Работа над инструктивным материалом в классе флейты в условиях ДМШ, ДШИ
Работа над инструктивным материалом в условиях ДМШ, ДШИ является одним из основных направлений работы преподавателя в соответствии с учебными программами по видам инструмента. В методичской работе рассмотрены этапы и методы работы на инструктивным материалом, который включает в себя изучение упражнений, гамм и этюдов. Систематическая работа над инструктивным материалом ведет к совершенствованию исполнительского навыка обучающихся.
Концертмейстер ДМШ, ДШИ в своей профессианальной деятельности должен владеть определенными умениями и знаниями не только в области музыкального исполнительства, но и детской психологии и педагогики. Самообразование концертмейстера духового оркестра ДМШ, ДШИ является залогом успешного профессионального роста в данном виде деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
педагогика | 39.21 КБ |
концертмейстерский класс | 25.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Работа над инструктивным материалом в классе флейты в условиях ДШИ, ДМШ
Атрощенкова Татьяна Михайловна
Преподаватель по классу флейты, концертмейстер
МБУДО «Детская школа искусств им. М.А.Балакирева» г. Смоленска
Для приобретения исполнительского мастерства при игре на инструменте каждому музыканту необходимо овладеть навыками работы над разнообразным музыкальным материалом. Обычно играющий на духовом инструменте имеет дело с двумя видами музыкального материала: инструктивным, куда входят различные упражнения, гаммы и этюды; художественным, включающим в себя различные музыкальные произведения: пьесы в сопровождении фортепьяно, камерные ансамбли, оркестровые произведения.
«Овладеть исполнительским мастерством немыслимо без огромной технической работы, направленной на накопление и развитие ряда мускольно-двигательных и психо-физиологических навыков, на воспитание выносливости, воли и общей физической натренированности организма».¹
Многолетняя педагогическая и исполнительская практика исполнительства на духовых инструментах сформировала систему ежедневных занятий при начальном обучении игре на флейте, построенную на материале, рассчитанном на комплексное развитие его исполнительского аппарата и техники (тренировочный материал, включающий игру звуков продолжительной длительности, гамм и арпеджио, упражнений и этюдов)
- Работа над продолжительными звуками:
Исполнение продолжительных звуков является одним из наиболее распространенных упражнений, их играют все музыканты независимо от уровня своей подготовки. Из практики известно, что продолжительные звуки исполняются по-разному: в хроматической последовательности, в виде арпеджио, в октавах, интервалами и т.д.
С моей точки зрения, наиболее рациональным способом будет исполнения продолжительности звуков, построения в виде арпеджио. Ценность таких упражнений заключается в двух моментах: во-первых, в том, что учащийся затрачивает меньше времени на обыгрывание всего диапазона инструмента: во-вторых, и это - главное, при исполнении звуков арпеджио учащемуся легче контролировать точность интонации. При игре продолжительных звуков учащийся должен внимательно следить за протяжностью звука, интонационной устойчивостью, тембром и исправлять малейшие погрешности исполнения.
- Работа над упражнениями:
Для успешного технического развития ученика важна планомерная работа над разнообразными упражнениями. Дети не всегда проявляют к ней должный интерес, что снижает её эффективность. Работу над упражнениями следует сделать более привлекательной для ребенка. Необходимо, чтобы учащийся ощущал в упражнениях определённый музыкальный смысл и стремился достигнуть нужного качества звучания и определённого ритма. При исполнении упражнений важно добиваться целесообразности движений, координации всех частей руки и естественной смены моментов напряжения и освобождения мышц. Важно использовать упражнения в виде песенных попевок и мелодических фигур.
Работу с учащимся над упражнениями следует вести систематично и на протяжении длительного времени, добиваясь постепенного наращивания темпа и большей ясности артикуляции. Для развития «незавасимости» пальцев полезны упражнения в виде различных мелизмов – мордентов, коротких трелей, которые следует играть в различных вариантах.
Работу над упражнениями следует направлять и контролировать, но вместе с тем предоставлять инициативу учащимся в придумывании собственных вариантов упражнений.
- Работа над гаммами и арпеджио:
В формировании исполнительского мастерства учащегося, работа над гаммами и арпеджио играет весьма существенную роль. Гаммы входят в систему ежедневных тренировочных занятий на духовом инструменте, наряду с игрой продолжительных звуков, упражнениями в интервалах и арпеджио, и являются ее неотъемлемой частью.
Работа над гаммами укрепляет амбушюр (совокупное взаимодействие мышц лица, рта, языка, принимающих участие в звукообразовании), развивает слух, сообразительность, способствует. Развитию эластичности и подвижности губ, устойчивости исполнительского аппарата, выравнивает звучание инструмента по всему диапазону и развивает технику пальцев.
Начинать изучение гамм следует после овладения ребенком навыками звукоизвлечения и аппликатуры при игре на флейте. Сначала это будет медленный темп, простой ритм, динамика mf. Не допускать механического проигрывания. Приучить ученика постоянно контролировать себя слухом, точно представлять каждую ступень (система тяготения). Игра гамм в младших классах преследует цель освоения изучаемых тональностей и соответствующей аппликатуры, правильным исполнением штрихов detashe и legato.
В дальнейшем перед учащимся ставиться задача постепенного усложнения:
-Темпа
Гамму можно играть целыми нотами, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми и т.д.
- Ритма
Проигрывание гаммы различными ритмическими рисунками.
-Динамики
Всю гамму играть на f или р (что очень полезно)
- Исполнения штрихов
Сначала detashe, legato, staccato, portato, markato. Затем сочетания различных штрихов и ритмических группировок.
Работать над гаммами следует также в интервалах: игра терциями, секстами, октавами с различными ритмическим рисунком и штрихами. Все это относится к трезвучиям Д7 в мажоре и Ум7 в миноре. Исполнение обращений трезвучий Д7, Ум7 очень полезно как упражнения.
Комплекс задач при работе над гаммами
- Работа над атакой и способами звукоизвлечения.
Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: тю, тё, ти, ту и та, а также: дю, дё, ди, ду и да (при более мягкой атаке). Слоги кю, кё, ки, ку и ка произносятся тогда, когда применяется задняя атака, то есть выполняемая с помощью задней спинки языка. В основном используются при двойной атаке в качестве второго слога (тю-кю; та-ка).
- Контроль над работой исполнительского дыхания.
Правильное распределение исполнительского дыхания, не ломающего ритм, метр и структуру гаммы. Постоянный слуховой контроль - правильное исполнительское дыхание - источник красивого звука.
- Контроль за рациональной постановкой при игре на флейте.
- Работа над этюдами:
Этюды обычно преследуют развитие ряда технических навыков, без которых немыслимо приобретение и совершенствование исполнительского мастерства. К числу таких навыков можно отнести развитие подвижности пальцев и языка, овладение аппликатурными трудностями, развитие метроритмического чувства, овладение регистровыми трудностями.
Несмотря на различие целей, которыми часто отличается этюды между собой, все они служат отличным средством для накопления исполнительского опыта, для изучения типичных образцов инструментальной фактуры. Кроме того, этюды способствуют физической тренировке учащегося.
Некоторые учащиеся изучение сводят к многократному проигрыванию этюда от начала до конца. Естественно, что такая работа не приносит успеха, даже при простом проигрывании этюда наиболее трудным в техническом отношении места никогда не будут получаться.
Для того чтобы добиться правильного исполнения этюдов прежде всего необходим понять цель данного этюда, особенности его построения, общий характер музыкального содержания и т.п. После предварительного ознакомления с этюдом и определения плана работы над ним учащийся должен приступить к тщательному разучиванию отдельных наиболее трудных мест, для чего необходимо учить этюд в медленном темпе и точно выполнять авторские указания. Такая игра даст возможность учащемуся сосредоточить свое внимание на всех деталях исполнения. Выделение наиболее трудных мест и тщательная работа над ними должны подготовить учащегося к исполнению этюда в надлежащем темпе с выполнением всех динамических оттенков.
К игре этюда в быстром темпе необходимо подходить постепенно, когда учащийся будет хорошо знать нотный текст. При этом преподаватель и учащийся должен подходить к этюдам с такой же требовательностью, как к художественному произведению. Это касается музыкальной фразировки, нюансировки, характера звучания и интерпретации музыки в целом.
Для полноценного технического развития учащегося целесообразно периодически возвращаться к некоторым ранее выученным этюдам с тем, чтобы добиваться большего совершенствования в том или ином виде техники.
Следует всемерно способствовать тому, чтобы учащийся возможно раньше научился самостоятельно работать; представлял зависимость технических приемов от характера звучания произведения; понимал предстоящие задачи в домашних занятиях; умел разобраться в строении этюда, типе техники; накапливал средства и методы работы над разной фактурой и мог применять их без подсказок преподавателя.
Таким образом, изучение инструктивного материала (упражнений, гамм и арпеджио, этюдов) не должно протекать в отрыве от общего развития учащегося. Спокойный, не слишком медленный темп, четкая артикуляция, игра по фразам, а затем исполнение целиком – необходимые условия продуктивности занятий учащихся. Опасно форсировать продвижение ученика, не имеющего достаточной технической подготовки при игре на флейте. Во избежание ошибок и погрешностей в исполнении инструктивного материала учащиеся должны научиться ставить перед собой определенные цели (звуковые, технические и т.п.) Без этого их работа может превратиться в механический, а потому бесполезный процесс.
Ю.Усов. Методика обучения игре на духовых инструментах.М., «Музыка»1971
Литература:
И. Пушечников. Исследование проблем артикуляции.
Н.Платонов. Школа игры на флейте,Москва. 1969.
Ю.Должиков. Артикуляция и штрихи при игре на флейте.
В.Петров. Основы начального обучения на кларнете французской системы.
Ю.Усов. Методика обучения игре на духовых инструментах.М., «Музыка»1971.
Ю.Ягудин О развитии выразительности звука, Москва. 1971.
Предварительный просмотр:
Атрощенкова Татьяна Михайловна
Преподаватель по классу флейты, концертмейстер
МБУДО «Детская школа искусств им. М.А.Балакирева» г. Смоленска
Особенности работы концертмейстера духового оркестра в условиях ДМШ, ДШИ
«Детей учит то, что их окружает».
М. Монтессори
Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпаниатора, но несет на своих плечах задачу более масштабную – воспитание полноценной творческой личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой на музыку. В работе концертмейстера органично сочетаются психологические, творческие, педагогические и исполнительские функции. Труд концертмейстера - это вечное испытание на мудрость, терпение, профессиональное мастерство и незаурядность. Поэтому, концертмейстер духового оркестра постоянно должен заниматься повышением своего профессионального и исполнительского уровня.
Специфика работы концертмейстера детского духового оркестра заключается в том, что специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими направлениями. Все виды деятельности и формы работы в ДМШ и ДШИ требуют от концертмейстера духового оркестра профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога. Педагогический опыт преподавателя будет обогащаться новыми идеями, которые возникнут при исполнении произведений, не всегда характерных для сольного обучения в классе по специальности. Пути решения педагогом творческих задач по совершенствованию исполнительских навыков учащегося могут быть найдены именно в оркестровых репетициях.
Профессия концертмейстера сочетает в себе разностороннюю деятельность, которая включает умения и навыки педагогической, воспитательной, организаторской, просветительской, методической, исполнительской работы. Названные направления в деятельности концертмейстера детского духового оркестра в совокупности, тесным образом, связаны с музыкально-исполнительскими умениями и навыками в решении специфических задач, ориентированных на формирование музыкальной культуры обучающихся посредством познания музыкального искусства.
Именно этим требованиям должен отвечать действующий концертмейстер духового оркестра. Если обращаться к самому понятию концертмейстер, то вот, что мы узнаем.
Концертмейстер — многозначный термин из области академической музыки и некоторых смежных музыкальных жанров.
Концертмейстер в оркестре — руководитель группы инструментов обычно наиболее опытный исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении.
В организационном смысле концертмейстер детского духового оркестра может выступать посредником между дирижёром и оркестрантами, призван обеспечивать устойчивость работы коллектива. Творческие будни оркестра - репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений — это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера.
Первоначально определение концертмейстера духового оркестра подразумевает, что это преподаватель по специальности, который возглавляет однородную группу инструментов, состоящую из учеников своего класса. Наличие в оркестре концертмейстеров, которые преподают в своих классах такие инструменты, как флейта, кларнет, саксофон, труба, тромбон (баритон), ударные инструменты позволит приблизить повысить исполнительский уровень оркестра.
Коллективное музицирование – это сложная форма коллективной детской деятельности, предполагающей достижение общей цели через выполнение последовательных трудовых действий, которая переходит от одного участника трудового процесса к другому. Все трудовые действия при этом имеют определенную завершенность. Это и есть осознание того, что все участники такого сложного творческого коллектива, как детский духовой оркестр, делают вместе одно общее дело. Совместный (или коллективный) труд детей, а репетиция и тем более концертное выступление, также взаимопомощь в этой работе выступает не только важным средством трудового воспитания, но и первой школой нравственности. Нельзя подвести себя, свою группу, свой класс, свой оркестр.
Сточки зрения педагогики, деловые и творческие взаимоотношения между дирижером и концертмейстером всегда будут проецироваться учеником на его отношение к своему педагогу в классе по специальности. На примере того, как концертмейстер будет готовиться к оркестровой репетиции, как будет относиться к исполнению своей партии, будет формироваться и отношение его учеников к обучению. С первых репетиций концертмейстеру детского духового оркестра следует показать пример, что индивидуальное разыгрывание – это непременный атрибут и показатель грамотного отношения к своей группе, дирижеру и коллективу в целом. Появиться за 20 минут до начала репетиции – это не перестраховка, а элементарное уважение к себе и коллективу. Выключить мобильный телефон на время репетиции – это должно быть правилом.
Концертмейстер детского духового оркестра является помощником, соратником дирижера. Все субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, как единое целое. Отношения концертмейстера с учащимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно–творческую деятельность.
Концертмейстер группы, а это опытный исполнитель и преподаватель на духовых инструментах, поможет всегда быстро среагировать на технические погрешности в исполнении ученика оркестровой партии. Он всегда подскажет тот или иной прием, с помощью которого можно качественно улучшить звучание инструмента в отдельности и группы в целом: аппликатурные трудности в пассажах, применение дополнительной (вспомогательной) аппликатуры для улучшения строя инструмента.
Не только дирижер, но и концертмейстер должен и может определить единство и однообразие штрихов в группе. Даже самые малые различия в исполнении одного и того же штриха не только не объединять группу, а наоборот, сделают звучание разрозненным и не согласованным в ансамблевом отношении.
Сыгранность, то есть, слаженность групп, стройность звучания, чувство ансамбля (умение слышать друг друга в совместном исполнении) и, наконец, умение понимать жест дирижёра и правильно реагировать на его указания – всё это предопределяет полноценную работу коллектива в целом. Единство штрихов, чистота интонации, звуковой баланс позволит говорить о том, что работа внутри оркестровой группы проводится концертмейстером не от случая к случаю, а планомерно и целенаправленно.
Большую роль играет концертмейстер детского духового оркестра в разборе и анализе выступления обучающихся в составе оркестра. Понять суть своих ошибок при исполнении оркестровой парии – это уже первый шаг к успеху в будущем.
Престижность, путь к успеху - одна из сильнейших потребностей человека, особенно для подростка в переходном возрасте. На этой потребности можно воспитывать его активность в освоении, возможно, будущей профессии музыканта.
Когда стоит выбор будущей профессии, мы обязательно берем пример с реального человека из жизни, который, так или иначе, служит для нас образцом. В оркестре таким образцом для подражания должен стать концертмейстер. А успех в профессии зависит уже от собственных знаний, настойчивости и целеустремленности.
Развитие творческих умений у обучающихся является одной из главных задач современного профессионального концертмейстера. Становление творческой индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись и один специалист в области искусства. Специфика работы концертмейстера детского духового оркестра связана с творческой деятельностью, которая осуществляется с помощью могучего средства воспитания - музыкального искусства.
Литература
1. Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности. М., 2006.
2. Живов Л. О работе концертмейстера. Сб. статей, ред.М.Смирнов, СПб.: Музыка, 1974.
3. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология//Фундаментальные исследования. 2009.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 2009.
5. Фадеева Е.И. Лабиринты общения. М.: ЦГЛ, 2003.