Дополнительная общеразвивающая программа "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (баян)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (баян) 3 года

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                        3

II. Учебно-тематический план                                                                8

III. Календарный учебный график                                                        9

IV. Рабочая программа I года обучения                                                10

V. Рабочая программа II года обучения                                                16

VI. Рабочая программа III года обучения                                                22

VII. Содержание программы                                                                          29

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                                33

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы                36

I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

В системе музыкально-эстетического воспитания  одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.  

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения и  предполагает наличие определенной музыкальной подготовки. Программа является второй ступенью освоения предмета «Музыкальный инструмент (баян)».

Направленность программы - художественная.

Актуальность программы заключается в возможности музыкального  развития ребёнка, который в связи с возрастом (9 – 14 лет) не может обучаться  по предпрофессиональной программе, но желает получить основы музыкального исполнительства для возможности музицирования на инструменте «баян».

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  9 – 14 лет. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент - баян» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Самостоятельная работа

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

32

36

204

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян)» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часа.  Из них: 102 часа – аудиторные занятия, 102 часа – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий.

Занятия проводятся в индивидуальной форме – урок, продолжительностью 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории  исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачами учебного предмета являются:

  • ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  •  наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы,  просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, аккордеоне,  ансамблей народных инструментов и другие);
  • практический (освоение приемов  игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);
  •  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

 Класс оборудован музыкальными инструментами – баянами «Этюд», «Рубин», стульями различный высоты, подставками для  ног, аудио  техникой.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель специальных дисциплин.

II. Учебный план

1-3 годы обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретический материал

9

6

3

Выполнение задания. Обсуждение

2.

Организация игрового аппарата

6

3

3

Выполнение задания

3.

Развитие технических навыков

21

3

18

Зачёт

4.

Работа над музыкальными произведениями

45

9

36

Концертное выступление

5.

Чтение с листа

12

9

3

Прослушивание

6.

Подбор по слуху

9

3

6

 Выполнение задания

всего

102

33

69

III.  Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-баян»

(I год обучения)

Автор/составитель

Устименко Л.И., Красиков М.А.

Задачи I года обучения

Обучающие

- обучить основным навыкам игры на баяне;

- дать знания основ теории музыки;

 - научить основам чтения с листа;

 - научить основам подбора по слуху

Развивающие

- развивать мелодический и гармонический слух;

 - развивать музыкальную память;

 - развивать творческие способности.

Воспитательные

-  воспитывать серьёзное отношение к занятиям на инструменте;

- воспитывать творческую активность;

 - воспитывать желание музицировать;

 - воспитывать потребность в слушании музыки.

Планируемые результаты

 Предметные результаты:

- уметь исполнять  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития;

- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (штрихи, динамика, темп) ;

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- уметь применять навыки чтения с листа и подбора по слуху.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

 - творческое отношение к занятиям на музыкальном инструменте;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства       и народной музыки;

 - желание выступать на концертах, конкурсах;

  - желание музицирования.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретический материал

3

2

1

Выполнение задания. Обсуждение

2.

Организация игрового аппарата

2

1

1

Выполнение задания

3.

Развитие технических навыков

7

1

6

Зачёт

4.

Работа над музыкальными произведениями

15

3

12

Концертное выступление

5.

Чтение с листа

4

3

1

Прослушивание

6.

Подбор по слуху

3

1

2

 Выполнение задания

всего

34

11

23

Требования

Учебный материал 1 года обучения

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, развивать навыки  чтения с листа, подбора по слуху. Включаются в репертуар  произведения народной, классической музыки,  полифонические произведения, произведения современных композиторов. Учащиеся учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Упражнения, направленные на  развитие пальцевой техники, закрепление  приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Знакомство с новыми музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.  

Чтение с листа двумя руками легкого нотного текста.

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Закрепление постановочных моментов и освоение необходимых двигательных приемов при игре упражнений, этюдов, пьес.

Постоянное стремление к совершенствованию качества звучания. Различные способы туше (нажатие, толчок или удар).

Закрепление ранее пройденного материала. Чтение нотного текста. Повторение размеров 2/4,3/4, 4/4.

Исполнение ритмических упражнений на инструменте, счет вслух и про себя.

  1. Объем: в течение учебного года педагог должен проработать с учеником  8-10 произведений: упражнения в сборниках Г.Крыловой, Д.Самойлова, А.Доренского; 1-2 этюда;  6-8 разнохарактерных произведений (включая полифонические и крупной формы), на фольклорной основе, произведения современных композиторов (по возможностям учащегося).

2.Технические требования:

гаммы мажорные  Ля, Си ь, Ре  двумя руками вместе в две октавы;

гаммы минорные  до, соль, ре  двумя руками вместе в две октавы;

различным сочетанием штрихов и ритмических групп;

короткие и длинные арпеджио; тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в тех же тональностях.

3.Контроль и учет успеваемости:

1 полугодие: Технический  зачет – мажорная  гамма.  

Зачет  – 1 произведение в сольном исполнении.

2 полугодие:  Технический  зачет – минорная гамма.

Зачет  – 1 произведение в сольном исполнении.

Рекомендуемые упражнения и этюды

1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре.  

2. «Горка», «Уголок»

3. А. Доренский  «Этюд» До мажор № 10-25.

4. К.Черни «Этюд» До мажор

5. А.Денисов «Этюд» До мажор

Примерные исполнительские программы

1 вариант

   Г.Ф. Телеман «Гавот»

2 вариант

   А.Коробейников «Весенняя капель»

3 вариант

   А.Доренский «Хоровод и наигрыш»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-баян»

(II год обучения)

Автор/составитель

Устименко Л.И., Красиков М.А.

Задачи II года обучения

Обучающие

- обучить основным навыкам игры на баяне;

- дать знания основ теории музыки;

 - продолжить работу над  чтением с листа;

 - продолжить работу по развитию навыка подбора по слуху

Развивающие

- развивать мелодический и гармонический слух;

 - развивать музыкальную память;

 - развивать творческие способности.

Воспитательные

-  воспитывать серьёзное отношение к занятиям на инструменте;

- воспитывать творческую активность;

 - воспитывать желание музицировать;

 - воспитывать потребность в слушании музыки.

Планируемые результаты

 Предметные результаты:

- уметь исполнять  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития;

- уметь использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа;

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- уметь применять навыки чтения с листа и подбора по слуху.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

 - творческое отношение к занятиям на музыкальном инструменте;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства       и народной музыки;

 - желание выступать на концертах, конкурсах;

  - желание музицирования.

Учебно-тематический план

2 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретический материал

3

2

1

Выполнение задания. Обсуждение

2.

Организация игрового аппарата

2

1

1

Выполнение задания

3.

Развитие технических навыков

7

1

6

Зачёт

4.

Работа над музыкальными произведениями

15

3

12

Концертное выступление

5.

Чтение с листа

4

3

1

Прослушивание

6.

Подбор по слуху

3

1

2

 Выполнение задания

всего

34

11

23

Требования

Учебный материал 2 года обучения

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на баяне, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Более активное  привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Исполнение   пьес с более сложными ритмическими рисунками (триоли,  синкопы, двойные ноты).

 Освоение  новых  выразительных средств. Штрихи и мелизмы: non legato, staccato, legato, форшлаг, мордент. Знакомство с новыми музыкальными терминами.

1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать с учеником  8-10 произведений: 1-2 этюда; 1 произведение с элементами полифонии (по желанию); 1 произведение крупной формы (по желанию); 4-6 популярных пьес различного характера (произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев, произведения зарубежных композиторов) одна из которых изучается самостоятельно; чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху - уровень трудности на усмотрение педагога, по возможностям учащегося.

2.Технические требования:

гаммы мажорные Ми ь, Ми, Ля ь двумя руками вместе в две октавы;

гаммы минорные  фа #, соль, фа двумя руками вместе в две октавы; различным сочетанием штрихов и ритмических групп;  

короткие и длинные арпеджио, тонические трезвучия с обращениями в тех же тональностях.

3.Контроль и учет успеваемости:

1 полугодие: Технический зачет – мажорная  гамма.

Зачет – 1 произведение в сольном исполнении.

2 полугодие: Технический  зачет – минорная гамма.

Зачет – 1 произведение в сольном исполнении.

Примерные исполнительские  программы

1 вариант

Обр. М.Дьякова Русская народная песня «Я на горку шла»

2 вариант

Н.Корецкий «Неаполитанский вальс»

3 вариант

Т.Хаслингер «Сонатина» C-dur

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-баян»

(III год обучения)

Автор/составитель

Устименко Л.И., Красиков М.А.

Задачи III года обучения

Обучающие

- продолжить освоение:

 основных навыков игры на баяне;

-  основ теории музыки;

 - навыка чтения с листа;

 - навыка подбора по слуху

Развивающие

- развивать мелодический и гармонический слух;

 - развивать музыкальную память;

 - развивать творческие способности.

Воспитательные

-  воспитывать серьёзное отношение к занятиям на инструменте;

- воспитывать творческую активность;

 - воспитывать желание музицировать;

 - воспитывать потребность в слушании музыки.

Планируемые результаты

 Предметные результаты:

- уметь исполнять  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития;

- использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- уметь применять навыки чтения с листа и подбора по слуху.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

 - творческое отношение к занятиям на музыкальном инструменте;

- потребность слушания классических образцов музыкального искусства       и народной музыки;

 - желание выступать на концертах, конкурсах;

  - желание музицирования.

Учебно-тематический план

3 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретический материал

3

2

1

Выполнение задания. Обсуждение

2.

Организация игрового аппарата

2

1

1

Выполнение задания

3.

Развитие технических навыков

7

1

6

Зачёт

4.

Работа над музыкальными произведениями

15

3

12

Концертное выступление

5.

Чтение с листа

4

3

1

Прослушивание

6.

Подбор по слуху

3

1

2

 Выполнение задания

всего

34

11

23

Требования

Учебный материал 3 года обучения

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой  аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

Совершенствование  всех ранее изученных приемов в более сложном по техническому и  художественному содержанию варианте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения, формирование объективной самооценки учащимся собственной игры, основанной на слуховом самоконтроле. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, non legato, форшлаг, мордент, группетто. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться  в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).  Включение в репертуар  произведений крупной формы и полифонических произведений. Пополнение и расширение исполнительского репертуара. Изучение новых музыкальных терминов.

1.Объем: в течение учебного года педагог должен проработать с учеником  8-10 произведений: 1 - 2 этюда; 1 произведение с элементами полифонии (по желанию); 1 произведение крупной формы (по желанию); 4-6 популярных пьес различного характера, одна из них изучается самостоятельно; чтение с листа, подбор по слуху - уровень трудности на усмотрение педагога по возможностям учащегося.

2.Технические требования:

гаммы мажорные  Ля, Ре ь, Ля ь  двумя руками вместе в две октавы;

гаммы минорные фа # , до # , фа двумя руками вместе в две октавы;

различным сочетанием штрихов и ритмических групп,

короткие, длинные, ломаные арпеджио двумя руками ; тонические трезвучия с обращениями в тех же тональностях.

3.Контроль и учет успеваемости:

I полугодие - Технический зачет: мажорная  гамма.

Зачет: 1 произведение в сольном исполнении.

II полугодие -Технический зачет: минорная гамма.

Зачет: 1 произведение в сольном исполнении.

Примерные  исполнительские программы

1 вариант

Г.Перселл Ария

   2 вариант

А.Коробейников «Грустный аккордеон»

        3 вариант

 В.Завальный «Петушок, золотой гребешок»

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (баян)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:    

  • исполнение музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно использовать их на практике;
  • умение исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
  • умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусситве;
  • знание наиболее употребляемой терминологии;
  • навык чтения с листа несложных произведений;
  • навыки публичных выступлений;
  • навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

VII. Содержание программы

Раздел 1. Музыкально-теоретический материал.

Весь теоретический материал должен вводиться постепенно (от простого к сложному). Главным здесь может быть проблемный и поисковый методы подачи материала, когда педагог лишь руководит работой учащегося, давая необходимые указания и разбирая допущенные неточности. Введение нового материала должно опираться на постоянное повторение и закрепление ранее пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с исполнительским опытом учащихся. Найденные сведения должны обязательно закрепляться на доступном для учащегося музыкальном материале, должны быть показаны  и повторены на баяне. Самое доступное закрепление – найти изучаемый элемент или явление в изучаемых произведениях. Преподаватель должен ответственно подходить к выбору программы, обязательно учитывать не только рост технической сложности исполнения музыкального материала, но и  доступный уровень сложности его теоретической составляющей.

Раздел 2. Организация игрового аппарата.

 Правильная постановка игрового аппарата очень важна не только на начальном этапе обучения, ведь от нее зависит возможность выразить в исполнении художественный замысел, избежать зажима игрового аппарата, и как следствие – дать толчок к большему развитию и усовершенствованию технических способностей. Постановка баяниста состоит из трех компонентов: посадки, постановки инструмента, положения рук. При работе над посадкой следует учитывать и характер исполняемого произведения, и психологические особенности, а также анатомо-физиологические данные учащегося (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). В соответствии с возрастом и физиологией конкретно каждого обучающегося должен быть подобран и сам инструмент, т.е. баян.

Правильная посадка такова, что корпус тела устойчив, не стесняет движения рук, определяет собранность музыканта, создает эмоциональную настроенность.

Раздел 3. Развитие технических навыков.

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений и гамм,  которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении всех лет обучения. Помимо развития технических навыков упражнения и гаммы  заключают в себе основные направления и формы работы, связанные с организацией игрового аппарата, ориентированием на обеих клавиатурах, координацией игровых движений, работу над звукоизвлечением, развитием внутреннего слуха, музыкальной памяти. Каждое упражнение несёт в себе определённые цели и задачи, между собой они взаимосвязаны, а работа идёт от простого к сложному.

Раздел 4. Работа над музыкальными произведениями.

  Работа учащегося и педагога над музыкальным произведением многообразна. В значительной мере она зависит от самого произведения — сложности его содержания, собственно технических трудностей. Кроме того, приёмы и всё течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одарённостью, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.
 Работу над музыкальным произведением можно разделить на три этапа:

1. Общее ознакомление с произведением;
2.  Детальный разбор (анализ), преодоление технических трудностей;
 3. Художественная доработка произведения (проникновение в содержание музыки, составление исполнительского и  динамического плана).
        При работе над произведением важно целесообразно последовательно концентрировать своё внимание на разных задачах. На начальном этапе подобрать подходящую аппликатуру, способствующую решению требуемых художественных задач. На серединном этапе требуется более углублённая работа над характером музыки. На завершающем этапе главным становится охват произведения в целом, «собрать» воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов друг с другом.

Раздел 5. Чтение с листа

Одной из важных задач, обуславливающих успешность музицирования на инструменте, является развитие у учащихся навыков чтения с листа.

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, способствует более тщательному разбору и анализу музыкального произведения, закреплению навыков беглого чтения с листа и развитию «внутреннего слуха» и «предслышания». Предпосылками осмысленного, грамотного прочтения нотного текста являются навыки быстрого определения ладотональных и метроритмических особенностей, умение распределять внимание на относительно законченные музыкальные построения. Как правило, для чтения нот с листа следует выбирать такие произведения, которые по своему содержанию, фактуре, выразительности были бы доступны ученику, вызывали у него интерес к работе и стремление активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой.

Раздел 6. Подбор по слуху.

Важным компонентом обучения музыке является подбор по слуху. Эта форма обучения способствует формированию музыкального мышления детей, их слуха, помогает им тоньше воспринимать разучиваемые произведения и более художественно их исполнять. Подбор по слуху начинают с несложных попевок и детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интонационном отношении и дополняются различными видами сопровождения.

       Полезно в начальный период обучения использовать мелодии, строящиеся по ступеням гамм и звукам трезвучий. Подобного рода мелодии позволяют осуществлять обучение на основе так называемой позиционной игры, при которой сохраняется положение кисти руки, исключаются подкладывание и перекладывание пальцев.  Материал для игры по слуху должен быть более лёгким в техническом отношении и не превышать слухового опыта учащегося, сочетать в себе элемент нового с хорошо знакомым, иметь свою, более чёткую последовательность усложнения трудностей - ладовых, мелодических, ритмических, гармонических, фактурных и тональных. В старших классах игра по слуху и транспонирование становятся более самостоятельными, а по мере приобретения теоретических знаний и более осознанными. Кроме индивидуальной формы занятий целесообразно использовать мелкогрупповую, например, когда один ученик подбирает мелодию, другой к ней подбирает аккомпанемент или второй голос, подголоски и т.д.

VIII. Формы и методы контроля. Критерии оценки

Основными видами контроля учащихся являются:

  • текущий контроль,
  • контрольный урок,
  • промежуточный зачет учащихся,
  • зачет учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточный  зачет определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. Наиболее распространенными формами являются:

  • зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
  • переводные зачеты (дифференцированные);
  • контрольные уроки.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточный  контроль  проводится каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от   зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов.  

 Подведение итогов проводится в конце учебного года в форме зачета с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.  

Критерии оценки

По результатам контроля выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу соответствующую году обучения, наизусть, выразительно; в характере и нужных темпах, показал владение необходимыми техническими приемами, штрихами; показал понимание стиля исполняемого произведения, использовав художественно оправданные технические приёмы, позволяющие создать образ, соответствующий авторскому замыслу.

4 (хорошо) – ставится, если учащийся исполнил программу соответствующую году обучения, наизусть, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов; небольшое несоответствие темпа, недостаточное убедительное донесение образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен.

2 (неудовлетворительно)- незнание наизусть нотного текста, слабле владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

«зачет» (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:  формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

        IХ. Списки рекомендуемой учебной  и методической литературы

Учебная литература

  1. Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А.Талакин. М., Советский композитор, 1978    
  2. Альбом начинающего баяниста. Вып.19, 23, 25. Сост. С.Павин. М., Советский композитор, 1979
  3. Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф.Бушуев, А.Талакин. М., Советский композитор, 1970                                                                                                                
  4. «Альбом для детей и юношества». Сост. А.Коробейников. СПб, «Композитор», 2009
  5. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В.Алехин. М.,  1978
  6. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф.Бушуев.  М., Советский композитор, 1975
  7. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В.Алехин. М., 1969
  8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В.Алехин. М., 1978
  9. Баян.  Подготовительная группа. Сост. А.Денисов, В.Угринович.  Киев, «Музична Украина», 1980                                                                                                                      

10. Баян 1,2,3 классы ДМШ. Сост. И.Алексеев, Н. Корецкий. Киев, «Музична Украина», 1981                                                  

11. Баян 4 класс ДМШ. Сост.  А.Денисов. Киев, «Музична Украина», 1980                                                                              

12. За праздничным столом. Вып. 1, 2. О.Агафонов. М., Музыка, 2004                    

13. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2.  Сост. А.Доренский.  Ростов-на-Дону, Феникс, 1998

14. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. П.Говорушко. Л., 1980   15. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А.Крылусов. М., Музыка, 1975

16. Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В.Грачев, А.Крылусов. М., Музыка, 1975                                                            

17. Полифонические пьесы для баяна, вып.1, 2. Сост. В.Агафонов, В.Алехин. М., «Советский композитор», 1971                                              

18. Популярные обработки народных мелодий для баяна.  М., Музыка, 1989                                                                                                                19. 15 уроков игры на баяне. Д.Самойлов. М., Кифара, 2004                                        

20. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2005

21. Хрестоматия баяниста. 3-5 классы ДМШ. Сост. В.Алехин, С.Павин, Г.Шашкин. М., Музыка, 1976                                                                                        

22. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю.Акимов, В.Грачев. М., Музыка, 1971                                                                                    

23. Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В.Грачев. М., Музыка, 1979            

24. Хрестоматия баяниста. 1-2 классы.  Сост. А. Крылусов М., Музыка, 1984, 1997  

25. Чайкин Н. Детский альбом для баяна (аккордеона). М., Композитор, 2005                                                                                                         26. Школа игры на баяне. Ю.Акимов. М., Советский композитор, 1980

27. Школа игры на баяне. П.Говорушко. М., Музыка, 1971

28. Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып 1, 2. С.Лихачёв.  СПб, Композитор, 2004

29. Эстрадные миниатюры для баяна. Сост. С.Лихачёв. СПб, Композитор, 2008

30. Хрестоматия баяниста. Младшие классы ДМШ. Выпуск 2. Пьесы. Сост. А.Крылусов. М., Музыка, 2004

Методическая  литература

1.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.  Л., Советский композитор, 1979

2.Имханицкий М. Новое об штрихах и артикуляции на баяне. М.,1997

3. Браудо И.А. Артикуляция: о произношении мелоии. Л., Музыка, 1973

4.Говорушко П.И. Об основах развития исполнительских навыков баяниста // Методика обучения игре на народных инструментах. Сост. П.Говорушко. Л., Музыка, 1975

5. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., Музыка, 1981

6. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985

7. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях. Баян и баянисты. Вып.3. М., 1977

8.Мотов В. О некоторых приёмах звукоизвлечения на баяне. Вопросы профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М.,1980

9.Мотов В. Простейшие приёмы варьирования на баяне или аккордеоне. М.,Музыка,1989

10. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон). М., Кифара, 2002

11. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., Композитор, 2001

 12. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., Классика XXI, 2004

13. Семёнов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово-выборном баяне. Баян и баянисты. Вып.4. М.,1978

14.Крупин А., Романов А. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне. Новосибирск, 2002

15. Пуриц И. Вопросы фомирования техники звукоизвлечения на баяне. М., 1989

16.Семенов В. Современная школа игры на баяне. М., 2010

17.Ушенин В. Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста). Ростов-на-Дону, 1980

18.Ушенин В. Школа художественного мастерства баяниста. Ростов-на-Дону, 2009