Методическая разработка урока фортепиано по теме: «Подготовка к концертному выступлению»
Концертное выступление, является одним из сложных видов деятельности для учащихся. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков. Требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Также это комплекс теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен познать. Концертное выступление для подростка – это большая психологическая ответственность, проблема психических и игровых движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konspekta_uroka.docx | 36.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» пгт. Благоево
Методическая разработка урока фортепиано
по теме: «Подготовка к концертному выступлению»
Составитель:
Карапетян Каролина Михайловна
Преподаватель по классу фортепиано
МУДО «ДМШ» пгт.Благоево
пгт. Благоево
2022
Пояснительная записка
Концертное выступление, является одним из сложных видов деятельности для учащихся. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков. Требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Также это комплекс теоретических знаний и практических навыков, которые обучающийся должен познать. Концертное выступление для подростка – это большая психологическая ответственность, проблема психических и игровых движений. Психические состояния могут оказывать на исполнительскую деятельность учащегося и положительное влияние и отрицательное. Когда нарушается целесообразность и экономичность движений, появляются мышечные напряжения, ухудшается качество исполнения. Для того чтобы процесс формирования игровых движений проходил успешно, на концертной эстраде должны быть наиболее значимые психические состояния, это – заинтересованность, увлеченность, решительность.
Как готовиться к публичному выступлению, интересует многих педагогов и учащихся. Дать общий рецепт трудно, невозможно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников.
Чтобы концертное выступление пианиста – подростка было осмысленным, увлеченным, интересным для слушателя, необходима подготовительная работа. Существуют различные методы и приемы работы. В.И. Петрушин – доктор педагогических наук, профессор, обобщил методы концертной подготовки отечественных музыкантов – исполнителей разработал метод оптимальной концертной готовности, который можно использовать для учащихся в учебной практике. Данный метод состоит из трех направлений – физического, умственного, эмоционального.
Хорошая физическая подготовка ученика, дает ощущение здоровья, силы, выносливости, настроения, ведет к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно влияет на умственные процессы, связанные с концентрацией внимания, мышления, памяти.
Следующими слагаемыми оптимального концертного состояния, являются компоненты умственной и эмоциональной подготовки. Они представляют собой психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом состоянии. Здесь есть ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время выступления:
- игра перед воображаемой аудиторией
- медитативное погружение
- обыгрывание
- ролевая подготовка
В процессе урока, были использованы методы: словесного пояснения, сравнения, обобщения, и один из важнейших методов – оптимальная концертная готовность.
Конспект урока
Тема: «Подготовка обучающегося к концертному выступлению»
Тип урока: урок – репетиция
Вид урока: закрепление полученных навыков
Форма урока: индивидуальная
Продолжительность урока: 45 мин.
Класс: 6
Возраст обучающихся: 13 лет
Оснащение урока: ноутбук, фортепиано.
Цели урока:
1. Определить комплекс мер для достижения оптимального сценического состояния.
2. Обосновать необходимость введения комплекса педагогических приёмов, способствующих коррекции эстрадного волнения у музыканта в исполнительскую практику, определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному выступлению.
Задачи урока:
- обучающие:
- приобретение и накопление опыта в концертной деятельности;
- правильный разбор и качественное исполнение выбранного произведения, в характере, с осмыслением художественного образа;
- развивающие:
- развитие уровня мастерства игры на сцене;
- развитие, укрепление и оздоровление дыхательного аппарата;
- расширение кругозора в области музыкального искусства;
- развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребёнка;
- формирование способности понимания причин успеха или неуспеха самостоятельной творческой деятельности;
- воспитательные:
- воспитание ответственного отношения к подготовке, умения добиваться качественного исполнения
- воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности;
- работа над преодолением излишнего сценического волнения
- воспитание артистической индивидуальности.
Педагогические технологии:
- системно-деятельностный подход;
- технология использования в обучении тренинговых методов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие;
Методы работы, используемые в ходе урока:
- словесного пояснения,
- сравнения,
- обобщения
- оптимальная концертная готовность.
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей
|
Организация начала занятия | Приветствие, эмоциональный настрой обучающуюся на учебную деятельность, посадка за инструментом. |
|
Проверка домашнего задания Технический тренинг Разыгрывание пианистического аппарата. Закрепление навыка игры гаммы. Мобилизация воли, включение слухового контроля, концентрация внимания. Цель для учащегося: качественный показ выполненной домашней работы. Цель преподавателя: выявить уровень сформированности умений и навыков. | Опрос учащегося по заданному на дом материалу. Задание: играть гаммы с различной нюансировкой, тембровыми и динамическими красками. Предлагается работа над техническим материалом, используя методы и приёмы активизации слуха (слушание гармоний, пение скрытых голосов); приведение рук в рабочее состояние: исполнение гаммы фа минор и упражнений в этой же тональности. Выучить Этюд Д. Кабалевского. | Для постепенного вхождения в рабочий процесс обучающаяся проигрывает гамму фа минор. Играет текст этюда наизусть, некоторые фрагменты теряет из памяти. Делаем анализ, почему не получилось, сложные места отрабатываем отдельно. |
Адаптационный этап. Открытие темы урока, постановка цели и задач урока. | Создание проблемной ситуации. Теперь давай перейдем к основной части нашего урока. Предлагаемый урок «Подготовка к концертному выступлению» является основной заключительной частью в работе над произведениями. Предлагается просмотр видеофайла произведения М.И.Глинки «Разлука» в исполнении известных исполнителей, проанализировать и исполнить самой.. | Принятие учащейся цели и задач урока. Прослушивает произведение – анализирует. Ученица исполняет произведения, но делает несколько ошибок: не звучит бас в левой руке, ритмические неточности. |
Предлагаю сыграть еще раз без помарок, распределить мелодическую фразу, обращая внимание ученика к исполнению мелодии красивым звуком, попробовать использовать агогические нюансы. В диалоге с ученицей акцентирую внимание на том, что на сцене все свои мысли надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной мыслью должно являться музыкальное исполнение, исполнитель должен выступить посредником между композитором и слушателем. Те фрагменты произведения ,которые прозвучали не очень убедительно и точно, отрабатываем отдельно. Бережно и внимательно относиться к авторским указаниям, нюансировке. Работать над каждой музыкальной мыслью, определить чёткие фразировочные границы, раскрыть индивидуальные характеристики и использовать максимум средств для их передачи. Раскрытие образного содержания произведений всеми средствами художественной выразительности. | Предполагаемый ответ учащегося: Агогика – это незначительное отклонение от заданного темпа на время, не приводящее к его перемене постоянно. Проигрывает произведение. Допускает ошибки - неровности в динамическом плане. Анализ: Куда ведётся мелодическая линия? Стоит постараться завершить мелодическую фразу. Акценты. Ученица исполняет музыкальную часть, правильно выполняя поставленную задачу. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Для достижения хорошего результата необходимо отрабатывать все технически сложные места каждый день, чтобы правильное исполнение отложилось в памяти, осталось в пальцах. Вопрос: Чему уделить внимание? Домашнее задание: Диалог с ученицей о домашнем задание, над какими техническими местами поработать, какими приемами; поискать свои образы, для передачи своего отношения к музыки. Поработать над текстом, над особо трудными технически трудными местами в медленных темпах. Внимательно относиться к агогическим и динамическим указаниям автора. | Ответ: На конечном исполнении произведений, технической стороне работы над произведением, а так же учесть все моменты агогических нюансов в произведении, чтобы выступление было ярким и запоминающимся |