МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ЮНОГО ВОКАЛИСТА К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ».

Рудская Ольга Михайловна

Цель данной методической разработки – оказание помощи педагогам в сфере дополнительного образования, работающим в вокальном направлении, при подготовке обучающихся к конкурсным выступлениям. Настоящие рекомендации призваны помочь педагогам снизить уровень сценического волнения учащихся по средствам выработки четкого алгоритма действий при данном виде работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_yunogo_vokalista_k_konkursnym_vystupleniyam.docx660.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №5 им. Д. Д. Шостаковича» г. Курска

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА ЮНОГО ВОКАЛИСТА К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ».

                                                       

подготовила: преподаватель Рудская О.М.

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Первый этап. Выбор песни.

Второй этап. Работа над песней.

Третий этап. Постановка номера.

   Четвёртый этап. Сценический опыт.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  2. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ. 

            Фестивали, конкурсы различного уровня являются одной из распространённых форм работы с исполнителями различных жанров.

           Пение - один из самых популярных видов музыкального искусства. Объясняется такая популярность тем, что именно вокальная музыка, наиболее легко воспринимаемая на слух, доступна по форме любому неискушенному слушателю. Именно ее популярность и доступность создают предпосылки сильного влияния на подростков и молодежь. Юных исполнителей привлекает, прежде всего, своей зрелищностью, возможностью реализовать себя. Однако за внешней простотой и легкостью эстрадного жанра скрывается трудоемкий и сложный процесс становления юного исполнителя. Подготовка к публичному выступлению является важным моментом в образовательном процессе. Для всех учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически. Вместе с тем, психолого-педагогические аспекты подготовки юного исполнителя к концертным выступлениям изучены недостаточно. Отсутствуют прочные теоретические основания решения этой проблемы.

Именно этим обусловлена актуальность данной работы.

Огромная ответственность ложится на педагога, чтобы максимально подготовить учащегося с технической стороны и создать комфортные условия на сцене.

          Цель данной методической разработки – оказание помощи педагогам в сфере дополнительного образования, работающим в вокальном направлении, при подготовке обучающихся к конкурсным выступлениям. Настоящие рекомендации призваны помочь педагогам снизить уровень сценического волнения учащихся по средствам выработки четкого алгоритма действий при данном виде работы.

           К теме участия ребёнка в различных конкурсах многие относятся неоднозначно. Есть сторонники этого современного явления, которые аргументируют своё мнение тем, что ребёнка нужно с детства приучать быть конкурентноспособным, сильным духом и целеустремлённым. К тому же, считают они, процесс подготовки повышает техническое мастерство исполнителя и его профессионализм. Другие же говорят о том, что если у ребёнка, участвующего в конкурсе, не будет ситуации успеха (а ведь он не застрахован от неудачного выступления), то это может в дальнейшем отразиться на его психике, самооценке. Он начнёт сравнивать себя с другими, и у него даже может развиться комплекс неполноценности.

             Из опыта различных телевизионных шоу-проектов мы знаем, что победителями иногда становились дети и в раннем возрасте. Всё очень индивидуально, поэтому, прежде чем начинать готовить ребёнка к участию в конкурсе, взвешивайте все «за» и все «против». И одним из важных аспектов работы при подготовке к конкурсам, фестивалям будет является пошаговый план, который поможет подготовить качественный конкурсный номер и обеспечит вашему ученику высокую оценку жюри.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

К КОНКУРСНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.

Первый этап: выбор песни.

      Итак, вы приняли решение готовить ребёнка к выступлению на конкурсе, и перед вами первым, и самым главным, становится вопрос выбора песни, так как от этого зависит 90% успеха.

Вот основные критерии той музыкально-вокальной композиции, которая принесёт успех вашему ученику.

  1. Выбор песни должен быть основан на том, чтобы показать лучшие и самые сильные стороны исполнителя!

Например, если ребёнок артистичен, то ему лучше исполнять игровые или «характерные» песни, с элементами инсценировки и театрализации.

Или если у ребёнка нежный лирический тембр голоса, тогда ему лучше подобрать песню с красивой мелодией, широким диапазоном.

Проанализируйте все сильные качества ученика и подберите несколько песен. В процессе работы остановитесь на самом «выигрышном» варианте.

  1. Выбранная песня должна соответствовать возрасту исполнителя.

Во-первых, ребёнку должно быть понятно эмоциональное содержание произведения и его текст.

А во-вторых, если песня на слуху, и её все привыкли слышать в студийном исполнении взрослого певца, то скорее всего, исполнение ребёнком этой же песни будет оценено жюри не в его пользу… Отсюда вытекает и следующий пункт.

  1. Песня должна быть не очень известная.

Если же вы берёте популярную вещь прошлых лет, то она должна быть в новой, современной обработке.

Ещё лучше, если песня будет вообще новая, написанная местными авторами или самим ребёнком!

А вот исполняя на конкурсе известную композицию, есть риск, что её поют и другие участники (очень часто на конкурсах звучат одни и те же песни). И тогда, чтобы победить, нужно спеть лучше всех! А это уже задача посложнее, чем выступить с эксклюзивным номером.

  1. Песня должна нравиться самому исполнителю!

И самое главное, она должна быть такой сложности, чтобы ребёнок легко справлялся с ней.

Я думаю, вам понятно то, что на конкурсе надо показать самое лучшее, что уже не будет вызывать у ученика особых трудностей, ни при разучивании, ни при исполнении!

Второй этап. Работа над песней.

https://fsd.videouroki.net/html/2019/12/17/v_5df8adb7213b6/99741907_4.jpeg

После выбора песни начинается самый серьёзный и продолжительный период подготовки – разучивание самой песни. Он состоит также из нескольких этапов. Рассмотрим их.

  1. Первый важный пункт – это работа над эмоциональным содержанием и характером исполнения песни.

В зависимости от возраста и темперамента ребёнка здесь можно применять различные методы и приёмы. Например,

- читать выразительно текст песни;

- разбирать строение музыкальных фраз;

- находить смысловые акценты;

- работать над музыкальной формой;

- прослушать другие варианты исполнения этой песни и отметить, что в них нравится.

2. Очень важна  работа над чистотой интонации! Не допускайте любых неточностей, «вычищайте» каждую ноту! Чистое пение - это залог вашего успеха, поэтому уделяйте этому большое внимание!

  1. Следующий важный момент – работа над техникой исполнения. В зависимости от технических задач конкретного произведения, подбирайте различные приёмы и упражнения, работайте над ними, после чего закрепляйте полученные навыки в песне.

Особое внимание уделяйте вокальному дыханию, работе над звуком, дикцией и артикуляцией, подбору удобной тональности.

Третий этап. Постановка номера.

Постановка номера – следующий, самый интересный этап подготовки. Именно от того, как вы придумаете концепцию вашего номера, зависит, будет ли он оригинальным, запоминающимся, или рядовым и не ярким.

Здесь также нам предстоит разбить работу на следующие части:

1.Работа над мимикой лица и жестами.

Если у ребёнка от природы нет артистических способностей, то его этому надо учить, показывая различные варианты, как можно использовать мимику и жесты во время исполнения песни.

Также необходимо давать юному вокалисту возможность проявлять самостоятельность, иногда даже оригинальность. Но во всём должно быть чувство меры, а также помните о том, что необходимо соблюдать стилистические особенности исполняемого произведения.

2.Работа над сценическим движением.

На этом этапе желательно подключить к работе хореографа. Все движения должны быть музыкальны и ритмичны, гармоничны и естественны.

При этом они не должны мешать исполнителю, а также занимать всё его внимание! Даже в медленной песне необходимо двигаться! В быстрых же композициях следить за тем, чтобы движения не сбивали дыхание.

В том случае, если ребёнку сложно, или песня не предполагает движений, тогда отдавайте предпочтение первому пункту.

Особое внимание обратить на выход и заключение, а также постановку движений на проигрышах.

3. Создание сценического образа.

Детям очень важно прививать сценическую культуру и обращать внимание на все детали:

- сценический костюм, обувь;

- причёска;

- аксессуары.

Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя настоящим артистом, умел перевоплощаться. В этом большую роль играет создание его сценического образа. Иногда здесь также может потребоваться консультация специалиста. Красивый, яркий костюм – визитная карточка исполнителя.

Четвёртый этап. Сценический опыт.

Последним важным моментом подготовки является возможность приобретения исполнителем сценического опыта. Здесь на первый план выходит психологический аспект и развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, смелость, умение собраться и владеть собой.

Для развития этих навыков важен опыт, поэтому желательно выступить с подготовленным номером несколько раз до конкурса:

- перед своими родными и близкими на домашнем концерте;

- на школьном мероприятии или вечеринке;

- на мероприятии городского уровня, или классном концерте.

Каждое выступление будет способствовать развитию всех перечисленных качеств и сведёт к минимуму риск неудачи из-за боязни публичных выступлений, страха перед выходом на сцену, неопытности и т.д.

На этом этапе важно больше хвалить ребёнка, обязательно говорить о его достоинствах, и не заострять внимание на недостатках.

Если у ребёнка всё таки возникнут проблемы, можно проконсультироваться с психологом, который выяснит причину и даст конкретные рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

        И в заключение нужно сказать следующее: работа окончена, когда стерты все следы затраченных усилий и с лица «стерты следы рабочего пота». Трудности преодолены, и певец воплощает музыкальный образ. В концертном исполнении сомнения и пересмотры должны смениться совсем другим состоянием исполнителей – необходим настрой на общение со слушателем, и это всегда радость! Необходимо вырабатывать самое позитивное отношение обучающегося к концертному выступлению, начиная с первого года обучения! Увлеченность музыкальной композицией самими исполнителями имеет громадное значение, как в работе над ней, так и в концертном выступлении. Следует помнить, что уверенность юного исполнителя растет вместе с достижениями и с приобретением опыта; а возможности совершенствования почти безграничны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТРАТУРЫ.


1. Белая Г. М. Основа сценического движения при постановке вокальных номеров. – г. Краснодар: МОУДОД ЦДОД МЭЦ. 2008.

2. Долгушин С. Л. Художественная структура и жанровая типология эстрадного номера. – Омск: Мир музыки. 2006.

3. Орешкина Э. Я. Формирование творческой деятельности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности. – г.Биробиджан, 2010

4. Эстрадный вокал: Авторская программа дополнительного образования / Ющенко О. Л. – МОУ «Погребинская СОШ № 2», 2010.