Методический доклад на тему: «Специфика и особенности работы над техническим материалом в классе гитары на разных этапах обучения»

Парпулова (Крупнова) Елена Александровна

Прошедший 20 век стал свидетелем возрождения и расцвета искусства игры на классической гитаре. Для гитары открылись двери престижных концертных залов на всех континентах, она нашла свое место в камерных и симфонических сочинениях крупнейших композиторов мира, во многих странах появились выдающиеся исполнители-гитаристы и профессиональные исполнительские школы. Можно сказать, что сегодня классическая гитара стала неотъемлемой частью мирового академического музыкального искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_parpulovoy_e.a.docx58.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет культуры города Курска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 5

имени Д.Д. Шостаковича» города Курска

Методический доклад на тему:

 «Специфика и особенности работы над техническим материалом в классе гитары на разных этапах обучения»

Выполнила: преподаватель

высшей категории по классу гитары

ДШИ № 5 им. Д.Д. Шостаковича

 Парпулова Е.А.

Курск 2024

Содержание

  1. Введение
  2. Работа над исполнительской техникой
  3. Техническая тренировка. Гаммы, упражнения
  4.  Этюды
  5. Двигательные качества исполнительского аппарата
  6. Мастера о гитарном искусстве
  7. Заключение


Введение

Прошедший 20 век стал свидетелем возрождения и расцвета искусства игры на классической гитаре. Для гитары открылись двери престижных концертных залов на всех континентах, она нашла свое место в камерных и симфонических сочинениях крупнейших композиторов мира, во многих странах появились выдающиеся исполнители-гитаристы и профессиональные исполнительские школы. Можно сказать, что сегодня классическая гитара стала неотъемлемой частью мирового академического музыкального искусства.

В России гитарное исполнительство насчитывает уже 2 с лишним столетия. За эти годы произошло много событий, которые с полным правом позволяют считать отечественную историю гитары во многом особой, уникальной. Параллельно с исполнительством развивалось и развивается и методика обучения на этом инструменте.

Для гитариста очень сложна методика именно начального обучения. От педагога требуется очень глубокое знание специфики звукоизвлечения, приемов игры, грамотного разбора произведения, представлений о ритме, звуковедении, аппликатуре и других важных музыкальных элементах. Следует сказать и о распространенном ошибочном мнении, что гитара легка для освоения. В действительности, подлинное постижение гитарной игры представляет для многих обучающихся серьезное препятствие, иногда даже отталкивающее их от занятий.

Систематизация учебного процесса позволит избежать «белых пятен»  в подготовке музыканта, вести последовательную работу по формированию музыкального вкуса обучающегося, грамотно подходить к его техническому развитию.

Работа над исполнительской техникой

Развитие  технического мастерства исполнителя - одна из самых сложных проблем музыкальной педагогики. Ее сложность обусловлена тем, что педагогу приходиться формировать у ученика тончайшую систему двигательных приемов и навыков. В отличии от чистой моторики, инструментально-исполнительская техника- это система навыков, имеющих конкретную музыкально-целевую направленность, обусловленную содержанием произведения, особенностями творческого мышления гитариста, уровнем развития двигательной техники и степенью ее управляемости.

К элементам игровой техники принадлежат: ориентация на гитарном грифе и струнах, контроль тонуса напряжения мышц, разные виды контактирования со струнами, звукоизвлечение, штрихи, координация различных видов движений, сосредоточенность, стойкость внимания.

В прошлом многие педагоги считали, что техника инструменталиста формируется только благодаря изучению упражнений, гамм и этюдов, которые всегда должны быть в центре его внимания. Каждый видный педагог предлагал свою систему ежедневной технической тренировки. Само овладение тем или иным игровым приемом осуществлялось чаще всего путем механического тренинга, методом многократного повторения проблемных пассажей. Трудности в освоении определенных игровых навыков приводили, в конце концов, к преувеличению роли технической стороны исполнения. В результате возникали педагогические системы, которые с первых шагов обучения нарушали принцип единства художественного и технического развитии музыканта. Часто ученику разрешалось приступить к работе над художественным материалом не раньше, чем он овладеет игрой во всех позициях и всеми видами техники. Например, в заключении своей «Школы» Э. Пухоль писал: «После того как будут тщательно проработаны этюды этого курса, а также указанные педагогом, учащийся сможет подготовить репертуар из классических и современных произведений». Конечно,  и такой способ технической тренировки дает некоторые положительные результаты, особенно при природных двигательных способностях, большом терпении  и настойчивости, но он требует огромной затраты времени и труда.

В современной музыкальной педагогике все большее распространение получает психотехническая школа, в основе которой лежит слуховой метод, где механические упражнения уступают место сознательной работе над двигательной техникой. Главное внимание здесь уделяется раскрытию творческих способностей молодых музыкантов, формированию техники на основе ярких  и содержательных художественно-образных представлений.

Слуховой метод имеет большие преимущества по сравнению с двигательным: он требует четкого осознания цели движения, ясного предслышания каждого звука. Тем не менее и слуховой, и двигательный методы должны выступать как две стороны одного процесса, направленного на согласованное развитие исполнительской техники гитариста.

Оба методы имеют право на существование, но только при учете индивидуальных музыкальных и моторных данных исполнителя. В зависимости от этих данных и должна выстраиваться общая тактика преподавания: в одних случаях- с выделением музыкально-художественных задач, в других- с очень интенсивным вниманием к технике, но в тесной ее связи с постановкой художественных задач.

Избирая тот или иной путь развития учащегося, педагог должен представлять: во первых- общий характер музыкально-слуховых данных ученика, во вторых- характер его моторной одаренности.

В этом смысле можно выделить несколько категорий обучающихся:

1)Музыкально и моторно-одаренные ученики, техника которых развивается преимущественно на естественной и благоприятной психофизиологической основе. Нередко у них нет необходимости в постоянном двигательном контроле. Но и к ним применима система психотехнической школы.

2)Моторно-одаренные ученики при среднем уровне музыкальности. Здесь основное значение приобретает развитие слухового опыта ученика, обогащение его эмоционального мира.

3)Музыкально-одаренные обучающиеся со среднем уровнем моторных данных. С ними легко решается проблема музыкально-слуховых представлений, но техническая сторона требует специального внимания.

4)Ученики со средним уровнем музыкальных и моторных данных.

В этом случае наиболее целесообразный путь-комбинирование слухового и двигательного методов. Здесь необходима специальная работа по активизации музыкально-слуховых представлений, а также пристальное внимание к технической стороне развития обучающегося.

Такова реальная обстановка, в которой приходится работать каждому педагогу- гитаристу. Она ясно показывает, что вопросы воспитания технического мастерства нельзя решать каким либо одним универсальным методом, нацеленным на отдельную группу обучающихся.

                          

Техническая тренировка

Гаммы, упражнения

 

Специальная работа исполнителя над развитием техники осуществляется в процессе изучения гамм, этюдов и упражнений. Некоторые учащиеся уклоняются от этого материала, все свои усилия сосредотачивая на изучении художественных произведений. Занятия технической стороной происходит у них от зачета к зачету. Такой путь бесперспективен. То, что обучающийся выносит на сцену, должно быть лишь «верхушкой айсберга» исполнительской работы, основная  же, «подводная» его часть-это ежедневная работа над техническим материалом.

Гаммы зачастую являются основными звеньями большинства технических эпизодов художественных произведений. Играть гаммы следует всеми штрихами, в разных ритмических вариантах. Это позволяет овладеть грифом инструмента, выработать яркость и характерность штрихов, а также наиболее распространенных ритмических рисунков, встречающихся во многих музыкальных произведениях.

Освоение учеником гамм или гаммообразных движений желательно начинать, играя их репетициями. Основные ритмические фигуры- триоль и квартоль. Главную нагрузку здесь несет правая рука. Защипывание струны производится указательным и средним пальцами по три или четыре щипка на ноту, с легким акцентированием каждой первой в группе. Это создает ритмичный пульс правой руки, который дисциплинирует общее движение и воспитывает ритмическое чувство. При этом вырабатываются и другие элементы исполнительской техники, такие как:

- Точная постановка и снятие со струн пальцев левой руки, чему способствуют ритмические акценты в правой.

-Экономия движений, ибо в таких условиях начинающему ученику легче следить за высотой поднятия пальцев левой руки над струнами.

- Самостоятельность и динамическая ровность щипка , т.к. при триольных репетициях акценты постоянно попадают на разные пальцы правой руки.

Игра гамм репетициями полезна и в дальнейшем.

Обычно на гитаре первой изучается гамма C dur. Перед игрой этой гаммы одинарными нотами очень полезно проработать с учеником следующее упражнение:

https://documents.infourok.ru/69477028-9228-4366-8eb1-9baee7256cb3/0/image002.jpg

Обычно ученик, знакомясь с гаммой, недодерживает ноты, переступает пальцами по нужным ладам с помощью кисти. Это в корне неправильно: кисть должна оставаться спокойной, находиться в одной позиции, а пальцы самостоятельно дотягиваться до нужных ладов.

Суть упражнения состоит в следующем:

1.                  Первый палец левой руки устанавливается на звук «ми» вблизи ладового порожка и не поднимается на протяжении всего упражнения до появления легкой усталости.

2.                  Второй палец ставится на звук «до» и поднимается одновременно с четвертым в момент звучания «ми».

3.                  Далее второй палец переносится на звук «фа» и остается в том же положении , когда четвертый палец ставится на «соль».

4.                  В нисходящем движении второй и четвертый пальцы поочередно поднимаются и после исполнения «ми» переносятся на пятую струну, при этом первый палец продолжает оставаться на своем месте.

Благодаря этому упражнению во первых, отрабатывается правильная постановка левой руки, во вторых, достигается свобода пальцев левой руки. Игра подобных упражнений имеет большое значение для технического развития обучающихся ДШИ. При работе над ними необходимо следить за тем, чтобы пальцы левой руки в восходящем движении оставались на струне вплоть до движения вниз. В этих упражнениях вырабатывается правильное положение пальцев и четкость их движений, развивается беглость.

Усвоив эти фигуры в одной позиции, целесообразно освоить их в других, чтобы обучающийся привыкал к игре в различных позициях.

Работая над двух и трех октавными гаммами необходимо также исполнять их ритмическими группировками- дуолями, триолями, квартолями. Каждую гамму желательно играть два три раза без остановки и повторения тоники. Ценность этих упражнений заключается в том, что ритмический отсчет идет не от ноты к ноте, а ритмическими блоками, что в свою очередь мобилизует исполнительский аппарат, вырабатывает синхронность движения рук.

В дальнейшем необходимо играть гаммы со смешанными ритмическими рисунками.

 

https://documents.infourok.ru/69477028-9228-4366-8eb1-9baee7256cb3/0/image003.jpg

Здесь отрабатываются элементы мелкой техники. Метрический отсчет желательно вести по целому такту, что способствует большей динамической устремленности групп шестнадцатых к сильной доле.

Упражнения необходимо постепенно доводить до быстрого темпа, не забывая о четкости звучания. При игре гамм и упражнений необходимо следить за единым положением кисти правой руки. Все это очень важно для развития исполнительской техники учащегося.

 

                                              Этюды

Техническое развитие ученика во многом зависит от того, сумел ли педагог привить ему любовь к этюдам. При добросовестном изучении большого числа этюдов молодой музыкант постепенно нарабатывает беглую технику широкого профиля.

Над этюдом нужно работать также тщательно как и над пьесой. Изучать этюд необходимо до тех пор, пока степень его готовности не достигнет уровня, соответствующего завершенности работы над художественным произведением. Такой подход к изучению этюда позволяет учащемуся с одной стороны, получить от каждого этюда то полезное, что он может дать, с другой, сыграть большое количество этюдов. Учащиеся должны усвоить такую закономерность: чем лучше выучен этюд, тем большую пользу он принесет. Многие музыканты доводят исполнение этюдов до максимального уровня.

В автобиографии Сергей Прокофьев вспоминал, что в детстве, работая над этюдами, он считал этюд выученным лишь после того, как мог играть его в пяти тональностях.

Подбирая для своих учеников этюды педагогу необходимо учитывать самые различные факторы. Этюды должны охватывать различные виды техники, которые встречаются в гитарной литературе, разные тональности, штрихи и  ритмические варианты. Важно, чтобы предлагаемый ученику этюд был посильным. Следует придерживаться принципа постепенного возрастания сложности.

 

Главное значение технических упражнений заключается в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными техническими формулами, «ядром» технических трудностей изучаемых произведений. Нередко музыканты сами создают специальные упражнения для освоения трудных эпизодов изучаемого произведения.

                      

Двигательные качества исполнительского аппарата

Исполнительское мастерство должно опираться на гибкую связь между сферой эмоций и мыслей музыкантов и средствами их выражения. К основным свойствам исполнительского аппарата следует отнести скорость ( быстроту движений), ловкость, силу и выносливость.

Быстрота движений пальцев и кисти в значительной мере обусловлены подвижностью нервных процессов, что выражается в пальцевой беглости. Также быстрота зависит от точной координации и синхронности движений пальцев обеих рук.

Ловкость позволяет выполнять сложные движения в различных игровых ситуациях. Она необходима гитаристу при смене позиции, скачках, быстрых переносах пальцев правой руки на крайние струны или от грифа к подставке ( и наоборот). Ловкость развивается постепенных повышением скорости, сменой игровых движений и их многократным повторением в быстром темпе.

Сила- двигательное качество, связанное с напряжением мышц, важное в гитарной технике из-за небольших динамических возможностей инструмента. Сила необходима при исполнении крупных гитарных произведений. Основным нюансом у гитариста здесь является «Forte». Работая над произведениями, требующими большой звучности и быстрого темпа, следует соблюдать осторожность и увеличивать нагрузку постепенно, особенно, при выработке силы и быстроты движений одновременно.

Выносливость особенно необходима гитаристу при исполнении пьес с очень сложной фактурой  в левой руке. Например , при частом использовании приема «барре». Без необходимой выносливости гитарист не сможет выдержать большое напряжение во время домашних занятий или концертных выступлений. Тренировать выносливость можно лишь до появления мышечной усталости и ощущения скованности в руках.

Совершенствование одних качеств благотворно влияет на другие, например: развитие беглости способствует увеличению ловкости и выносливости. Все двигательные компоненты нуждаются в постоянной поддержке, поэтому гитаристу необходимо регулярно заниматься технической работой, отдавая ей примерно одну третью часть своего занятия на инструменте. Учащийся должен разбираться в своих двигательных ощущениях. Этому его должен обучать преподаватель.

            Свобода исполнительского аппарата           

Такое качество как выносливость тесно связано со свободой исполнительского аппарата. На этом должна основываться целесообразность гитарной техники в целом. Играть необходимо без излишнего напряжения, с расслаблением, не тратя лишних усилий. Необходимо точно дозировать и осознавать степень самого незначительного напряжения рук. Музыкальное исполнительство связано с активным мышечным тонусом , такими качествами , как сила и выносливость , поэтому освобождение в игре не означает полной расслабленности мышц.

Мастер  пианистической школы К. Игумнов предостерегал пианистов от неправильного понимания освобождения игрового аппарата. Он писал: «Рука не должна быть расслабленной. Нужно уметь организовывать руку в зависимости от конкретной ситуации, как бы кратковременно фиксируя ее и сразу же затем освобождая».

Все это можно отнести и к гитарной технике.

Сознательный контроль при тренировке- необходимая предпосылка для выработки автоматизации координированных движений, которая постепенно освобождает внимание гитариста от наблюдения за двигательным процессом.

К. Станиславский говорил: «Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, сделать его своей второй натурой.

Только в таком случае он будет помогать нам в момент творчества».

Говоря о свободе исполнительского аппарата гитариста, можно выделить основные положения в работе над достижением целесообразности игровых действий:

1)                 Применять оптимальные усилия для нажима пальцев левой руки на струны

2)                 Щипки пальцами правой руки должны производиться с напряжением, не превышающем его необходимый уровень.

3)                 Расслаблять руки, кисти,  и пальцы при любой возможности.

4)                 Контролировать посадку и добиваться ее свободы.

5)                 Сбалансировать меру напряжения и расслабления при исполнении музыкальных произведений.

В основе музыкально-технической свободы лежит не только мышечная но и психическая свобода. Как говорил Г. Нейгауз: «Чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая. Чем больше человек понимает в чем дело , тем он становится свободнее».

Планомерно проводимое воспитание двигательной культуры вносит необходимую упорядоченность в технику музыканта, вызывая у него во время игры чувство физической свободы , уверенности и легкости.

 

Мастера о гитарном искусстве

Выдержка из книги Антонио Де Контрераса  «165 советов Дэвида Рассела о технике гитарной игры»

                           «О технике в целом» ( 10 советов)

1.Мы разучиваем специфические приемы в этюдах, им посвященных, а потом не можем справиться с теми же сложностями в других пьесах. Нужно научиться раскладывать сложности на отдельные технические элементы и отработав их, уметь применять в любых ситуациях.

2. Каждый день следует отдельно упражняться в технике. Отрабатывая технические приемы только в музыкальных произведениях, мы рискуем превратить их в «бег с препятствиями».

3.Следует добиваться того, чтобы в этюдах рука всегда вставала на свое место. Выступая с концертом можно позволить себе небольшую ошибку, но никогда - играя технический материал.

4.Заниматься кое-как- все равно, что пытаться подобрать упавшую монетку, не слезая с велосипеда. Можно хоть сто раз проехать мимо нее, все равно не дотянешься. Нужно остановиться, слезть с велосипеда, подобрать монетку, и тогда уже можно ехать дальше.

5.Напряжение мускулов обычно растет по мере появления технических сложностей. Чтобы избежать этого , разберите первый сложный момент, остановитесь, расслабьтесь, потом переходите ко второму.

6.Если вам хоть раз удалось сыграть чисто, значит у вас есть возможность играть чисто и в дальнейшем.

7. Подбирая аппликатуру, старайтесь добиться максимальной плавности фразировки. Поиграйте фразу по частям и посмотрите, где можно сделать маленькую паузу, а где нет. И уже в соответствии с этим подбирайте правильную аппликатуру.

8. Вот один из секретов, позволяющих подобрать удачную постановку пальцев: попытайтесь прочитать фрагмент в  обратном порядке, иными словами, подберите сначала удобное расположение пальцев для сложной позиции, в которую обычно затруднительно  попасть , а потом восстановите фразу в нужной последовательности.

9. Во фразе с переменой позиции постарайтесь чтобы она не пришлась на важный кульминационный момент, тогда обрыв звука будет не так заметен.

10. Если в пьесе есть чрезвычайно сложный фрагмент, исходите из того, что ваша задача- передать полноценную законченную мысль.

Суть игры не в том , чтобы просто исполнить все ноты, а  в том, чтобы наполнить музыку смыслом, постараться передать этот смысл публике.

                                 

Заключение

Педагогическая деятельность - это непрерывный творческий процесс. Она требует индивидуального и творческого отношения. Сложность профессии заключается также в том, что труд этот, по существу, устремлен в будущее, его результаты проявляются не сразу. Обучая, педагог учится сам. Работая с обучающимися педагог познает много нового, скорее избавляется от собственных ошибок и заблуждений. Известный скрипичный педагог профессор Б. Гутников писал: «Именно педагогическая работа научила меня зорче видеть и лучше понимать природу и истоки многих исполнительских проблем». Педагог развивает самобытность ученика и намечает индивидуальный путь его развития и совершенствования.

Очень важным педагогическим качеством является постоянная нацеленность на формирование в ученике умения «наполнять музыкой» любое техническое действие. При этом сами технические приемы обретают внутренние связи, естественно переходят один в другой, образуя некое образно-технологическое единство. 

История музыкальной педагогики показывает, что в классе у педагога не может быть одинаковых учеников. Чтобы обеспечить оптимальные условия развития каждому из них, общие педагогические принципы должны преломляться сквозь призму индивидуального подхода. Что на определенном этапе полезно одному, может навредить другому.

Индивидуальные особенности учеников бесконечно разнообразны. Существенные различия наблюдаются в их анатомо-физиологических данных, психических свойствах и, конечно, музыкальных способностях.

Педагог должен искать «ключ» к каждому ученику, определяя те методические средства, с помощью которых можно каждого ученика научиться трудиться с полной отдачей сил. Один для этой цели нуждается больше в поощрениях, к другому следует проявлять постоянную требовательность, третьему необходимо предоставить большую самостоятельность.

Высшей формой проявления личностного подхода к ученику является воспитание творческой индивидуальности. Изучив психические особенности каждого, педагог должен разглядеть его творческое своеобразие, «непохожесть» на других, и далее целенаправленно развивать самостоятельность учеников, исходя из их индивидуальных качеств.

К работе с обучающимися важно способствовать становлению личности, вооружить их той суммой знаний и умений, которые потребуются им в последующей самостоятельной и профессиональной работе.