Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и дете
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте с 6,6 до 9 лет, 4 года обучения.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_ovz_oii_fortepiano_4_goda.docx | 79.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Нижнесортымская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
«ОСНОВЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ВОЗРАСТЕ С 6,6 ДО 9 ЛЕТ,
4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ: ФОРТЕПИАНО»
2024
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам, примерные списки произведений.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
- Рекомендуемый список учебной литературы
VI. Список методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» (далее – УП «Фортепиано») по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте с 6,6 до 9 лет, со сроком обучения 4 года, разработана на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р;
Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями) по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раз. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
Одной из ведущих тенденций модернизации в сфере российского образования является усиление внимания к проблеме повышения качества дополнительного образования детей с ОВЗ. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.
Значимость предмета заключается в возможности художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей с особыми образовательными потребностями. Данная категория обучающихся является одной из самых сложных и неустойчивых в плане восприятия и освоения учебной информации. Это важно учитывать, поскольку именно в период обучения закладываются фундаментальные знания и умения, которые в последствие будут развиты и приумножены.
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» предназначена для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с легкими и средними нарушениями интеллектуального и физического развития:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата (лёгкая и средняя форма дцп);
- с нарушением зрения (слабовидящие);
- с нарушением слуха (слабослышащие);
- с задержкой психического развития;
- с нарушением речи (задержка речевого развития);
- с нарушением поведения и общения;
- с умственной отсталостью.
УП «Фортепиано» направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии; на организацию свободного времени обучающихся; приобретение обучающимися первоначальных знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие; расширение представления обучающихся об исполнительском искусстве, формирование специальных исполнительских умений и навыков, направленных на получение ими дополнительного образования в области музыкального искусства.
Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед преподавателем ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 4 года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Максимальная учебная нагрузка УП «Фортепиано» составляет 675 часов, из них: 270 часов – аудиторные учебные часы, 405 часов – самостоятельная работа.
В учебном году предусматриваются каникулы в объеме не менее 5 недель для 1 класса, не менее 4 недель для 2-4 классов. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель, за исключением последнего года обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
Класс | Распределение по годам обучениям | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Семестр | 1, 2 | 3, 4 | 5, 6 | 7, 8 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общее максимальное количество часов по годам | 66 | 68 | 68 | 68 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 270 | |||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 3 | 3 | 3 | 3 |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 99 | 102 | 102 | 102 |
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу) | 405 | |||
Максимальная учебная нагрузка в часах: | 675 |
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная и предполагает занятия 2 часа в неделю. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося, с учетом его возрастных и психологических особенностей, возможностей здоровья.
Продолжительность академического часа: 1 класс 35 минут, 2-4 классы – 40 минут.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: удовлетворение потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном и духовном развитии, раскрытие и развитие творческого потенциала и индивидуальных возможностей средствами музыки, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, организация их свободного времени, обеспечивающая социальную адаптацию.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности обучающихся, расширение музыкального кругозора, а также воспитание любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающихся;
- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, интонирования, музыкальности, эмоциональности;
- владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
- приобретение интереса к музицированию, к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях;
- формирование у обучающегося эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
- воспитание активного слушателя, зрителя,
- воспитание и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам, примерные списки произведений.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
- Рекомендуемый список учебной литературы
VI. Список методической литературы
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач УП «Фортепиано» используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- игровой метод (пальчиковые игры и гимнастика, упражнения для развития и раскрепощения игрового аппарата, ролевые игры);
- объяснительно-иллюстративный (показ иллюстраций, просмотр портретов композиторов, фото и видеоматериалов)
- наглядно-слуховой (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет с демонстрацией пианистических приёмов);
- метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);
- репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы в кабинетах по классу фортепиано имеются необходимые принадлежности:
- инструменты (фортепиано);
- банкетки, регулируемые по высоте, подставки под ноги;
- стол;
- стулья;
- шкаф;
- наглядные пособия, иллюстративный материал, портреты композиторов;
- персональный компьютер с аудио-колонками, для возможности демонстрации аудио и видеоматериала;
- нотная и методическая литература.
В школе имеется концертный зал с роялем, библиотека, содержащая необходимое количество методических пособий и нотных сборников. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае необходимости имеется возможность отксерокопировать любое выбранное музыкальное произведение.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
Учебный план может изменяться с целью корректировки индивидуального развития. Определяет перечень, последовательность изучения учебных разделов, формы промежуточной аттестации, объём часов по каждому учебному разделу.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом и расписанием занятий.
Первый класс
Разделы | Всего часов |
Вводная беседа. Знакомство с инструментом. Правильная посадка | 1 |
Донотный период. Подбор по слуху | 12 |
Изучение нотной грамоты | 20 |
Постановка рук | 12 |
Развитие технических навыков | 12 |
Ансамблевое музицирование с преподавателем | 4 |
Работа над эмоционально-художественным развитием | 3 |
Контрольный урок. Дифференцированный зачёт. | 2 |
Итого: | 66 |
Второй класс
Разделы | Всего часов |
Работа над развитием навыков чтения нотного текста | 12 |
Работа над развитием координации | 12 |
Работа над аппликатурой | 8 |
Работа над звуковым решением произведений кантиленного характера | 12 |
Работа над игровыми приемами и упражнениями | 12 |
Ансамблевое музицирование с преподавателем | 10 |
Контрольный урок. Дифференцированный зачёт. | 2 |
Итого: | 68 |
Третий класс
Разделы | Всего часов |
Работа над развитием навыков чтения нотного текста | 10 |
Работа над аппликатурой | 6 |
Работа над звукоизвлечением | 8 |
Работа над полифонией | 10 |
Работа над игровыми приемами и упражнениями | 10 |
Работа над развитием технических навыков | 10 |
Ансамблевое музицирование с преподавателем | 8 |
Участие в концертах и конкурсах | 2 |
Контрольный урок. Дифференцированный зачёт. | 4 |
Итого: | 68 |
Четвертый класс
Разделы | Всего часов |
Работа над развитием навыков чтения нотного текста | 10 |
Продолжение работы над развитием технических навыков | 10 |
Работа над педалью | 4 |
Работа над полифонией | 12 |
Работа над крупной формой | 16 |
Работа над художественным образом произведения | 12 |
Участие в концертах и конкурсах | 2 |
Контрольный урок. Итоговая аттестация. | 2 |
Итого: | 68 |
Годовые требования по классам. Примерные списки произведений.
Индивидуальный подход позволяет найти и выбрать более точный и верный метод обучения. Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. На каждое полугодие преподаватель выбирает программу и фиксирует её в индивидуальном плане. В неё включаются разнохарактерные и разно-жанровые произведения русских и зарубежных композиторов, как классиков, так и современников, обработки народной музыки, песни и попевки.
Для закрепления пройденного на уроках материала и отработки полученных навыков, предусматривается выполнение домашнего задания, которое контролируется преподавателем и обеспечивается необходимыми учебно-методическими пособиями, в соответствии с программными требованиями.
Неотъемлемой частью занятий с первого года обучения является чтение нот с листа. Планомерные занятия вырабатывают практические навыки, необходимые для широкого знакомства с музыкой. Первоначально рекомендуется использовать лёгкие одноголосные примеры, затем чтение и игра двумя руками несложных небольших фортепианных пьес. Произведения для чтения с листа должны быть с небольшим количеством знаков при ключе, в медленном или умеренном темпе. По мере развития обучающегося и усвоения ими навыков чтения с листа, выбор произведений постепенно усложняется. Часть произведений предназначаются для публичного исполнения, а остальные для работы в классе или просто ознакомления.
Так же с первого года обучения необходимо начинать работу над гаммами и проводить её до 4-го класса включительно.
В течение всех лет обучения преподаватель должен ознакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами; развивать умение словесно охарактеризовать музыкальные произведения.
1 класс
Годовые требования:
На начальном этапе обучения происходит знакомство с музыкальным инструментом, его возможностями. Изучение нотной грамоты, постановка пианистического аппарата, освоение основных приёмов звукоизвлечения, развитие элементарных навыков выразительного исполнения несложных пьес.
В течение учебного года ученик должен пройти 10-15 различных по
форме музыкальных произведений:
- народные песни,
- пьесы песенного и танцевального характера,
- пьесы полифонического склада,
- этюды,
- популярные пьесы,
- ансамблевые пьесы (совместно с преподавателем).
При проведении промежуточной аттестации обучающиеся исполняют 2 произведения на контрольном уроке, академическом концерте, в присутствии комиссии или принимают участие в концерте.
График проведения промежуточной аттестации
Дата проведения | Форма проведения | Требования |
декабрь | Контрольный урок | 2 разнохарактерных произведения |
май | Академический концерт | 2 разнохарактерных произведения |
Примерные репертуарные списки
1. М. Красев «Детская песенка»
2. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
3. Украинская народная песня «Ой, лис»
4. А. Гольденвейзер «Песенка» Соч. 15 № 2.
5. Н. Владыкина-Бачинская «Селезень», «Сон-дрема»
6. А. Гедике «Песня» Соч. 36 № 3.
7. М. Крутицский «Зима»
8. Н. Любарский «Курочка»
9. К. Акимов «Кукла спит»
10. А. Гедике «Ригодон», «Веселая песня»
11. Й. Гайдн «Анданте»
12. А. Руббах «Лесные птицы»
13. С. Шевченко «Весенний день»
14. И. Гуммель «Легкая пьеса»
15. А. Караманов «Птички»
16. Е. Ботяров «Танец»
17. Ю. Слонов «Полька», «Веселая игра»
18. Т. Кореневская «Дождик»
19. Г.Ф. Телеман «Пьеса»
20. А. Пахмутова «Маленький дуэт»
21. А. Пирумов «Маленькая прелюдия»
22. А. Балтин «Маленький дуэт»
23. А. Агафонников «Смеркается»
24. К. Орф «Пьеса»
25. Г. Галынин «Зайчик»
26. С. Шевченко «Канон»
27. Б. Барток «Менуэт»
28. Л. Моцарт «Менуэт»
29. Л.Моцарт «Бурре»
30. И. Кригер «Менуэт»
Примерные программы промежуточной аттестации
Вариант 1. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
И. Королькова «Разговор»
Вариант 2. Обр. И. Берковича «Пришла весна»
Б. Берлин «Пони Звёздочка»
Вариант 3. Обр. И. Берковича «Украинская народная песня»
Э. Сигмейстер «Была у меня однажды старая серая лошадь»
Вариант 4. Ю. Вейсберг «Про Машу»
С.Ляховицкая «Где ты, Лёка?»
Вариант 5. А. Филиппенко «По малину в сад пойдем»
И. Королькова «Дед мороз»
2 класс
Годовые требования:
Овладение элементарными, двигательными навыками (экономичность и пластичность движений, удобство и легкость исполнения), развитие умения выразительного интонирования мелодии и осмысленного исполнения фразировки. Знакомство с иностранными обозначениями темпов, динамики. В течение учебного года ученик должен пройти 10 - 12 различных по форме музыкальных произведений:
- народные песни,
- пьесы с элементами полифонии или полифонические произведения;
- пьесы различные по характеру;
- легкие вариации и сонатины;
- этюды;
- переложения популярных классических, эстрадных пьес.
- ансамблевые пьесы (совместно с преподавателем).
Технические требования:
Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Гаммы: До, Соль, Фа мажор, ля минор – отдельно каждой рукой в 2 октавы, отдельно каждой рукой аккорды с обращениями, хроматическая гамма отдельно каждой рукой.
График проведения промежуточной аттестации
Дата проведения | Форма проведения | Требования |
декабрь | Контрольный урок | 2 разнохарактерных произведения |
май | Академический концерт | 2 разнохарактерных произведения |
Примерные репертуарные списки
1. И. Беркович «Канон»
2. И. Кригер «Менуэт» a-moll
3. Л. Моцарт «Бурре»
4. Т. Салютринская «Протяжная»
5. Ю. Слонов «Полифоническая пьеса»
6. А. Александров «Дождик накрапывает»
7. И. Беркович «Вальс»
8. А. Гедике «Колыбельная»
9. Д. Львов – Компанеец «Веселая песенка»
10. Ю. Слонов «Разговор с куклой»
11. Д. Штейбельт «Адажио»
12. Д. Благой «Шуточка»
13. А. Стоянов «В цирке»
14. Б. Барток «Песня»
15. К. Орф «Семь пьес»
16. Р. Кросс «Моя овечка»
17. М. Шмитц «Две пьесы»
18. Э. Сигмейстер «Ну-ка, встряхнись!»
19. А. Рюигрок «Пьеса»
20. И. Литкова Вариации на тему белорусской народной песни «Савка и
Гришка сделали дуду»
21. Т. Назарова Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я,
выйду ль я»
22. К. Рейнеке «Аллегро модерато» соч. 136
23. И. Беркович «Маленькие этюды»: №№ 1–14
24. К. Черни «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Г. Гермера
ч.1: №№ 1–6
25. А. Шитте «25 легких этюдов» соч.160: №№ 1–20
Примерные программы промежуточной аттестации
Вариант 1. А. Гедике «Ригодон»
Укр. нар. Песня «Ой, лопнул обруч»
Вариант 2. Г. Перселл «Ария»
С. Майкапар «Мотылек»
Вариант 3. Л. Моцарт «Менуэт»
Г. Галынин «Зайчик»
Вариант 4. И. Любарский «Колыбельная»
С. Слонимский «Лягушки»
Вариант 5. А. Гедике «Песня» Соч. 36 № 3
Й. Гайдн «Анданте»
3 класс
Годовые требования:
Осознание учащимися характера, образа исполняемых произведений, накопление музыкально-слуховых, технических и организационных навыков при разучивании произведений, привитие самостоятельности в разборе текста. Усвоение понятий основных темповых и динамических обозначений. В течение учебного года ученик должен пройти 10 - 12 различных по форме музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:
- полифонические произведения;
- легкие сонатины и вариации;
- пьесы различные по характеру;
- этюды;
- переложения популярных классических, эстрадных пьес;
- ансамблевые произведения.
Технические требования
Воспитание темповой устойчивости в гаммах, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Мажорные гаммы: До, Соль, Ре, Фа – в прямом движении двумя руками в 2 октавы. Тонические трезвучия с обращениями – аккордами по три звука каждой рукой отдельно. Арпеджио короткие каждой рукой отдельно. Хроматические гаммы в прямом движении двумя руками. Минорные гаммы: ля, ми, ре (натуральные, гармонические, мелодические) в прямом движении каждой рукой отдельно в две октавы. Далее как в мажоре.
График проведения промежуточной аттестации
Дата проведения | Форма проведения | Требования |
декабрь | Контрольный урок | 2 разнохарактерных произведения |
май | Академический концерт | 2 разнохарактерных произведения |
Примерные репертуарные списки
1. Г. Бем «Менуэт»
2. Е. Юцевич «Канон»
3. Н. Любарский Украинская песня
4. Г. Персел «Ария»
5. Г. Гендель «Менуэт»
6. Г. Телеман «Пьеса»
7. В. Моцарт «Менуэт»
8. С. Големов «Пьеса»
9. В. Моцарт «Менуэт»
10. Ю. Абелев «Рассказ»
11. Ж. Веккерлен «Детская песенка»
12. А. Гречанинов «Маленькая сказка»
13. С. Майкапар « Пастушок»
14. Ю. Литовко «Песня»
15. А. Гедике « Танец»
16. Д. Кабалевский «Труба и барабан»
17. Э. Тамберг «Танец клоуна»
18. Н. Любарский «Плясовая»
19. И. Литкова «Вариации» на тему «Савка и Гришка»
20. И. Беркович « Вариации на тему «Во саду ли в огороде»
21. Ю. Чичков «Маленькая сонатина»
22. Ю. Слонов «Листок из альбома»
23. В. Виноградов «Танец медвежат»
24. А. Караманов «Птички»
25. Э. Сигмейстер «Ковбойская песня»
26. А. Шнитке «Наигрыш»
27. А. Гедике «30 легких этюдов» соч. 47
28. К. Черни «Избранные фортепианные этюды» под редакцией Г. Гермера ч.1
29. А. Шитте «25 легких этюдов» соч.160: №№ 1 – 20
30. А. Лемуан «Этюды» соч. 37
Примерные программы промежуточной аттестации
Вариант 3. И. Бах «Менуэт»
А. Роули «В стране гномов»
Вариант 2. Й. Гайдн «Менуэт»
А. Александров «Песенка»
Вариант 3. Т. Назарова «Вариации на тему «Пойду ль я»
Д. Кабалевский «Вроде вальса»
Вариант 4. М. Клементи «Сонатина» До мажор
А. Живцов «В пещере»
Вариант 5. Л. Моцарт «Менуэт»
М. Глинка «Полька»
4 класс
Годовые требования:
Умение донести до слушателя свой исполнительский замысел. Осмысление закономерности развития музыкальной ткани, логики гармонических последовательностей и движения голосов. Естественное усвоение двигательных навыков на базе изучения музыкальных произведений, воспитание внимания учащихся к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения, развитие навыков исполнения аккомпанемента различного вида. В течение учебного года ученик должен пройти 10 - 12 различных по форме музыкальных произведений, в том числе несколько пьес в порядке ознакомления:
- полифонические произведения;
- легкие сонатины и вариации;
- пьесы различные по характеру;
- этюды;
- переложения популярных классических, эстрадных пьес.
Технические требования
Работа над развитием беглости пальцев на материале упражнений, гамм, разнообразных этюдов. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя. Мажорные и минорные гаммы до 3 знаков в прямом и противоположном движении в 2-4 октавы. Тонические трезвучия аккордами по 3 звука двумя руками, короткие арпеджио двумя руками, ломаные арпеджио отдельно каждой рукой, хроматические гаммы двумя руками. Кадансы T – S – D –T.
График проведения промежуточной аттестации
Дата проведения | Форма проведения | Требования |
декабрь | Контрольный урок | 2 разнохарактерных произведения |
График проведения итоговой аттестации
Дата проведения | Форма проведения | Требования |
май | Академический концерт | 2 разнохарактерных произведения |
Примерные репертуарные списки
1. И.С. Бах «Менуэт» ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
2. И.С. Бах Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
3. И.С. Бах Маленькая прелюдия До мажор
4. В. Моцарт «Менуэт» Фа мажор
5. А. Гедике «Сарабанда»
6. Д. Скарлатти «Ария»
7. Л. Бетховен Сонатина Соль мажор
8. А. Гедике Сонатина До мажор Соч. 36
9. М. Клементи Сонатины №№ 1, 2 Соч. 36.
10. Э. Мелартин Сонатина соль минор
11. Т. Хаслингер Сонатина До мажор
12. Д. Чимароза Сонаты ре минор, соль минор
13. А. Гедике Тема с вариациями До мажор Соч.46.
14. В. Моцарт Вариации на тему из оперы "Волшебная флейта"
15. Д. Штейбельт Адажио ля минор
16. П. Чайковский «Новая кукла»
17. А. Гедике «Медленный вальс»
18. А. Шнитке «В горах»
19. В. Гаврилин «Лисичка поранила лапу»
20. Н. Мясковский «Древняя повесть»
21. С. Майкапар «Пастушок»
22. С. Майкапар «Сказочка»
23. Ф. Констан «Прятки»
24. А. Роули «Волынщик»
25. А. Томази «Пастух и пастушка»
26. Д. Кабалевский «Клоуны»
27. А. Лёшгорн «Избранные этюды для начинающих» Соч. 65
28. К. Черни «Избранные фортепианные этюды» под ред. Гермера, 1 ч.
29. Л. Шитте
«25 маленьких этюдов» Соч. 108
30. Е. Гнесина «Маленькие этюды для начинающих»
Примерные программы промежуточной аттестации
Вариант 1. С. Людкевич «Старинная песня»
М. Фогель «В цирке»
Вариант 2. Ю. Щуровский «Канон»
Ф. Констан «Разбитая кукла»
Вариант 3. И.С. Бах «Менуэт»
Р. Глиэр «Маленький марш»
Вариант 4. Э. Мелартин «Сонатина» соль минор соч.84 №2
Дж. Шеринг «Колыбельная»
Вариант 5. Ю. Слонов «Листок из альбома»
Е. Накада «Танец дикарей»
Примерные программы итоговой аттестации
Вариант 1. И. Беркович «Сонатина»
И. Шишов «Маленький вальс»
Вариант 2. И. Кочугова «Маленькие вариации»
С. Майкапар «Детский танец»
Вариант 3. Т. Хаслингер «Сонатина» До мажор ч. 36,№1
А.Гречанинов «Восточный напев» соч.118
Вариант 4. И. Беркович «Сонатина»
Т. Шалгинова «Обида»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результатом освоения УП «Фортепиано» является приобретение обучающимися сформированного комплекса основных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве:
- владение основными приемами звукоизвлечения, умение правильно применять их на практике;
- знание основной музыкальной терминологии;
- умение выразительно исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
- умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владение основными аппликатурными приёмами;
- владение навыками подбора по слуху, аккомпанирования и импровизации в простых формах;
- наличия опыта публичных выступлений.
- совершенствование навыков общения, уменьшение проблем в сфере межличностного общения, в учебной деятельности;
Результаты освоения предмета должны отражать наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, накоплению репертуара из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; самостоятельному музыкальному исполнительству.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя: текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные особенности.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающихся и уровень усвоения ими программы на определенном этапе обучения. На промежуточную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательной организации расписание зачётов, которое доводится до сведения педагогических работников и обучающихся не позднее, чем за две недели до начала её проведения. Зачёт принимается комиссией не менее двух преподавателей, в том числе преподавателем, который вёл предмет. При завершении промежуточной аттестации допускается пересдача неудовлетворительной оценки.
Контрольные уроки и дифференцированные зачёты предполагают публичное исполнение программы в присутствии комиссии.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, отчетных концертах могут освобождаться от контрольных уроков и зачетов.
По состоянию здоровья обучающийся может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет:
в 1, 3, 5, 7 семестрах – контрольный урок,
во 2, 4, 6 семестрах – дифференцированный зачёт
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в 8 семестре.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей обучающегося.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающихся позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приёмами игры на инструменте.
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки по пятибалльной шкале: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно». Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 «отлично» | Предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть без потери текста, выразительно, технически качественно и художественно осмысленное, с пониманием стиля исполняемого произведения; использованием художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 «хорошо» | отметка отражает грамотное исполнение программы (соответствующей году обучения) наизусть, с небольшими недочетами, как в техническом плане, так и в художественном: небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения |
3 «удовлетворительно | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и.т.д.; несоответствие программы году обучения |
2 «неудовлетворительно | комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий: незнание нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте |
При оценивании обучающегося следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в музыкально-исполнительской деятельности; степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к обучающимся.
Для развития навыков творческой, грамотной работы обучающихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет преподавателю полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.
Также занятия должны сопровождаться внеклассной работой - посещением концертов, лекций, мастер-классов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.
Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности обучающегося. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.
Во время подбора программы необходимо учитывать данные обучающегося, его темперамент, характер, возможности здоровья.
В работе над произведениями можно добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане обучающегося.
Объём самостоятельно работы обучающихся в неделю по УП «Фортепиано» определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объёма активного времени суток) и составляет с 1-4 классы – по 3 часа в неделю.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приёмов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра гамм, технических упражнений и этюдов (с технических заданий полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений и чтение с листа более лёгких; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над конкретными деталями и звукоизвлечением (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке); проигрывание программы целиком перед зачётом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе преподаватель даёт в индивидуальном порядке и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Рекомендуемый список учебной литературы
1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М.: Сов.комп., 1981
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М.: Сов.комп., 1985
3. Арцышевский Г., Арцышевская Ж. Юному аккомпаниатору. М.: Сов.комп., 1990
4. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. Л.: Сов.комп., 1980
5. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л.: Сов.комп., 1988
6. Бахмацкая О. Здравствуй, малыш. I, II вып. М.: Сов. Комп., 1975
7. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1988
8. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. С.-П.: Комп., 1999
9. Глушенко М. Фортепианная тетрадь юного музыканта. Вып.1. Л.: Музыка, 1988
10. Гнесина Е. Фортепианная азбука. М.: Сов.комп., 1976
11. Гринштейн К. Книжки-раскраски Л.: Палестра, 1986
12. Коновалов А. ДоНОТЫши. Курган, 1999
13. Кончаловская Н. Нотная азбука М.: Малыш, 1976
14. Копчевский Н., Натансон В. Современная фортепианная музыка для детей, Вып.1. М.: Музыка, 1970
15. Кривицкий Д. Впервые за фортепиано. М., 2001
16. Кувшинников Н., Соколов М. Школа игры на фортепиано. М.:Музыка, 1964
17. Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: Сов.комп., 1986
18. Любомудрова Н. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано (1 класс). М.: Музыка, 1980
19. Ляховицкая С, Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, 1-ая часть. Изд.19. Л,: Музыка, 1979
20. Малахова И. Первые шаги в мире звуков. Л.: Музыка, 1977
21. Милич Б. Маленькому пианисту, Фортепиано 1 кл. – Киев, 1985
22. Мыльников А. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано. М.: Комп., 2000
23. Николаев А. Фортепианная игра. М,: Музыка, 1994
24. Никольская М. Комплекс упражнений для начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1999
25. Никольская М. Обучение игре на фортепиано детей раннего возраста. Владимир: Посад, 2001
26. Никольская М. Этот занимательный мир музыки. Первые шаги начинающего пианиста. Владимир: Посад, 1998
27. Перунова Н. Музыкальная азбука. Л,: Сов.комп., 1990
28. Ройзман Л., Натансон В. Юный пианист. М,:Музыка, 1985
29. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург, 1994
30. Соколов М., Натансон В., Копчевский Н. Современный пианист. Изд.2-е, М.:Музыка, 1979
31. Соколова Н. Ребенок за роялем. М.: Музыка, 1981
32. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер. 1-ая часть. М.: Сов.комп, 1987
33. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л.: Музыка, 1980
34. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. Екатеринбург, 1998
35. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или, я - детский педагог. С.-П., 1996
VI СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978
2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974
3. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981
4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989
5. Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974
6. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха. М.: Музыка, 1993
7. Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Изд.3. Л.: Музыка, 1979
8. Браудо И.А. Полифоническая тетрадь. М.: Музыка, 1966
9. Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и первой половины XIX вв. М.: Музыка, 1991
10. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981, 1983-1985
11. Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М. Соколов. Вып. 1-4.М.,1965, 1968, 1973, 1976
12. Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В. Натансона. Вып. 1-4. М., 1963, 1967, 1971, 1976
13. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. М.-Л., 1966
14. Гат И. Техника фортепианной игры. М.-Будапешт, 1967
15. Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). Л.: Музыка, 1985
16. Гофман И. Фортепианная игра. М., 1961
17. Гринштейн К.Х. Книжки - раскраски. Л.: Палестра, 1991
18. Гутерман В. Возвращение к творческой жизни. Екатеринбург, 1994
19. Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 1974
20. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979
21. Коган Г. У врат мастерства. М., 1977
22. Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.-сост. В.Натансон. М.: Музыка, 1979
23. Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К.Аджемов. М., 1965
24. Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995
25. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 1966
26. Кременштейн Б. Педагогика Г.Нейгауза. М., 1984
27. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. М.: Музыка, 1984
28. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993
29. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971
30. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988
31. Лупан С. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993
32. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982
33. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963
34. Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. Л.: Музыка, 1975
35. Майкапар С. Как работать на рояле. Л.: Музгиз, 1963
36. Малинковская А.В. Фортепиано - исполнительское интонирование. М.: Музыка, 1990
37. Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника (на основе звукотворческой воли). М.: Музыка, 1966
38. Масару Ибука. После 3-х уже поздно. М.: Знание, 1991
39. Месснер В. Аппликатура в фортепианных сонатах Бетховена. М., 1962
40. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М. Гурвич, Л. Лукомский. М., 1979
41. Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964
42. Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы 9-ой конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М., 1973
43. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд.5. М.: Музыка, 1988
44. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980
45. Носина В. Символика музыки И.С. Баха. Тамбов, 1993
46. Понизовкин Ю. Рахманинов – пианист, интерпретатор собственных произведений. М., 1965
47. Савшинский С. Пианист и его работа. Л., 1961
48. Савшинский С. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963
49. Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов.комп., 1961
50. Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965
51. Система детского музыкального воспитания К. Орфа. Под Ред. Л.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970
52. Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. М.: Музыка, 1992
53. Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. М.: Владос, 2001
54. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947
55. Терликова Л.Е. Методика обучения беглому чтению с листа. Метод. разр. МК РСФСР. М., 1989
56. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.:Сов.комп., 1989
57. Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. М.: Сов.комп., 1987
58. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1989
59. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ (развитие творческих навыков). Ред.-сост. Н.Толстых. М., 1976
60. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968
61. Фейгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. М., 1960
62. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969
63. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984
64. Швейцер А. И.С. Бах. М.: Музыка, 1965
65. Щапов А. Некоторые вопросы фортепианной техники. М., 1968
66. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М., 1947
67. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика, 2002.