Главные вкладки
«Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» УМК Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока музыки | 32.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки
Ф.И.О. учителя: Цицилина Юлия Витальевна
МБОУ СОШ №24
Предмет. Музыка. 5 класс Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»
Цель: создать условия для формирования у учащихся интереса к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальные и литературные образы сказочных персонажей по средствам технологии развития ассоциативно – образного мышления. Овладение образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.
Задачи урока:
1. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русских фольклорных персонажей и их музыкальных портретов.
2. Познакомить с жанром симфонической миниатюры. Сформировать представление о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа
3. На слух определять музыкальные инструменты, познакомить с новым термином «программная музыка».
4.Развивать умение слушать, наблюдать, сравнивать, анализировать музыку.
5.Воспитывать интерес к музыке русских композиторов.
6.Осмысление образных, жанровых и стилевых основ народной и профессиональной музыки и значения народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.
Планируемые результаты:
Личностные – формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров, потребности общения с музыкальным искусством своего народа;
Метапредметные: умение работать с источниками информации, наличие собственной позиции, анализ своих умений и навыков;
Предметные: понимание значения деятельности композитора, слушателя, общие представления о выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы
Тип урока. «Открытие» нового знания.
Вид урока: урок- путешествие Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения наглядный, частично-поисковый, контроля и самоконтроля, методы стимулирования и мотивации учения (метод «сходства-различия», метод моделирования ситуаций прогнозирования художественно образных ассоциаций к конкретным музыкальным произведениям («Если бы я был музыкантом.. и т.д); методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод погружения, метод имитационного моделирования, метод «пластическое интонирование»).
Оборудование и учебные пособия:
Компьютер, проектор, колонки, доска,
персональный компьютер;
мультимедийная установка;
презентация со встроенными
видеозаписями Культура А.К. Лядов; симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова;
«Академия Занимательных наук.» (челеста)
музыкальный инструмент-фортепиано, ноты песни.
иллюстративный материал: портрет А.К. Лядова, картинки сказочных персонажей-нечистой силы.
Для учащихся.
учебник,
карточка-тест для самостоятельной работы
лист самооценки
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||
I.Самоопределение к деятельности (2мин) Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Музыкальное приветствие: здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. Урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку. Слайд 1 | Музыкальное приветствие: Дети садятся за парты, соблюдая правила посадки, слушают учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать. | ||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (2мин) Цель: - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения - выявить место затруднения, - выявить недостающие знания | Учитель: - О чем-то скрипит половица, - Как вы думаете, что объединяет народные песни, сказки, загадки? Слайд 2 Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. | Ученики слушают Ученики отвечают — Это устное народное творчество - Устное народное творчество называют фольклором | П: формулирование познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя. К: допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию. | ||||||||||||||||||||||||
III. Постановка учебной задачи (2 мин) Цель: - организовать постановку цели урока | -Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
- Правильно, тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». Запишите. Слайд 3. Выбираем командиров групп. Вы ставите бал за правильный ответ каждому из своей группы. - Как вы думаете, о чем мы можем узнать сегодня на уроке? Какую цель можно поставить? Чтобы дойти до цели, какие задачи нам нужно выполнить? | Дети формулируют тему урока. Ученики ставят цель: -Можем узнать, как Кикимору изображают в литературе и как, в музыке. - Можем сравнить образ Кикиморы в литературе и в музыке. | П: формулирование познавательных задач. Р: умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно или с помощью учителя. К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | ||||||||||||||||||||||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения «Открытие» нового знания. (19 мин) Цель: - реализовать построенный проект в соответствии с планом - сформулировать новое знание | - Откуда мы можем узнать о Кикиморе? О ее внешнем виде, о привычках, о характере? Работа с текстом. -Чтобы продолжить знакомиться с образом Кикиморы, нам нужно обратиться к учебнику, откройте страницу 19. Сначала обратим внимание на незнакомые слова. Словарная работа. Учитель обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте до его прочтения (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознань) Кудесник – волшебник, чародей, колдун. Тешит – развлекать, забавлять. Кудель конопельная – очищенное волокно конопли, приготовленные для прядения. Пряжа пеньковая – пряжа для рыболовных сетей. Спознать – узнать, признать, распознать. - Читает ученик! Все внимательно следят. - (Работа в группах) Учитель консультирует по мере необходимости, контролирует, подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу. Следующее задание: 1 Группа находит в тексте «Как выглядит Кикимора» 2 группа – «Какова по характеру Кикимора» 3 группа находит - «Какие звуки вы услышали в тексте?» - Стучит, гремит, свистит, шипит – это какие звуки? (шумовые) | Из сказок, из книг, из Интернета, из музыкальных произведений Ученики работают с отрывком из сказания о Кикиморе И. Сахарова «Стучит, гремит Кикимора Работа с текстом. Работа в группах Ученики цитируют текст сказания. Ученики перечисляют. Шумовые. | П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. | ||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза | |||||||||||||||||||||||||||
- Звучит ли музыка в сказании? -Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
Организация работы в группах. Предложите варианты средств музыкальной выразительности: 1гр: темп, динамика. 2гр: лад, регистр. 3 гр: мелодия, тембр Итак, проверим ваши предположения. Найдите в учебнике какой композитор написал симфоническую миниатюру «Стучит, гремит, Кикимора…»? видеозапись – знакомство с русским композитором А. К. Лядовым. Знакомство с новым музыкальным произведением. Слушание. Поставьте знак слушания, запишите название произведения. Слайд 8-10 - Перед вами таблица для определения характера музыкального произведения. Подберите слова, характеризующие музыкальное произведение. - Какие музыкальные инструменты озвучивали главных героев? Знакомство с новым инструментом Челеста. видеозапись «Академия Занимательных наук.» - Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. -Чем заканчивается музыкальная сказка? - Почему в симфонической миниатюре композитор использовал разные темпы, и уровни динамики? -Песня, с которой мы сегодня познакомимся называется «Песня о волшебниках» Слова В. Лугового. Музыка Г. Гладкова Текст на экране. Слушание. Анализ текста. «Новогодние приключения Маши и Вити» — детский новогодний фильм-сказка. Они такие разные – младшеклассники Витя, верящий только в технику, и Маша, верящая в чудеса. В школе ребята встречают настоящего сказочного Деда Мороза, который оправляет их в «Сказку», на помощь Снегурочке: Снегурочку похитил Кащей, чтобы устроить Новый Год для своей нечисти. Работа над вокально-хоровыми навыками. Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Работа над дыханием. Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами. Работа над естественным, свободным звуком. Работа над дикцией. | Ответы. Русский композитор Анатолий Константинович Лядов (показ портрета), ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора». Определяют характер, прослушанного произведения. (Работа в группах) 1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. 2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание? 3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку». Сделав паузу, спросить, что произошло с музыкой? Почему? После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Восприятие. Анализ текста. Вокально–хоровая работа. Песня рассказывает о дружбе и о том, что ежедневно сто чудес совершает дружба. Сказки учат нас преодолевать трудности и находить выход из любых ситуаций. Они учат нас быть добрыми, всегда спешить на помощь другу Учащиеся разучивают песню, а затем исполняют ее по нотной записи на экране, обращая внимание на наличие пауз во вступлении и между куплетами исполняют песню. | Л -проявление эмоциональной отзывчивости К.- вокализация песни на слоги, исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем П. – закрепление музыкальных терминов: пауза, запев, припев Л.-эмоциональное исполнение | |||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление (10 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового материала | - Предлагаю ещё раз послушать фрагмент. Когда заиграет кларнет хлопает 1 группа, рожок – 2 группа, челеста -3группа, когда закончится вступление и начнется следующая часть.
— Это произведение относится к программной музыке. Что значит программная музыка? | Слушают и отмечают хлопком изменения в музыке. Работают с текстом. Записывают определение. | Л: осознание ответственности за общее дело. П: сравнивать и анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин) Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку: - С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? - Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали? - Кто такая Кикимора? - Что такое программная музыка? - Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев? - Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении? - Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать? - Какую песню вы сегодня разучили? - Оцените свою работу, заполнив оценочный лист. Командиры команд выставляют оценки каждому из своей группы. - Запишите Д/з. 1.Нарисовать образ Кикиморы такой, какой вам подсказала музыка или литература, или своё воображение. (образ кота – Баюна).
Сдайте листы. Спасибо за урок! | Ответы детей Дети заполняют оценочный лист.
| Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе. |