МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ПОДГОТОВКА ЮНОГО ВОКАЛИСТА К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ».
Цель данной методической разработки – оказание помощи педагогам в сфере дополнительного образования, работающим в вокальном направлении, при подготовке обучающихся к конкурсным выступлениям. Настоящие рекомендации призваны помочь педагогам снизить уровень сценического волнения учащихся по средствам выработки четкого алгоритма действий при данном виде работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_yunogo_vokalista_k_konkursnym_vystupleniyam.docx | 660.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №5 им. Д. Д. Шостаковича» г. Курска
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
«ПОДГОТОВКА ЮНОГО ВОКАЛИСТА К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ».
подготовила: преподаватель Рудская О.М.
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ.
- ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К КОНКУРСНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.
Первый этап. Выбор песни.
Второй этап. Работа над песней.
Третий этап. Постановка номера.
Четвёртый этап. Сценический опыт.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Фестивали, конкурсы различного уровня являются одной из распространённых форм работы с исполнителями различных жанров.
Пение - один из самых популярных видов музыкального искусства. Объясняется такая популярность тем, что именно вокальная музыка, наиболее легко воспринимаемая на слух, доступна по форме любому неискушенному слушателю. Именно ее популярность и доступность создают предпосылки сильного влияния на подростков и молодежь. Юных исполнителей привлекает, прежде всего, своей зрелищностью, возможностью реализовать себя. Однако за внешней простотой и легкостью эстрадного жанра скрывается трудоемкий и сложный процесс становления юного исполнителя. Подготовка к публичному выступлению является важным моментом в образовательном процессе. Для всех учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически. Вместе с тем, психолого-педагогические аспекты подготовки юного исполнителя к концертным выступлениям изучены недостаточно. Отсутствуют прочные теоретические основания решения этой проблемы.
Именно этим обусловлена актуальность данной работы.
Огромная ответственность ложится на педагога, чтобы максимально подготовить учащегося с технической стороны и создать комфортные условия на сцене.
Цель данной методической разработки – оказание помощи педагогам в сфере дополнительного образования, работающим в вокальном направлении, при подготовке обучающихся к конкурсным выступлениям. Настоящие рекомендации призваны помочь педагогам снизить уровень сценического волнения учащихся по средствам выработки четкого алгоритма действий при данном виде работы.
К теме участия ребёнка в различных конкурсах многие относятся неоднозначно. Есть сторонники этого современного явления, которые аргументируют своё мнение тем, что ребёнка нужно с детства приучать быть конкурентноспособным, сильным духом и целеустремлённым. К тому же, считают они, процесс подготовки повышает техническое мастерство исполнителя и его профессионализм. Другие же говорят о том, что если у ребёнка, участвующего в конкурсе, не будет ситуации успеха (а ведь он не застрахован от неудачного выступления), то это может в дальнейшем отразиться на его психике, самооценке. Он начнёт сравнивать себя с другими, и у него даже может развиться комплекс неполноценности.
Из опыта различных телевизионных шоу-проектов мы знаем, что победителями иногда становились дети и в раннем возрасте. Всё очень индивидуально, поэтому, прежде чем начинать готовить ребёнка к участию в конкурсе, взвешивайте все «за» и все «против». И одним из важных аспектов работы при подготовке к конкурсам, фестивалям будет является пошаговый план, который поможет подготовить качественный конкурсный номер и обеспечит вашему ученику высокую оценку жюри.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ
К КОНКУРСНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ.
Первый этап: выбор песни.
Итак, вы приняли решение готовить ребёнка к выступлению на конкурсе, и перед вами первым, и самым главным, становится вопрос выбора песни, так как от этого зависит 90% успеха.
Вот основные критерии той музыкально-вокальной композиции, которая принесёт успех вашему ученику.
- Выбор песни должен быть основан на том, чтобы показать лучшие и самые сильные стороны исполнителя!
Например, если ребёнок артистичен, то ему лучше исполнять игровые или «характерные» песни, с элементами инсценировки и театрализации.
Или если у ребёнка нежный лирический тембр голоса, тогда ему лучше подобрать песню с красивой мелодией, широким диапазоном.
Проанализируйте все сильные качества ученика и подберите несколько песен. В процессе работы остановитесь на самом «выигрышном» варианте.
- Выбранная песня должна соответствовать возрасту исполнителя.
Во-первых, ребёнку должно быть понятно эмоциональное содержание произведения и его текст.
А во-вторых, если песня на слуху, и её все привыкли слышать в студийном исполнении взрослого певца, то скорее всего, исполнение ребёнком этой же песни будет оценено жюри не в его пользу… Отсюда вытекает и следующий пункт.
- Песня должна быть не очень известная.
Если же вы берёте популярную вещь прошлых лет, то она должна быть в новой, современной обработке.
Ещё лучше, если песня будет вообще новая, написанная местными авторами или самим ребёнком!
А вот исполняя на конкурсе известную композицию, есть риск, что её поют и другие участники (очень часто на конкурсах звучат одни и те же песни). И тогда, чтобы победить, нужно спеть лучше всех! А это уже задача посложнее, чем выступить с эксклюзивным номером.
- Песня должна нравиться самому исполнителю!
И самое главное, она должна быть такой сложности, чтобы ребёнок легко справлялся с ней.
Я думаю, вам понятно то, что на конкурсе надо показать самое лучшее, что уже не будет вызывать у ученика особых трудностей, ни при разучивании, ни при исполнении!
Второй этап. Работа над песней.
После выбора песни начинается самый серьёзный и продолжительный период подготовки – разучивание самой песни. Он состоит также из нескольких этапов. Рассмотрим их.
- Первый важный пункт – это работа над эмоциональным содержанием и характером исполнения песни.
В зависимости от возраста и темперамента ребёнка здесь можно применять различные методы и приёмы. Например,
- читать выразительно текст песни;
- разбирать строение музыкальных фраз;
- находить смысловые акценты;
- работать над музыкальной формой;
- прослушать другие варианты исполнения этой песни и отметить, что в них нравится.
2. Очень важна работа над чистотой интонации! Не допускайте любых неточностей, «вычищайте» каждую ноту! Чистое пение - это залог вашего успеха, поэтому уделяйте этому большое внимание!
- Следующий важный момент – работа над техникой исполнения. В зависимости от технических задач конкретного произведения, подбирайте различные приёмы и упражнения, работайте над ними, после чего закрепляйте полученные навыки в песне.
Особое внимание уделяйте вокальному дыханию, работе над звуком, дикцией и артикуляцией, подбору удобной тональности.
Третий этап. Постановка номера.
Постановка номера – следующий, самый интересный этап подготовки. Именно от того, как вы придумаете концепцию вашего номера, зависит, будет ли он оригинальным, запоминающимся, или рядовым и не ярким.
Здесь также нам предстоит разбить работу на следующие части:
1.Работа над мимикой лица и жестами.
Если у ребёнка от природы нет артистических способностей, то его этому надо учить, показывая различные варианты, как можно использовать мимику и жесты во время исполнения песни.
Также необходимо давать юному вокалисту возможность проявлять самостоятельность, иногда даже оригинальность. Но во всём должно быть чувство меры, а также помните о том, что необходимо соблюдать стилистические особенности исполняемого произведения.
2.Работа над сценическим движением.
На этом этапе желательно подключить к работе хореографа. Все движения должны быть музыкальны и ритмичны, гармоничны и естественны.
При этом они не должны мешать исполнителю, а также занимать всё его внимание! Даже в медленной песне необходимо двигаться! В быстрых же композициях следить за тем, чтобы движения не сбивали дыхание.
В том случае, если ребёнку сложно, или песня не предполагает движений, тогда отдавайте предпочтение первому пункту.
Особое внимание обратить на выход и заключение, а также постановку движений на проигрышах.
3. Создание сценического образа.
Детям очень важно прививать сценическую культуру и обращать внимание на все детали:
- сценический костюм, обувь;
- причёска;
- аксессуары.
Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя настоящим артистом, умел перевоплощаться. В этом большую роль играет создание его сценического образа. Иногда здесь также может потребоваться консультация специалиста. Красивый, яркий костюм – визитная карточка исполнителя.
Четвёртый этап. Сценический опыт.
Последним важным моментом подготовки является возможность приобретения исполнителем сценического опыта. Здесь на первый план выходит психологический аспект и развитие таких личностных качеств, как уверенность в себе, смелость, умение собраться и владеть собой.
Для развития этих навыков важен опыт, поэтому желательно выступить с подготовленным номером несколько раз до конкурса:
- перед своими родными и близкими на домашнем концерте;
- на школьном мероприятии или вечеринке;
- на мероприятии городского уровня, или классном концерте.
Каждое выступление будет способствовать развитию всех перечисленных качеств и сведёт к минимуму риск неудачи из-за боязни публичных выступлений, страха перед выходом на сцену, неопытности и т.д.
На этом этапе важно больше хвалить ребёнка, обязательно говорить о его достоинствах, и не заострять внимание на недостатках.
Если у ребёнка всё таки возникнут проблемы, можно проконсультироваться с психологом, который выяснит причину и даст конкретные рекомендации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
И в заключение нужно сказать следующее: работа окончена, когда стерты все следы затраченных усилий и с лица «стерты следы рабочего пота». Трудности преодолены, и певец воплощает музыкальный образ. В концертном исполнении сомнения и пересмотры должны смениться совсем другим состоянием исполнителей – необходим настрой на общение со слушателем, и это всегда радость! Необходимо вырабатывать самое позитивное отношение обучающегося к концертному выступлению, начиная с первого года обучения! Увлеченность музыкальной композицией самими исполнителями имеет громадное значение, как в работе над ней, так и в концертном выступлении. Следует помнить, что уверенность юного исполнителя растет вместе с достижениями и с приобретением опыта; а возможности совершенствования почти безграничны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТРАТУРЫ.
1. Белая Г. М. Основа сценического движения при постановке вокальных номеров. – г. Краснодар: МОУДОД ЦДОД МЭЦ. 2008.
2. Долгушин С. Л. Художественная структура и жанровая типология эстрадного номера. – Омск: Мир музыки. 2006.
3. Орешкина Э. Я. Формирование творческой деятельности ребёнка средствами музыкально-театральной деятельности. – г.Биробиджан, 2010
4. Эстрадный вокал: Авторская программа дополнительного образования / Ющенко О. Л. – МОУ «Погребинская СОШ № 2», 2010.