Календарно-тематическое планирование для учеников подготовительного класса

Дуброва Елена Дмитриевна

Календарно-тематическое планирование для учеников подготовительного класса

Разработчик Дуброва Е. Д. 2023-2024 уч. год.

(Из практики преподавания).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование для учеников подготовительного класса

Разработчик Дуброва Е. Д. 2023-2024 уч. год.

(Из практики преподавания).

Да-та

Тема

Содержание занятия. Виды деятельности на занятии.

1

Звучащий мир. Музыкальные звуки.  

Слушание в записи звуков природы. Определение музыкальных звуков. Движение под маршевую музыку. Разучивание попевок.

2

Строение фортепиано. Особенности звукоизвлечения.  Низкие, высокие звуки. Упражнения на ощущение веса руки. «Лесная зарядка». Интонирование «развивающих песен».

3

Знакомство с клавиатурой.

«Музыкальное Лукоморье». Клавиатура. Регистры. Октавы. Заполнение творческих тетрадей совместно с родителями.  Игра «Кто говорит так?».

4

Долгие и короткие длительности.

Игра «Хлопушки – топотушки». Долгие и короткие длительности.

Упражнения для развития игрового аппарата «Курочка», «Колечки».

5

Ступеньки в музыке.

«Музыкальные ворота» - скрипичный и басовый ключи. «Сказка про то, как скрипичный и басовый ключ ноты делили». Определение на слух движения вверх и вниз. Пение простых песен.

6

Темпы в музыке: медленно – быстро.

Игра «Кот и пёс». Звуки «Та-Та» и «ти-ти». Подготовительные упражнения на крышке инструмента со стихами.  Сюжетно-ролевые игры. Ритмопластика.                        

7

Визуализация понятий высоко-низко. Пропевание простых попевок с закреплением направления движения вверх или вниз. Повторение фразы с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка.

8

Игра «В гости к песенке». Упражнение для организации игрового аппарата «Четыре братца». Имитация дирижирования. Игра «Шумилки».

Нота «ДО» первой октавы.

Пальчиковая  игра «Моя семья». Стихотворение про ноту »ДО». Закрепление её местоположения на клавиатуре. Попевки на ноте «ДО».

9

Упражнения на освобождение игрового аппарата.

Игры на ощущение веса руки «Птички», «Лодоч-

-ка». Упражнение на постановку 3 пальца. Отрабатывание навыка звукоизвлечения 3 пальцем. «Радуга-радуга, радуга – дуга!».

10

Постановка рук.

Закрепление навыка постановки 3 пальца. Игра «Прятки». Песня-зарисовка  «Кот Царапка». Формирование художественно-образных представлений. Соотнесение музыки и движения.

11

Сказка «Собрали музыку ДОБРА».

 Пальчиковая игра «В гости к пальчику большому». «Добрая сказка». Звукоряд. Пропевание от «До» до «ДО» вверх и вниз, с показом направления движения. Отработка песенок на одном и на двух звуках 3 пальцем.

12

 Закрепление игрового приёма на крышке инструмента «Туки – тук». Отработка попевок на одном звуке.   Знакомство с понятием «Целого» и «Половины». Игра «Мы делили апельсин».

13

Нота «РЕ» первой октавы.

Стихотворение про ноту «Ре». «Ре» первой октавы на клавиатуре и на нотном стане. Постановка 2 пальца.

14

 Сочинение песенки на известные стихи А.Барто на двух нотах. Игра их обеими руками в ансамбле с педагогом.  Двигательная импровизация, соответствующая характеру музыки.

15

Закрепление положения нот «ДО» и «РЕ»  во всех октавах.  Пение песенок по пособию для детей 5 лет.

16

Пантомимичес-кое и двигательное моделирование характера музыки .

 Закрепление понятий  «Целого», «Половины», «Четветритки».  Игра «Раздели торт». Сочинение стишков и простых попевок.

Отработка приёма игры non legato 3,2 пальцами.  Сюжетно-ролевая игра «Зайка».Ритмопластика.

17

Длительности нот.

 Закрепление понятия «Целого», «Половины», «Четвертинки» и «Восьмушки». Игра «Кто обгонит Солнышко?». Схемы-кроки, формулы-подсказки в творческих тетрадях.  

18

 Игра по нотам из руки в руку 2,3,4  пальцами с аккомпанементом под инструменты шумового оркестра, фортепиано. Пение песенок по пособию. Ритмопластика.

19

Нота «МИ» первой октавы.

Знакомство с нотой «Ми» 1 октавы, её местом на клавиатуре и на нотном стане. Стихотворение про «МИ».

20

 

Отработка приёмов игры 2,3,4  пальцами.

Игра «Сабельки».

 Песенка о Ритме.

Сказка «Про дружную семейку». Интонирование упражнений.

21

Основы позиционной игры. Закрепление правила «Играем нужным пальцем».  Пение песенок. Ритмопластика.  Игра «Говорящий бубен».

22

Игра «Мотаем клубочек» - круговые движения от себя к себе.  Чтение нот. Игра «Учись считать».  Отработка песенок. Ритмопластика.

23

Нота «ФА» первой октавы.

Знакомство с нотой «ФА», её расположением  на клавиатуре и на нотном стане. Стихотворение  про ноту «ФА». Сочинение песенки с использованием «ФА».  Проверка ранее выученных нот и их местоположения на клавиатуре.

24

Игра «Пропала нота».   «Хлопушки».  «История про старую черепаху». Пение песенок по пособию. Отработка игровых приёмов. Рисунки в творческих тетрадях.

25

«Сказка про весёлую куклу и печальную хозяйку». Мажор – минор.  Отработка и пение песенок. Ритмические упражнения. Песни-игры.

26

Нота «СОЛЬ» первой октавы .

Знакомство с нотой «СОЛЬ», её расположением на клавиатуре и на нотном стане. Стихотворение про «СОЛЬ». Сочинение песенки с применением «Соль». Игра «Вежливый металлофон».

27

Сказка о «Знаках – помощниках».  Их визуальный образ. Работа в тетрадях для творчества  – схема.  

28

Пальчиковая гимнастика. Игра «Угадай мелодию».  Ритмопластика  - «Марш» или «Вальс»?

29

Мелкая моторика и точность движений. «И пальчики попляшут» - песня-игра. Разучивание и закрепление на память 1 и 2 куплетов.

30

 Отработка приёмов игры всеми пальцами на примере простых песенок сольно и с аккомпанементом.

31

Нота «ЛЯ» первой октавы.

 Знакомство с нотой «ЛЯ», её расположением на клавиатуре и на нотном стане.  Стихотворение про «ЛЯ». Сочинение песенки с применением ноты «ЛЯ». Игра «Угадай ноту».

32

Песня – игра  «И пальчики попляшут» Разучивание и закрепление на память 3,4 куплетов. Рисунки в тетрадях для творчества сюжетов игр и песен.

33

Отработка приёмов игры всеми пальцами сольно и с аккомпанементом. Репетиция отчётного мероприятия.

34

Отчётное мероприятие. Выступления детей с сольными номерами. Шумовой оркестр. Ритмопластика. Театрализация.

35

Работа в тетрадях творчества. Подсказки: схемы-крохи. Повторение выученных нот. Настольно-печатная игра «В гости к песенке».

36

Нота «СИ» первой октавы.

Знакомство с нотой «СИ», её расположением на клавиатуре и на нотном стане. Стихотворение про «СИ». Сочинение песенки с нотой «Си».

37

 «И пальчики попляшут» - песня-игра заучивание и закрепление на память 5,6 куплетов и повторение всей целиком.

38

Ритм и его организующее начало.

«Петь приятно и удобно» - разучивание песни.  «Говорящий бубен» - ритмическая игра с бубном.

39

Упражнения  на укрепление пальцев «Ванька- встань-ка». Театрализованные упражнения.

40

Приём игры legato.

Игра «Умная шкатулочка». Отработка навыка игры из руки в руку всеми пальцами.  Пение песен по пособию. Ритмические задания.

41

Закрепление знаний нот первой октавы. Игра «Потерялась нота». Отработка музыкальных примеров из сборника «Малыш за роялем» И. Корольковой.

42

«Где музыка берёт начало?».

 Сочинение стихов и песенок на заданные сюжеты. Игра «Сложи стишок нотами».

43

 Игра «Чудо палочка». Запоминание образных характеристик. Отработка игровых приёмов.

44

Игра «Волшебная снежинка». Игра на инструменте. Пение. Пластическое интонирование – «Определи под какую музыку хочется шагать, укачивать куклу, плясать?».  

45

Закрепление и повторение ранее изученного материала в более подвижных темпах.

46

Игра «В гости к песенке». Закрепление игровых приёмов.

47

«Ступеньки вверх – ступеньки вниз».

Повторение нотной грамоты, закрепление нот в восходящем и нисходящем движении.  «Забавные зверушки».  Выбор сюжетов для сочинения песенок с  использованием нот первой октавы.

48

Закрепление нотной грамоты. Изучение нотного материала. Заполнение тетрадей для творчества, рисунки, схемы.

49

Самостоятельное определение характера музыкального номера. Закрепление  приёма игры  «legato»«,позиционной игры».

50

«Основы музыкально-творческого воспитания».

Совместное с педагогом сочинение сюжетов,  в которых через действие героев передаются характеристики всех средств музыкальной выразительности.

51

Художественно-образное восприятие.

Визуальный образ изучаемых музыкальных пьес.

Рисунки в тетрадях творчества. Игровые задания. Вокальные номера.  

52

Закрепление ритмических блоков-формул. Игра «

53

Игра «Угадай мелодию» из  ….. нот. Звучат фрагменты изученных пьес.

54

Двигательная импровизация. Движения под музыку, соответствующие звучавшему фрагменту.  

55

Тембры музыкальных инструментов.

Слуховой предметный гнозис. Регистровое звучание. Не глядя, определить какой инструмент звучит.

56

«Мы сами творим музыку».

Совместное с педагогом сочинение сюжетов,  в которых через действие героев передаются характеристики всех средств музыкальной выразительности. Формирование навыка - одновременное взятие двух звуков (квинты).

57

Координация движений.

Игра с «квинтой» обеими руками. «Баю-баю», «Приметы погоды».

58

«Великая победа»

Подготовка к Празднику «День Победы». Стихи, песни.

59

Групповое занятие.  «День Победы».

60

Фразировка. Опорные звуки. Кульминация.

Работа над фразировкой. Ощущение движения мелодии к главному звуку. Выразительное исполнение мелодии.

61

Ритмическая устойчивость. Работа над точностью выполнения динамических оттенков.  

62

Закрепления навыков выразительного исполнения музыкального материала.

63

Подготовка к отчётному мероприятию.

Работа по сценарию «Музыкальный калейдоскоп». Разучивание стихов, песен, музыкальных номеров.

64

Репетиция отчётного мероприятия.

Общее, коллективное действие по сценарию с запоминанием и выполнением

65

Отчётное мероприятие

«Музыкальный калейдоскоп».

Демонстрация навыков и умений детей. Сольное и ансамблевое исполнение. Стихи. Песни. Музыкально-ролевые игры. Пластическое интонирование.