Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по предмету "Специальность" ( баян) 8 лет
Дополнительная предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Народные инструменты" по предмету "Специальность" (баян) (8 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpop.doc | 607 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структура программы учебного предмета
- Пояснительная записка 3
- Учебно – тематический план 6
- Содержание учебного предмета 8
- Требования к уровню подготовки обучающихся 18
- Формы и методы контроля, система оценок 20
- Методическое обеспечение учебного процесса 23
VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 25
- Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.
Примерный учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (баян)» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.
Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян)»:
Таблица 1
Срок обучения | 8 лет |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 1316 |
Количество часов на аудиторные занятия | 559 |
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу | 757 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма урока по данному учебному предмету является наиболее эффективной, поскольку позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян)»
Цели:
- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;
- определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в профессиональных музыкальных учебных заведениях.
Задачи:
- выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;
- овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
- использование современных методов обучения, способствующих формированию индивидуальных способностей учащегося;
- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
- достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;
- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)».
Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);
- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);
- исследовательский (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи);
- метод «забегания» вперед (позволяет настроить учащихся на постижение новых знаний).
- частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Индивидуальная форма урока позволяет комбинировать различные методы, а также выбрать наиболее подходящие для решения поставленных задач.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета.
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)», с соответствующим освещением, температурным режимом и вентиляцией, в наличии инструмент – баяны – «Этюд» «Рубин» (5,6,7), «Юпитер», пюпитр. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, обеспечено наличие инструментов разных размеров, в соответствии с возрастом учащихся для выполнения ФГТ.
II. Учебно – тематический план
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения 8 лет
Таблица 2
Распределение по годам обучения | ||||||||
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 32 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2,5 | 2,5 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 559 | |||||||
Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | 64 | 66 | 66 | 99 | 99 | 99 | 132 | 132 |
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | 757 | |||||||
Максимальное количество часов занятия в неделю | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6,5 | 6,5 |
Общее максимальное количество часов по годам | 128 | 132 | 132 | 165 | 165 | 165 | 214,5 | 214,5 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 1316 |
Учебный материал распределяется по годам обучения классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.
Виды внеаудиторной работы:
- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;
- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;
- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),
- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.
№ | Содержание и виды работ | Общее количество часов | Всего часов | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 |
2 | Развитие творческих способностей: 1)чтение нот с листа; 2)подбор по слуху; 3)транспонирование; 4)импровизация. | 14 6 - - | 14 6 - - | 12 4 - - | 8 4 4 - | 6 4 4 - | 6 4 4 - | 3 3 3 3 | 3 3 3 3 | 124 66 34 22 6 |
3 | Развитие технических навыков | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 160 |
4 | Работа над произведениями | 23 | 25 | 29 | 29 | 31 | 31 | 49,5 | 49,5 | 267 |
Всего часов | 64 | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 82,5 | 82,5 | 559 |
Таблица 3
III. Содержание учебного предмета
Годовые требования по классам
Срок обучения – 8 лет
Первый класс
Специальность 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 2 - х часов в неделю
Консультации 6 часов в год
«Донотный» период в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата. Постановка левой руки. Постановка правой руки. Принципы звукоизвлечения. Основы меховедения. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Освоение основных штрихов: staccato, legato, non legato.
Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Знакомство с основой динамики – forte, piano. Игра по нотам.
Объяснение нотной записи (пояснение сопровождается прослушиванием музыки). Связь между звучанием мелодии и ее записью. Длительности нот. Понятие о ключах, размерах. Слуховое осознание размера. Использование счета как вспомогательного приема. Знакомство с элементами музыкального языка
Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Игра в ансамбле с педагогом.
1.Объем: в течение 1 года обучения ученик должен пройти: 5-10 песен-прибауток; 3-4 этюда или пьесы живого, подвижного характера; 10-15 небольших пьес различного характера.
2.Технические требования: гаммы C-dur, G-dur, F-dur, арпеджио короткие и длинные на выборной и готовой клавиатуре двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством на одно движение меха.
Упражнения на развитие координации.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 4
1 полугодие | 2 полугодие |
2 четверть – зачет (3 разнохарактерные пьесы). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд). 4 четверть – экзамен (3 разнохарактерные пьесы). |
этюды для технического зачета:
1.А.Доренский «Этюды» №1-11
2.С.Скворцов «Этюды» №1-5
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Украинская народная песня «Волк»
М.Магиденко «Петушок»
Г.Сальников «Гори, гори ясно»
2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой»
Филиппенко А. «Цыплятки»
М.Раухвергер «Воробей»
3. Русская народная песня «Скок-скок»
Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»
Русская народная песня «Маки, маки, маковочки»
Примерный репертуарный список переводного экзамена
1. Н.Метлов «Паук и мухи»
Д. Кабалевский «Маленькая полька»
Русская народная песня «Земелюшка-чернозем»
2. Д.Кабалевский «Маленькая пьеска»
З. Компанеец «Мы дошкольники»
Русская народная песня «Полянка».
3. Л.Книппер «Полюшко-поле»
Л.Кехлер «Маленький вальс»
Обр.А Сударикова «Как под горкой, под горой»
Второй класс
Специальность 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 2 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение меховых приемов: тремоло, деташе. Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата.
Закрепление постановочных моментов и освоение необходимых двигательных приемов при игре упражнений, этюдов, пьес.
Постоянное стремление к совершенствованию качества звучания. Различные способы туше (нажатие, толчок или удар).
Творческое воспроизведение художественного содержания произведения. Основные этапы работы над музыкальным произведением. Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа. Слуховой контроль над качеством звука. Знакомство с основными музыкальными терминами. Знакомство с принципами исполнения двойных нот.
Творческое воспроизведение художественного содержания произведения. Основные этапы работы над музыкальным произведением.
Закрепление ранее пройденного материала. Чтение нотного текста, запись нот. Повторение размеров 2/4,3/4, 4/4. Понятие о мажорном и минорном ладе. Определение на слух звучание лада, выразительное значение мажора и минора. Исполнение ритмических упражнений на инструменте, счет вслух и про себя. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1.Объем: в течение 2 года обучения ученик должен пройти: 3-4 этюда или подвижные пьесы; 1-2 произведения с элементами полифонии; 1-2 ансамбля; 8 пьес различных по характеру, стилю, жанру.
2.Технические требования: мажорные гаммы: C-dur, F-dur, G-dur, D-dur, B-dur двумя руками в одну октаву;
минорные гаммы a-moll, e-moll, d-moll, хроматическая гамма (второй вариант аппликатуры для левой руки предусматривает использование первого пальца - аппликатура (3-2-1), арпеджио короткие и длинные на выборной и готовой клавиатуре двумя руками тремя основными штрихами, с динамическими оттенками с определенным количеством нот на одно движение меха.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 5
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд). 2 четверть – зачет (2 разнохарактерных пьесы). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд). 4 четверть – экзамен (3 разнохарактерные пьесы). |
этюды для технического зачета:
1.А. Денисов «Этюд» C-dur (101 стр. Б 1 кл)
2.О. Гамаюнов «Этюд»C-dur
3.Д. Самойлов «Этюд» d-moll
4.К.Черни «Этюд» G-dur
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия:
1.Д.Самойлов «Разговор»
Русская народная песня «Я на горку шла»
2. Д.Самойлов «Напев»
И.Габели «Считалочка»
3. Белорусская народная песня «Сон приди» обр. Г.Бойцовой
Русская народная песня «Коробейники»
Примерный репертуарный список переводного экзамена
1. Русская народная песня «Земелюшка-чернозем» обр. Г.Бойцовой
Украинская народная песня «Ой, джигуне, джигуне»
В.Шаинский «Голубой вагон»
2. Д.Самойлов «Полифоническая миниатюра» №3 (до)
В.Иванов «Юмореска»
Обр.В.Ушенина «Позарастали стежки-дорожки»
3. А. Гедике «Ригодон»
Н.Чайкин «Танец снегурочки»
В.н.т. «Чардаш»
Третий класс
Специальность 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 2 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Вся работа педагога: объяснения, показ отдельных деталей и иллюстрирование пьес, критерии оценок, контроль над самостоятельной работой - приобретает качественно иной характер и должна быть более критично направлена на достижение учеником свободной и осмысленной игры. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов.
Продолжение совершенствования меховых приемов (тремоло, деташе). Освоение приемов: вибрато (правой и левой рукой), 3-дольный рикошет.
Работа над упражнениями, направленными на развитие мелкой техники:
– нисходящие и восходящие большие ломаные терции двумя руками на выборной клавиатуре,
– «репетиция терций» (пары пальцев 2-3,1-4),
– «репетиция терций по второму ряду» (малые терции вверх по хроматизму с повторением на втором ряду).
Работа над крупной техникой (трех- четырехзвучные аккорды).
Закрепление освоенных терминов, изучение новых.
Включение в программу произведений крупной формы (сюита, цикл, сонатина, вариации).
Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа).
Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли, синкопы, двойные ноты). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.
1.Объем: в течение 3 года обучения ученик должен пройти: 3-4 - этюда на различные виды техники; 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 ансамбля; 7-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
2.Технические требования: мажорные гаммы до 3 знаков при ключе, арпеджио короткие и длинные, ломаные, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками на выборной и готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;
- a-moll, d-moll, e-moll двумя руками в две октавы. короткие арпеджио двумя руками в две октавы; тонические трезвучия с обращениями правой рукой.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 6
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд). 2 четверть – зачет (полифония и пьеса). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд). 4 четверть – экзамен (произведение крупной формы и 2 разнохарактерных произведения). |
этюды для технического зачета:
1.А. Денисов «Этюд» a-moll (Б 2 стр. 117)
2.Д. Самойлов «Этюд» d-moll (Баян 1-3 кл. стр. 66)
3.К. Черни «Этюд» C-dur (Б 3 стр. 97)
4.А. Лешгорн «Этюд» d-moll (пед. Репертуар стр. 57)
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Г.Ф. Телеман «Гавот»
Чешский народный танец «Аннушка»
2. Моцарт В.А. «Менуэт»
А.Коробейников «Весенняя капель»
3. Л.Моцарт «Бурре» (G-dur)
А.Доренский «Блюз»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Г.Перселл «Ария»
Д.Штейбельт «Сонатина» (C-dur)
Н.Корецкий «Чешский танец»
2.П.Чайковский «Старинная французкая песенка»
И.Беркович «Сонатина» (C-dur)
А.Коробейников «Рождественская колыбельная»
3. Моцарт В.А. «Менуэт»
Л.Бетховен «Рондо» (Ре)
А.Доренский «Рыжий ковбой»
Четвертый класс
Специальность 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Работа, направленная на развитие мелкой техники. Работа над развитием музыкально-образного мышления, творческого художественного воображения.
Освоение мехового приема «дубль штрих» или «комбинированные дуоли» (для начала можно взять правой рукой один звук, в дальнейшем - интервал, аккорд с использованием двух рук):
а) нота берется на разжим и сжим,
б) нота снимается и берется, после чего звучит на сжим и разжим и опять снимается и берется.
Освоение мехового приема «комбинированные триоли».
1-й вид на разжим:
а) звук берется на разжим, сжим и разжим,
б) звук снимается и берется, после чего звучит на разжим, сжим и разжим и опять снимается и берется;
2-й вид на сжим:
а) звук берется на сжим, разжим и сжим,
б) звук снимается и берется, после чего звучит на сжим, разжим и сжим и опять снимается и берется.
В программе значительное внимание уделяется работе над крупной формой.
В пьесах-миниатюрах необходимо добиваться конкретики штриха, соответствующего ему приема, яркой, широкой по диапазону динамики, четкой артикуляции.
Контроль педагогом самостоятельной работы ученика: поэтапность работы над произведением, умение вычленить технический эпизод, трансформировать его в упражнение и довести до качественного исполнения и т.д. Упражнения на разные виды техники. Чтение нот с листа. Подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом (по возможностям учащегося). Транспонирование несложных мелодий в изученные тональности.
1.Объем: в течение 4 года обучения ученик должен пройти: 3-4 - этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники; 1-2 пьесы с элементами имитационной полифонии; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 ансамбля; 7-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
2.Технические требования: мажорные гаммы до 4 знаков при ключе и минорные гаммы трех видов (в октаву правой рукой) до 2 знаков при ключе, арпеджио короткие и длинные ломаные арпеджио, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями двумя руками на выборной и готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами;
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 7
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов). 2 четверть – зачет (полифония и пьеса). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов). 4 четверть – экзамен (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы). |
этюды для технического зачета:
1.С. Чапкий «Этюд» A-dur (стр. 11 «Этюды» 3 кл.)
2.А. Лешгорн «Этюд» C-dur ( Б 3 стр. 9)
3.А.Денисов «Этюд» a-moll
4.В.Беньяминов «Этюд» a-moll
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. А.Гедике «Прелюдия» (C-dur)
Обр. М.Дьякова Русская народная песня «Я на горку шла»
2. А.Гедике «Фугато» (G-dur)
А.Доренский «Рэгтайм»
3. И.С.Бах «Полонез» (g-moll)
А.Доренский «Кадриль»
Примерный репертуарный список переводного экзамена
1. Д.Самойлов «Полифоническая миниатюра» №4 (C-dur)
И.Шестериков «Сонатина» (C-dur)
А.Коробейников «Ласковый вальс»
2. Г.Гендель «Сарабанда»
Т.Хаслингер «Сонатина» (C-dur)
А.Коробейников «Петушок-золотой гребешок»
3. С.Павлюченко «Фугетта» (а - moll)
В.Косенко «Скерцино»
А.Доренский «Фокстрот»
Пятый класс
Специальность 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Развитие и совершенствование всех ранее освоенных музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле.
Особое внимание преподавателя направлено на составление программ с учетом ясной дифференциации репертуара на произведения инструктивные, хрестоматийно-академические, концертные, конкурсные и другие. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Транспонирование несложных мелодий в изученные тональности.
1.Объем: в течение 5 года обучения ученик должен пройти: 2-3 этюда или виртуозные пьесы на различные виды техники; 2-3 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 ансамбля; 6-8 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
2.Технические требования: мажорные гаммы до 5 знаков, минорные гаммы до 3 знаков при ключе, хроматическая гамма, короткие арпеджио и длинные арпеджио двумя руками в прямом и обратном движении на выборной и готовой клавиатуре тремя основными штрихами, с динамическими оттенками, различными ритмами.
Упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игры.
При повторении ранее освоенных гамм по программе 4 класса особое место необходимо уделить игре минорных гамм гармонического и мелодического видов, а также освоению в них более сложных приемов: чередование штрихов legato, staccato, триоли, чередование длительностей (восьмые-шестнадцатые); особое внимание направить на динамическое развитие.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 8
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд на разные виды техники (может быть заменен виртуозной пьесой), чтение с листа, знание терминов). 2 четверть – зачет (полифония, пьеса). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа, знание терминов). 4 четверть – экзамен (полифония, произведение крупной формы, пьеса). |
этюды для технического зачета:
1.С. Чапкий «Этюд» A-dur (стр. 11 «Этюды» 3 кл.)
2.А. Нечипоренко «Этюд» d-moll (Б 3 стр. 9)
3.О.Холминов «Этюд» a-moll
4.Ж.Дювернуа «Этюд» С-dur
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. Г.Перселл «Ария»
Обр.Н.Корецкого «Чом ,чом не прийшов»
2. В.Печников «Маленький мадригал»
С.Джоплин «Озорные синкопы»
3. С.Павлюченко «Фугетта» (a-moll)
В.Завальный «Петушок, золотой гребешок»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Э.Хауг «Прелюдия» из «Скандинавской сюиты»
А.Доренский «Сонатина в классическом стиле» (C-dur)
А.Коробейников Белорусская народная песня «Савка и Гришка»
2. В.Ф.Бах «Аллегро»
А.Коробейников «Сонатина» (C-dur)
А.Доренский «Закарпатский танец»
3. Д.Циполи «Пьеса» (G-moll)
Д.Чимароза «Соната» (G-dur)
А.Коробейников «Снегуркин вальс»
Шестой класс
Специальность 2 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 3 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Совершенствование всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и художественному содержанию варианте. При необходимости работа над новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).
Освоение приемов игры: 4-5-дольный, бесконечный рикошет, глиссандо, нетемперированное глиссандо. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Транспонирование мелодий в изученные тональности.
1.Объем: в течение 6 года обучения ученик должен пройти: 2-3 этюда на различные виды техники, либо виртуозное сочинение; 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 ансамбля; 5-6 пьес различного характера, включая переложения зарубежных и отечественных композиторов.
2.Технические требования: мажорные и минорные гаммы трех видов до 6 знаков двумя руками в прямом движении, короткие и ломаные арпеджио в прямом движении, тонические (четырехзвучные) аккорды с обращениями во всех тональностях двумя руками.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 9
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд на разные виды техники (этюд может быть заменен виртуозной пьесой), чтение с листа, знание терминов). 2 четверть – зачет (полифония, пьеса). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, знание терминов). 4 четверть – экзамен (полифония, произведение крупной формы, виртуозное произведение). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. А.Гедике «Инвенция» (F-dur)
М.Дрейзен «Березка»
2. Г.Гендель «Куранта» (f dur)
Обр. Ю.Акимова «Посею лебеду на берегу»
3. И.С.Бах «Полонез» (g-moll)
Р.Бажилин Вальс «Рынок любви»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1. Бах И.С. «Органная прелюдия» (C-dur)
А.Доренский «Сонатина в классическом стиле»
Обр. П.Шашкина русской народной песни «Я на горку шла»
2. Бах И.С. «Прелюдия» (c-moll)
К.М. Вебер «Сонатина» C-dur
А.Фоссен «Грациэла»
3. Бах И.С. «Инвенция №4» (d-moll) (трехголосная)
Б.Ванхайль «Сонатина» F-dur
Д.Кабалевский «Токкатина»
Седьмой класс
Специальность 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Совершенствование всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте должно проходить в тесной связи с развитием его общего культурного уровня, его стремлением к творческой самостоятельности, активности. В связи с решением данных задач необходимо включить в программу одну самостоятельно выученную пьесу средней степени сложности. Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать все ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты. Самостоятельная работа над произведением. Чтение нот с листа. Подбор по слуху. Освоение элементов импровизации. Транспонирование мелодий в изученные тональности.
1.Объем: в течение 7 года обучения ученик должен пройти: 2-3 этюда на различные виды техники, при этом требования к исполнению этюдов приближаются к требованиям исполнения художественного произведения; 1-2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 ансамбля; 5-7 пьес различного характера.
2.Технические требования: гаммы до 7 знаков при ключе: минорные и мажорные различными ритмическими вариантами (дуоли, триоли, квартоли), тонические (четырехзвучные) аккорды и доминантсептакорд с обращениями во всех тональностях, длинные арпеджио от заданного звука на основе мажорных, минорных трезвучий, доминантсептаккорда, малого вводного септаккорда, уменьшенного септаккорда с обращениями двумя руками в непрерывном движении вверх и вниз в подвижном темпе (используется весь диапазон). Игра гамм должна быть направлена на закрепление всех ранее освоенных штрихов и приемов.
Упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 10
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, показ самостоятельно выученной пьесы, чтение нот с листа, знание терминов). 2 четверть – зачет (полифония и пьеса). | 3 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение нот с листа, подбор по слуху). 4 четверть – экзамен (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы, виртуозное произведение, произведение кантиленного характера). |
Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия
1. А.Корелли «Прелюдия» (e-moll)
Пер. В.Бесфамильнова вальс «Память цветов»
2.И.Пахельбель «Сарабанда» (fis-moll)
Обр. К.Головко Русская народная песня «Выйду ль я на улицу»
3. И.С.Бах «Прелюдия» (D-dur)
В.Бухвостов «Легкий ветерок»
Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)
1.Бах И.С. «Прелюдия и фугетта» G-dur («Маленькие прелюдии и фуги»)
Л.В.Бетховен «Рондо» из Сонатины F-dur
Обр. В.Мотова русской народной песни «Лучинушка»
2. Бах И.С. «Фуга» (a-moll)
Д.Чимароза «Сонатина» (g-moll)
Обр. А.Коробейникова русская народная песня «Субботея»
3. М. Скорульский «Прелюдия» (d moll)
И.С.Бах «Инвенция» (B-dur)
А.Грипов «Интермеццо»
Восьмой класс
Специальность 2,5 часа в неделю
Самостоятельная работа не менее 4 - х часов в неделю
Консультации 8 часов в год
Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально–исполнительских навыков игры на инструменте.
Подготовка к выпускному экзамену.
1.Объем: в течение 8 года обучения ученик должен пройти: 2-3 этюда или виртуозные пьесы; 1-2 полифонических цикла; 1-2 произведения крупной формы; 1-2 пьесы кантиленного характера, 4-5 пьес различного характера. Чтение нот с листа.
2.Технические требования: Умение сыграть любую (минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами, динамикой и т.д. в максимально быстром темпе.
3.Контроль и учет успеваемости: Таблица 11
1 полугодие | 2 полугодие |
1 четверть – технический зачет (одна гамма, один этюд или виртуозная пьеса, чтение нот с листа, импровизация, знание терминов). 2 четверть – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (2 произведения, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена). | 3 четверть – прослушивание перед комиссией оставшихся двух произведений из выпускной программы, не сыгранных в декабре. 4 четверть – выпускной экзамен (4 произведения, включая полифонию, произведение крупной формы, обработку народной песни и виртуозную пьесу). |
Примерный репертуарный список итоговой аттестации:
1. И.С.Бах «Инвенция» (B-dur)
Т.Хаслингер «Сонатина» (C dur)
А.Фоссен «Брюссельские кружева»
Обр. Г.Шендерева «Отдавали молоду»
2. И.С.Бах «Прелюдия» (D-dur)
Й.Гайдн «Финал» из Сонаты (D-dur)
Фибих «Поэма»
Обр. С.Павина «Кудрявая рябина»
3. И.С.Бах «Прелюдия и фуга e-moll»
В.Меркушин «Детская Сюита»
Обр. русская народная песня «А кто ж у нас лебедин»
А.Фоссен «Грациелла»
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.
Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
- знать основные исторические сведения об инструменте;
- знать конструктивные особенности инструмента;
- знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
- знать основы музыкальной грамоты;
- знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
- знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
- знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);
- знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне;
- знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;
- уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;
- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;
- уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;
- уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;
- уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;
- иметь навык игры по нотам;
- иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;
- приобрести навык подбора по слуху, транспонирования, импровизации так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;
- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.
Реализация программы обеспечивает:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- комплексное совершенствование игровой техники баяниста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
- знание художественно-исполнительских возможностей баяна;
- знание музыкальной терминологии;
- знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей и жанров, полифонию,произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;
- наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;
- умение транспонировать и подбирать по слуху, импровизировать;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Оценки качества знаний по «Специальности (баян)» охватывают все виды контроля:
- текущий контроль успеваемости;
- промежуточная аттестация учащихся;
- итоговая аттестация учащихся.
Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.
Таблица12
Вид контроля | Задачи | Формы |
Текущий контроль | - поддержание учебной дисциплины, - выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, - повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок. | контрольные уроки, академические концерты, прослушивания к конкурсам, отчетным концертам |
Промежуточная аттестация | определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения | зачеты (показ части программы, технический зачет), академические концерты, переводные зачеты, экзамены |
Итоговая аттестация | определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета | экзамен проводится в выпускном 8 классе |
Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.
Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.
Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.
Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускном 8 классе, в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.
Таблица 13
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. |
4 («хорошо») | Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), ясную художественно-музыкальную трактовку. |
3 («удовлетворительно») | Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий. |
Зачет (без оценки) | Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:
- Оценка годовой работы учащегося.
- Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.
- Другие выступления учащегося в течение учебного года.
При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:
- Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.
- Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.
- Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.
При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
VI. Методическое обеспечение учебного процесса
В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.
Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.
Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.
Необходимым условием для успешного обучения на баяне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.
Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.
При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).
Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.
Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.
Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.
Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - баяна.
В классе баяна при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.
Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
- самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
- периодичность занятий - каждый день;
- объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.
Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.
Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.
Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
VII. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Учебная литература:
- Альбом начинающего баяниста Вып.22 Сост. А. Талакин. М.,1980
- Альбом начинающего баяниста Вып.29. Сост. А. Талакин М.,1984
- Альбом Альбом начинающего баяниста Вып.27 Сост. В. Грачев М., 1983
- Баян в музыкальной школе 1-2 кл. Вып.35 Сост. А. Ризоль Киев 1974
- Баян в музыкальной школе 2-5 кл. Ред. Алексеев И. Корецкий Н. Киев 1994
- Баян в музыкальной школе Вып.47 Сост.С. Павин М., 1987
- Готово-выборный баян в ДМШ 3-5 кл. Вып.!5, 24, 25, 26, 28 Сост. Платонов В. М.,1983
10.Джазовые миниатюры для баяна Сост. В. Власов Курган 2000 11.«Калейдоскоп» Пьесы для баяна-аккордеона Сост. Власов В.
12. Педагогический репертуар баяниста 3-5 кл. Вып.9 Сост. Чиняков А.
М., 1980
13. Первые шаги баяниста Вып.91 М., 1984
14. Популярные мелодии для баяна Сост. Денисов О. Киев 1990
15. Русская полифония для готово-выборного баяна Сост. Максимов В.
С-П., 2000
16.Русские народные песни и танцы в обработке для баяна Вып.1 Сост.
Говорушко П. Л., 1967
17. Хрестоматия баяниста 1-2 кл. Сост.Крылусов А. М.,1980
18. Хрестоматия баяниста. Старшие классы ДМШ Сост. В.Грачев и В. Петров. М. «Музыка» 2002
19.А. Коробейников. Альбом для юношества. Часть1. Сост. В.Ушаков и С.Ставицкая. «Композитор» Санкт-Петербург 2003
20. А. Коробейников. Альбом для юношества. Часть2. Сост. В.Ушаков и С.Ставицкая. «Композитор» Санкт-Петербург 2003
21.А. Доренский. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона 3-5 классы ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2008
22. А. Доренский. Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона 1-3 классы ДМШ. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007
23.А.Доренский. Музыка для детей. Ростов-на-Дону. «Феникс» 1998
24.В.Завальный. Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества.
Москва «Кифара» 1999
Учебно – методическая литература
1.Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне М., 2004
2. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне М., 1990
3. Накапкин В. Школа игры на готово-выборном баяне М.,1988
4. Онегин А. школа игры на баяне М.,1971 М., 1990
5. Прогрессивная школа игры на баяне 1,2 части Сост. Акимов Ю.
М., 1971
6.Ушенин В.В. Школа художественного мастерства баяниста. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2009
.Методическая литература
1.Акимов Ю. «Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне» М.,1971г.
2.Говорушко М., Ионин В. «Вопросы музыкальной педагогики» Киев 1968г.
3.Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в
инструментальных классах ДМШ и ДШИ М., 1988г.
4.Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне М., 2001г.
5.Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике М., 1994г.
6.Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Составитель Терликова Л. М., 1989
7.Примерная программа к базисному учебному плану для детских школ искусств г. Санкт - Петербурга
8.Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель Франио Г.С., 1989
9.Программа Музыкальный инструмент (баян), - М., 1988г.
10.Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. – М., 1987г.
11.Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано – М., 2003г.
12.Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – К., 1986г.