Программа "В едином ритме"
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "В едином ритме"
Автор: Людмила Ивановна Устименко,преподаватель школы искусств г. Когалыма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_edinom_ritme_l.ustimenko.docx | 48.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«В едином ритме»
Дисциплина
«инструментальный ансамбль»
Программа разработана для детей 14-17 лет, срок реализации – 1 год.
Реализуется программа в учреждениях дополнительного образования детей, а также в кружках и музыкальных студиях общеобразовательных школ.
Разработчик программы: Устименко Л.И. – преподаватель по классу баяна школы искусств города Когалыма.
Содержание
- Пояснительная записка 4
- Учебно-тематический план 7
- Содержание курса 8
- Обеспечение программы 11
- Методическое обеспечение программы 11
- Материально-техническое обеспечение программы 12
- Список литературы 12
Пояснительная записка
- Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ:
- Федеральный закон от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва);
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
- Актуальность программы
В современной музыкальной культуре значительное место занимает ансамблевое музицирование. В ансамблевых сочетаниях каждый музыкальный инструмент приобретает новые, порой неожиданные возможности, что благоприятствует не только убедительному воплощению сложных композиторских замыслов, но и формированию устойчивого интереса к ансамблевому музицированию как у исполнителей так и у слушателей. Данная программа позволит расширить границы творческого общения детей, владеющих одним музыкальным инструментом, позволит привлечь к сотрудничеству пианистов, баянистов, скрипачей и исполнителей на других музыкальных инструментах .
- Педагогическая целесообразность
Игра в ансамбле не только способствует развитию слуха, расширению музыкального кругозора, но и вызывает у ребенка устойчивый интерес к занятиям. Ученик активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, тем самым пополняя свой репертуар, овладевая музыкальными стилями. Ансамблевая игра, рождая дух соревнования, благоприятствует динамичному развитию творческих способностей и технических навыков учащихся. Единство художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыке, полет вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремленность каждого из участников к новым музыкально-художественным открытиям – все это, несомненно, способствует воспитанию гармонично-развитой личности учащегося.
- Отличительная особенность программы заключается в том, что она разработана для детей, владеющих каким-либо музыкальным инструментом на среднем уровне программы музыкальной школы, и дает им возможность: - продолжить обучение на своем музыкальном инструменте, повышая свое исполнительское мастерство посредством игры в ансамбле; - освоить новый инструмент (бас-гитару или ударные) на базовом уровне.
1.5. Характеристика программы.
Направленность- художественная; Тип программы – модифицированная - по целевому обеспечению – общеразвивающая; - по уровню сложности – интегрированная; - по форме организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная форма обучения. При разработке программы учитывались требования, предъявляемые к программам дополнительного образования, сформулированные в «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
- Цель программы:
развитие музыкально-творческих способностей и индивидуальности учащегося через формирование практических умений и навыков ансамблевого музицирования.
Цель программы достигается через следующие задачи:
Обучающие: - формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; - формирование навыка самостоятельной работы, а также навыка чтения с листа в ансамбле;
Развивающие: - развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления и музыкальной памяти, воображения и творческой активности; - развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле); Воспитательные - воспитание коммуникативности (умения совместного творчества) при игре в ансамбле; - воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры и культуры слушателя; - совершенствование личностных качеств: трудолюбия, целеустремленности, исполнительской воли, самоотдачи и самообладания – способствующих качественному освоению учебной информации, развитию навыков творческой деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.7. Характеристика образовательного процесса.
Программа адресована учащимся в возрасте от 14 до 17 лет. Занятия проводятся в группах и ииндивидуально с применением технологий личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие, окончившие полный (неполный) курс обучения игре на инструменте в музыкальной школе, либо освоившие игру на музыкальном инструменте самостоятельно на базовом уровне. Учебные занятия проводятся:
1) в групповой форме - сводные репетиции по 2 часа два раза в неделю для всех учащихся инструментального ансамбля;
2) в индивидуальной форме – репетиции для всех участников ансамбля по 1 часу один раз в неделю.
Программа рассчитана на один год обучения - 180 часов, из них 144 часа отводится на сводные репетиции, 36 часов – на индивидуальные репетиции. Программа построена по принципу постепенного усложнения теоретических понятий и исполнительского репертуара на основе ранее полученных знаний и умений и постоянного совершенствования музыкально-технических возможностей учащихся с целью передачи образного содержания исполняемой музыки.
Главное содержание предмета «инструментальный ансамбль» составляет музыкальный репертуар - основа воспитания музыканта. Очень важно, чтобы репертуар был стилистически разнообразным. Выбор произведений основывается не только на индивидуальных особенностях учащихся, но и на многообразии музыкальной литературы. От количества сыгранных произведений во многом зависит мастерство исполнителей, так как в каждом из них различный образный строй, техника, звукоизвлечен
1.8.Ожидаемые результаты обучения
В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «В едином ритме» у учащихся должен сформироваться следующий комплекс знаний, умений и навыков:
1. Знать: основные характеристики музыкальных жанров, основные виды музыкального письма, квинтовый круг, диезные и бемольные тональности до 5-и знаков, главные трезвучия лада (T S D),основные формы музыкальных произведений, буквенное обозначение звуков и тональностей, основные направления и стили в искусстве.
2. Уметь cамостоятельно разучивать и грамотно исполнять на инструменте произведения простого музыкального содержания в составе инструментального ансамбля, свободно применяя навыки ансамблевой игры.
3. Свободно владеть техническими приемами игры на инструменте (вибрато, тремоло…), умело применять гаммы и упражнения для развития техники.
4. Умело раскрывать художественный образ каждой конкретной пьесы посредством осознанного использования основных средств музыкальной выразительности, иметь «музыкальную копилку» из произведений различной жанровой направленности (скерцо, юмореска, прелюдия, лирическая картинка, джазовая пьеса…).
5. Иметь слуховые представления об отличительных чертах стилей в музыке, знать историю своего инструмента, шедевры мировой музыкальной культуры, лучшие образцы народного творчества, имена выдающихся музыкантов.
6. Иметь навык чтения нот с листа при игре в ансамбле.
7. Иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки в области ансамблевого музицирования.
В течение года учащиеся должны освоить 4-5 произведений. Примерный репертуарный список:
- А. Доренский. Вальс.
- И.Тамарин. Музыкальный привет.
- О. Хромушин. Мартышка и очки.
- Е. Дербенко. Аккордеон играет джаз.
- А. Коробейников. Кантри.
1 полугодие | 2 полугодие |
Декабрь-зачет 2 разнохарактерные пьесы | Май – зачет 2 разнохарактерные пьесы |
2. Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||||
Групповые занятия | Индиви-дуальные занятия | ||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | ||
1 | Музыкально-теоретическая подготовка. | 5 | 5 | - | 1 | 1 | - |
2 | Формирование и развитие навыков ансамблевой игры. | 14 | 2 | 12 | - | - | - |
3 | Развитие технических навыков. | 7 | - | 7 | 10 | 2 | 8 |
4 | Работа над музыкальным репертуаром. | 101 | - | 101 | 22 | 1 | 21 |
5 | Организация музыкальных интересов учащихся (слушание музыки). | 4 | - | 4 | - | - | - |
6 | Чтение нот с листа. | 7 | - | 7 | 3 | - |
3 |
7 | Концертно-исполнительская деятельность. Накопление музыкального репертуара. | 6 | - | 6 | - | - | - |
всего | 144 | 7 | 137 | 36 | 4 | 32 |
3.Содержание курса
Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «В едином ритме» рассчитана на 1 года обучения. В программе учтен принцип систематического и последовательного обучения. Формирование у учащихся умений и навыков ансамблевого исполнения происходит постепенно: от формирования представлений об ансамблевом музицировании до концертного исполнения музыкальных произведений в составе ансамбля. Структуру тематического плана обучения составляют следующие разделы:
- Музыкально-теоретическая подготовка.
Закрепление и углубление музыкально-теоретических знаний.
Ноты, длительности, паузы. Теория: понятия о скрипичном и басовом ключе, длительностях, правописании нот, музыкальных паузах. Практика: воспроизведение на инструменте основных длительностей нот их счет, чтение с листа несложных музыкальных произведений.
Метр, ритм, размер. Теория: понятие «сильная доля», такт, размер 2\4, 4\4, 3\4, 6\8, 12\8 Простейшие группировки длительностей в размерах 2\4, 4\4, 3\4. Синкопа. Практика: исполнение на инструментах простейших ритмических групп с последующим усложнением.
Лад, тональность. Теория: лад как система. Понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях лада. Специфика построения мажорного и минорного лада: тоны и полутоны, их сущность, роль. Определение тональности как высоты лада. Виды лада – натуральный, гармонический, мелодический. Особенности каждого вида. Определение на слух. Эмоциональная выразительность мажорных и минорных тональностей. Соответствие тональности характеру и содержанию музыки.
Основные средства музыкальной выразительности. Теория: понятие о средствах музыкальной выразительности (мелодия, лад, ритм, тембр, темп, динамика, артикуляция). Практика: слушание музыки, определение основных средств музыкальной выразительности с помощью которых передаётся то или иное настроение, создаётся музыкальный образ.
Буквенная система обозначения звуков и тональностей. Теория: повторение знаков альтерации. Построение гамм натурального мажора и трех видов (натурального, гармонического и мелодического) минора. Уяснение значения буквенного обозначения звуков и тональностей. Распознавание буквенного обозначения тональностей в нотной записи.
Квинтовый круг тональностей. Теория: чтение схемы тональностей, выявление определенной системы, порядка возникновения ключевых знаков. Построение лада от разных нот. Работа в тональностях.
- Формирование и развитие навыков ансамблевой игры.
Формирование представлений об оркестровом и ансамблевом музицировании.
Теория: слушание оркестровой и ансамблевой музыки.
Синхронизация исполнительских движений, связанных со звукоизвлечением, в условиях ансамблевого музицирования.
Теория: основные виды атаки звука.
Практика: формирование у всех участников ансамбля единообразного подхода к основным видам атаки звука: 1) эластичная и интенсивная разновидности подачи меха; 2) три основных градации начала (атаки) звука: мягкая (эластичная подача), твердая (нон легато), и жесткая (акцент); 3) ауфтакт (своеобразный дирижерский жест, координирующий совместные действия группы инструменталистов; зависит от характера музыки: глубокий - дыхание певца в кантиленой мелодии, более определенный и активный – ритмичные, танцевальные мелодии).
Формирование однотипных навыков громкостно-динамического слышания и координация совместных изменений динамики.
Практика: упражнения на буквальное копирование действий партнера:
зарождение звука и его изменения при crescendo и diminuendo;
при мягкой атаке – постепенное усиление звука;
при жесткой атаке – постепенное затухание звука;
изменение звука на одну градацию;
тянущийся звук с подчеркиванием меха;
на одном звуке – diminuendo с восстановлением первоначального нюанса.
Формирование идентичного подхода ко временным параметрам музыкального произведения: темпу, метру и ритмической пульсации.
Теория: понятие ансамблевой синхронности – «совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз у всех исполнителей)» по А. Готлибу.
Практика: при исполнении музыкальных произведений работать над соблюдением основных условий метро - ритмической синхронности: 1) единая трактовка темпа; 2) единство ритмической пульсации.
Формирование комплекса умений, соответствующих различным функциям исполнителя в ансамбле: соло, «полифонический диалог», аккомпанемент.
Практика: данные умения формируются в процессе работы над музыкальным произведением. В смешанных ансамблях любой партии может быть поручена та или иная функция в зависимости от замысла композитора. Поэтому каждый из участников ансамбля должен овладеть основными компонентами художественно-выразительного ансамблевого исполнения:
- умение выступить солистом, не теряя связи с сопровождением;
- умение естественно передать мелодию другому инструменту, сохраняя образно-эмоциональное единство соответствующего построения или раздела;
- умение плавно перейти от соло к аккомпанементу и наоборот;
- умение исполнять аккомпанемент в полном соответствии с характером мелодии (подголосочное, педальное и аккордовое сопровождение).
- Развитие технических навыков.
Практика: работа над разучиванием гамм, технических упражнений на различные виды техники. Творческое применение технических навыков в работе над художественным произведением.
- Работа над музыкальным репертуаром.
Практика: осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. Применение на практике полученных знаний. Работа над культурой звукоизвлечения. Формирование целостного восприятия произведения. Закрепление и развитие ранее приобретённых исполнительских навыков.
- Организация музыкальных интересов учащихся (слушание музыки)
Развитие музыкально – слуховых представлений, восприимчивости к музыке и эмоциональной отзывчивости на неё на основе накопления музыкальных впечатлений. Восприятие и эмоционально-эстетическая оценка лучших произведений классического наследия и современности, образцов народного музыкального творчества. Воспитание художественного вкуса. Развитие музыкального слуха, памяти и воображения. Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и к занятиям музыкой.
- Чтение нот с листа.
Практика: формирование навыков чтения нот с листа при игре в ансамбле. Предварительный анализ нотного текста: определение размера, ладовой окраски, тонального плана, строения пьесы (затактовое или с сильной доли), формообразующих элементов, характера произведения, аппликатурной дисциплины. Чтение нот с листа предполагает использование на практике ранее полученных знаний. Для чтения нот с листа пьесы подбираются более простые по уровню сложности, чем входящие в основной репертуар. Задача, стоящая перед исполнителями – передать замысел композитора, сохранив идентичный подход у всех участников ансамбля ко временным параметрам музыкального произведения: темпу, метру и ритмической пульсации. Свободное чтение нот с листа – одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся. Перед ними открывается широкая возможность для ознакомления с музыкальной литературой, творчеством различных композиторов, музыкальными стилями инструментальных произведений.
- Концертно-исполнительская деятельность.
Практика: развитие навыка выступления на сцене. Репетиции на сцене. Сценический этикет. Значение сценического костюма. Формирование свободной манеры поведения на сцене. Понимание разницы звучания инструментов на сцене от звучания в классе. Работа над преодолением сценического волнения.
4. Обеспечение программы
4.1. Методическое обеспечение программы
Наименование раздела (темы) | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактическое оснащение | Формы подведе ния итогов |
Музыкально-теоретическая подготовка | Беседа, практические занятия на инструментах | Словесный, иллюстративный репродуктивный | Музыкальные инструменты, нотные тетради | тестирование |
Формирование и развитие навыков ансамблевой игры | Практические занятия на инструментах | Словесный, практический, иллюстративный репродуктивный | Музыкальные инструменты, нотные переложения музыкальных произведений для действующего инструментального ансамбля, пюпитры | зачет |
Развитие технических навыков | Практические занятия на инструментах | Частично-поисковый, иллюстративный словесный | Нотная литература, музыкальные инструменты | Контрольное занятие |
Работа над музыкальным репертуаром | Практические занятия на инструментах | Словесный, показ, наглядно-слуховой, частично-поисковый, репродуктивный | Нотные переложения музыкальных произведений, пюпитры, музыкальные инструменты | зачет |
Слушание музыки | Практическое занятие | Наглядно- слуховой, словесный, частично- поисковый, репродуктивный | тексты, магнитофон, CD, компьютер | тестирование |
Чтение нот с листа | Практические занятия на инструментах | Словесный, практический | Нотная литература, Музыкальные инструменты, пюпитры | Контрольное занятие |
Концертно-исполнитель ская деятельность | Предварительные Репетиции на сцене, публичные выступления | Практический, тренинг | Музыкальные инструменты, пюпитры, микрофоны, видеозапись | Зачеты, концертные выступления на родительских собраниях, конкурсах и мероприятиях различного уровня |
4.2. Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:
1) кабинет для проведения занятий и рабочие места в соответствии с Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";
2)музыкальные инструменты:
баяны - «Тула -202» 2 штуки, «Рубин – 5»; фортепиано; ударная установка; бас-гитара; скрипка; флейта;
3) пюпитры (подставки для нот) – 7 штук;
4) музыкальный центр;
5) метроном;
6) компьютер.
- Списки учебной и методической литературы
5.1 Учебная литература
1. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных инструментов. М., 1983
2. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1966
3. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А., Розанов В. М., 1968
4. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра)
5. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1. М.,1977
6. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2. М.,1979
7. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3. М.,1980
8. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4. М., 1981
9. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1984
10. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
11.Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель Марьин А. М., 1962
12. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
13. Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963
14. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964
15. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965
16. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963
17. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967
18. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967
19. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М., 1970
20. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М., 1971
21. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М., 1972
22. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М., 1973
23. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26. Составитель Гаврилов Л.-М., 1975
24. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27. Составитель Розанов В. М., 1975
25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29. Составитель Розанов В. М., 1977
26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30. Составитель Гаврилов Л. М., 1978
27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 31 Составитель Гаценко А. М., 1978
28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32. Составитель Розанов В. М., 1979
29. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33. Составитель Розанов В. М., 1981
30. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
31. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969
32. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974
33. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. 1974
34. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. 1980
35. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. 1981
36. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. 1982
5.2 Методическая литература
1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М., 1986
2. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С- П., 2004
3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987
4. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов М., 1984
5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М., 1999
6. Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко П. М., 1975
7. Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера. Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986
8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов. Методические указания для студентов – заочников отделений народных музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964
9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984
10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М., 1985
11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах М., 1984