Сценарий концерта, посвященного творчеству Эдварда грига "Сказки Тролльхаугена"

Филатова Юлия Евгеньевна

Сценарий концерта, посвященный творчеству композитора Эдварда Грига.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grig_26.04.docx26.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г. Тынды

Сценарий концерта, посвященного творчеству

Эдварда Грига

«Сказки Тролльхаугена»

Подготовила: концертмейстер

Филатова Ю. Е.

г. Тында 2024 г.

Цель: Познакомить учащихся и гостей концерта с творчеством Эдварда Грига

Задачи:

1. Продемонстрировать родителям достижения учащихся

2. Развивать у обучающихся опыт сценических выступлений

3. Прививать любовь к творчеству Эдварда Грига

4. Воспитывать эстетический вкус обучающихся

Концерт, посвященный творчеству Эдварда Грига

«Сказки тролльхаугена»

(Слайд 1)

  1. «Заход солнца» исп. Младший хор

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, уважаемыеродители и гости. Вас приветствовал младший хор с композицией «Заход солнца» композитора Эдварда  Грига, руководитель Светлана Валерьевна Чусова, концертмейстер Юлия Филатова. Сегодня наша встреча будет посвящена суровой, необыкновенной, удивительной, музыкальной стране и ее сказочным героям.

Далеко на северо-западе есть такая страна – Норвегия. (Слайд 2)Это суровый, холодный, но необыкновенно красивый край: неприступные горные скалы летом одеты в ярко-зеленый наряд, а зимой – в сверкающий белый. (Слайд 3) По крутым склонам и фьордам (узкий морской залив со скалистыми берегами), низвергаются водопады.(Слайд 4) На их берегах приютились живописные рыбацкие селения и деревеньки. Северное небо отражается в синих бездонных озерах. Среди писателей, художников и, конечно, композиторов есть такие, чья судьба тесно переплетается с судьбой своего народа. Они становятся певцами богатой культуры страны. В нотных листах и звоне клавиш фортепьяно такие композиторы приводят в мир нечто давно забытое, но не потерянное, прекрасное, важное. Важное не только для страны, ставшей родиной композитора, но и для всего мира. Такими творцом, раскрывавшим народное искусство для Норвегии, да и всей Скандинавии, стал Эдвард Григ. Вся музыка Эдварда Грига пронизана любовью к родному краю, к её суровой природе. Музыка Грига – сильная, порывистая, будто удары волн о могучие скалы, будто раскаты грома над бурными фьордами. Она вобрала в себя все, чем богата загадочная Скандинавия. Давайте и мы на нашем концерте представим,какую красоту природы видел Григ. (Слайд 5)

  1. «Лесная песня» исп. Ксения Отливан и Лидия Ладыжникова

Ведущая:Зерно таланта великого композитора легло на плодородную почву скандинавского народного творчества, уникального, самобытного, ни на что не похожего. Композитор дружил со сказочником Гансом Христианом Андерсеном и Генриком Ибсеном, и те увидели в нем певца народного творчества, способного призвать из небытия троллей и гоблинов, валькирий и эльфов, богов и злодеев скандинавского эпоса, исландских легенд, норвежских саг. (Слайд 6)

Так, например, белые эльфы поселились в воздухе – между землей и царством богов. Эльфы строят удивительные города из стекла и хрусталя, разводят волшебные сады, где растут диковинные деревья с золотыми и серебряными листьями, прекрасные цветы и волшебные травы. По дорожкам этих садов прогуливаются фантастические животные, к примеру – чудесные единороги.

  1. «Танец Эльфов» исп. Арина Мухопад

Ведущая:(Слайд 7) Халлинг — традиционный народный танец в Норвегии и западной Швеции.

Танец традиционно исполняют молодые люди на свадьбах и вечеринках. Изначально халлинг — это мужской танец, исполняемый в одиночку с различными последовательностями шагов, которые индивидуально связаны друг с другом. В танец встроены элементы акробатики, с помощью которых танцор демонстрирует своё мастерство.

Изюминкой танца является момент, когда танцор в прыжке пытается сбить ногой шляпу, которую на высоте при помощи шеста держит другой человек.

  1. «Халлинг» исп. Павел Иванов

Ведущая:(Слайд 8) Во владениях эльфов текут кристально чистые реки с целебной водой. Есть там и зеркальные озера, на поверхности которых растут водяные лилии и плавают прекрасные лебеди. Подобно феям, эльфы любят танцевать. Кроме того, они сочиняют музыку и поют хрустально чистыми голосами. Они часто веселятся, устраивая пышные ночные пиры с изысканными яствами и сочными фруктами.

  1. «Танец Эльфов» исп. ЕсенияХорвуд

Ведущая:(Слайд 9)Музыка Грига романтичная, она отличается душевной лирикой. Этот характер проявляется в инструментальных пьесах напевного характера для фортепиано. В «Ариетте» формируются самые хрупкие и воздушные образы лирики, связанные с наиболее утончёнными сторонами норвежской мечтательности и нежнейшими красками отечественной природы. 

  1. «Ариетта» исп. Анастасия Соловьева

Ведущая:До самой старости Эдвард верил в сказки. В его мелодиях оживали не только Эльфы, но и тролли(Слайд 10) - неуклюжие, грузные, волшебные существа, духи, которые селились в расщелинах и ущельях, боясь только одного – яркого солнца.(Слайд 11)Злые и мстительные Гоблины. Гномы и Кобольды(Слайд 12)- добродушные домашние духи, которые могли устроить в доме и беспорядок в ответ на пренебрежительное к ним отношение.

  1. «Кобольд» исп. Инесса Макарова

Ведущая: (Слайд 13) Эдвард Григ — классик норвежского музыкального искусства. Благодаря его творчеству небольшая Норвегия стоит в одном ряду с лучшими музыкальными державами Европы. Таков композитор Григ – яркий и поучительный, мощный и значительный, раскрывающий секреты скандинавских легенд в музыке. В музыке, оставшейся в истории навсегда, пока будут стоять норвежские скалы, омываемые морем.

Фортепианный цикл «Поэтические картинки» создан композитором в 1863 году. На момент создания ему было всего 20 лет.

  1. «Поэтическая картинка» № 3 (e-moll) исп. Дарья Мануйлова

Ведущая: (Слайд 14) Ноктюрн — это небольшое лирическое музыкальное произведение. Как правило, написанное на «ночную» тему. Чаще всего ноктюрны создавали в начале XIX века, в эпоху романтизма.

Слово «ноктюрн» произошло от французского nocturne, что в буквальном переводе означает «ночной». В Средневековье это было особое религиозное музыкальное произведение — католическая церковная служба, которая проходила ночью.

  1. «Ноктюрн» исп. Ирина Кеняйкина

Ведущая: (Слайд 15)

Могучий дух обитает в горах,
И голос его свободный
Звучит с колыбели в наших сердцах
И в чуткой душе народной.
Тот ласковый голос, глубокий, родной,
Как говор листвы, как ручей лесной,
Живое эхо свободы
Он будит в душе народа….
Он - песни знакомой мотив родной.
Он - повесть и он же - сказанье,
Он горе смягчает в груди больной,
Он счастью дает сиянье,
Он - память о прошлом, он - сила любви,
Он - честь и геройство в нашей крови,
Он в самом далеком скитанье
Звезды путеводной сиянье!

Эти стихи Генрика Ибсена точно отражают образный мир, запечатленный в произведениях Эдварда Грига.

  1. «Поэтическая картинка» №3 (c-moll) исп. ВиталинаБацкалевич

Ведущая:(Слайд 16)«Сердце поэта» — это романс Эдварда Грига, посвящённый философской теме искусства и творчества.

В романсе воплощается сложный, многогранный образ поэтической души.

Мелодия романса полна устремлённости, отличается пластичностью и широкой напевностью. Взволнованный гармонический фон придаёт музыке высокий пафос звучания.

Это сочинение – транскрипция собственной песни Грига для фортепиано, выполненной композитором в 1891 г. Автор музыки неоднократно возвращался к своим вокальным опусам, чтобы переложить их для фортепиано. Так произошло и с песней «Сердце поэта».

  1. «Сердце поэта» исп. Алина Кривошеева

Ведущая: (Слайд 17) В мифологии народов Европы есть маленькие, человекоподобные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. Это духи земли и гор - Черные эльфы. Ростом они с ребенка, но наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды и живут гораздо дольше, чем люди. 
        Гномы чрезвычайно обидчивы, вздорны и капризны. В недрах земли гномы хранят сокровища – драгоценные камни и металлы; они искусные ремесленники, могут выковывать магические кольца, мечи, кольчуги и другие волшебные предметы. Гномы неотделимы от драконов. Драконы охотятся за сокровищами гномов и гномы поэтому находятся с ними в постоянной войне. Вот как Григ описал гномов, спешащих по своим важным делам.

  1. «Шествие гномов» исп. Михаил Бондарь

Ведущая: (Слайд 18) Любимым домом Грига стало поместье под Бергеном, которое композитор так и назвал - «Тролльхауген», что значит «Холм троллей».

У Эдварда было три талисмана. Они были с ним во всех поездках. Маленькую глиняную лягушку он носил в кармане концертного костюма, и перед выходом на сцену должен был обязательно ее погладить по спинке. И это работало. Все его концерты проходили с неимоверными успехами, а если в кармане фрака перед концертом его рука не нащупывала этого маленького талисмана Э.Григ отменял концерт. Помимо лягушки у Грига в спальне всегда стояли на его ночном столике фигурка красного тролля и поросенка, которым по утрам и вечерам он совершенно серьезно желал либо доброго утра, либо спокойной ночи и обязательно кланялся.(Слайд 19)

  1. «Колыбельная» исп. Полина Шаманская

Ведущая:Эдварда Грига все воспринимали именно как национального композитора-сказочника Норвегии. Он помог своему другу, писателю Г. Ибсену, оживить его панорамное произведение «Пер Гюнт», превратив его в музыкальную сюиту. Главный герой - юноша, по имени Пер Гюнт.

Странствуя по Аравийской пустыне, Пер встречает вождя бедуинов. Его дочь, Анитра, пытается всеми силами очаровать юношу, после чего стремительно исчезает, оставив Пера ни с чем. Музыка этой части наполнена изяществом и разнообразием. Одна за одной сменяются темы, показывая многогранный характер Анитры. Продолжая свои странствия, Пер Гюнт попадает в королевство троллей.(Слайд 20)

  1. «Танец Анитры» исп. Алина Кривошеева и ВиталинаБацкалевич

Ведущая: (Слайд 21) Говоря словами Ибсена, в музыке Эдварда Грига скрыта «и память о прошлом, и сила любви». Интеллектуальная и духовная жизнь каждого человека базируется на той национальной культуре, которой он принадлежит. Ее значимость для развития творческого потенциала невозможно переоценить. Творчество Грига является ярким подтверждением этих слов, а знакомство с наследием великого композитора помогает учащимся-музыкантам осмыслить многие закономерности, присущие процессам формирования творческого стиля любого мастера.

На этом наш творческий вечер подошел к концу. Мы очень надеемся, что наш концерт был интересным и познавательным для вас. До новых встреч.