Выступление для преподавателей МБУДО: «Теодор Остин – музыкант, педагог, композитор». Из опыта работы.
Меняется время, приходят новые ритмы. Научный прогресс дарует всем нам новые предложения и увлечения. И дети сегодняшние далеко не такие, какими были мы. И поскольку я много лет в профессии, то невольно приходилось встречаться с сами разными детьми, наблюдать за их развитием, отслеживать успехи, анализировать неудачи. Каждый «потеряный для музыки» ребёнок вызывал бурю эмоций. И всё те же вопросы – почему? Как привить им любовь к музыке, как добиться того, чтобы на уроки в музыкальную школу они приходили с желанием и радостью и каковы они - «слагаемые успеха».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dlya_prepodavateley_mbudo.docx | 25.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Теодор Остин – музыкант, педагог, композитор».
Из опыта работы.
Вступление.
Меняется время, приходят новые ритмы. Научный прогресс дарует всем нам новые предложения и увлечения. И дети сегодняшние далеко не такие, какими были мы. И поскольку я много лет в профессии, то невольно приходилось встречаться с сами разными детьми, наблюдать за их развитием, отслеживать успехи, анализировать неудачи. Каждый «потеряный для музыки» ребёнок вызывал бурю эмоций. И всё те же вопросы – почему? Как привить им любовь к музыке, как добиться того, чтобы на уроки в музыкальную школу они приходили с желанием и радостью и каковы они - «слагаемые успеха».
Изучая методические работы ведущих пианистов, психологов я отметила для себя, что первостепенное место в формировании познавательной мотивации в учении играет их интерес, успешность и положительный опыт в данном виде деятельности.
Долгие годы я работала по общепризнанной программе «Фортепиано» для ДМШ, изданной в 1973 году, где представлены произведения разных эпох и стилей.
Сегодня возможности интернет ресурсов открывают перед каждым преподавателем музыкальной школы новые возможности для ознакомления с другими композиторами и их произведениями, неизвестными для меня ранее. Всевозможные ноты оказались в свободном доступе.
Я могу сказать про себя, что я люблю работать над новым, неизвестным мне репертуаром. Так много лет назад, я неожиданно для себя открыла имя немецкого композитора Теодора Остина. Стала апробировать в своей работе различные произведения этого автора. Наблюдать музыкальное развитие детей, их яркий отклик в душе на музыку композитора. В своём выступлении я преследую цель познакомить коллег с творчеством Т. Остина, возможно, что для многих из присутствующих здесь мой опыт станет интересен, а яркие пьесы, которые сегодня прозвучат войдут в репертуар многих юных музыкантов.
Биография.
Теодор Остин , годы жизни ( 18113 – 1870) музыкант, немецкий композитор, педагог. Родися Т. Остин в Берлине . Учился играть на духовых и струнных инструментах в Фюрстенвальде , это небольшой городок, расположенный недалеко от Берлина. Композицию изучал под руководством Бмера и Карла Фридриха Рунгенхагена, Г. А. Шнайдера и Августа Вельгельма Баха в г. Берлине.
Теодор Остин – очень популярный композитор в 19 веке. Он стоял у истоков детской педагогики в Берлине. Творчество этого композитора более известно среди пианистов. Написанные им фортепианные произведения пронизаны духом романтической эпохи, мелодичны, компактны, понятны по изложению, содержанию и жанровой основе. Фортепианные пьесы Остена довольно легко играть, несмотря на кажущуюся на первый взгляд сложность.
Помимо фортепианных пьес известны и транскрипции его оперных произведений, написанных в сентиментальном стиле того времени.
Жил композитор в одно время с Фридериком Шопеном, с другими представителями эпохи романтизма. Его произведениям свойственно соединение классических канонов с элементами романтизма. Образная сфера рассчитана на детскую аудиторию. Герои его пьес любимы и понятны детям. А благодаря интернет ресурсам, стало возможным ознакомиться с нотным репертуаром композитора и широко использоваться в современной педагогике.
Произведения композитора, которые впервые вошли в сборник «Лучшее для фортепиано». Редактор – составитель Светлана Александровна Барсукова.
- Маленький эльф.
- Маленькая дикарка.
- Очаровательная принцесса.
- Весёлые музыканты.
- Танец кукол.
- Танец на ходулях.
- Хоровод фей.
Методологический анализ произведений.
«Горн зовёт» - жанр пьесы марш, двухдольный размер, простая двух частная форма. Настроение парадного шествия с призывными интонациями создают речитативные попевки горна. Структура произведения очень простая. Мелодия строится по звукам трезвучия, легко запоминается. Технические формулы, как правило, хорошо проучены детьми при игре гаммообразного комплекса. Новые технические трудности представляет аккомпанемент: ломанные квинты, исполнение которых для детей представляет определённую трудность. В данной пьесе детям предстоит познакомиться с двухголосным изложением линии аккомпанемента: баса и подголоска. В данном случае необходимо добиваться облегчённого первого пальца на слабом времени. Необходимо проучить его достаточно долго, используя ротационные движения кисти.
«Маленький Эльф» - жанровая зарисовка, в которой раскрываются образы интересные и доступные детям. События, которые происходят с эльфом понятны и интересны детям. Средства выразительности вносят в драматургию образа некую встревоженность, которая усиливается к окончанию пьесы. Динамические контрасты в 3 части рисуют противостояние двух героев: эльфа и какой-то «злой силы», вступивших в поединок в унисонном звучании на форте. В данной пьесе ребёнок знакомиться с палитрой различных штрихов. Преодолевает трудность исполнения аккордового сопровождения в левой руке при игре на стаккато.
«Маленькая дикарка» - небольшая двухчастная пьеса, рисующая образ резвящейся девочки, которая стремительна и легка. Размер 6)8 предполагает танцевальную подвижность и кружение. Мелодия выразительна и понятна. Единственную трудность для исполнения представляют триоли в самом начале главной темы и партия аккомпанемента, изложенная двухголосно: задержанный бас и лёгкие терции. Подвижный темп требует хорошей артикуляции и ритмической точности. Однако дети очень любят эту пьесу, что позволяет им легко справляться с трудностями.
«Очаровательная принцесса» - данную пьесу можно рассматривать как часть небольшой сонатины венских классиков. Размер 4)4, фактура типичная для композиторов той эпохи. Выразительная мелодическая линия на фоне альбертиевых басов рисуют образ милой барышни того времени. В музыке не происходит никаких изменений, событийность почти отсутствует. Только чуть меняется настроение с отклонением в иную тональность.
«Весёлые музыканты» - в данной пьесе с размером 3)8 явно прослеживается образ музыкантов, бродячих артистов. Смена тональности в среднем эпизоде вносит в музыкальный образ некоторую напряжённость. Мелодическая линия также обрамляется устремлёнными шестнадцатыми длительностями. И хотя аккомпанемент не меняется на протяжении всей пьесы некое разнообразие необходимо усмотреть в фактуре и выразительно передать его в своём исполнении. Особая трудность в фигурациях восьмых, имитирующих переборы гитарных струн. При задержанном басе необходимо услышать двухголосие на легато.
«Танец кукол» - данная пьеса типичная полька. Размер 2)4 аккомпанемент, «подскоки шестнадцатых» создают образ задорных танцоров. Но, если в 1 и 3 частях это стук каблучков барышень, ловко кружащихся вокруг своих кавалеров, то в средней части это может быть выход солидных кавалеров, когда мелодическая линия идёт по более широким интервалам, а в аккомпанементе аккорды. Окончание построено в высоком регистре, словно вихрь танца увлекает и захватывает танцующих. В исполнении требуется добиваться свободы и ловкости.
«Танец на ходулях» - представляет собой Менуэт. В тональности фа мажор. Устремляющие вверх мелодические обороты незатейливы и просты. Каждый «новый полёт мелодии «это устремлённость к своей мечте, которая непременно будет достигнута. В средней части фактура меняется, мелодическая линия не такая устремлённая, словно наш герой приходит в некое замешательство. Нисходящие обороты шестнадцатых, как некое раздумье, и неуверенность. Однако общий характер устремлённости и надежды возвращается в завершающей части. Трудность представляют пунктирный ритм в партии правой руки в сочетании с фигурациями шестнадцатых длительностей.
«Хоровод фей» -жанровая основа пьесы вальс. Произведение 3 – частной формы. Очень нежная выразительная мелодия, словно парит на фоне типичного для вальса сопровождения. Достаточно широкое расположение рук на инструменте в средней части представляют для детей повышенную трудность. Необходимо очень хорошо проучить партию каждой руки, чтобы образ добрых фей был представлен достоверно. При изложении материала в далёких регистрах довольно долгий срок работаю «слепым методом», чтобы при исполнении можно было смотреть на басовую партию. Дети очень любят данное произведение, особенно девочки.
«Полька – мазурка». Мазурка, это польский народный танец, для которого характерны частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью доли такта. В 19 веке мазурка стала одним из самых распространённых танцев в Европе. Ритмическая составляющая отражает название пьесы: смещение акцента то на 1 долю такта, то на 2.
Господствует в данном произведении , конечно, мазурка, т. к. и размер 3)4, и множественные акценты приходятся на 2 долю такта. Сложность исполнения представляет собой смена акцентов и при использовании педали: соответственно то на 1, то на вторую долю.
Заключение.
Произведение Т. Остена в последнее время становятся всё более популярны. Особенно это относится к репертуару младших классов ДШИ. Стилистика его музыки представляет собой поздний классицизм и ранний романтизм. Композитор пишет понятным ясным языком. Фактура его пьес не громоздкая, легко читаема структура музыкальной ткани. Образная сфера понятна, интересна детям и любима ими. Они с большой радостью открывают новые странички пьес, окрылённые надеждами погрузиться в мир сказок и добра. Композитор хорошо знает и учитывает особенности детской руки, поэтому с уверенностью могу сказать, что при правильном разучивании все дети легко справляются с
данными пьесами.
Надеюсь, что ознакомление с опытом моей работы и пьесы, представленные выше, будут использованы и в вашей дальнейшей работе.