Методический доклад «Создание творческой среды, как почвы для профессионального самоопределения выпускников ДШИ».
Тема профессиональной ориентации выпускников на сегодняшний день весьма актуальна. В методическом докладе изложены основные направления профориентационной работы в ДШИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_doklad_proforientatsionnaya_rabota.docx | 19.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича» г. Курска.
Методический доклад
«Создание творческой среды, как почвы для профессионального самоопределения выпускников ДШИ».
подготовила: зам. директора
по учебно-воспитательной работе
О.М. Рудская
ПС от 10.01.2024 г.
Современное образование в школе искусств ставит перед педагогическим коллективом ряд задач, одной из которых является «повышение привлекательности/статуса творческой профессии». На региональном и муниципальном уровнях детские школы искусств получают директивы о необходимости увеличивать количество поступающих в ССУЗы и ВУЗы. Тема профессиональной ориентации выпускников на сегодняшний день весьма актуальна.
Важная миссия возложена на педагогов школ искусств, обучающих в своих классах учеников профориентационной группы – создать необходимые условия для интеллектуального, культурного и нравственного развития выпускников с целью их последующего профессионального обучения в образовательных учреждениях культуры и искусств. Важнейший аспект данной проблемы – организация профессионального сопровождения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребностей общества. Профессиональное самоопределение выпускников - одна из важнейших задач работы педагогических коллективов. Профориентационная работа - одна из приоритетных.
Профориентация в ДШИ - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о профессии: еѐ психофизических характеристиках, востребованности на рынке труда. Выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование, а так же создание условий эффективного развития одаренных учащихся для дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере искусства, их эстетического воспитания, духовно-нравственного развития путем приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Основными направлениями профориентационной работы в школе являются: профессиональная информация; профессиональное воспитание; профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора конкретной профессии, о потребностях общества в кадрах, о системе профессиональных учебных заведений и путях получения профессии. Сегодня любой желающий может найти подобную информацию на просторах глобальной сети Интернет. Средние профессиональные и высшие учебные заведения имеют собственные сайты и страницы в социальных сетях, где абитуриенты могут ознакомиться с условиями поступления, разнообразными формами деятельности учреждения, задать вопросы в режиме онлайн. Чтобы результат профориентационной работы в ДШИ был устойчивым и более эффективным, она должна быть систематической и идти по четырѐм направлениям: информационная работа в школе, работа с педагогами, работа с родителями, работа с учениками.
1. Информационная работа в школе.
Информационные стенды. В коридорах на видном месте можно оформить стенды, которые будут акцентировать внимание на привлекательных сторонах профессии. Примерная тематика: достижения учащихся и преподавателей школы, интересные факты из биографии знаменитых музыкантов, художников, коллективов, фото и результаты конкурсных выступлений, истории из жизни выпускников школы. Отдельную рубрику следует посвятить будущим выпускникам. Стенд должен включать информацию о тех учебных заведениях, в которых они могут продолжить образование. Также следует указать ссылки на сайты и, если такой имеется, телефон консультанта по профориентации, куда могут обращаться учащиеся и их родители.
Информационные встречи. Встречи необходимо организовывать как для учащихся, так и для родителей. Сама встреча может включать небольшой концерт и презентацию с фотографиями студенческой жизни. Для родителей целесообразно приглашение специалистов рынка труда и преподавателей профессиональных учебных заведений.
Информационные мероприятия. Сюда можно отнести экскурсии в колледж, посещение концертов с участием студентов музыкальных учебных заведений, приглашение студентов музыкального колледжа с агитационными концертами в школу.
2. Работа с педагогами.
В школе необходимо проводить педсоветы, производственные совещания с приглашением специалистов службы занятости, управления культуры, которые проанализируют рынок труда, социально – экономические условия, подчеркнут востребованность профессии педагога-музыканта. Педагогам поможет проведение методических советов, семинаров с рассмотрением вопросов методики профориентацнонной работы, обменом опыта ее проведения, например: - «Теория и практика профориентационной работы»; - «Методика профориентационной работы по возрастным группам»; - «Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии».
3. Работа с родителями.
Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. Кто как ни они лучше всех знают своих детей, желают им добра и максимально заинтересованы в их будущих успехах? От родителей зависит многое. Необходимо: - организовать для родителей цикл лекций по темам «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Новые профессии и специальности», «Актуальные вопросы профессионального выбора», «Основные тенденции на рынке образования и труда» с участием преподавателей музыкального училища; - проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися; - организовать для родителей встречи со специалистами рынка труда и преподавателями - музыкантами.
4. Работа с учащимися:
- проведение экскурсий в музыкальное учреждение;
- проведение классных часов по данному направлению;
- осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся;
- проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию музыканта, художника и т.д.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих склонностей и способностей.
Цель: создание условий эффективного обучения и развития одаренных учащихся для дальнейшего получения профессионального образования в сфере искусства.
Задачи:
1. Развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации. 2. Оказание выпускнику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии.
3. Поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников. Формы учебной работы с подростками должны включать в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии.
Для успешного решения задач по профориентации учащихся коллективу ДШИ необходимо: помочь разобраться в содержании профессии, определить привлекательные стороны этой профессии; научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности; сформировать положительное отношение к своему труду. Одним из важных направлений профессиональной ориентации учащихся являются различные конкурсы и фестивали в разных возрастных категориях, участвуя в которых дети даже младшего возраста имеют возможность пообщаться со студентами, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии.
Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Такая консультация носит индивидуальный характер и проводится при помощи различных методик. В идеале, если ее проводит профконсультант, но не все могут и хотят обращаться к этому специалисту. В связи с этим, педагоги могут самостоятельно провести ряд диагностических тестов и тренингов, которые помогут выявить склонности личности учащегося к определенной сфере деятельности. Среди самых популярных:
1. Дифференциально-диагностический опросник (он же опросник Климова) на профориентацию: предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий "Человек – Природа", "Человек – Техника", "Человек – Знак", "Человек – Художественный образ", "Человек – Человек".
2. «Карта интересов», модификация Филимоновой О.Г.
3. Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А. Йовайши).
4. Методика изучения профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности) Дж. Холланда.
5. Тест-опросник диагностики темперамента Г. Айзенка (EPI) и другие.
Такие тесты можно давать уже учащимся подросткового возраста, когда проблема самоопределения в целом является актуальной для личности школьников. Подростки охотно берутся за различные тесты и относятся весьма серьезно к их выполнению. А результат такого тестирования поможет выбрать сферу дальнейшей профессиональной деятельности.
Важно помнить, что профориентационная работа приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровня способностей и успеваемости.
3. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).