Методическая разработка "Методический комплекс упражнений, направленный на воспитание вокально – технических навыков учащихся класса сольного пения в ДШИ."

Балина Юлия Николаевна

          Данная методическая разработка представляет собой комплекс методических рекомендаций преподавателю сольного пения -  собрание часто используемых в практике методов и приёмов работы по приобретению тембра и развитию голоса учащихся класса сольного пения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx191.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Ю.Н. Балина

Сольное пение

Методический комплекс упражнений,

направленный на воспитание вокально – технических навыков

учащихся класса сольного пения в ДШИ

Методическая разработка

г. Инта

2024

Одобрена методическим объединением отделения сольного пения МБУДО «Детская школа искусств» - г. Инта.

 

Протокол №…. от «….»……20…г.

 

Заведующий/секретарь______________И.О. Фамилия

Рецензенты:

Фимина О. И. — преподаватель отделения сольного пения высшей категории, МБУДО «Детская школа искусств» - Инта: 2024.  

 

Балина Ю. Н.

Название работы: методическая разработка «Методический комплекс упражнений, направленный на воспитание вокально – технических навыков учащихся класса сольного пения в ДШИ» / Ю. Н. Балина; МБУДО «Детская школа искусств» — Инта: 2024 – объем 17 с.

Оглавление:

  1. Введение……………………………………………………………………4
  2.  Методический комплекс упражнений, направленный на воспитание вокально – технических навыков учащихся класса сольного пения в ДШИ……………………………………………..........6
  1. . Упражнения для развития певческого дыхания……………………6

2.2. Упражнения для активизации артикуляционного аппарата……...8

2.3. Упражнения но формирование правильного звукообразования..10

2.4. Общие рекомендации………………………………………………….14

  1. Заключение………………………………………………………………16
  2. Информационное обеспечение…………………………………………17

  1. Введение

          В России сложилась уникальная система дополнительного образования детей. Решение проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых ориентиров дополнительного образования: Детских музыкальных школ и Детских  школ искусств. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Обучение вокалу – одно из самых популярных направлений в дополнительном образовании.

          Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Среди широкого круга задач музыкального воспитания детей наиболее важной является: специфика формирования первоначальных вокальных навыков в процессе занятий вокалом. Решение данной задачи актуально и способствует формированию эстетического отношения к музыке, что позволяет учащимся не только ориентироваться в огромном потоке музыкальных произведений, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала и духовному обогащению.

          Обучение детей пению – процесс сложный и длительный, требующий от педагога высокого профессионализма: глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, выработанной методики занятий,  терпения, изобретательности, чуткости к физическому состоянию ребенка. Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим организмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма в целом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру. Очень важно не навредить в поиске наиболее эффективных способов развития вокально – технических навыков ребенка, «воспитывать» голос постепенно, прививая навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества и тембровые краски.

             В процессе обучения вокалу учащийся не только приобретает знания о певческом голосообразовании, у него развиваются исполнительские задатки, музыкально-художественный вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, воля. Таким образом, в процессе вокального обучения происходит становление личности учащегося. Личность каждого ученика сугубо индивидуальна! Педагог, влияя на функции голосового аппарата, прививает профессиональные навыки, свойственные данной индивидуальности. Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения должна вестись в единстве. Системность и последовательность – вот основные постулаты успешного освоения вокально – технических навыков. На протяжении всех лет обучения ставятся одни и те же цели и задачи с постепенным их усложнением, варьированием.  

          Навык правильного звукоизвлечения автоматизируется в процессе многократных, целеустремленных тренировочных занятий, а при отсутствии систематики - он утрачивается. Задача педагога заключается в том, чтобы, вмешиваясь косвенным путем в «голосовую стихию», вырабатывать технику голосообразования не по частям, а в целом - именно: дыхание, касания звука, освобождение фонационных путей от мышечных зажимов. Все это будет подготовительным этапом в воспитании навыков и обработке механизмов голосообразования. Подготовительный этап самый ответственный. Он закладывает фундамент.

          Данная методическая разработка представляет собой комплекс методических рекомендаций преподавателю сольного пения -  собрание часто используемых в практике методов и приёмов работы по приобретению тембра и развитию голоса учащихся класса сольного пения.

  1. Методический комплекс упражнений, направленный на воспитание вокально – технических навыков учащихся класса сольного пения в ДШИ.
  1. Упражнения для развития певческого дыхания.

          Воспитание правильного певческого дыхания – один из    самых сложных процессов в обучении пению. Без правильно поставленного дыхания любой, самый красивый тембр, потеряет очень много важных качеств: силу, полетность, резонаторную наполненность, звонкость. Условием правильного дыхания является умеренный (не чрезмерный) вдох и хорошая активность нижних рёбер, позволяющая лучше контролировать процесс выдоха, то есть наиболее целесообразным является грудо – диафрагматическое дыхание. Такой смешаный тип дыхания помогает ощутить опору звука и овладеть самим механизмом дыхания необходимым для формирования плавного, длительного звучания, и способствует правильному певческому положению гортани.

          Существует множество упражнений для развития певческого дыхания. Например, для выработки правильного выдоха можно использовать следующие упражнения:

1. «Свеча» - спокойно, неслышно сделать вдох носом, почувствовать, как при этом надулся живот. Для правильного вдоха рекомендуется сравнение: «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох -  дуть на воображаемое пламя свечи на звуке «Сссс». Выдох ровный, медленный. Можно взять реальную, зажжённую свечу и дуть на неё на звуке «Сссс» вначале на расстоянии 30-50 см., а затем постепенно приблизить её к самому рту. Пламя свечи при выполнении упражнения не должно колебаться.

2. «Задуй упрямую свечу» - тренировка интенсивного выдоха. С расстояния 1–1,5 метра дуть на свечу рывками, ощущая толчок диафрагмы, активное движение мышц живота.

3. «Погаси свечу» - тушим две свечи на одном выдохе, затем тушим 3 свечи, т.е. делим наш выдох на три части, затем 4, 5 и т.д. на одном выдохе, но порция воздуха на каждую свечу становится меньше, хотя объём воздуха остаётся тот же.

4. «Сдуй шарик» - упражнение выполняется последовательно на буквы «с», «ц», «ч», «ш», «щ», «ф», «х» на одном дыхании.  Буквы произносятся коротко, обращая внимание на движение воздуха из живота. С начинающими вокалистами на первом этапе можно выполнять первую треть упражнения. После его усвоения подключить вторую треть, затем упражнение делается полностью.

5. «Счет» - взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и считать вслух нараспев, в высокой позиции: «один... два... три...» и т.д. Вдох при этом должен быть коротким, легким, бесшумным.

6. «Пфу»  - взять короткий вдох, наполняющий все легкие, далее следует активный выдох, сильными рывками с произношением слога «пфу». Повторять четыре раза, выталкивая воздух животом. После каждого «пфу» сделать небольшую паузу.

7. «Насос» - это упражнение заимствовано  из дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Для выполнения  данного упражнения, нужно встать ровно, руки выпрямить параллельно туловищу. Затем опустив голову и округлив спину, медленно склониться к полу под углом не более 90 градусов. В конечной точке наклона нужно сделать быстрый вдох воздуха и вернуться в исходное положение, до конца не выпрямляясь.

                                                                                           img14.jpg

          Все вышеперечисленные упражнения не даются одновременно, а вводятся постепенно, одно взамен другого, в зависимости от поставленных задач и целей.

2.2. Упражнения для активизации артикуляционного аппарата.

          Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении.

          Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата. Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.

          Артикуляционная гимнастика помогает устранить:

- напряжение и скованность артикуляционных мышц;

- разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

- развить мимику, артикуляционную моторику;

- развить выразительную дикцию.

1. «Дудочка» - сформировать губы «дудочкой» и делать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

2. «Цокание языком».

3. «Щелкание языком».

4. «Дворники» - энергично проводим языком по верхним и нижним зубам влево – вправо.

5. «Индюки болтают» -  языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл».

4. «Дятел» -  языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося при этом звук «д».

5. «Заводим и едем на мотоцикле» - произносим звук «р-р-р» как – бы удаляясь и приближаясь.

6. Скороговорки:  От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон! 

Важно проговаривать каждую скороговорку по 2 - 4 раза на одном дыхании. Однако существуют определённые правила для их чтения, при нарушении которых они приносят не пользу, а вред. Правила эти очень просты - сначала надо прочесть все скороговорки очень медленно и правильно произнося все звуки. Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость чтения, однако нужно следить за  правильным произношением  слов, и при малейшем признаке того, что чтение превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному прочтению и вновь постепенно увеличивать скорость.

img22_1.jpg

7.Упражнение на развитие дикции и артикуляции – при выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения данных слогов «до – ре – ми – ре – до – ре – ми – ре – до – ре – ми – ре - до».Упражнение секвенцируется по полутонам вверх и вниз в пределах квинты.

          Усложненный вариант упражнения.

8. Упражнение на развитие дикции и артикуляции – при выполнении упражнения следует добиваться четкого произношения звука «р». Упражнение секвенцирутся по полутонам вверх и вниз. 

1526714_22.png

2.3. Упражнения на формирование правильного звукообразования.

          Понятие певческого тона складывается из качества звука, который рождается при зевке или в полузевке с низким положением гортани и при эластичной работе зоны мягкого неба и с открытым звуковым каналом. Выявить певческий тон можно, подражая стону с закрытым ртом больного или спящего человека (маленьким детям  можно представить скулящего щеночка). Направив, таким образом, звук в «маску», нужно открыть рот и продолжать стонать или мычать. При этом прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу. Задача - найти темброво-тональный стержень рождающегося звука. Научиться мыслить правильно о качестве образовавшегося звука, который должен вобрать в себя всю его характеристику. К ней относится: сочность, звучность, «полетность», объем, плотность, сила, наличие тембровой устойчивости, мягкая атака, легкость, светлость. У певческого тона нет преград к диапозоновому ограничению, ему присущи сглаженные регистровые зоны.

        Упражнения для начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, чтобы начинающий успевал следить за дыханием и качеством звука.

          Лучшему формированию звука способствует свободная, незажатая нижняя челюсть. При зажатой нижней челюсти полезно петь йотированные гласные: «йа-йа», «йе-йе», «нэй-нэй-нэй».

  1. Упражнение для освобождения нижней челюсти - при пении важно следить, чтобы движение нижней челюсти не мешало ровному и связному звучанию. Пение слогов «дай-яй-яй», «пой-ой-ой», «дай-дай-дай» в пределах терции, квинты.

              Дай -  яй -      яй -     яй

2. Упражнение, направленное на головное резонирование - упражнение выполняется при плотном равномерном выдохе, а так же имеет значение точное попадание на звук без «подъезда» и  аккуратная атака звука.

 

           Для точного попадания на ноту можно предложить визуализацию: «капля, падающая сверху». При слишком твердой атаке можно привести пример: «словно погладить котенка».

3.Упражнение на формирование высокой певческой  позиции, ощущение «маски» -  пение закрытым ртом, при этом опускается нижняя челюсть, смыкаются губы, делаем губы «поющими», далее поем на предлагаемые слоги. Данное упражнение используется в движении на полтона вверх, затем вниз или находясь на одном и том же звуке. Во время выполнения упражнения важно проследить, чтобы зубы были разомкнуты, нижняя челюсть глубокая,  губы находились в состоянии «щекотливости». Распевание начинать на примарных звуках, ориентируясь на диапазон ученика.

4.Упражнение на удержание высокой певческой позиции – пение по тонам в нисходящем движении в переделах терции. Сначала  упражнение поется  закрытым звуком («М») в медленном темпе, плавно скользя голосом с ноты на ноту. Затем можно петь на слоги «Ми-и-я».

          Звук (мычание) направлять, как бы «выдувать» в переносицу и ощущать его в области лба, в области «маски». При этом мысленно представлять то, что каждый последующий звук будет исполняться не ниже, а, наоборот, на ступень выше, т. е. нужно петь с чувством постоянного стремления, тяготения звука вверх, даже в то время, когда звук длительное время удерживается на одной ноте. Это развивает навык «удерживания» высокой певческой позиции. Исполнять упражнение следует многократно, секвенцируя по полутонам. Доведя пение упражнения до высоких нот, продолжать, спускаясь также по полутонам, насколько позволит диапазон учащегося, до самых низких звуков.

Работу над этим упражнением можно начинать сразу с верхних звуков, поскольку на них «легче» ощутить область «маски».

5.Упражнение «удивление» для поднятия нёбной занавески – выполняется мягкой атакой звука по полутонам вверх и вниз. Мимикой лица

можно выразить удивление, приподняв брови, при этом гортань опускается. Эта эмоция активизирует мягкое нёбо и близкую вокальную позицию.

6.Упражнение на развитие головного резонирования и выравнивание гласных при смене высоты тона – при открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием нёбной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной «и», избавляться от «уплощения» этой гласной. Упражнение выполняется по полутонам вверх до появления характерного «прижатого» звука и вниз до грудного резонирования.

7.Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных - следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную занавеску. Так же немаловажную роль в этом упражнении играет плотный поток выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания. Для начинающих вокалистов на «ма – мэ – ми – мо – му », для более «у – о – а – э – и »

        У-               о -              а -             э -              и    

8.Упражнение, направленное на сглаживание регистров - выполняя упражнения на сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков гортани и сохранять высокую позицию звука в головных резонаторах. Звук «и» формируется округло с мягкой аккуратной атакой звука. При движении вниз наиболее сложно сохранить высокую позицию звука  и его объем, поэтому данное упражнение следует выполнять только сверху вниз.

9. Упражнение на выравнивание гласных – упражнение выполняется легато, акцентируя внимание на плавном соединении слогов, гласные «перетекают» из одной в другую. Упражнение выполняется в перделах терции или квинты, секвенцириется по полутонам вверх и вниз.

            За -   а -    зо -    о -     зу  

Варианты этого упражнения: «я -  по - ю» «ма – а – о – о –у »

10.Упражнение на выравнивание гласных при работе над произведением - это пение вокальной партии произведения только на гласных звуках, без произношения согласных (по фразам, по предложениям и полностью). К примеру, первая фраза романса А. Варламова «Белеет парус одинокий»: «Бе-ле-ет па-рус о-ди-но-кий в ту-ма-не мо-ря го-лу-бом» петь гласными «е-е-е-а-у-о-и-о-и-у-а-е-о-я-о-у-о», думая о согласных в этих словах, но, не произнося их (согласные произносятся мысленно). При выполнении упражнения следует концентрировать внимание на плавном «перетекании» звука от одной гласной к последующей. Петь легато в нужном ритме и темпе. Петь со стремлением к кульминации в этой фразе, т.е. к началу слова «парус», к слогу «па». Точнее, к гласной «а» выполнить крещендо.  Такая работа, когда, сосредоточиваясь не на словах, а именно на голосе и звуке, позволяет учащимся добиться кантилены, плавно текущего звука (на протяжении целой фразы, предложения, периода), хорошей артикуляции, правильного оформления гласных.

2.4. Общие рекомендации.

          При пении любых упражнений следует думать и о последнем, завершающем звуке мелодии, который должен быть допетым, а не брошенным без внимания. Это поспособствует удержанию опоры голоса, удержанию дыхания и не позволит звуку «сползать» позиционно. Так же, в процессе всех занятий с учащимся, необходимо постоянно добиваться красивого полного звучания голоса на опоре, следить за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата, за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, стремиться к обретению тембра, т.е. одновременно и непрерывно совершенствовать все вокально-технические навыки.

          В заключение, к вышеизложенным формам, методам и приёмам можно добавить ещё одну рекомендацию по работе над вокально-техническими навыками учащихся - это включение в работу вокальных упражнений на развитие подвижности и гибкости голоса учащихся.

Как правило, в таких вокальных упражнениях присутствуют широкие интервалы между звуками мелодии, скачки, сложные ритмические рисунки; чередуются различные способы звуковедения, имеются динамические нюансы и предполагаются быстрые темпы исполнения. Такая работа над упражнениями, сложными в техническом плане, будет направлена на закрепление уже приобретённых вокально-технических навыков, и на дальнейшее развитие и усовершенствование вокальных качеств голоса и его возможностей, а также, поспособствует появлению большего интереса у учащихся к приобретению вокального мастерства, к профессиональному росту.

       Как мы знаем, у детей – начинающих исполнителей – развито непроизвольное внимание – они часто отвлекаются и занимаются тем, что им интересно. Выработать же произвольное внимание – задача преподавателя. Развивать внимание нужно постоянно, последовательно приучать учеников быть внимательными при выполнении небольшого и конкретного задания. Внимание более активно утром, после ночного сна и отдыха. Есть выражение «Лучший отдых – смена вида деятельности». Это выражение нужно взять на вооружение и в процессе обучения применять различные формы работы, чтобы переключать внимание.

          Занимаясь вокалом, приходится запоминать большое количество текстов. В основе запоминания лежит повторение. Но нужно избегать неосознанного повторения. При выучивании текстов следует подключить логику и образность. И тогда мы выработаем хорошую память, а именно, будем быстро запоминать, долго сохранять и точно воспроизводить выученный материал. В процессе занятий музыкой, в частности вокалом, развивается зрительная, слуховая, логическая, музыкальная память.

В работе вокалиста большое значение играет эмоциональное состояние. В удрученном состоянии не может быть качественной работы – и память, и мышление отказываются работать в этом состоянии. И поэтому на занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и оптимизма.           

          Каждый урок вокала должен начинаться с вокально – интонационных упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.

Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен разминаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Следует делать упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания, следить за правильным формированием звука, разминать язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы.

Вторая часть вокальных упражнений (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.

Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения.  Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).

Иногда педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.

Вокально – интонационные упражнения занимают большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.

  1. Заключение.

          Одной из наиболее важных задач среди широкого круга музыкального воспитания детей является формирование первоначальных  вокально - технических навыков.  Вокальный навык – это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта. В основе вокальных навыков лежит создание и упрочение условно рефлекторных связей, образование систем этих связей. Воспитание вокальных навыков требует постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Развитие вокально - технических навыков глубоко взаимосвязано с развитием   мышления, наблюдательности, памяти, воображения, воли, внимания и другими свойствами личности. Вокальное творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике. Но, даже овладев этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что большое значение имеют природные данные и особенности деятельности нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая деятельность.

          Для того чтобы донести до слушателя всю глубину своих эмоциональных переживаний, решить важнейшие художественные задачи, исполнитель должен в полной мере владеть вокальными навыками. Поэтому первостепенной задачей вокального обучения уже на начальном этапе является формирование правильных приемов певческой деятельности.

          В рамках одной методической разработки трудно полностью раскрыть тему развития вокально – технических навыков ввиду обширности наработанного за годы работы материала. Данная разработка содержит основные виды вокальных упражнений и может послужить помощью для педагогов-вокалистов в индивидуальном подборе упражнений для учащихся с учетом их возможностей и трудностей

          Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте очень полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении знаний гигиены голоса. Пение также способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Таким образом, пение укрепляет здоровье детей.

  1. Информационное обеспечение.

  1. Агин М. Основы вокальной методики. Краткий курс. – М., 1997.
  2. Варламов А.Е. «Полная школа пения». Издательство «Планета». -  СПБ., 2008г.
  3. Вербов М. «Техника постановки голоса». – М., 1961г.
  4. Гонтаренко Н. «Сольное пение» Ростов на Дону. Феникс  - 2017г.
  5. Дмитриев А. «Голосовой аппарат певца»  Ленинград Музыка 1997г.
  6. Дмитриев А. «Основы вокальной музыки» Москва. Музыка 2000г.
  7. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация в тренаж» СПБ 1996г.
  8. Малахов «Современные дыхательные методики» Донецк 2003г.
  9. Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МТК им. П.И. Чайковского. Москва 2002г.
  10. Морозов В. «Тайны вокальной речи» Ленинград. Наука 1967г.
  11. Павлинцева О. «Методика постановки голоса» Москва 1964г.
  12. Стулова П.П. «Развитие детского голоса в процессе обучении пению». Москва Издательство «Прометей» 1992г.
  13. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания». Учебное пособие. Москва 1990г.
  14. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой». Москва ФИС 2000г.

Интернет – источники:

https://infourok.ru/user/ribakov-dmitriy-viktorovich/blog/urok-vokala-18-artikulyaciya-i-dikciya-v-vokalnom-ispolnenii-179238.html

https://multiurok.ru/files/metodika-razvitiia-vokalno-tekhnicheskikh-navykov.html

https://infourok.ru/metodicheskij-doklad-metody-razvitiya-vokalno-tehnicheskih-n https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcf3.ppt-online.org%2Ffiles3%2Fslide%2Fe%2FeNxImAinWFVE34CKvP1pMuyLqzRSBYh8XtJrTO%2Fslide-3.jpg&lr=10941&pos=3&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=артикуляционные%20упражнения%20для%20вокалистовavykov-v-klasse-estradnogo-vokala-v-dshi-6310705.html

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/09/18/itogovaya_praktiko-obrazovatelnaya_rabota.docx