Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инва
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 6,6 до 9 лет, 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya_ovz_oii_fortepiano_4_goda.docx | 36.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе учебного предмета
«Музыкальный инструмент: фортепиано»
для обучающихся по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства
«Основы инструментального исполнительства»
для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
в возрасте с 6,6 до 9 лет.
Срок реализации программы 4 года
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» является частью дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 6,6 до 9 лет, со сроком обучения 4 года и разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р;
Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями) по реализации дополнительных адаптированных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раз. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).
Программа содержит все структурные элементы в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей:
- титульный лист;
- пояснительную записку;
- содержание учебного предмета;
- учебно-тематический план;
- годовые требования по классам, примерные репертуарные списки музыкальных произведений;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса;
- список литературы.
Пояснительная записка характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе, раскрывает целостность программы – согласованность цели, задач, ожидаемых результатов и способов их достижения, методов обучения; материально-технических условий реализации учебного предмета для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Содержание учебного предмета раскрывается через краткое описание учебного материала по годам обучения.
Учебно-тематический план включает распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся
Методическое обеспечение программы представлено в форме методических рекомендаций по работе с обучающимися.
Информационное обеспечение программы содержит список литературы для обучающихся и преподавателей.
Обучение детей игре на фортепиано - это средство развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей, возможность активного общения, профессионального самоопределения обучающегося и создания социокультурной среды общения, что согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» является актуальным в современной педагогике.
При разработке данной программы, учитывался принцип последовательности и доступности в обучении; принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка; принцип вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности.
Характеристика предмета, его значимость
Представленная образовательная программа по обучению игре на фортепиано детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДШИ предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями интеллектуального развития, с задержкой психического развития, в том числе нарушениями слуха, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Значимость предмета заключается в возможности художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей с особыми образовательными потребностями.
Уроки фортепиано проводятся в форме индивидуальных занятий с обучающимися.
В основе программы лежит игровой метод работы: изучение нотной грамоты сопровождается использованием дидактического материала, чтением сказок, стихотворений и рассказов, решением головоломок и выполнением творческих заданий. В процессе обучения учениками приобретаются знания, умения и навыки игры на фортепиано, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.
Рекомендуемый учебный репертуар составляют в основном программные пьесы, которые на начальном этапе разучивания развертываются в ансамблевую партитуру. Совместная работа в диалоге с учителем и ролевые игры наиболее доступно и понятно показывают, как с помощью звука, тона, интонации можно рисовать картины природы, создавать разные настроения в музыкальной пьесе и находить в музыкальных картинках сказочных персонажей.
Учитывая большую вероятность проблем с координацией движений у детей с особыми образовательными потребностями, программа предполагает строгую последовательность в разучивании штрихов на материале предложенных произведений, а также процесс закрепления полученных навыков подбором комплекса занимательных упражнений, пальчиковых игр и гимнастики. В свою очередь, предложенные в программе упражнения направлены не только на появление двигательной свободы и снятие напряжения, но и способствуют развитию интеллекта, ведь в процессе игры ребенок вынужден развивать ловкость левой руки до уровня правой (для «правшей» и наоборот для «левшей»), что оказывает влияние и на обмен информации между полушариями головного мозга. Также в выполнении упражнений на инструменте рекомендуется нажатие клавиш сопровождать пропеванием их названий, а при исполнении пьес использовать подтекстовку, т.к. подключение к работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки.
Программа предусматривает и проведение уроков-концертов для родителей. Для этого рекомендуется разучиваемые пьесы объединять в тематические циклы, чтобы ребенок более наглядно и осознанно обретал знания о средствах музыкальной выразительности, узнавал секреты превращения звука. Кроме того, проведение подобных мероприятий привлекает родителей в процесс обучения, дает возможность ребенку эмоционально выразить себя.
Понимая значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями, в программе наличествуют и элементы музыкотерапии: рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов.
Таким образом, данная программа содержит в себе комплекс различных видов урочной деятельности, что позволяет сочетать фазы психической нагрузки, двигательной активности и снятия психосоматического напряжения посредством элементов музыкотерапии, а также учитывает обобщение опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской школе искусств.
Цель программы: удовлетворение потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном и духовном развитии, раскрытие и развитие творческого потенциала и индивидуальных возможностей средствами музыки, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, организация их свободного времени, обеспечивающая социальную адаптацию.
Задачи:
- развитие общей музыкальной грамотности обучающихся, расширение музыкального кругозора, а также воспитание любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
- овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
- формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающихся;
- развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, интонирования, музыкальности, эмоциональности;
- владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
- приобретение интереса к музицированию, к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях;
- формирование у обучающегося эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
- воспитание активного слушателя, зрителя;
- воспитание и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность.
ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА
Срок обучения | 4 года |
Количество часов на аудиторные занятия | 270 |
Общее количество часов на самостоятельные занятия | 405 |
Максимальная учебная нагрузка в часах | 675 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
Класс | Распределение по годам обучениям | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 | 2 | 2 | 2 |
Общее максимальное количество часов по годам | 66 | 68 | 68 | 68 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 270 | |||
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | 3 | 3 | 3 | 3 |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 99 | 102 | 102 | 102 |
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу) | 405 | |||
Всего: | 675 |
Занятия проходят в форме индивидуального урока продолжительностью: 1 класс 35 минут, 2-4 классы – 40 минут два раза в неделю.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Результатом освоения рабочей программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент: фортепиано» является приобретение обучающимися основных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве. По окончании обучения выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:
- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
- умеет исполнять произведение в соответствующем характере, анализируя свое исполнение;
- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеет основными аппликатурными приёмами;
- владеет навыками подбора по слуху, аккомпанирования и импровизации в простых формах;
- имеет опыт публичных выступлений.
Результаты освоения предмета должны отражать наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, накоплению репертуара из музыкальных произведений различных жанров и форм; самостоятельному музыкальному исполнительству.
Способы проверки ожидаемых результатов:
Промежуточная аттестация:
1, 3, 5, 7 семестры – Контрольный урок.
Требования: 2 разнохарактерных произведения по выбору преподавателя, одна из которых может быть с элементами полифонии.
2,4,6 семестры – Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.
Требования: 2 разнохарактерных произведения, по выбору преподавателя.
Итоговая аттестация – 8 семестр. Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.
Требования: 2 разнохарактерных произведения, по выбору преподавателя.