение гаммы, навыки дирижирования
  6.  владение основными вокальными навыками;
  7.  наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры. Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично;

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно;

«2» - неудовлетворительно.

Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.

Критерии оценки

Общие критерии оценивания выступлений в рамках промежуточной и

итоговой аттестации

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

знания, умения, навыки, отвечающие

всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

наличие небольших недочётов в умениях,

навыках, пробелов в знаниях

3(«удовлетворительно»)

неуверенное        владение        знаниями,

умениями, навыками

2(«неудовлетворительно»)

комплекс серьезных недостатков в

развитии умений, навыков, отсутствие знаний

по предмету

При оценивании обучающегося, осваивающего адаптированную общеразвивающую программу «Основы музыкального исполнительства. Фортепиано» для детей с ОВЗ, следует учитывать:

  1. формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  2. степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
  3. особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное развитие;
  4. развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
  5. развитие творческого потенциала;
  6. наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
  7. овладение основными практическими умениями и навыками в некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, хоровом, ансамблевом исполнительстве;
  8. степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Материально-техническое обеспечение программы:

Для успешной реализации программы необходимы:

  1. Освещённый кабинет
  2. Настроенное фортепиано
  3. Музыкальная нотная литература
  4. Музыкальные аудио и видеозаписи
  5. Методическая литература

Методическая литература для педагогов

  1. Алексеев А.Д. Методика фортепианной игры, изд-во Музыка - М.,1971 г.
  2. Баренбойм Л. «Путь к музицированию» - Ленинград «Советский композитор» - 1980г.
  3. Выготский Л.С. «Психология искусства» - М.,1986 г.
  4. Данилова О. Н. «Музыкальный мир личности». - М., 1993 г.
  5. Землянский Б.А. «О музыкальной педагогике». - М.,1987 г.
  6. Зимина А.Н. «Основы музыкально-эстетического воспитания и развития детей младшего возраста» - М., 2000 г.
  7. Иванов А.А., Рудашевская О.В. «Пальчиковая гимнастика» - С-Пб 2004 г.
  8. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» - М.,1981г.
  9. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» -

М., 1972 г.

  1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников». // Учеб. пособие. - М. 2001 г.
  2. Смирнов М.И. «Эмоциональный мир музыки». - М.,1983г. Тургенева Э., Малюков А. «Пианист-фантазер» - Ленинград «Советский композитор» - 1987г.
  3. «Вопросы музыкальной педагогики». Редактор-составитель Усов Н.А., изд-во Музыка - М.,1984г.

Музыкально-нотная литература для детей

  1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой» - М.,1985г.
  2. Бах И.С. «Маленькие прелюдии и фуги» - М.,1972г.
  3. Гнесина Е. «Фортепианная азбука» - М.,1972г.
  4. Лешгорн И. «Этюды для фортепиано» - М.,1981г.
  5. Ляховицкая Ф.Ф. "Сборник пьес этюдов и ансамблей» (1,2 ч.) - М.,1978г.
  6. Фортепиано 1, 2, 3, 4, 5 классы. Под ред. Б. Милич. - Киев, «Музыкальная Украина» - 1978г.
  7. «Улыбка - мелодии из мультфильмов». Под ред. В. Модель., Музыка - Ленинградское отд.,1991.
  8. «Когда не хватает техники» Фортепианные ансамбли для детей. Сост. Е. Медведовский.
  9. Николаев Н.В. «Школа игры на фортепиано» - М.,1999г.
  10. «Юный пианист». Вып.1, 2, 3 (под ред. Л.М.Ройзмана) - М., 1962.
  11. Тушинок К. «Цветной дождь» - Тверь, 2000 г.
  12. Тушинок К.К. «Юному любителю полифонии» - Тверь, 2009г.
  13. Ходош В. «У Лукоморья...» 20 зарисовок для ф-но по мотивам произведений А.С.Пушкина. - Изд. Феникс. - Ростов н /Д ,1999 г.
  14. Черни К. «Избранные фортепианные этюды» 1-2 тетради, 1987г.
  15. Чайковский П.И. «Детский альбом» - М.,1976г.
  16. Якушенко И. «Джазовый альбом», Музыка. - М.1988г.

Программа учебного предмета «Сольфеджио  и слушание музыки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Предмет «Музыкальная грамота и слушание музыки» занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус. На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.

Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» Программа по предмету «Музыкальная грамота и слушание музыки» рассчитана на четыре года обучения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота».

Виды учебной нагрузки

С рок обучения/класс

4 года обучения

(1-4 классы)

Максимальная учебная нагрузка (на весь период

272

обучения)

Количество часов на аудиторные занятия

4 5

45

45

45

Общее количество часов на аудиторные занятия

136

Количество часов на самостоятельные занятия

136

Количество часов на аудиторные занятия (в

неделю)

1

1

1

1

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в индивидуальной форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма работы позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачами предмета «Музыкальная грамота и слушание музыки» являются:

  • обучение основам музыкальной грамоты;
  • формирование умения пользоваться музыкальной терминологией;
  • формирование художественно-образного мышления;
  • развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;
  • формировать целостное представление о национальной

художественной танцевальной и музыкальной культуре;

  • формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • эстетическое воспитание учащихся средствами музыкального искусства.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
  • репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
  • метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);
  • аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках программы, являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база ДМШ №24 соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной

мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана

Учебно-тематический план

1 год обучения

Разделы

Общее количество

часов

Теория

Практика

Вокально-интонационный навык

6

1

5

Слушание музыки

7

2

5

Воспитание        музыкального

восприятия (анализ)

6

1

5

Воспитание чувства метроритма

6

1

5

Теоретические сведения

10

6

3

Итого:

34

11

23

Содержание
Первый  класс

Главной задачей 1 года обучения является ознакомление учащихся со спецификой музыки как вида искусств, с многообразием содержания музыкальных произведений, музыкальными жанрами, основами музыкальной грамоты. Средства музыкальной выразительности. Умение музыкально-образно воспринимать музыкальное произведение. Воспитание ритмического чувства (марш, полька, вальс). Музыкальная фраза, динамика.

Умение слышать сильную долю, определять размер, воспринимать ритмические рисунки. Ноты, длительности. Тональности До мажор, Фа мажор,  Размеры 2/4, 3/4

Содержание

                                                             Второй класс

История развития оркестра. Особенности звучания отдельных музыкальных инструментов. Виды оркестров. Состав симфонического оркестра. Танцевальная культура западно-европейских стран. Национальный фольклор в творчестве русских композиторов Х1Х-ХХ веков. Народные инструменты. Три вида минора. Интервалы- понятие. Тональности с двумя знаками при ключе. Басовый ключ.

Содержание

                                                         Третий класс

Музыкальная форма. Знакомство с простыми формами на примере «Детского альбома» Чайковского. Вариации, рондо, сонатная форма, фуга. Жанры оперы и балета. Музыкальные эпохи. Композиторы И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен.

Интервалы ,тоническое трезвучие. Ритмические рисунки восьмая-две шестнадцатых, две шестнадцатых-восьмая. Тональности с 3знаками при ключе.

Содержание

Четвертый класс

Русские композиторы 19 и 20 века: М.И.Глинка, М.П. Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С .В .Рахманинов, С.С.Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.Свиридов.

Трезвучия главных ступеней, интервалы, Тональности с 3-4 знаками при ключе.

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы музыкальной грамоты и слушание музыки»:

Срок обучения по программе - 4 года

Распределение по годам

обучения

Класс

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в

неделях)

33

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в

неделю)

1

1

1

1

Общее количество часов на аудиторные занятия

(по годам)

135

Общее количество часов на самостоятельную

работу

33

34

34

34

Общее количество часов на самостоятельную

работу (по годам)

135

Максимальная учебная нагрузка (на весь период

обучения)

270

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • знание специфики музыки как вида искусства;
  • знание музыкальной терминологии; знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
  • умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;

умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Основы музыкальной грамоты и слушание музыки» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года в 4-м классе.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

График и форму проведения промежуточной аттестации по данному предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

По завершении изучения предмета «Основы музыкальной грамоты и слушание музыки» проводится промежуточная аттестация в конце 4 класса в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При проведении зачета необходимо учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Критерии оценки

По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с

программными требованиями.

Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»

Полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

Ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического

материала

2

(«неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся

следствием отсутствия домашней подготовки.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально - слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально - танцевальному искусству.

Методику работы по программе определяют возрастные особенности

обучающихся. Обучение должно носить эмоционально - образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.

Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности .

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная и методическая литература

  1. Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980
  2. Батицкий М. Знаете ли вы музыку? М., Музыка, 1985
  3. Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е - Калининград, Музыка, 1975
  4. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006
  5. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
  6. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт- Петербург, 1997
  7. Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки М., Терра-книжный клуб, 2005
  8. Рекомендации по организации образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06
  9. Слушание музыки. Для 1-3 кл. Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008
  10. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - Музыка, 1988
  11. Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г.
  12. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДТТТИ». Методические рекомендации, 1998
  13. Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ - Феникс, Ростов-на-Дону, 2009