«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Дутова Ольга Анатольевна

Данная метолическая работа раскрывает основные теоретические и практические аспекты работы преподавателя по классу фортепиано по развитию кооринационных навыков обучающихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dutova_o.a.doc106 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств р.п. Тельма»

Дутова Ольга Анатольевна

 «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО»

Методическая разработка

        

        

р.п. Тельма, 2024

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                           Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

       ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………….......5

        1. Основные аспекты работы с начинающими учениками……….5

        2.  Характеристика упражнений для развития координационных    

         навыков…………………………………………………………………8

        2.1. Упражнения по подготовке корпуса к игре на фортепиано …8

        2.2. Упражнения «доинструментального периода» обучения ……8

        2.3. Упражнения «инструментального периода» обучения ……… 12

       3.  Методы работы по развитию координационных навыков.....14                        

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………17

       Список используемых источников и рекомендуемой  литературы 18      

     

ВВЕДЕНИЕ

       Анализируя контингент учащихся пианистов, которые за последнее время поступают в Детскую школу искусств на музыкальное отделение, нельзя не заметить, что большинство детей обладают рядом проблем, одной из них является нарушение психофизического и двигательно-моторного характера, т.е. плохая координация, вялость мышечного тонуса. Чтобы правильно развивать координационные навыки у учащихся, преподавателю необходимы знания и понимание законов физиологии ребенка. Игра на рояле, как и всякий труд, требует определенных мышечных усилий.

      Организацию движений ученика необходимо строить таким образом, чтобы воспитать у него правильное отношение к клавиатуре, к фортепиано. Анализ состояния игрового аппарата детей 7-8 ми лет, приходящих в детскую музыкальную школу, показывает, что они обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. А, как известно, движение пальцев рук тесно связаны и с речевой функцией. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому наблюдается прямая зависимость, как ребенок умеет четко говорить, произносить слова, как правильно у него развита мелкая моторика, так он и будет четко играть за инструментом.

Цель работы: формирование координационных навыков учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано по средствам внедрения в образовательных процесс различного рода приемов работы.

Задачи работы:

1. выявить и обозначить упражнения для развития координации на начальном этапе обучения на фортепиано;

2. обоснование методов обучения основанных на развитии координационных навыков учащихся;

3. изучение методической, психолого – педагогической литературы по изучаемой проблеме.

         Методы работы:

          -         анализ специальной литературы по теме исследования;
         -  сравнение;

 - обобщение;

 - статистика.

        Теоретическая значимость заключается в том, что в работе обобщены знания о приемах и методах  развития координационных навыков в процессе обучения игре на фортепиано. На основе изученной и проанализированной научной и учебно-методической литературы был теоретически обоснован выбор приемов и методов развития координационных навыков.

         Практическая значимость заключается в том, что подборка приемов, способов и методов, отраженных в данной работе может быть рекомендована к использованию педагогам-музыкантам, преподавателям учреждений дополнительного образования в процессе развития координационных навыков обучающихся всех возрастов на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

         Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список используемых источников и рекомендуемой литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        1. Основными аспекты  работы с начинающими учениками

         Нерациональный расход энергии в мышечных группах приводит к увеличению процессов напряжения.

       По словам В.Х. Мазеля, преподаватель, работающий с начинающими учениками, должен руководствоваться следующими правилами:

а) все двигательно-силовые действия необходимо воспитывать на основе ощущения единства мышечной сферы организма – единства всех ощущений;

б) на этой же основе должны в дальнейшем формироваться все локальные двигательные действия, совершаемые учениками (особенно движение рук);

в) основой управляемости двигательными действиями рук должны служить конкретные ощущения, формируемые в строго определенных мышечных группах;

г) процесс расслабления мышечных групп физиологически намного сложнее, чем процесс их напряжений, в этой связи основой управляемости двигательным процессом должна служить строгая периодизация процессов напряжений и расслаблений в функционирующих  мышечных группах;

д) учитывая сложность ощущений при переходе от состояния напряженности мышечных групп к состоянию их расслабления, необходимо следить, чтобы процессы напряжений происходили с минимально необходимой силой, а процессы расслабления – переходы к ним от напряженного состояния - максимально контрастно [5, с.22].

Наряду  с увеличением процессов напряжения, как считает СВ.Х. Мазель, процессы расслабления, наоборот, сокращаются. Мышечные группы, окружающие наиболее подвижные суставы, особенно, по мнению В.Х. Мазеля, подвержены перенапряжению. При этом суставы травмируются, нарушается их природная гибкость. Становится неизбежной деформация мышц, происходит уменьшение мышечной эластичности и подвижности. Кроме того, непроизвольные напряжения в процессе игры являются первопричиной различных зажатостей, что достаточно часто приводит к профессиональным заболеваниям.

Проблемы координации движений у детей, впервые пришедших в музыкальную школу, вполне объяснимы: до этого они никогда не испытывали действий, которые необходимы при игре на фортепиано. Использование таких приемов игры, как non legato, legato, stakkato обычно никак не связано с их предыдущей деятельностью.

Штрих (нем. strich линия, черта) – это прием звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение. [6]. Технически это связано с различными движениями плеча, кисти, пальцев и последующим их освобождением. Так как в случае исполнения  legato, non legato и stakkato понятия «прием» и «штрих» совпадают, то уместно будет применить эти оба понятия. Особенно сложным бывает сочетание  противоположных штрихов, таких как legato- stakkato и legato- non legato. Достаточно часто у детей происходит так называемое «зажатие рук», как в освоении каждого приема по отдельности, так и в сочетании.

Ученик часто испытывает координационные трудности оттого, что правая и левая руки должны одновременно совершать разные игровые движения, исполнять различные ритмические рисунки. Даже не очень трудные поначалу игровые движения могут вызвать у ребенка скованность, поскольку он не умеет еще контролировать отдельные группы мышц, координировать их работу.

Основная цель  работы в области воспитания пианистических навыков состоит в том, что педагог должен помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, научиться осознавать и культивировать их в себе. Г.М. Цыпин указывает, что быстрота и легкость формирования двигательно-моторных (исполнительских) навыков так же, как их прочность и устойчивость, качества сугубо индивидуальные. В этом проявляется мера природной технической одаренности [7,с.39]. Возникает «зажатость» и психологическая реакция на непривычный и сложный род деятельности. Между тем, без мышечной свободы не может быть и речи о правильных игровых движений.

       

     2.  Характеристика упражнений для развития координационных навыков

     2.1.Упражнения по подготовке корпуса к игре на фортепиано

         Буквально с первых уроков необходимо начинать подготовку рук к первому прикосновению к клавиатуре. Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики, в которых следует добиваться свободы не только рук, но и всего корпуса (плеч, шеи). Одним из приемов работы по развитию координационных навыков в обучении игре на фортепиано на начальном его этапе являются использования различного рода упражнения. Упражнения по подготовке корпуса учащихся к игре на музыкальном инструменте условно можно разделить на два этапа – «доинструментальный», то есть вне инструмента, и «инструментальный», связанный с конкретными  инструментальными приемами. Каждый этап имеет свои определенные задачи в формировании необходимых игровых ощущений и движений. Разделение на этапы дает возможность ученику не только четко осознать и почувствовать взаимодействие всех частей корпуса, но и заложить основы координации рук.

        В «доинструментальный» период входит:

       -  подготовка корпуса ученика к новым двигательным  ощущениям;

       - воспитание базовых двигательных ощущений каждой из рук в отдельности и их координации.

       На этом этапе используются:

      -  подготовительные упражнения;

      - вспомогательные гимнастические упражнения;

      - пальчиковые игры и игры на осязание.

      На втором, «инструментальном» этапе постепенно вводятся упражнения на сочетание различных приемов: legato - stakkato, legato - non legato.

     2.2. Упражнения «доинструментального периода» обучения

       В « доинструментальный период» обучения  можно применять ряд гимнастических упражнений, используемых в практике на занятиях с начинающими обучаться игре на фортепиано. К ним относятся:

        1.«Восстановление дыхания»

Данное упражнение позволяет почувствовать мышечные группы спины, расположенные в верхней и нижней ее частях, - зоны плечевого пояса и поясницы.  Данные мышечные группы являются генераторами силы пианиста, их активная работа служит основой правильного функционирования и четкого взаимодействия всех частей рук. Поднимаясь на носки, медленно сделать вдох и одновременно поднять обе руки вверх. Затем руки стремительно падают вниз (выдох) и болтаются как плети, Сказать ребенку, что его руки должны быть свободными, гибкими, надо добиваться, чтобы сила «текла» по всей руке от плеча к кисти и кончику пальца. Иногда дети выполняют данное упражнение просто прямыми руками, без ощущения полной свободы.

        2.«Шалтай – Болтай»

Упражнение базируется  на  ощущении веса руки, как единой целостной системы всех ее частей, при этом возникает взаимодействие двух крайних точечных зон руки: мышечных групп лопатки и мышечных групп кисти и пальцев. Опустить руки свободно вниз, чуть нагнуться  вперед. Покачивать их навстречу друг другу все больше и больше. В данном упражнении могут возникнуть такие же проблемы, как и в предыдущем: дети не всегда ощущают полную свободу рук, на этом педагогу следует акцентировать свое внимание. Хочется отметить интересную деталь: редко кто из современных детей знает, кто такой Шалтай – Болтай и кто написал это стихотворение. Поэтому разучиваем с ними английскую народную песенку в переводе С.Маршака:

Шалтай – Болтай сидел на стене, Шалтай - Болтай свалился во сне.

Вся королевская конница, вся королевская рать

Не может Шалтая, не может Болтая, Шалтая – Болтая,

Болтая – Шалтая собрать.

       3.«Маятник»

Просим ребенка встать ровно, ноги на расстоянии ступни. Обе руки свободно опущены вдоль туловища, как плети. Начинать раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад – вперед, как маятник. Все выше, выше! Пока рука не начнет крутиться по инерции вокруг плеча [2].

  1. «Разминка для шеи и рук»

Данная разминка необходима для укрепления мышечных групп шейной области и предупреждения перенапряжения в зонах шейных мышц, а также для ощущения максимальной свободы двигательных действий игровых зон рук, в том числе отдельных ее частей, таких как предплечья, кисти пальцы.

Предлагаем проверить ребенку, получается ли у него также свободно и хорошо выполнять круговые движения головы и кистевые вращения рук, как и предыдущие задания. Просим его выполнить несколько упражнений: наклоны головы к правому и левому плечу, затем круговые движения головой сначала в одну, потом в другую сторону, а также кистевые вращения рук поочередно в разные стороны. Упражнение следует выполнять в медленном темпе, избегать резких движений. При выполнении кистевых вращений необходимо сохранять ощущение подвешенного состояния рук и неподвижное положение их плечевых частей.

Регулярные занятия упражнениями  помогают осознанно организовать и активно управлять двигательным процессом. Упражнения необходимо выполнять с начинающими учащимися с первых занятий примерно в течение всего «доинструментального» периода. В дальнейшем – по необходимости, если педагог видит, что ребенок перестал ощущать свободу и вес руки.

Известно, насколько велика роль мелкой моторики в техническом развитии учащихся, а неразвитость координации движений, малая чувствительность кончиков пальцев не позволяет тонко чувствовать градации извлекаемого звука. Одним из следующих шагов в координационно-двигательном развитии ребенка являются пальчиковые игры, которые направлены на развитие мелкой моторики. Они позволят обучить ребенка сознательному управлению своим  мышечно-двигательным аппаратом.

Конкретные рекомендации можно найти у И.Э.Сафаровой, А.А. Коновалова, Л.П. Савиной, Цвынтарного В.В. Эти упражнения  включают  в себя одновременно несколько видов деятельности, таких как: развитие координации и развитие чувства ритма:

        «Колечки»

Упражнение дает  осознание направления и движения определенного пальца и одновременно взаимодействия пальцев между собой. Правая и левая рука одновременно соединяют в букву «о». Большой – указательный (1-2), большой – средний (1-3), большой – безымянный (1-4), большой – мизинец (1-5).  Педагогу необходимо следить, чтобы пальцы были круглые, не проламывались в суставах, при этом кончики пальцев соприкасались подушечками.

        «Лошадка»

«У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво»

Правая ладонь на ребре от себя, а большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву.  Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

        «Весна» - считалка

Округлая кисть поднимается и опускается на стол, свободное движение запястья.Выполняется обеими руками попеременно, пары пальцев все время меняются.

Вес -   на    вес-   на       в  легко   платьи-      це   о  -   на

1-2    1-2   1-3    1-3       1-4             1-4          1-5         1-5

лев.  прав. лев   прав.    лев.           прав.       лев.       прав.

       «Движения под музыку»

Развитию координационных навыков хорошо помогают  двигательные упражнения и танцы под музыку. В данных упражнениях задействована не только верхняя часть корпуса, но и нижняя, что, несомненно, является важным в пианистическом развитии.

Так, преподаватель под музыку марша может дать задание на движение и исполнение хлопков, на каждый шаг, а затем, только на шаг левой или правой ноги. Это упражнение тренирует координацию между руками и ногами ребенка, оно же развивает у него и чувство ритма.

Надо сказать, что движение под музыку помогает двигаться и развивать общие координационные навыки. В нашем организме за каждый вид деятельности отвечает определенный «канал» связанный с нейронами нашего головного мозга. При этом свою информацию другим группам этот «натренированный» канал не передает. Например, прохлопывание ритма,  мало помогает в проигрывание пьесы с этим же ритмом на фортепиано. Мышцы, которые участвовали в прохлопывании ритма и нейронные дорожки, которые при этом сформировались, не отвечают за работу каждого пальца руки. Поэтому, проигрывание только что прохлопанного ритма на фортепиано сознание человека воспринимает как совершенно новый мышечный процесс, который надо учить заново,  т.к. в этом случае мы опираемся на музыкальную память.

2.3. Упражнения «инструментального периода» работы

Переходя непосредственно к игре за инструментом, развитию координации хорошо помогает:

«Гимнастика для пальцев» (за крышкой инструмента или за столом).

Здесь участвуют сразу две руки, спрашивать  надо  ученика название пальцев вразброс (1,2,3,4,5,). Упражнение позволяет развить  и укрепить все мышечные группы области кисти и, особенно, оснований пальцев. Руки ребенка  и пальцы в свободном прямом положении. Поднимать по очереди, начиная с большого пальца, пальцы наверх. Обычно самым «ленивым» оказывается безымянный палец, поэтому следует обратить внимание ребенка на самостоятельность работы этого пальца.

Для развития координации хорошо помогают подготовительные упражнения для педали:

1. Свободно отклонять колено в стороны, опираясь на пятку;

2. Легко вибрировать стопой;

3. Вращать стопу вокруг педали;

4. Поворачивать стопу вправо и влево.

       3. Методы работы по развитию координационных навыков

        Для развития координации очень интересен метод чтения ритмических партитур по методу Г, Богино «Тихо – громко», когда одна рука хлопает ритмическую партитуру на «форте», а другая на « пиано» в разных ритмических последовательностях.

В дальнейшем, при изучении нотной грамоты незнание музыкального алфавита мешает развитию координации рук. Ощущение напряжения и внутреннего страха нажать не ту клавишу, мешает не только чувствовать свободно, но и думать о музыке вообще. Страх сделать неверный шаг сковывает движение человека. Страх «не туда» попасть, и есть самая главная причина зажатости рук. Пространство будет «завоеванным» только в том случае, когда точно знаешь, где ты находишься, и что тебя окружает. Желательно, чтобы ученик бегло знал музыкальный алфавит в прямом и обратном движении: звуки музыкального алфавита подразумевают в своей организации мышечные закономерности его исполнения, а это помогает нашей координации не только определить направление движения, но и легко справляться с такими проблемами, как скачки мелодии, игра двойными нотами и аккордами. Знание музыкального алфавита подготавливает мышцы человека к музыкальному прочтению:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си –  Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

Знать какие ноты пишутся на линейках, какие в окошечках.

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си

Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Для развития координации интересны в работе упражнения по методу Е. Гнесиной «Фортепианная Азбука», вначале следует:

а) объяснить ученику  как графически выглядит нотная запись, и как будут двигаться руки.

б) сыграть упражнение целиком;

в) хлопать ритмическую партитуру упражнения двумя руками на крышке инструмента;

г) одна рука играет по тексту, другая рука хлопает ритм партитуры;

д) поменять задание для рук;

е) играть двумя руками на крышке инструмента с точными пальцами и штрихами.

ж) закрепить результат – проиграть еще раз упражнение двумя руками целиком за инструментом.

Помимо этого, следует всячески рекомендовать упражнения в исполнении различных последовательностей легато в пределах позиции руки. Начинать следует, естественно, с наиболее простых – связывание двух-трех соседних звуков с тем, чтобы постепенно дойти до исполнения пяти звуков. Играть их полезно в различных октавах. Перемещение в различные октавы способствует лучшей координации движений пальцев и руки. Развивает необходимую свободу игры и ориентировку на клавиатуре, освежает внимание и знакомит со звучанием различных регистров. Координационные трудности возникают при изучении гамм: параллельное движение, расходящийся вид, хроматическая гамма. При соединении двух рук лучше начинать с более легкого в аппликатурном отношении расходящегося движения. Переходя в дальнейшем к параллельному движению, полезно играть гамму через две октавы, каждая из двух мелодических линий звучит тогда яснее. Время от времени следует возвращаться к игре отдельными руками, чтобы «пошлифовать» каждую партию; особенно важно обратить внимание на левую руку, которая обычно менее самостоятельна и иногда лишь подыгрывает правой.

а) полезно поучить - одна рука играет на форте, другая на пиано и наоборт,  здесь происходит тембровое разделение голосов.

б) одна рука играет на легато, другая на нон легато и наоборот. Разъединить двигательные ощущения в руках при разных штрихах. В нон легато работает рука, в легато – рука не поднимается, а работают пальцы. В параллельном движении воспроизвести поможет неравное распределение весового дополнения. Одной рукой нужно больше погрузиться в клавиатуру, а другой рукой несколько облегчить.

в) поиграть на ритмические приемы (пунктир, с остановками на тонике). Остановки расчленяют гамму на обозримые отрезки, помогают осознать тонику и вводный тон, вспомнить, какими пальцам надо играть. Полезно и так называемые контрапунктические гаммы, когда на один звук в партии одной руки приходится соответственно от двух до пяти звуков в партии другой. Гамма, идущая дуолями в одной руке и четвертями в другой, играется в две октавы, гаммы триолями – в три, квартолями – четыре октавы. Для улучшения координации рук в партии той руки, которая движется четвертями, полезно применять не только легатную, но и  нон-легатную или стаккатную артикуляцию. Подобный способ игры имеет много плюсов. Партии обеих рук образуют полифоническое сочетание двух мелодических линий, имеющих каждая - свой ритмический рисунок, что уже само по себе полезно. Повышается ритмическая точность исполнения: одна из рук выполняет дирижерскую функцию, отсчитывая опорные доли.

г) для координации рук хорошо помогает беззвучная игра, это способствует снятию напряжения рук.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что  при обучении ученика игре на фортепиано, координационные навыки важны не только при исполнении гамм, технических произведений, этюдов, но и в полифонических произведениях, крупной форме и пьесах. Помогают в освоении координационных навыков, слуховой контроль, умение вести мелодическую линию. Именно неумение услышать свою игру ведет к общераспространенным ошибкам, как передержание пальцев на клавишах, ритмическая и звуковая неровность. Ритмическая неровность проявляется в несинхронности звучания – несовпадения движения рук, отчего получается характерное «кваканье».

Начинать надо с малого, с первых упражнений на расслабление, понимать ощущения ребенка во время выполнения задания. Координационные навыки развиваемы, и надо к этому приложить целенаправленные усилия преподавателя и самого ученика.

Основная цель работы выполнена: теоретически обоснованы и выявлены эффективные приемы, методы работы при развитии  координационных навыков учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано по средствам внедрения в образовательных процесс различного рода приемов работы.

        Для достижения этой цели были поставлены и решены задачи, связанные выявлением  анализом психолого-педагогической, методическая литература по проблеме исследования; теоретически обоснованы и  выявлены приемы и методов развития координационных навыков.

        Данная работа может быть использована преподавателями, методистами ДШИ, ДМШ в качестве методических рекомендаций в рамках обучения игре на фортепиано с обучающимися любых возрастных категорий.

      Список используемых источников и рекомендуемой  литературы

  1. Алексеев А. «Методика обучения на фортепиано». – М: «Музыка», 1995. – 65с.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие, издание третие / А.Д. Артоболевская. «Советский  композитор»,1987. - 103 с., ил.
  3. Глушко М. «Комплексная методика». М.: «Музыка», 2002. – 45с.
  4. Мартинсон К.А. «Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано». М.: «Музыка», 2005. – 76с.
  5. Мазель В.  Музыкант и его руки; Физиологическая природа и формирование двигательной системы (текст)/ В.Х. Мазель. СПб.: Композитор  (СПб), 2002. -  180 с.
  6. Музыкальный энциклопедический словарь (текст) / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. -  672 с.: ил.
  7. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: учеб. пособие для студ. муз.-пед.фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений (текст) / Г.М. Цыпин. М.: «Академия», 1999. - 192 с.