Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможно
Рабочая программа учебного предмета «Ансамбль» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 6,6 до 9 лет, 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansambl_doop_ovz_oii_4_goda.docx | 60.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Нижнесортымская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
«ОСНОВЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ВОЗРАСТЕ С 6,6 ДО 9 ЛЕТ,
4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АНСАМБЛЬ»
2024
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам, примерные списки произведений.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
- Рекомендуемый список учебной литературы
VI. Список методической литературы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ансамбль» (далее УП Ансамбль) по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте с 6,6 до 9 лет, со сроком обучения 4 года, разработана на основе:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р;
Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями) по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раз. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
Учебный предмет «Ансамбль» – входит в вариативную часть учебного плана по данной программе, использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по музыкальному инструменту: фортепиано.
Значимость предмета заключается в возможности художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей с особыми образовательными потребностями. Программа предмета направлена на формирование у обучающихся умений и навыков совместного музицирования, которые способствуют развитию таких качеств, как внимательность, дисциплинированность, целеустремленность, ответственность за результат коллективной творческой работы.
Игра в ансамбле расширяет горизонты музыкальных представлений обучающихся, помогает полнее раскрыть музыкальные возможности обучающихся, развить лучшие стороны их дарования, учит соразмерять свою художественную индивидуальность, технические возможности с индивидуальностью и техническими возможностями своего партнера, что, в свою очередь, обеспечивает слаженность и стройность исполнения ансамблевого произведения. Накопление разнообразных ярких музыкальных представлений развивает художественное воображение обучающихся.
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа учебного предмета «Ансамбль» предназначена для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с легкими и средними нарушениями интеллектуального и физического развития:
- с нарушением опорно-двигательного аппарата (лёгкая и средняя форма дцп);
- с нарушением зрения (слабовидящие);
- с нарушением слуха (слабослышащие);
- с задержкой психического развития;
- с нарушением речи (задержка речевого развития);
- с нарушением поведения и общения;
- с умственной отсталостью.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения учебного предмета «Ансамбль» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 2 года: с третьего по четвёртый (включительно) год обучения (3 и 4 классы).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Максимальная учебная нагрузка учебного предмета «Ансамбль» составляет 102 часа, из них: 34 часа – аудиторные учебные часы, 68 часов – самостоятельная работа.
Фортепиано | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 класс | - | |
2 класс | - | |
3 класс | 0,5 | 17 |
4 класс | 0,5 | 17 |
Форма проведения учебных занятий
Формой проведения учебных аудиторных занятий является урок, проводимый в форме мелкогруппового занятия от 2-х человек.
Игрой в ансамбле обучающиеся начинают заниматься еще на уроках по фортепиано совместно с преподавателем, позже – как ансамбль из двух учеников желательно равных музыкальных возможностей.
По учебному предмету «Ансамбль» к занятиям могут привлекаться обучающиеся по другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем.
Продолжительность академического часа 40 минут.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся: эмоциональности, памяти, мышления, воображения, творческой активности, артистизма и музыкальности на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.
Задачи:
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развитие всех видов музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического, тембро-динамического);
∙ формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования с учетом возможностей и способностей обучающихся;
∙ развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле): метрической пульсации; умение вести свою партию и слышать партнера; ритмической, темповой и интонационной слаженности; выработки единой манеры звукоизвлечения; стремления к единству образно-художественного восприятия исполняемого произведения;
∙ обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
∙ приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
∙ расширение музыкального кругозора обучающихся путем ознакомления с ансамблевым репертуаром.
- воспитание и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность, взаимовыручка, взаимоуважение.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план;
- Годовые требования по классам, примерные списки произведений.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям
- Рекомендуемый список учебной литературы
VI. Список методической литературы.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач УП «Ансамбль» используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (просмотр фото и видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов игры);
- практический (освоение приемов игры в ансамбле);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов; художественные впечатления).
- игровой метод (пальчиковые игры и гимнастика, упражнения для развития и раскрепощения игрового аппарата, ролевые игры);
- метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения).
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы имеются учебные аудитории для проведения занятий и необходимые принадлежности:
- инструменты (1-2 фортепиано);
- банкетки, регулируемые по высоте, подставки под ноги;
- стол;
- стулья;
- шкаф;
- иллюстративный материал, портреты композиторов.
Музыкальные инструменты своевременно настраиваются и ремонтируются, соблюдается температурный режим помещений, необходимый для фортепиано.
Для оборудования класса также необходимо наличие персонального компьютера, для возможности демонстрации аудио и видеоматериала, наглядные пособия, нотная и методическая литература.
В школе имеется концертный зал с роялем, библиотека, содержащая необходимое количество методических пособий и нотных сборников по ансамблевому музицированию. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.
Обучающиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае необходимости могут откопировать любое выбранное музыкальное произведение.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
Учебный план может изменяться с целью корректировки индивидуального развития. Определяет перечень, последовательность изучения учебных разделов, формы промежуточной аттестации, объём часов по каждому учебному разделу.
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебным планом и расписанием занятий.
3 класс (1 год обучения)
Тема | Всего |
Вводное занятие. Понятие ансамблевой игры | 1 |
Подбор репертуара | 1 |
Разбор нотных партий | 5 |
Чтение с листа | 2 |
Изучение пьес различных жанров | 6 |
Концертные выступления | 1 |
Промежуточная аттестация | 1 |
Итого: | 17 |
4 класс (2 год обучения)
Тема | Всего |
Подбор репертуара | 1 |
Разбор нотных партий | 6 |
Чтение с листа | 2 |
Изучение пьес различных жанров | 6 |
Концертные выступления | 1 |
Промежуточная аттестация. Итоговая аттестация | 1 |
Итого: | 17 |
Годовые требования по классам. Примерные списки произведений.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся. Программа отражает разнообразие репертуара, а также предполагает применение индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, что позволяет найти и выбрать более точный и верный метод обучения. В неё включаются разнохарактерные и разно-жанровые произведения русской и зарубежной классики, обработки народной музыки, а также произведения советских и современных композиторов. Количество произведений, рекомендуемым для обучения, дается в годовых требованиях по каждому году обучения. При объединении в дуэте двух учеников-пианистов в условиях совместных занятий возникают благоприятные возможности для коррекции технических трудностей, индивидуальных погрешностей каждого исполнителя. В работе необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ученика, умело дозировать исполнительские сложности.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большая часть произведений изучается для ознакомления и расширения музыкального кругозора, накопления репертуара, развития основных навыков игры в ансамбле, а отдельные произведения предназначаются для публичного исполнения. Необходимо всячески поощрять желания обучающихся выступать в тематических и концертных мероприятиях, т.к. успешные сценические выступления повышают самооценку обучающихся и являются хорошим стимулом к более качественным домашним занятиям.
Для закрепления пройденного на уроках материала и отработки полученных навыков, предусматривается выполнение домашнего задания, которое контролируется преподавателем и обеспечивается необходимыми учебно-методическими пособиями, в соответствии с программными требованиями.
Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальных планах обучающихся.
В течение всех лет обучения преподаватель должен ознакомить обучающихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются, с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами; развивать умение словесно охарактеризовать музыкальные произведения.
3 КЛАСС (1 год обучения)
Понятие «ансамбль». Посадка за инструментом участников ансамбля. На первом этапе формируется навык слушания партнера, а также восприятия всей музыкальной ткани в целом, умение слышать сильные и слабые доли. Синхронность исполнения обеих партий, контроль над соотношением звука между партиями. Одновременное снятие рук в окончаниях музыкальных сочинений.
В основе репертуара – несложные произведения, доступные для успешной реализации начального этапа обучения. За год обучающиеся должны пройти 3-4 ансамбля.
В конце учебного года обучающиеся сдают зачет из 1 произведения. Зачетом может считаться выступление на концерте, школьном конкурсе инструментального ансамбля «Играем вместе», выездных конкурсах.
Примерный репертуарный список музыкальных произведений:
С. Барсукова Часы. Сон. Снег. Чистюля. Солнышко. Музыканты. Карандаш. Плясуны.
М. Красев Колыбельная
И. Беркович Мелодия. Маленький рассказ. Игра.
В. Витлин Дед Мороз
Р.Н.П. «Выйду ль я на реченьку», «Здравствуй, гостья зима!»
Б. Поливода Поезд проходит мимо. После футбола. Воробей. Добрый зайчик. Тучки. Вечером.
В. Сластенко «До, Ре, Ми», «Раз, два»
Польская песня «Шуточная»
В. Шаинский. Песенка про кузнечика
Гаврилин В. «Часики» из цикла «Зарисовки»
Иршаи Е. «Слон – бостон»
Мак -Доуэлл Э. «К дикой розе»
Г. Ломакин «Гимн весне», «Считай на четыре, играй на пять»
Р.Н.П. «Как пошли наши подружки»
П.И. Чайковский «Мой садик», «Мой Лизочек»
Ф. Шуберт «Вальс», «Швейцарская песня»
Л. Моцарт «Песня»
В. Дональдсон «Чарльстон»
Обр. Б. Поливоды «Часы», «После дождика», «Модный зайка»
И. Гайдн «Учитель – ученик»
С. Прокофьев «Болтунья». «Петя», «Кошка» (из симфонической сказки «Петя и волк»)
Л. Бетховен. Контрданс. Ода «К радости». Экосез
В. Моцарт Отрывок из симфонии №40
Ж.Б. Люлли Гавот
Обр. В. Сластенко Песенка о петушке. Чижик-пыжик. Песенка трех поросят. Кошкин дом. Шар голубой.
В. Блага Танец. Колыбельная
С. Смольянинов «Кораблик адмиралтейства»
Н. Торопова «Забавные шалости гномов»
В.Коровицын «Кукулы сеньора Карабаса»
Ансамбли «Шесть рук»:
Р.Н.П. «Земелюшка чернозем»
Р.Н.П. «Во поле береза стояла»
Р.Н.П. «Ходила младешенька»
Примерные зачётные программы
О. Хромушин «Ехали медведи на велосипеде»
М. Шмитц «Микки-Маус»
Ю. Виноградов «Танец медвежат»
4 КЛАСС (2 год обучения)
Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:
∙ умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;
∙ умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;
∙ совместно работать над динамикой произведения;
∙ анализировать содержание и стиль музыкального произведения.
В течение учебного года следует пройти 3-4 музыкальных произведения, различных по характеру, соответствующих музыкальному и техническому развитию обучающихся, с различной степенью готовности. В конце года - зачет из 1 произведения. Публичное выступление обучающихся может приравниваться к зачету.
Примерный репертуарный список музыкальных произведений:
Ж.Б. Рамо Тамбурин
Ф. Шуберт Цветы мельника
М. Глинка Полька
П.И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»
Р.Н.П. «Я на горку шла»
Л. Бетховен Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»
Украинская народная песня «По дороге жук, жук»
В. Шаинский Песенка из мультфильма «Веселая карусель»
Г. Гладков Песенка друзей из мультфильма «Бременские музыканты»
Итальянская народная песня «Санта Лючия»
А. Аренский Кукушка
Б. Савельев «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда»
Б. Савельев «Кручу, кручу педали» из мультфильма «Прогулка кота Леопольда»
Ричард Роджерс «Звуки музыки»
Е. Крылатов «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»
В. Шаинский «День рождения» из мультфильма «Чебурашка»
В. Шаинский «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»
Н. Смирнова Хорошее настроение
Н. Смирнова «Танец утят» обр. итальянской народной песни
И. Стравинский. Балалайка
Р.Н.П. в обр. П.И. Чайковского «Я вечор, млада, во пиру была»
А. Александров «Сшила мама дочке»
Г. Балаев. Казачья
О. Хромушин «Ехали медведи на велосипеде»
С. Василенко Испанский танец из балета «Мирандолина»
Г. Свиридов «Робин» отрывок из песни на стихи Р. Бернса
Н. Киркулеску Румынская песня «Мой друг»
Ричард Роджерс «Покори каждую вершину», «Что-то хорошее», «Мои любимые вещи»
А. Крейн. Вариации Лауренсии из балета «Лауренсия»
Н. Смирнова Полька и танго
О. Геталова «Встреча в пустыне»
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка
О. Петрова «Клоуны»
М. Шмитц «Принцесса танцует вальс»
А. Неволович «Сапожные человечки»
А Неволович «Колыбельная белоснежки»
А Неволович «Принцесса»
Ансамбли «Восемь рук»:
Б. Савельев «На крутом бережку» из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка»
Д. Уотт «Три поросенка» из мультфильма «Три поросенка»
Ричард Роджерс «Я верю», «Эдельвейс», «До, Ре, Ми»
К. Рейнеке. Арлекин. Каватина
Обр. Р. Щедрина и А. Флярковского. Р.Н.П. «Жили-были два братца»
И. Беркович. Вальс
Н. Смирнова. Рэгтайм №1
Примерные зачётные программы
Д. Уотт «Три поросенка» из мультфильма «Три поросенка»
М. Глинка Полька
О. Геталова «Трансформер»
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результатом освоения учебного предмета «Ансамбль» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Фортепиано» является приобретение обучающимися сформированного комплекса основных исполнительских знаний, умений и навыков в области ансамблевого музицирования, таких как:
∙ наличие у обучающихся интереса к музыкальному искусству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;
∙ сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
∙ знание ансамблевого репертуара (4-ручный, 2-рояльный);
∙ знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
∙ знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов: народных, духовых, ударных), их особенностей и возможностей;
∙ знание основных музыкальных терминов;
∙ наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
∙ навыки по воспитанию совместного для партнеров ритмической устойчивости; ансамблевой гибкости, взаимной координации, согласованности, динамическое равновесие, единство фразировки, что связано с основами совместного музицирования;
∙ навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;
∙ наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
∙ наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.
Полученные на занятиях знания, умения и навыки должны позволить
обучающимся по окончании школы продолжить общение с музыкой, став грамотными музыкантами-любителями.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости являются:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на предмет:
в 5, 7 семестрах – контрольный урок,
в 6 семестре – дифференцированный зачёт
- итоговая аттестация обучающихся проводится по завершению обучения в 8 семестре (4 класс) в форме зачёта.
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:
- систематичность,
- учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения обучающихся к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные особенности.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения. На промежуточную аттестацию составляется утверждаемое руководителем образовательной организации расписание зачётов, которое доводится до сведения педагогических работников и обучающихся не позднее, чем за две недели до начала её проведения. Зачёт принимается комиссией не менее двух преподавателей, в том числе преподавателем, который вёл предмет. При завершении промежуточной аттестации допускается пересдача неудовлетворительной оценки.
Контрольные уроки и дифференцированные зачёты предполагают публичное исполнение программы в присутствии комиссии.
Обучающиеся, принимающие активное участие в конкурсах, отчетных концертах могут освобождаться от контрольных уроков и зачетов.
По состоянию здоровья обучающийся может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету должны позволить:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;
- определить сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
- оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- оценить знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;
- оценить знание профессиональной терминологии;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями; культуры ансамблевого музицирования;
- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки по пятибалльной шкале: 5 «отлично», 4 «хорошо», 3 «удовлетворительно», 2 «неудовлетворительно». Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление каждого обучающегося.
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 «отлично» | Предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть без потери текста, выразительно, технически качественно и художественно осмысленное, с пониманием стиля исполняемого произведения; использованием художественно оправданных технических приёмов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 «хорошо» | отметка отражает грамотное исполнение программы (соответствующей году обучения) наизусть, с небольшими недочетами, как в техническом плане, так и в художественном: небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения |
3 «удовлетворительно | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и.т.д. |
2 «неудовлетворительно | комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий: незнание нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Одной из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" – это подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки. В работе с обучающимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному и опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров.
Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для обучающихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными обучающимися. Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук).
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной, систематической и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры становятся совместные регулярные репетиции с преподавателем и без него.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: разбор новых произведений и чтение с листа более лёгких; выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над конкретными деталями и звукоизвлечением (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке); проигрывание программы целиком перед зачётом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе преподаватель даёт в индивидуальном порядке и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.
Объём самостоятельно работы обучающихся в неделю по учебному предмету определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования, реального объёма активного времени суток) и составляет – по 1 час в неделю.
Рекомендуемый список учебной литературы
- Альбом фортепианных ансамблей для ДМШ. Сост. Ю. Доля/ изд. Феникс,
- 2005
- «Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки». Москва «Музыка», 1989 г.
- Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973
- Ансамбли. Средние классы. Вып.13/ изд. Советский композитор, М.,1990
- Альбом нетрудных переложений для ф-но в 4 руки. Вып.1, 2/ М., Музыка, 2009
- Балаев Г. Фортепианные ансамбли для музыкальных школ. Ростов – на Дону «Феникс», 2001 г.
- Балаев Г., А. Матевосян. Фортепианные ансамбли. Ростов – на Дону «Феникс», 2001 г.
- Барсукова С. «Вместе весело шагать» / изд. Феникс, 2012
- Барсукова С. «Пора играть, малыш!» (Ростов-на Дону «Феникс», 2011 г.) Бизе Ж. «Детские игры». Сюита для ф-но в 4 руки / М., Музыка, 2011
- «Два рояля – восемь рук». Пособие для младших и средних классов ДМШ, г. Санкт-Петербург, «Союз художников», 2001 г.
- «Для мамусь и бабусь». Популярные мелодии для фортепиано в 4 руки. Вып. 1,2. Киев, издательство «Аспект-Полиграф», 2007 г.
- За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф-но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Е.
- Сорокина / М., Музыка, 2008
- Играем с удовольствием. Сборник ф-ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб.,
- Композитор,2005
- Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001
- Концертные обработки для ф-но в 4 руки /М., Музыка, 2010
- Поливода Б., Сластенко В. «Лучшее из хорошего» (Ростов-на Дону «Феникс», 2011 г.)
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс,
- 2006
- Смирнова Н. «Любимые мелодии» ансамбли в 4 руки (Ростов-на Дону «Феникс», 2007 г.)
- Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012
- Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Младшие классы ДМШ. Сост. Бабасян. М., Музыка, 2011
- Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост.
- Н. Бабасян. М., Музыка, 2011
- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Музыка, М.,1994
- Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006
- Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012
- Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова. СПб., Композитор, 2012
- Штраус И. Популярные мелодии в легком переложении для фортепиано в 4 руки. Пер. Ж. Металлиди. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2000 г.
- 21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. Учебное пособие. Сост. Мамон Г./ Композитор СПб., 2012
VI СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва «Музыка», 1988 г.
- Баренбойм Л. Путь к музицированию. Ленинград «Советский композитор», 1979 г.
- Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996
- Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М.,1979
- Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное исполнительство. Выпуск 8. М.,1973
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971
- Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении. /Музыкальное искусство. Выпуск 1. М.,1976
- Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство, педагогика // Фортепиано. М., ЭПТА, 2001: № 4
- Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.,1988
- Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2-е, Музыка,1970
- Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра/ ежеквартальный журнал «Пиано форум» № 2, 2011, ред. Задерацкий В.
- Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва «Советский композитор», 1989 г.
- Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. Москва, 1964 г.