Протокол открытого урока

Печерская Наталья Александровна

Протокол открытого урока 

"Подготовка к техническому зачету"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_s_frolovym_d.docx23.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Протокол

открытого урока

ДПП «Народные инструменты»

по учебному предмету «Специальность» (гитара)

с учащимся 3 класса

Фроловым Данилой

преподавателя МБОУ ДО «Детская музыкальная школа города Свирска»

Печерской Натальи Александровны

Дата: 12.10.2023 г.

Тема урока: «Подготовка к техническому зачету»

Цель урока: узнать основные этапы подготовки к техническому зачёту.

Задачи:  

Образовательные:

- разбор гамм и этюдов точной аппликатурой, приёмами и штрихами;

- разбор музыкальной формы этюда, динамики, темповые изменения.

Развивающие:

- умение самостоятельно определять основные этапы подготовки к техническому зачёту;

- гаммы и этюды - как основа развития техники музыканта.

Воспитательные:

- правильно распределять домашнее время занятий;

- последовательная отработка музыкальных произведений;

- воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.

Приёмы и методы работы:

- беседа, диалог, метод демонстрации, практические (упражнения, показ).

Оборудование:

- инструмент;

- пульт;

- подставка;

- нотный материал.

План урока

I. Организационный момент (приветствие, постановка цели задачи урока).

  - Вступительное слово.

II. Основная часть (работа с обучающимся).

  - работа над гаммами

  - работа над этюдом

III. Заключительный. (Подведение итогов).

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

I. Приветствие. Вступительное слово преподавателя.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы покажем вам открытый урок по теме: «Подготовка к техническому зачету», цель урока: узнать основные этапы подготовки к техническому зачёту.

Урок мне поможет провести учащийся 3 класса, отделения «Народные инструменты» (гитара) Фролов Данила. Данила имеет хорошие природные данные: ритмический и мелодический слух, музыкальную память. Проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям. В работе с учащимся я учитываю его индивидуальные способности. Данила усидчив, ответственно относится к учебе, внимательно слушает объяснения преподавателя, добросовестно выполняет все задания, что позволяет проводить урок в творческой доброжелательной атмосфере.

II. Начнем мы конечно же с посадки. Обращаем внимание на то, чтобы ребёнок не сидел напряженно. В правой руке хорошая точка опоры на корпус инструмента, кисть свободна.

В левой руке пальцы полукруглые и компактно находятся над ладами. Мышцы в хорошем игровом тонусе. Настроение хорошее.

Одним из важнейших моментов в развитии музыканта является изучение гамм.

Играть гаммы нужно постоянно, а не только в период подготовки к техническому зачету. Нужно взять за правило, играть гаммы, разыгрываться на них как при домашних занятиях, так и в классном порядке. По программе в первом полугодии играются мажорные гаммы, а во втором полугодии-минорные гаммы.

В каждом классе есть определенные требования к гаммам.

В 3-ем классе продолжаем осваивать 3-х октавные гаммы – D-dur, h-moll. Самое главное – это разобрать и играть гаммы правильной аппликатурой, на определенных струнах и в правильных позициях, а не так, как удобно ученику.

Будем рассматривать на примере гаммы D-dur:

- разбираем аппликатуру гаммы;

- следим за пальцами правой и левой руки;

- в левой руке стараемся, чтобы были плавные переходы из позиции в позицию;

- играем гамму разными приемами и штрихами, пальцы правой руки i, m;

- играем гамму приемом тирандо, т.е. удар указательного и среднего пальцев играют снизу вверх т.е. от деки;

- играем гамму пунктиром.

Нужно точно выдержать ноту с точкой и ритмично сыграть последующую ноту. Пунктир должен быть острым и ритмически упругим. Недостаток, который встречается, это не ритмичная игра в пунктире. Дети очень часто играют наугад.

Ученику надо объяснить, что восьмая с точкой мысленно должна заполняться тремя шестнадцатыми. Все это надо отработать в медленном темпе с метрономом;

- играть гамму ритмическими фигурациями: дуолями, триолями, квартолями.

Играть ритмические фигуры, как на каждой ноте, так и на протяжении гаммы;

- играть гамму в максимально быстром темпе.                                

        Следующий этап подготовки к техническому зачету, это работа над этюдом.

Нужно отметить, что все этапы должны проходить одновременно.

Этюды нужны для развития технической возможности музыканта.

Очень часто этюды пишутся на определенный вид техники например: на аккорды, восходящее и нисходящее легато и т.д. Но не нужно рассматривать этюд, как только средство для развития техники.

Этюд должен идти вместе с музыкальными произведениями.

Среди этюдов есть много музыкальных шедевров, которые исполняются в больших концертных залах.

В работе над этюдом можно выделить следующие этапы:

1. Разбор этюда

- играем этюд от начала до конца;

- расставляем аппликатуру левой руки (не всегда аппликатура написанная является верной, подбираем более удобную)

    2. Разбираем и отрабатываем приемы в этом этюде;      

    3. Определяем форму:

     - период, предложения, фразы, мотивы.

    4. Разбираем динамическое развитие произведения, находим кульминацию.

    5. Разбираем темповые изменения:

    - ускорение, замедление, учим все термины, которые встречаются в произведении.

    6. Находим похожие моменты, разделяем произведение на периоды, расставляем цифры, учим наизусть.

    7. Играем этюд в конечном темпе, параллельно продолжаем отрабатывать в медленном темпе.

    8. Концертное исполнение.

Закрепление выработанных навыков применяем в работе над «Этюдом» Ф. Карулли.

Перед началом работы над этюдом мы вспомним, что такое этюд.

Ответ: этюд – инструментальная пьеса, предназначенная для развития техники исполнителя. Каждый этюд заключает в себе определенные технические трудности и служит для их преодоления. Этюды пишутся на определенный вид техники: легато, арпеджио, тремоло, аккорды и т.д.

На предыдущих уроках над этюдом была проделана определенная работа: детальный разбор, отработка правильной аппликатуры, заучивание наизусть. Выявляем пассажи в этюде, полностью проигрываем его, где главной задачей является целостность формы и содержания. Здесь мы можем исполнить «Этюд» в двух вариантах (с применением открытых струн и пассажами в позиции).

Вопрос: что такое позиция, как она определяется?

Ответ: позиция-положение левой руки на грифе инструмента. Номер позиции совпадает с номером лада, на котором находится указательный палец. Работа над этюдом (проигрывание в первой позиции с открытыми струнами). Затем исполнение с переходом в пятую позицию.

Так же в этюде встречается легато (восходящее и нисходящее). Восходящее легато – когда первый звук извлекается ударом правой руки, а второй последующим пальцем левой руки, который опускается с силой на ту же струну, прижимает ее и заставляет звучать без участия правой руки.

При нисходящем легато первая нота получается от удара пальцем правой руки, а вторая от удара пальцем левой руки, который с силой опускается на другую  струну в нужном месте и заставляет ее звучать без участия правой руки. Это достаточно сложный прием, он может не получиться с первого раза, требует кропотливой работы.

        Разбираем динамический план произведения, находим кульминацию.

III. Подведение итогов: гаммы зачастую являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. По мере усложнения репертуара больше требований предъявляется и к технической подготовке. Играть гаммы следует всеми штрихами, во всех ритмических и артикуляционных вариантах, что позволяет в совершенстве овладеть грифом инструмента. Из проведенного занятия становится ясно, что важно не просто выучить гамму и поиграть ее. Только зная, над чем работать, как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из исполнения гамм и применить приобретенные навыки в работе над произведениями.

В конце урока поощрение ребенка за активную, творческую работу и выставление оценки.

Домашнее задание.

Начинать домашние занятия с проигрывания гамм, арпеджио, и только после этого переходить к работе над этюдами. Повторять пьесы для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре.

Использованные интернет-ресурсы:

https://guitarsolo.info/go/?link=http://teslov-music.ru/ 

https://guitarmag.net/

https://notes.tarakanov.net/katalog/instrymenti/gitara1/