Воспитание пианиста. Начальный этап обучения"
"Начало-это дело такой огромной важности,что тут хорошо только самое лучшее" - И. Гофман. На начальном этапе обучения на педагоге лежит большая ответственность.Он должен быть психологом, обладать великим терпением и умением расположить к себе ученика. Начальное обучение состоит из периодов: подготовительный и первый класс музыкальной школы. Одним из условий обучения - научить ребёнка слушать и слышать музыку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_pianista_nachalnyy_etap_obucheniya_1.docx | 32.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Учреждение
Дополнительного Образования
Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого
Воспитание пианиста
Начальный этап обучения
Методическая работа
Т.В.Межецкая
преподаватель
Сургут
2021 год
«Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать…»
Д. Д. Шостакович
Музыка имеет свой язык, свою речь и чтобы понять то, о чём рассказывает музыка, нужно очень внимательно вслушиваться в её звучание.
Важным и незаменимым средством формирования личности, духовного мира человека признана музыка. Специфика музыкального искусства заключается в том, что оно обобщает жизненные явления в художественные формы и образы.
Музыка – это эмоция. Слушать и исполнять её равнодушно невозможно. Музыка вызывает разные чувства – от радости до печали. Эмоционально отозваться на музыку – это и есть музыкальная способность. Благодаря этой способности в ребёнке воспитывается доброта, сопереживание и сочувствие другому человеку.
В детях заложено очень много хорошего от природы. Это надо суметь найти и развивать как общие способности, так и музыкальные специальные.
Ещё находясь в утробе матери, ребёнок слушает музыку вместе с ней. И какую музыку слушает будущая мать, такое влияние и оказывает музыка на самочувствие ребёнка.
Уже в первые месяцы своей жизни ребёнок реагирует на характер музыки. Особенно его впечатляет ритмичная, весёлая и радостная мелодия. Ребёнок начинает сразу усиленно двигать ножками, ручками, улыбаться и по-своему подпевать.
Приобщение детей к музыкальному искусству происходит с приобретением знаний о музыке. А это происходит ещё в дошкольном периоде, который является очень важным этапом в становлении овладения музыкальной культурой. У дошкольников еще очень маленький опыт представлений о переживаниях и чувствах человека, а музыка помогает передать всю гамму и оттенки переживаний человеческой души. Через музыку дети познают красоту и многогранность культурного наследия. Чем больше они видят и слышат произведений высочайшего класса и мирового уровня, тем быстрее начинают ориентироваться в выявлении важных для него настроений и чувств.
Начальное обучение музыке обычно состоит из периодов: дошкольного или подготовительного и первых классов музыкальной школы.
Рассмотрим сначала особенности и главные задачи дошкольного развития. В этом периоде во многом определяется успешность дальнейшего обучения, которое в большей степени зависит от наличия у ребёнка желания и интереса к занятиям.
В основе развития музыкальных данных у детей лежит интерес, проявляемый к звукам. Ведь только интерес способен остановить, сконцентрировать внимание ребёнка на звуках
и вызвать ту «наблюдательность», которая способствует запоминанию и точному воспроизведению услышанного.
Однако подлинный интерес возникает не к любому произвольному звукосочетанию, а только к цельной и ясной мелодии, вызывающей у ребёнка либо эмоциональные переживания, либо образное представление. Такое воздействие оставляет след в памяти ребёнка и вызывает желание спеть понравившуюся мелодию или подобрать её на каком-либо инструменте. Так музыкальные данные получают главный стимул для своего развития, а, следовательно, возрастанию и расширению интереса к музыке.
Опытные педагоги по дошкольному музыкальному воспитанию используют в работе яркие и разнообразные мелодии и ритмы народной музыки. Они стремятся научить понимать, ощущать и переживать музыку различного характера – весёлую, грустную, торжественную, танцевальную, напевную. Так создаются условия для естественной концентрации внимания ребёнка и появления у него, так называемой, « слуховой наблюдательности».
Для начала обучения ребёнок должен «созреть». Преждевременное обучение на инструменте так же неправильно и опасно, как и искусственное «натаскивание». И то и другое часто бывает причиной потери интереса к музыке.
После периода «созревания» в дошкольном возрасте, ребёнок наконец допускается к инструменту. Сразу появляется масса незнакомых и сложных задач: посадка, постановка рук, клавиатура, ноты, ключи, счёт, паузы и т.д. Среди обилия этих задач важно не упустить основную – не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к занятиям. Учебный процесс, который строится на интересе, рождает те качества, без которых невозможно научиться играть на фортепиано.
Это зависит от многих условий, среди которых немаловажную роль играет личность педагога и его контакт с учеником.
Музыкальная судьба ребёнка зависит от того кто будет первым учителем и каким будет первый учитель. Детские воспоминания и первые музыкальные впечатления сохраняются в памяти навсегда. Ведь в течение какого-то времени учитель для малыша становится самым большим авторитетом, олицетворением идеального музыканта и человека. Ученик верит учителю и через него еще больше любит музыку. Совместное переживание музыки – наиважнейший контакт, который бывает решающим для успехов ученика. И этот контакт, обычно, способствует появлению инициативы у последнего, то есть желания самому сыграть, пусть неумело, по-своему, донести настроение и смысл музыки. Это пробуждение инициативы является первым успехом в педагогической работе и главным критерием правильного подхода к ученику.
Занятия с учеником – это творческий процесс. Всё чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно открывать, включая ученика в активную работу. Иногда мы недооцениваем способность мыслить и понимать и, желая подделаться под него, впадаем в примитивный и фальшивый тон. Дети моментально ощущают эту фальшь, она их оскорбляет и отталкивает. Так же неправильно разговаривать с ребёнком в духе безоговорочного приказа, строгого и беспрекословного подчинения. Ребёнок должен чувствовать, что учитель разговаривает с ним как с равным, рассуждает сам и выслушивает его рассуждения. Тогда ученик испытывает доверие к учителю и у него появится стремление оправдать это доверие. С этого начинается авторитет педагога.
Не следует часто подчёркивать ребёнку его недостатки. Педагог обязан найти у ученика положительные стороны и в своей работе опираться на них, поощрять и развивать их. Это не значит, что на недостатки можно закрыть глаза, наоборот, с ними нужно активно бороться. Однако они, как всё плохое, виднее, понятнее и ощутимее на фоне хорошего.
Разговаривая с учеником на равных, в то же время нельзя забывать, что перед нами ребёнок, а ему свойственно конкретное мышление. Говорить лучше меньше, но сказанное должно быть ясным, конкретным и метким. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, нюансы, технические средства, помогающие ярче раскрыть образное содержание. О.П.Радынова в своей статье «Методы и приёмы развития у детей музыкального восприятия» писала, что «важно, чтобы ученик понял, что характер музыки передаётся определённым сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный и весёлый характер музыки часто создаётся быстрым темпом, отрывистой мелодией; тревожность предается с помощью низкого регистра, отрывистого звучания.» Это и будет работой над художественно - музыкальным образом и над приобретением игровых навыков – не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.
Но, конечно, конкретность не должна переходить в вульгаризацию. Воспитание чувства меры – процесс длительный, но начинать его нужно уже на первых порах обучения. Однако от стремления исполнить пьесу до самого исполнения проходит известный промежуток времени, заполненный разучиванием. И часто в этом промежутке ослабляется интерес ученика к пьесе и занятием вообще. Поэтому важнейшая задача этого периода – избавить его от ощущения однообразия и сделать так, чтобы труд доставлял радость. И путь к этому один – научить ребёнка работать за инструментом, то есть наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику заданиями.
Главное условие – научить разбирать музыку и научить разучиванию. Что такое разбор? Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. Мы должны учить разбору с первых шагов, занимаясь этим систематически в классе на уроке. В качестве материала следует выбирать пьесы, доступные по трудности, разнообразные по характеру, ясные по строению музыкальной ткани. Главная цель – как можно быстрее перейти от разрозненного процесса складывания отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Поэтому, достижение связного процесса должно быть целью первого этапа в разучивании произведения.
Надо подчеркнуть роль мышления в решении поставленных выше задач. Прежде всего, развивая навыки разбора и разучивания пьес, следует добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст сразу, группами по 2-3-4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты или слова. На примере маленькой детской песенки «Василёк» применим способ чтения текста группами нот: называем первые три ноты, играем их; называем следующие три и тоже их играем. Затем просим сыграть все сразу и спеть. Просим послушать, как звучит. Поговорить о том, какой цветок и объяснить, что с таким нежным и красивым цветком так обращаться нельзя. Показать, и предложить послушать и сравнить звук, при этом, объясняя как опускать руку и палец на клавишу. Сказать, что дома можно попробовать поиграть разными пальцами, разными руками, от других нот. Если бы ученик разбирал самостоятельно, то это был бы процесс не интересный и непонятный для него: опознание ноты, поиск клавиши и, наконец, извлечение звука. Очевидно, что в случае самостоятельного разбора, ученику не хватает осмысленности, концентрации внимания, слухового восприятия. Цель остаётся неясной, движения рук – разрозненные. С помощью же педагога, в разборе появилось больше смысла, повысился слуховой контроль, и ученик быстро добился исполнения связной фразы. При этом в самом разборе сформировались контуры музыкальной фразировки и игровых движений. В качестве примера групповой читки, можно предложить еще несколько детских песенок: « Дождик», «Петушок», «Журавель» М. Красева и др.
Параллельно следует развивать навыки непрерывного чтения нот а, следовательно, длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления, идущего несколько впереди движения рук, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса. Для этой цели уже в начальном периоде рекомендуется систематически играть пьесы в четыре руки с педагогом. Здесь очень важен подбор материала. На первых порах подбор материала должен быть предельно простой (мелодически, ритмически) и располагаться в удобной позиции. Хорошо, если партия педагога представляет ровную пульсацию, заменяя ученику счёт. В начальном периоде чтения с листа в четыре руки можно пользоваться такими пособиями, как «Первые шаги» С. Майкапара, «Азбука игры на фортепиано» С. А. Барсуковой, «Чтение с листа для начинающих пианистов» В.В. Жаковича, а так же пьесами из многих других сборников.
Рассмотренные два направления работы – разбор группами и непрерывная читка – со временем дополняют друг друга: в разбор группами вносятся навыки последовательной читки, благодаря чему ликвидируются неизбежные остановки между группами; в непрерывную читку вносятся элементы комплексного восприятия текста, и ученик начинает видеть и слышать вперед не только одну ноту, а целую группу (мотив, фразу). Назовём это «групповым представлением». Поэтому, начиная с элементарных заданий на разбор группами и непрерывное чтение в одноголосных пьесках, мы одновременно развиваем ученика музыкально. Это выражается в растущей способности слышать музыку. Тем самым мы даём направление и развитию техники, которая входит в своё естественное русло, целиком подчиняясь выполнению художественно-музыкальных задач, а так же повышает интерес ученика к самому процессу работы за инструментом, наполняя его смыслом и содержанием.
Используемая литература:
Т.В.Юдовина – Гальперина «За роялем без слёз, или я – детский педагог»
А.И.Катинене, О.П.Рудынова, М.П.Палавандишвили - «Музыкальное воспитание дошкольников»