Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инва

Сарачакова Валентина Викторовна

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства: «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 6,6 до 9 лет, 4 года обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_ovz_oii_fortepiano_4_goda.docx36.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Нижнесортымская  ДШИ»

АННОТАЦИЯ  

к рабочей программе учебного предмета

«Музыкальный инструмент: фортепиано»

для обучающихся по дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства

«Основы инструментального исполнительства»

для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

в возрасте с 6,6 до 9 лет.

Срок реализации программы 4 года 

Рабочая программа учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано» является частью дополнительной адаптированной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Основы инструментального исполнительства» для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте с 6,6 до 9 лет, со сроком обучения 4 года и разработана на основе:

 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года №678-р;

Приказа Министерства Просвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ;

Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями) по реализации дополнительных адаптированных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раз. VI Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»);

 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»).

Программа содержит все структурные элементы в соответствии с федеральными требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • содержание учебного предмета;
  • учебно-тематический план;
  • годовые требования по классам, примерные репертуарные  списки музыкальных произведений;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;        
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • список литературы.

Пояснительная записка характеризует учебный предмет, его место и роль в образовательном процессе, раскрывает целостность программы – согласованность цели, задач, ожидаемых результатов и способов их достижения, методов обучения; материально-технических условий реализации учебного предмета для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Содержание учебного предмета раскрывается через краткое описание учебного материала по годам обучения.         

Учебно-тематический план включает распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся

Методическое обеспечение программы представлено в форме методических рекомендаций по работе с обучающимися.

Информационное обеспечение программы содержит список литературы для обучающихся и преподавателей.

Обучение детей игре на фортепиано - это средство развития познавательной мотивации, индивидуальных способностей, возможность активного общения, профессионального самоопределения обучающегося и создания социокультурной среды общения, что согласно «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года» является актуальным в современной педагогике.

При разработке данной программы, учитывался принцип последовательности и доступности в обучении; принцип личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка; принцип вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности.

Характеристика предмета, его значимость

Представленная образовательная программа по обучению игре на фортепиано детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДШИ предназначена в первую очередь для детей с легкими нарушениями интеллектуального развития, с задержкой психического развития, в том числе нарушениями слуха, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Значимость предмета заключается в возможности художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей с особыми образовательными потребностями.

Уроки фортепиано проводятся в форме индивидуальных занятий с обучающимися.

В основе программы лежит игровой метод работы: изучение нотной грамоты сопровождается использованием дидактического материала, чтением сказок, стихотворений и рассказов, решением головоломок и выполнением творческих заданий.  В процессе обучения учениками приобретаются знания, умения и навыки игры на фортепиано, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.        

Рекомендуемый учебный репертуар составляют в основном программные пьесы, которые на начальном этапе разучивания развертываются в ансамблевую партитуру. Совместная работа в диалоге с учителем и ролевые игры наиболее доступно и понятно показывают, как с помощью звука, тона, интонации можно рисовать картины природы, создавать разные настроения в музыкальной пьесе и находить в музыкальных картинках сказочных персонажей.

Учитывая большую вероятность проблем с координацией движений у детей с особыми образовательными потребностями, программа предполагает строгую последовательность в разучивании штрихов на материале предложенных произведений, а также процесс закрепления полученных навыков подбором комплекса занимательных упражнений, пальчиковых игр и гимнастики. В свою очередь, предложенные в программе упражнения направлены не только на появление двигательной свободы и снятие напряжения, но и способствуют развитию интеллекта, ведь в процессе игры ребенок вынужден развивать ловкость левой руки до уровня правой (для «правшей» и наоборот для «левшей»), что оказывает влияние и на обмен информации между полушариями головного мозга. Также в выполнении упражнений на инструменте рекомендуется нажатие клавиш сопровождать пропеванием их названий, а при исполнении пьес использовать подтекстовку, т.к. подключение к работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки.

Программа предусматривает и проведение уроков-концертов для родителей. Для этого рекомендуется разучиваемые пьесы объединять в тематические циклы, чтобы ребенок более наглядно и осознанно обретал знания о средствах музыкальной выразительности, узнавал секреты превращения звука. Кроме того, проведение подобных мероприятий привлекает родителей в процесс обучения, дает возможность ребенку эмоционально выразить себя.

Понимая значимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями, в программе наличествуют и элементы музыкотерапии: рисование под музыку, произвольные движения и танцы, обсуждение музыки и сочинение рассказов.

Таким образом, данная программа содержит в себе комплекс различных видов урочной деятельности, что позволяет сочетать фазы психической нагрузки, двигательной активности и снятия психосоматического напряжения посредством элементов музыкотерапии, а также учитывает обобщение опыта работы с детьми данной целевой аудитории на уроках фортепиано в детской школе искусств.

Цель программы: удовлетворение потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в интеллектуальном, нравственном и духовном развитии, раскрытие и развитие творческого потенциала и индивидуальных возможностей средствами музыки, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на фортепиано, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, организация их свободного времени, обеспечивающая социальную адаптацию.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности обучающихся, расширение музыкального кругозора, а также воспитание любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающихся;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, интонирования, музыкальности, эмоциональности;
  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
  • приобретение интереса к музицированию, к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях;
  • формирование у обучающегося эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.
  • воспитание активного слушателя, зрителя;
  • воспитание и формирование таких качеств личности, как трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность.

ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

Срок обучения

4 года

Количество часов на аудиторные занятия

270

Общее количество часов на самостоятельные занятия

405

Максимальная учебная нагрузка в часах

675

УЧЕБНЫЙ ПЛАН        

 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент: фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.

Класс

Распределение по годам обучениям

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

Общее максимальное количество часов по годам

66

68

68

68

Общее количество часов на аудиторные занятия

270

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

3

3

3

3

Общее количество часов на самостоятельную работу

99

102

102

102

Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)

405

Всего:

675

Занятия проходят в форме индивидуального урока продолжительностью: 1 класс 35 минут, 2-4 классы – 40 минут два раза в неделю.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

         Результатом освоения рабочей программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент: фортепиано» является приобретение обучающимися основных исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих реализовать многообразные возможности фортепиано в музыкальном исполнительстве. По окончании обучения выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- умеет исполнять произведение в соответствующем характере, анализируя свое исполнение;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, владеет основными аппликатурными приёмами;

- владеет навыками подбора по слуху, аккомпанирования и импровизации в простых формах;

- имеет опыт публичных выступлений.

Результаты освоения предмета должны отражать наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, накоплению репертуара из музыкальных произведений различных жанров и форм; самостоятельному музыкальному исполнительству.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Промежуточная аттестация: 

1, 3, 5, 7 семестры – Контрольный урок.    

Требования: 2 разнохарактерных произведения по выбору преподавателя, одна из которых может быть с элементами полифонии.

2,4,6 семестры – Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.

Требования: 2 разнохарактерных произведения, по выбору преподавателя.

Итоговая аттестация – 8 семестр. Дифференцированный зачёт в форме Академического концерта.

Требования: 2 разнохарактерных произведения, по выбору преподавателя.