«Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»

Цицилина Юлия Витальевна

Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» УМК Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. 5 класс.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока музыки

Ф.И.О. учителя: Цицилина Юлия Витальевна

МБОУ СОШ №24

Предмет. Музыка. 5 класс                                                                                                                                                                                                                             Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…»      

Цель: создать условия для формирования у учащихся интереса к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальные и литературные образы сказочных персонажей по средствам технологии развития ассоциативно – образного мышления. Овладение образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.

Задачи урока:

1. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русских фольклорных персонажей и их музыкальных портретов.

2. Познакомить с жанром симфонической миниатюры. Сформировать представление о возможностях симфонического оркестра в музыкальном воплощении фольклорного образа

3. На слух определять музыкальные инструменты, познакомить с новым термином «программная музыка».

4.Развивать умение слушать, наблюдать, сравнивать, анализировать музыку.

5.Воспитывать интерес к музыке русских композиторов.

6.Осмысление образных, жанровых и стилевых основ народной и профессиональной музыки и значения народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                                          

Личностные – формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его стилей, форм и жанров, потребности общения с музыкальным искусством своего народа;                                              

Метапредметные: умение работать с источниками информации, наличие собственной позиции, анализ своих умений и навыков;  

Предметные: понимание значения деятельности композитора, слушателя, общие представления о выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы

Тип урока. «Открытие» нового знания.  

Вид урока:  урок- путешествие                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, групповая и индивидуальная работа.

 Методы обучения наглядный, частично-поисковый, контроля и самоконтроля, методы стимулирования и мотивации учения (метод «сходства-различия», метод моделирования ситуаций прогнозирования художественно образных ассоциаций к конкретным музыкальным произведениям («Если бы я был музыкантом.. и т.д); методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод погружения, метод имитационного моделирования, метод «пластическое интонирование»).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Оборудование и учебные пособия:

 Компьютер, проектор, колонки, доска,

персональный компьютер;

 мультимедийная установка;

презентация со встроенными

видеозаписями Культура А.К. Лядов; симфонической миниатюры «Кикимора» А.К. Лядова;

«Академия Занимательных наук.» (челеста)

музыкальный инструмент-фортепиано, ноты песни.

иллюстративный материал: портрет А.К. Лядова, картинки сказочных персонажей-нечистой силы.

Для учащихся.

учебник,

карточка-тест для самостоятельной работы

лист самооценки

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности (2мин)

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Музыкальное приветствие: здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас урок необычный. Урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Слайд 1

     Музыкальное приветствие:

Дети садятся за парты, соблюдая правила посадки, слушают учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать.

II. Актуализация знаний и фиксации затруднения в деятельности (2мин)

Цель:

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия и нахождение места затруднения

- выявить место затруднения,

- выявить недостающие знания

Учитель:

- О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

- Как вы думаете, что объединяет народные песни, сказки, загадки?

Слайд 2

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

Ученики слушают

Ученики отвечают

— Это устное народное творчество

- Устное народное творчество называют фольклором

П: формулирование познавательных задач, выбор способов их решения, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.

 К: допускать возможность существования различных точек зрения, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

III. Постановка учебной задачи      

(2 мин)

Цель:

- организовать постановку цели урока

-Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

 

- Правильно, тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…». Запишите. Слайд 3.

Выбираем командиров групп. Вы ставите бал за правильный ответ каждому из своей группы.

- Как вы думаете, о чем мы можем узнать сегодня на уроке? Какую цель можно поставить? Чтобы дойти до цели, какие задачи нам нужно выполнить?

Дети формулируют тему урока.

Ученики ставят цель:

-Можем узнать, как Кикимору изображают в литературе и как, в музыке.

- Можем сравнить образ Кикиморы в литературе и в музыке.

П: формулирование познавательных задач.                                                     Р: умение определять и формулировать цель на уроке самостоятельно или с помощью учителя.

К: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

«Открытие» нового знания. (19 мин)

Цель:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом

- сформулировать новое знание

- Откуда мы можем узнать о Кикиморе? О ее внешнем виде, о привычках, о характере?

Работа с текстом.

-Чтобы продолжить знакомиться с образом Кикиморы, нам нужно обратиться к учебнику, откройте страницу 19. Сначала обратим внимание на незнакомые слова.

Словарная работа. Учитель обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте до его прочтения (кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, спознань)

Кудесник – волшебник, чародей, колдун.

Тешит – развлекать, забавлять.

Кудель конопельная – очищенное волокно конопли, приготовленные для прядения.

Пряжа пеньковая – пряжа для рыболовных сетей.

Спознать – узнать, признать, распознать.

 - Читает ученик! Все внимательно следят.

 - (Работа в группах)

Учитель консультирует по мере необходимости, контролирует, подсказывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.

Следующее задание:

1 Группа находит в тексте «Как выглядит Кикимора»

2 группа – «Какова по характеру Кикимора»

3 группа находит - «Какие звуки вы услышали в тексте?»

- Стучит, гремит, свистит, шипит – это какие звуки? (шумовые)

Из сказок, из книг, из Интернета, из музыкальных произведений

Ученики работают с отрывком из сказания о Кикиморе И. Сахарова «Стучит, гремит Кикимора

Работа с текстом.

Работа в группах

Ученики цитируют текст сказания.

Ученики перечисляют.

Шумовые.

П: осуществлять поиск нужного текстового материала в учебнике, воспринимать смысл познавательного текста, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Динамическая пауза

- Звучит ли музыка в сказании?

-Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

 

Организация работы в группах.

Предложите варианты средств музыкальной выразительности: 1гр: темп, динамика.

2гр: лад, регистр. 3 гр: мелодия, тембр

Итак, проверим ваши предположения. Найдите в учебнике какой композитор написал симфоническую миниатюру «Стучит, гремит, Кикимора…»?

видеозапись – знакомство с русским композитором А. К. Лядовым.  

Знакомство с новым музыкальным произведением. Слушание.

Поставьте знак слушания, запишите название произведения.

Слайд 8-10

- Перед вами таблица для определения характера музыкального произведения. Подберите слова, характеризующие музыкальное произведение.

- Какие музыкальные инструменты озвучивали главных героев?    

Знакомство с новым инструментом Челеста.

видеозапись «Академия Занимательных наук.»

- Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

-Чем заканчивается музыкальная сказка?

- Почему в симфонической миниатюре композитор использовал разные темпы, и уровни динамики?

-Песня, с которой мы сегодня познакомимся называется «Песня о волшебниках» Слова В. Лугового. Музыка Г. Гладкова

Текст на экране. Слушание. Анализ текста.

«Новогодние приключения Маши и Вити» — детский новогодний фильм-сказка. Они такие разные – младшеклассники Витя, верящий только в технику, и Маша, верящая в чудеса. В школе ребята встречают настоящего сказочного Деда Мороза, который оправляет их в «Сказку», на помощь Снегурочке: Снегурочку похитил Кащей, чтобы устроить Новый Год для своей нечисти.

Работа над вокально-хоровыми навыками. Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.

Работа над дыханием. Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами.

Работа над естественным, свободным звуком.

Работа над дикцией.

Ответы.

Русский композитор Анатолий Константинович Лядов (показ портрета), ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».

Определяют характер, прослушанного произведения. (Работа в группах)

1 раздел - Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”.

2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел - челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».

Сделав паузу, спросить, что произошло с музыкой? Почему?

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся.              

Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.

Восприятие. Анализ текста.

Вокально–хоровая работа.

Песня рассказывает о дружбе и о том, что ежедневно сто чудес совершает дружба. Сказки учат нас преодолевать трудности и находить выход из любых ситуаций. Они учат нас быть добрыми, всегда спешить на помощь другу

Учащиеся разучивают песню, а затем исполняют ее по нотной записи на экране, обращая внимание на наличие пауз во вступлении и между куплетами исполняют песню.

Л -проявление эмоциональной отзывчивости

К.- вокализация песни на слоги, исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем

П. – закрепление музыкальных терминов: пауза, запев, припев

Л.-эмоциональное исполнение

V. Первичное закрепление (10 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового материала

- Предлагаю ещё раз послушать фрагмент. Когда заиграет кларнет хлопает 1 группа, рожок – 2 группа, челеста -3группа, когда закончится вступление и начнется следующая часть.

 

 — Это произведение относится к программной музыке. Что значит программная музыка?

Слушают и отмечают хлопком изменения в музыке.

Работают с текстом. Записывают определение.

Л: осознание ответственности за общее дело.

П: сравнивать и анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

К: активно участвовать в учебно-познавательной деятельности.

VII. Рефлексия деятельности (итог урока) (5 мин)

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

- Какую песню вы сегодня разучили?

- Оцените свою работу, заполнив оценочный лист. Командиры команд выставляют оценки каждому из своей группы.

 - Запишите Д/з.

1.Нарисовать образ Кикиморы такой, какой вам подсказала музыка или литература, или своё воображение. (образ кота – Баюна).

                                                 

Сдайте листы. Спасибо за урок!

Ответы детей

Дети заполняют оценочный лист.

Оценка

Да

(+)

Затрудняюсь(?)

Нет

(-)

Я запомнил фамилию композитора

Я запомнил новые термины:

Симфоническая миниатюра

Народное сказание

Программная музыка.

Я могу охарактеризовать героя с помощью средств музыкальной выразительности

Я могу сравнить литературный и музыкальный образ (найти общее и различное)

Я согласен, что симфонический оркестр может изобразить фольклорный персонаж

Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Л: внутренняя позиция школьников на уровне положительного отношения к школе.