Доклад «Современные технологии, развития вокального мастерства учащихся»
В современном образовании актуальным вопросом остается совершенствование образовательного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения с использованием новых технологий
в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижение эффективного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._doklad_sovremennye_tehnologii_razvitie_vokalnogo_masterstva_uchashchihsya.docx | 272.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОЛЬШЕВЯЗЕМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
«Современные технологии,
развития вокального мастерства учащихся»
Выполнила работу преподаватель:
Яхина Н.С.
Большие Вязёмы
2022
Введение
«Музыка - могучий источник мысли.
Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное
развитие ребенка».
В.А.Сухомлинский
Идет XXI век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь
на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления
о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету. Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков, что оба этих занятия упорядочивают, хаотичность мышления и дополняют друг друга.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
В современном образовании актуальным вопросом остается совершенствование образовательного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения с использованием новых технологий
в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижение эффективного результата. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе педагог по вокалу? Поделюсь своим опытом
о работе.
Моя цель – помочь становлению ребенка как личности. Современный подход в обучения вокалу в дополнительном образовании главным образом это – развитии познавательных способностей и стимулирование на занятиях вокалом мышления ученика, понимания им себя и своей роли на различных уровнях социально-коммуникативных связей, а ведь еще не так давно считалось, что на уроке по вокалу ученик должен усвоить определенный объем знаний.
Выпускник вокального класса в наше время должен овладеть системой теоретических и практических знаний, уметь применять современные технические средства обучения. Поэтому совершенствование методики обучения пению всегда будет считаться актуальной музыкально-педагогической задачей. В своей работе я использую следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), личностно-ориентированный подход, игровые технологии, импровизация, здоровьесберегающие технологии, портфолио. Использование этих технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого, и нравственного развития учащихся как личность.
На некоторых критериях хотелось остановиться подробнее.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал педагог в наше время ему необходимо повышение собственной грамотности в области информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ), знание хотя бы простейших компьютерных программ и использование
на их основе современных педагогических технологий. На сегодняшний день компьютерные технологии – динамично развивающаяся область знаний.
В чем же заключаются её преимущества? В возможности получения различный материал через Интернет сеть, в интегрировании обычного учебного занятия с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей, в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.
Игровые технологии.
Направлены для активизации и интенсификации деятельности обучающихся, они выступают как метод обучения и воспитания. Участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различным мотивационным качествам, развивают двигательные способности, воображение и творчество.
Музыкальные игры направлены на развитие интеллекта, чувства ритма
и такта, музыкального слуха, памяти, голоса, творческой деятельности ребёнка. Они способствуют быстрому запоминанию изученного материала, делают занятие более интересным, насыщенным, повышают эмоциональный настрой, сохраняя при этом контингент.
Коллективно-творческая деятельность с использованием музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, стимулируют фантазию ребенка, живость воображения. Игровая форма занятий создается на занятиях вокалом при помощи игровых приемов и ситуаций, попевок с ассоциативным набором животных и явлений природы, раскрывая образы и воображения.
Здоровьесберегающие технологии.
Разогревание, настройка и сбережение голосового аппарата вокалистов;
Подготовка дыхательного аппарата – создать правильное мягкое, вокальное дыхание с помощью дыхательной гимнастики. Она представляет собой комплекс упражнений, основанных на системе восстановления дыхания вокалистов «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»,
М.Н. Щитинин.
Подготовка артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика (разогрев мышц лица и языка), снятия напряжения с внутренних и внешних мышц лица, упражнения для ощущения интонации, скороговорки и т.д.
Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата в работу.
Разогрев голосового аппарата от одного звука с расширением диапазона.
Создание гуманистических взаимоотношений в коллективе.
Также большая работа ведётся на отделении МАУДО Большевязёмской школы искусств с ансамблем (фольклорный вокальный коллектив «Славушка»).
Работа в данных коллективах способствует созданию гуманистических взаимоотношений между участниками.
Применяя современные педагогические технологии на уроках вокального исполнительства, позволяют достигать высоких результатов
в конкурсной деятельности, чувствовать «ситуацию успеха» и продолжать
с интересом развиваться в данном направлении.
Традиционная культура за многие тысячелетия сконцентрировала
в себе общечеловеческие нравственные устои, выступая в качестве критерия и образца. Идеалы добра, справедливости, красоты и нравственности, заложенные в ней, способствуют формированию основополагающих качеств человеческой личности.
В настоящее время образование совершенствуется за счет новых педагогических технологий, методик и учебного оборудования, однако
в «народной педагогике» присутствуют многие принципы и методы, которые рассматриваются современностью, как инновационные.
Народную традиционную песню невозможно заменить ничем, особенно на начальном этапе развития и воспитания ребенка. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве практически невозможно восполнить
в последующие годы, ведь музыкальное развитие оказывает ничем
не заменимое воздействие на формирование эмоциональной сферы, развития мышления, воспитание чувства прекрасного и чуткость к красоте
в искусстве и жизни. Музыкальный фольклор даёт уникальную возможность овладевать родной речью, одновременно впитывая и родной музыкальный язык. Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка, она дает творческий стимул к его развитию. Младенческие колыбельные, пестушки и потешки, песни-игры, побайки, нашедшие доступные для младенца слова и поэтические образы, совершенно естественно готовят ребёнка к жизни.
На уроках фольклорного ансамбля, детям прививается любовь
к народной песне, культура родного края. Рассказывая детям, как пели раньше наши бабушки, прабабушки, включая аудио и видеозаписи, дети как бы проникают своей душой. Если это патриотические и рекрутские песни,
то переживают, если это шуточные песни, то дети входят в разные роли
и обыгрывают их. Работа по фольклору происходит в синтезе таких предметов как: фольклорный ансамбль и народное музыкальное творчество. Русский музыкальный фольклор позволяет ввести детей в мир традиционной русской культуры. Кроме этого, необходимо вовлекать детей в активное участие в получении знаний о народной музыкальной культуре. При этом используются формы работы, обеспечивающие интерес детей к различным видам деятельности, связанной с расшифровкой частушек, народных песен, закличек, прибауток, колыбельных и т. д. Например, на уроках народного творчества, мы с учащимися старших классов расшифровываем народные песни различных областей России.
Заключение
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя детской школы искусств – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске и помогать своим ученикам раскрываться в вокальном искусстве.
Как важно заинтересовать детей, которые пришли в музыкальную школу, полюбить их, найти индивидуальный подход, видеть перспективу обучения и выстроить верную обучающую программу, чтобы в конце обучения – можно было увидеть выпускника, который приобрел ценные знания, научился мыслить самостоятельно, раскрыл себя, приобщившись
к миру прекрасного. Это и есть цель, которой руководствуется преподаватель ДШИ. Это и есть смысл его творческого труда и результат его развития.
Список литературы.
1. Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. –М.: Знание, 1989.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Метод. Пособие. – М.: образование, 2004.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие.- М.:1998.
4. Шмаков С.А. Игровые технологии